Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:
· способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
· это — только те особенности, которые имеют отношение успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
· способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
В структуре способностей принято разделять две основные категории — общие и специальные способности. Первые отделяют успешность выполнения не одной, а многих видов деятельности; к ним, например, относится интеллект. Вторые являются деятельностно - специфическими и определяют эффективность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.
Способности — это не изолированные образования, а неотъемлемые свойства личности, взаимодействующие со всеми иными личностными качествами и определяемые ими. Развитие способностей неотделимо от развития личности в целом. Развитие способностей и личности — двуединый процесс. Тем самым понятие способностей обретает свое место в общей структуре психологических понятий. Это — как бы «промежуточное» звено между двумя основополагающими психологическими категориями — деятельностью и личностью.
Вопрос об управленческих способностях часто обсуждается в связи с проблемой общей структуры личности руководителя, а иногда — и подменяется ею. Понятие собственно способностей отождествляется при этом с понятием личностных качеств руководителя. Это - наиболее характерная особенность современных взглядов на управленческие способности. В результате такого подхода перечень управленческих способностей оказывается весьма обширным.
Такой подход имеет ряд достоинств: отражает реальную сложность управленческой деятельности, многообразие требований, предъявляемых ею к личности. Недостатком данного подхода является тот факт, что он не дает ответа на вопрос о том, какова структура управленческих способностей, как они взаимосвязаны, каковы особенности их организации.
Для того, чтобы определить состав управленческих способностей отметим ряд управленческих качеств, которые являются управленческими способностями в собственном смысле, либо способствуют эффективному выполнению управленческой деятельности. Психологическую структуру управленческих способностей можно представить в виде схемы (рис. 2).
Рис. 2. Психологическая структура управленческих способностей
Менеджерские ха рактеристики - категория основных характеристик личности управленца. Все они либо необходимы для управленческой деятельности, либо желательны для нее, поскольку обусловливают высокий уровень ее успешности. Кроме того, они являются и фактором, обусловливающим предпочтение личностью выбора управленческой деятельности, склонность к ней. Эти характеристики подразделяются на две группы:
· биографические характеристики, свойственные «эффективному менеджеру» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.);
· личностные качества «эффективного менеджера».
Собственно управленческие способности. Она включает только те свойства, которые непосредственно и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность, определяются ее содержанием и требованиями. Данная категория подразделяется на две группы:
· общеуправленческие (или общеорганизационные) способности. Они определяют эффективность данного типа деятельности в целом;
· частные управленческие способности, которые обеспечивают эффективное выполнение ее отдельных функций; решение частных, хотя и важных, задач управления.
Данные категории выделяются по так называемому деятелъностно-функциональному критерию — по тому, какие свойства психики и качества личности требуются для деятельности.
Вместе с тем, в психологии управления существует еще один критерий выделения способностей — структурно-психо логический. Согласно ему в основу выделения способностей кладется структура психики. В соответствии с этим критерием, во-первых, различают проявления в управленческой деятельности общих и специальных способностей. Во-вторых, способности структурируются по основным классам психических процессов — когнитивным, регулятивным, коммуникативным, мотивационным, волевым.
Таким образом, общая структура управленческих способностей основана на взаимодополнительном использовании двух критериев — функционально-деятельностного и структурно-психологического. В итоге выделяется три основные категории качеств, которые являются либо непосредственно управленческими способностями, либо влияют на успешность управленческой деятельности.
Менеджерские характеристики
Менеджерские характеристики, строго говоря, — это те свойства индивида, которые выступают в функции способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального выбора (склонность к ней) чрезвычайно велико. Основными менеджерскими характеристиками являются следующие:
1. Возраст. В целом отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между возрастом и успешностью деятельности. Однако возрастной фактор очень важен для ее выполнения. Говоря о возрасте, следует иметь в виду следующее:
· иерархический уровень руководителя. Обычно наиболее крупные руководящие посты (особенно в японском менеджменте) занимают люди очень зрелого или даже преклонного возраста;
· богатство профессионального опыта, возможность эффективного осуществления управленческой деятельности;
· пропорционально возрасту происходит карьерный рост;
· от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые — наоборот;
· имеет место возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства (в основном, в сторону их ужесточения).
2. Пол. Он оказывает определенное влияние как на качество, так и на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности.
3. Культурно-образовательный уровень. В отличие от первых двух характеризуется прямой связью с эффективностью управленческой деятельности. Часто он является необходимым условием для того, чтобы человек мог занять какой-либо руководящий пост.
4. Социально-экономический статус. Он не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности — на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по «управленческой вертикали».
Вторую группу характеристик эффективного менеджера составляют личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие тем самым в функции способностей.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 280.