Состав управленческих способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:

· способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

· это — только те особенности, которые имеют отношение успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

· способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

В структуре способностей принято разделять две основные категории — общие и специальные способности. Первые отделяют успешность выполнения не одной, а многих видов деятельности; к ним, например, относится интеллект. Вторые являются деятельностно - специфическими  и определяют эффективность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.

Способности — это не изолированные образования, а неотъемлемые свойства личности, взаимодействующие со всеми иными личностными ка­чествами и определяемые ими. Развитие способностей неотделимо от развития личности в целом. Развитие способностей и личности — двуединый про­цесс. Тем самым понятие способностей обретает свое место в общей структуре психологических понятий. Это — как бы «про­межуточное» звено между двумя основополагающими психоло­гическими категориями — деятельностью и личностью.

Вопрос об управленческих способностях часто обсуждается в связи с проблемой общей структуры личности руководителя, а иногда — и подменяется ею. Понятие собственно способностей отождествляется при этом с понятием личностных качеств руководителя. Это - наиболее характерная особенность современных взглядов на управленческие способности. В результате такого подхода перечень управленческих способностей оказывается весьма обширным.

Такой подход имеет ряд достоинств: отражает реальную сложность управленческой деятельности, многообразие требований, предъявляемых ею к личности. Недостатком данного подхода является тот факт, что он не дает ответа на вопрос о том, какова структура управленческих способностей, как они взаимосвязаны, каковы особенности их организации.

Для того, чтобы определить состав управленческих способностей отметим ряд управленческих качеств, которые являются управленческими способностями в собственном смысле, либо способствуют эффектив­ному выполнению управленческой деятельности. Психологическую структуру управленческих способностей можно представить в виде схемы (рис. 2).

 


 

 


Рис. 2. Психологическая структура управленческих способностей

Менеджерские ха рактеристики - категория основных характеристик личности управленца. Все они либо необходимы для управленческой деятельности, либо желательны для нее, поскольку обусловлива­ют высокий уровень ее успешности. Кроме того, они являются и фактором, обусловливаю­щим предпочтение личностью выбора управленческой деятель­ности, склонность к ней. Эти характеристики подразделяются на две группы:

· биографические характеристики, свойственные «эффективному менеджеру» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.);

· личностные качества «эффективного менеджера».

Собственно управленческие способности. Она включает только те свойства, которые непосредст­венно и наиболее значимо влияют на управленческую деятель­ность, определяются ее содержанием и требованиями. Данная категория подразделяется на две группы:

· общеуправленческие (или общеорганизационные) способности. Они определяют эффективность данного типа деятельности в целом;

· частные управленческие способности, которые обеспечивают эффектив­ное выполнение ее отдельных функций; решение частных, хотя и важных, задач управления.


Данные категории выделяются по так называемому деятелъностно-функциональному критерию — по тому, какие свойства психики и качества личности требуются для деятельнос­ти.

Вместе с тем, в психологии управления существует еще один критерий выделения способностей — структурно-психо­ логический. Согласно ему в основу выделения способностей кла­дется структура психики. В соответствии с этим критерием, во-первых, различают проявления в управленческой деятельности общих и специальных способностей. Во-вторых, способности структурируются по основным классам психических процессов — когнитивным, ре­гулятивным, коммуникативным, мотивационным, волевым.

Таким образом, общая структура управленческих способнос­тей основана на взаимодополнительном использовании двух критериев — функционально-деятельностного и структурно-психо­логического. В итоге выделяется три основные категории качеств, которые являются либо непосредственно управленческими спо­собностями, либо влияют на успешность управленческой деятельно­сти.




Менеджерские характеристики

Менеджерские характеристики, строго говоря, — это те свойства индивида, которые выступают в функции способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального выбора (склонность к ней) чрезвычайно велико. Основными менеджерскими характеристиками являются следующие:

1. Возраст. В целом отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между возрастом и успешностью деятельности. Однако возрастной фактор очень важен для ее выполнения. Говоря о возрасте, следует иметь в виду следующее:

· иерархический уровень руководителя. Обычно наиболее крупные руководящие посты (особенно в японском менеджмен­те) занимают люди очень зрелого или даже преклонного возраста;

· богатство профессионального опыта, возможность эффективного осуществления управленческой деятельности;

· пропорционально возрасту происходит карьерный рост;

· от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые — наоборот;

· имеет место возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства (в основном, в сторону их ужесточения).

2. Пол. Он оказывает определенное влияние как на качество, так и на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности.

3. Культурно-образовательный уровень. В отличие от первых двух характеризуется прямой связью с эффективностью управленческой деятельности. Часто он является необходимым условием для того, чтобы человек мог занять какой-либо руководящий пост.

4. Социально-экономический статус. Он не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности — на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по «управленческой вертикали».

Вторую группу характеристик эффективного менеджера составляют личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие тем самым в функ­ции способностей.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.