| Годы | Индивидуум или этническая группа | Основной вклад в развитие менеджмента |
| 4000 до н.э. | Египтяне | Признание необходимости планирования, организации и контроля |
| 3000 | Шумеры | Письменность; регистрация фактов |
| 2600 | Египтяне | Децентрализация и организация управления |
| 1800 | Хаммурапи | Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы |
| 1600 | Египтяне | Централизация в управлении |
| 1100 | Китайцы | Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля |
| 400 | Ксенофонт | Признание менеджмента как особого вида искусства |
| 350 | Платон | Формулировка принципа специализации |
| 20 н.э. | Иисус Христос | Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения |
| 284 | Диоклетиан | Делегирование полномочий |
| 900 | Аль-Фараби | Требования к руководителю |
| 1436 | Венецианцы | Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; метод конвейера; управление кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости |
| 1500 | Томас Мор | Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого руководства |
| 1525 | Макиавелли | Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качеств руководителя |
| 1776 | Адам Смит | Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда |
| 1799 | Эли Уитни | Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей |
| 1800 | Джеймс Уатт, Маттеус Бултон, Сохо | Стандартные операции; спецификации; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих |
| 1810 | Роберт Оуэн | Ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих |
| 1820 | Джеймс Милл | Анализ человеческой мотивации |
| 1886 | Генри К. Меткалф | Искусство менеджмента; наука управления |
| 1900 | Фредерик У. Тэйлор | Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация; система оценки себестоимости; исследования рабочего времени; упор на работу менеджера; упор на исследования; стандарты, планирование, контроль и кооперация |
| 1900 | Франк Б. Гилбрет | Наука мотивационных исследований |
| 1901 | Генри Л. Гант | Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Ганта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих |
| 1910 | Гуго Мюнстерберг | Использование психологии в менеджменте и работе |
| 1911 | Дж. К. Дункан | Первый учебник менеджмента для колледжей |
| 1916 | Анри Файоль | Первая полная теория менеджмента; преподавание; менеджмента в учебных заведениях |
| 1916 | Александр Г. Черч | Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в целое |
| 1921 | Вальтер Д. Скотт | Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами |
| 1927 | Элтон Мэйо | Социологическая концепция групповых устремлений |
| 1928 | Т.К. Фрай | Статистические основы теории обслуживания |
| 1930 | Мэри П. Фоллет | Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой менеджмент |
| 1938 | Честер Барнард | Теория организации; социологические аспекты менеджмента; коммуникации |
| 1938 | П.М.С. Блэкетт | Операционные исследования |
| 1943 | Линдэлл Урвик | Корреляция принципов менеджмента |
| 1947 | Макс Вебер, Ренсис Аикерт, Крис Аржирис | Упор на психологию и исследования человеческих отношений в теории организации |
| 1949 | Норберт Винер, Клод Шеннон | Системный анализ и теория информации в менеджменте |
| 1951 | Франк Абраме, Селекман | Ввели искусство управления в мышление менеджеров |
| 1955 | Герберт Саймон, Левитт | Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как наблюдаемый и измеряемый процесс |
| 1960 | Дуглас МакГрегор | Доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В «теории X» — утверждение приоритета контролирующего менеджера, в «теории Y» — принцип распределения ответственности |
| 1965 | Игорь Ансофф | Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования |
| 1975 | Вильям Оучи | Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка — причина существования фирм. «Теория Z» |
| 1975 | Геральд Саланчик | Теория властных структур внутри и между организациями |
| 1976 | Розмари Стюарт | Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между видами управленческих задач |
| 1980 | Л. Портер | Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость |
| 1982 | Джон Коттер | Исследование работы высших руководителей |
| 1982 | Тереке Дил, Алан Кеннеди | Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на «организационное поведение» и корпоративное развитие |
| 1985 | Том Питере | Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации — как к важному ресурсу развития бизнеса |
В отечественной науке концепцию научной организации труда развивал А.К. Гастев. Он уделял значительное внимание методике обучения рациональным трудовым приемам. А.К. Гастев предложил свой комплекс «правил-заповедей для всякого труда». Такие правила, например, рекомендовали: прежде, чем приступить к работе, ее надлежит продумать, чтобы в голове сложилась модель готовой работы и порядок трудовых приемов; не браться за работу пока не приготовлен необходимый инструмент, и т.д.
Изучением условий, обеспечивающих надежность функционирования организации занимался П.М. Керженцев. Он пришел к выводу, что руководящий работник в своей деятельности должен ориентироваться на три основных момента:
· что именно должно быть выполнено;
· в какой срок;
· на ком лежит ответственность за выполнение задания.
Кроме этого каждый работник должен хорошо знать свои способности, свои достоинства и недостатки в работе для того, чтобы критически оценивать самого себя и самосовершенствоваться.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 442.