Избирательное мошенничество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Избирательная геометрия — произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территориии проведения выборов. Джерримендеринг нарушает равенство избирательных прав граждан (принцип равного представительства: равное количество депутатов от равного количества избирателей).

ИГ широко применяется в странах с мажоритарными выборами в парламент и сильной партийной системой (в частности, США). Чтобы в парламент попало максимальное количество «своих» депутатов, избирателей оппозиционной партии концентрируют в нескольких округах, а в остальных делают небольшой, но уверенный перевес своей партии. Для этого создают округа с неравным количеством избирателей, а также округа причудливой территориальной формы.

Сейчас для ИГ широко используются компьютеры.

Избирательное мошенничество может произойти на любой стадии в демократическом процессе, но обычно происходит во время избирательных кампаний, регистрации избирателя или во время подсчета голосов. Два главных типа избирательного мошенничества препятствуют тому, чтобы имеющие право избиратели отдали свой голос свободно (или голосовали вообще); и изменение результатов.

Манипуляция электората

- Gerrymandering (см.выше)

- Манипуляция демографии (перемещение большего количества избирателей в электорат до выборов, например, временно назначая им земли или селят их в ночлежках).

- Лишение гражданских прав (лишение гражданских прав некоторых типов людей, например, эмигрантов, уголовников и т.д., м.б. на законодательном уровне; законный избиратель может быть 'случайно' удален из списка избирателей; принятие особых цензов – грамотности и т.д.)

- Запугивание (давление на избирателя или группу избирателей так, чтобы они проголосовали за определенного кандидата или партию).

- Покупка голосов

- Дезинформация (клеветнические сведения о кандидатах и др.)

- Вводящие в заблуждение или запутывающие избирательные бюллетени

- Misrecording голосов(запись голоса избирателя по-другому от их намерений, например у слепых)

- Неправильное употребление голосов по доверенности

- Вброс бюллетеней (человек бросает больше голосов, чем они имеют право)

- Разрушение или аннулирование избирательных бюллетеней

- Средства фальсификации выборов через электронные машины для голосования


45. Регистрация избирателей и порядок составления списков за рубежом.

Различают 2 системы регистрации избирателей – необязательная и обязательная регистрация.

При необязательной регистрации закон не устанавливает обязанности для государственных органов регистрировать всех избирателей. В списки включаются только те граждане, которые сами проявили инициативу и явились на избирательные участки с просьбой их регистрации и включения в списки. Такая система существует в США и в большинстве стран Северной и Южной Америки.

Система необязательной регистрации имеет две разновидности: постоянная регистрация и периодическая. Постоянная регистрация существует в большинстве штатов США – избиратели, однажды включенные в списки, остаются там на всю жизнь и вычеркиваются из списков лишь в случаях смерти либо переезда в другую местность.

При системе периодической регистрации старые списки периодически ликвидируются и составляются новые. Такие периоды могут быть различными. Они могут быть равны 2 годам, 4, 6, вплоть до 12 лет. Избиратель, спустя эти промежутки времени, должен заново регистрироваться.

Обязательная регистрация означает, что избиратель не должен проявлять свою инициативу и являться на избирательный участок для регистрации, а вот государственные органы обязаны выявить избирателя и внести его в списки.

Здесь понятие обязательности относится к государственным органам: они обязаны зарегистрировать всех лиц, которые должны участвовать в выборах. Эта система также имеет две разновидности: система постоянных списков и сменяемых списков.

Постоянные списки составляются на неопределенный период времени, но периодически пересматриваются. В ряде стран они пересматриваются один раз в год (Италия, Франция, Япония, Великобритании), в некоторых странах – каждые два года.

Система обязательных списков – самая удобная для граждан. Суть ее в том, что списки избирателей составляются перед каждыми выборами. Для избирателя нет никаких проблем, он в абсолютном большинстве случаев уверен, что перед каждыми выборами придут соответствующие чиновники, зафиксируют его и затем пришлют извещение о необходимости явиться на выборы. Такая система существует в ФРГ и в некоторых других странах. Она справедливо считается самой удобной и демократичной системой регистрации.

В некоторых странах избирателям выдается специальная карточка либо избирательное удостоверение для выборов. После выдачи бюллетеня там ставится штамп, что избиратель уже проголосовал.


46. Избирательный залог и заградительная оговорка за рубежом

Избирательный залог — денежная сумма, вносимая при выдвижении кандидата в депутаты или на выборную должность из средств избирательного фонда кандидата на специальный счет избирательной комиссии.

Избирательный залог не подлежит возврату, если данный кандидат не получит минимума голосов избирателей, установленного законом. Рассматривается как дополнительный фильтр для отсеивания кандидатов, которые в действительности не имеют намерений бороться за избрание, или тех, кто представляет небольшие партии.

Избирательный залог – это определенная сумма денег, которую будущий кандидат должен внести на определенный счет в банке и принести справку из банка об этом в избирательный орган.

Избирательный залог первоначально, в XIX в., был разновидностью имущественного ценза. В настоящее время он является способом дисциплинирования кандидатов, потому что в тех странах, где существуют простые способы регистрации, возможно и несерьезное отношение к выборам. Залог может внести либо сам кандидат, либо выдвигающая и поддерживающая его политическая партия. Избирательные залоги есть в Великобритании, Индии, Франции, др. Некоторые же страны никогда не знали избирательных залогов (США, ФРГ и другие). Это объясняется тем, что, во-первых, в этих странах сложилась серьезная традиция по отношению к выборам, во вторых, выборы в этих странах – настолько дорогостоящее удовольствие, что необходимость в денежном залоге отсутствует, процедура выдвижения усложнена, поэтому там такого механизма нет.

В некоторых странах при применении пропорциональной системы действует законодательно установленный заградительный барьер (именуемый также оговоркой), в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение определенного минимума голосов избирателей (напр., в Израиле такой заградительный барьер составляет 1%, в Дании - не менее 2%. Места в парламенте Швеции распределяются лишь между теми партиями, за кот. проголосовало не менее 4% общего числа). С течением времени величина заградительного барьера может корректироваться. Заградительные барьеры представляют собой ограничение демократии, поскольку лишают отдельные партии, кот. поддерживает определенное кол-во избирателей, права участвовать в распределении парламентских мест, т. е. воля этих избирателей в расчет вообще не принимается. В Португалии, напр., в действующей К. содержится положение, которое запрещает вводить какие-либо заградительные барьеры.

Установление заградительных барьеров обычно мотивируют стремлением создать условия для эффективной работы парламента, когда в нем работают прежде всего партии, представляющие интересы достаточно больших групп населения и создающие в парламенте крупные фракции. Считается, что оговорка, препятствующая прохождению в парламент мелких партий, стимулирует объединительные процессы в партийной системе, когда партии с одинаковыми в принципе программами создают единый блок или даже сливаются в единую партию, отбрасывая мелкие различия и личные амбиции руководителей и преодолевая разногласия по второстепенным вопросам. Конечно, заградительный барьер в определенной степени содействует объединительным тенденциям в партийной системе, но не является решающим фактором всегда и при всех обстоятельствах.


47. Избирательные цензы за рубежом.

Избирательные  цензы – установленные законом условия, кот. должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом.

К избирательным цензам следует отнести возрастной ценз. Это требование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса.

Образовательный ценз в некоторых странах проверяется при регистрации избирателей. Напр., в некоторых штатах США существовало правило, что избиратель при регистрации мог получить в руки К. США и должен был прочесть несколько строк и объяснить, как он их понимает. Т. е. нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще.

Образовательному цензу близок ценз грамотности – требование умения читать и писать на языке той страны, где проживает избиратель. Это что–то вроде пониженного варианта образовательного ценза.

Ценз оседлости (ценз проживания) представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым различным. Наличие такого ценза достаточно объяснимо, потому что человек должен прожить какой–то минимум в данном городе, в данном районе для того, чтобы узнать какую–то специфику этого города. Особенно это касается выборов в местные органы.

Ценз пола. В большинстве современных гос-в не существует полит. ограничений для женщин, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако такое положение было не всегда.

Имущественный ценз долгое время существовал практически во всех странах, где существовали парламенты. Только достаточно имущие люди могли избирать и быть избранными. Имущественный ценз определялся достаточно просто – суммой выплачиваемого налога.

В ряде стран избирательных прав лишены военнослужащие – ценз для военнослужащих.

Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. Напр., в Исламской Республике Иран для того, чтобы быть избранным в иранский парламент, нужно быть мусульманином и необходимо активно проповедовать ислам.

Существует такой термин, как «моральные цензы». Моральные цензы предусматривают недопущение к выборам лиц, которые совершают какие–то аморальные поступки.

Специальные цензы для некоторых категорий граждан – для граждан, чье участие в выборах государство считает нежелательным.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание по приговору суда. Кроме того, в некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и там, согласно приговора суда, человек не имеет права избирать и быть избранным. Вообще, в мире известно свыше 50 цензов. Большинство из них носят нормальный характер, некоторые цензы связаны с национальными особенностями той или иной страны.


48. Ценз оседлости за рубежом.

Ценз оседлости – требование избирательного закона, согласно которому получение гражданином активного и/или пассивного избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов.

Этот ценз существует во многих зарубежных странах, однако его практическое применение и содержание в каждом государстве имеет ряд особенностей. Наличие такого ценза достаточно объяснимо, потому что человек должен прожить какой–то минимум в данном городе, в данном районе для того, чтобы узнать какую–то специфику этого города, чтобы чувствовать себя членом этой городской или сельской общины. Особенно это касается выборов в местные органы.

Для получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции - 6 мес., в Канаде - 12 мес.).

В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. Напр., в Ирландии избиратель обязан иметь "место для сна", в Бельгии - постоянно проживать в коммуне не менее шести месяцев, в Финляндии - не менее одного года.

В отдельных странах ценз оседлости сформулирован еще шире: так, в Норвегии необходимо проживать в стране не менее 10 лет.

В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме: например, в Великобритании избиратель должен зарегистрироваться в течение определенного периода и, если он в это время отсутствовал, то участия в выборах не принимает (это правило имеет ряд исключений).


49. Прямые   и косвенные выборы за рубежом

Выборы – установленная законом государственно-правовая процедура, во время которой граждане отдают свои голоса за кандидата или партию, в результате чего их воля формирует выборный (представительный) орган власти или в результате этого избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр города, судья и т.д. Выборы будут полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвовали два и более кандидата или несколько партий.

В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые.

Прямые выборы – это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост.

Прямыми выборами избирают в ряде стран главу гос-ва – президента (Франция, Египет).

Прямые выборы обычно применяются при избрании нижних палат парламентов. Главный признак нижней палаты именно в том, что она избирается прямыми выборами.

В некоторых странах прямыми выборами избираются обе палаты (напр., Палата представителей и Сенат США избираются прямыми выборами – то же относится к Бельгии, Италии).

Прямые выборы – это такие выборы, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией) нет никаких промежуточных инстанций, нет промежуточных ступеней.

Непрямые выборы – такой вид выборов, при которых воля избирателей не прямо реализуется, а опосредуется волей группы выборщиков, либо реализуется через действующий избирательный орган.

Непрямые выборы – это такие выборы, которые имеют промежуточную ступень.

Существует два вида непрямых выборов: косвенные выборы и многоступенчатые.

Косвенные выборы – это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые потом от имени избирателей уже непосредственно сами избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы в США. Такая система формально существует в США до сих пор. Путем косвенных выборов в некоторых странах проходят выборы парламентов, правительства, иногда – судей. Иногда они применяются в некоторых других случаях.

Многоступенчатые (многостепенные) выборы – это нечто иное, по сравнению с косвенными, поскольку в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из палат парламента (напр., многоступенчатыми выборами избирается президент Италии, потому что он избирается коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента).


50. Очередные, внеочередные, частичные, дополнительные и первичные (праймериз) выборы за рубежом.

Выборы - это важнейший инструмент легитимности гос. власти, они обеспечивают отбор полит. элиты, являются одной из определяющих характеристик гос. жизни, гос. режима.

Все многообразие выборов классифицируют по различным основаниям.

По видам выборов выделяются: очередные и внеочередные; всеобщие и частичные; первичные и повторные.

В избирательном законодательстве разных стран существуют собственные толкования различных видов выборов. В избирательном законодательстве нашей страны закреплены следующие виды выборов:

очередные, т.е. те, кот. проводятся по истечении законодательно установленного срока полномочий выборных (законодательных и исполнительных) органов гос. и муниципальной власти;

досрочные, кот. проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов гос. и муниципальной власти (напр., в связи с роспуском парламента, отставкой и т.п.);

дополнительные проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, т.е. мандата, замещенного при основных выборах, но освободившегося в результате того, что полномочия замещавшего его депутата прекращены;

частичные проводятся в порядке ротации части депутатов, органов гос. и муниципальной власти. В России такой вид выборов возможен на региональном и местном уровнях;

• повторные - проводятся в случаях, если очередные, досрочные, дополнительные, частичные выборы признаны несостоявшимися или их результаты — недействительными

Первичные выборы (США)(«праймериз») проводятся республиканской и демократической партиями для выявления наиболее подходящего кандидата в президенты, которого выдвигают их национальные съезды (конвенты). Когда президент намеревается выдвинуть свою кандидатуру на второй срок, то иногда ему не приходится участвовать в первичных выборах. Так бывает в тех случаях, когда он пользуется поддержкой партийного руководства и популярностью среди избирателей..

Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (гос-ва, организации). Выборы осуществляются путём голосования, проводимого в соответствии с регламентом выборов.


51. Абсентеизм в зарубежной избирательной практике: понятие и причины.

Абсентеизм, уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей.

В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к полит. жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.

Масштаб абсентеизма напрямую связан с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

ПРИЧИНЫ: Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к гос органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.

Рост числа абсентеистов – это свидетельство несовершенства сложившейся полит. системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе.

Одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах. (По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3). Т. о., с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя, института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься полит. деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

Можно выделить 2 основных вида абсентеизма:

пассивный абсентеизм - низкая полит. и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к полит. процессу и отчуждение от него и

активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по полит. мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.


52. Пропорциональная избирательная система (понятие, сущность, разновидности).

Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями.

Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Пропорциональная избирательная система имеет много достоинств. Главное из них – то, что она отражает распределение политических симпатий в стране.

Однако она, как показала практика Итальянской республики, имеет и недостатки. К числу таких недостатков относится то, что избиратели на протяжении десятка лет голосовали за одни и те же полюбившиеся им партии, а благодаря тому, что эти партии выдвигали практически одних и тех же кандидатов, не было смены «политической крови», одни и те же люди десятками лет заседали в парламенте, обрастали нужными и ненужными связями, возникала коррупция и т.д. Пропорциональная система оказалась при длительном применении обременена рядом негативных моментов.

 


53. Пропорциональная избирательная система (определение избирательного метра (квоты), распределение мандатов внутри партийных списков).

Избирательный метр – это необходимый минимум голосов, которые должна собрать та или иная партия для того, чтобы получить депутатский мандат в парламенте.

Иначе говоря, избирательный метр – это то число голосов, кот. необходимо для избрания одного депутата.

Избирательный метр вычисляется разными способами, но, чаще всего, это происходит следующим образом: число поданных и признанных действительных голосов по конкретному округу делится на число мандатов, выделенных на этот округ (число депутатских мест, которые избираются от данного округа). Каждый партийный список получит то число мандатов, которое равняется числу избирательных метров, укладывающихся в собранном данным партийным списком числе голосов. В каждом округе, как правило, свой избирательный метр, поскольку число проголосовавших избирателей в каждом округе свое.

Пропорциональная система выборов депутатов всегда связана с голосованием по спискам. Это всегда партийные списки. Пропорциональная система – это партийная избирательная система, поэтому, может быть, один из самых важных вопросов, которые нужно решать при пропорциональной системе – это вопрос о распределении мандатов внутри партийных списков.

В некоторых странах применяются, так называемые, «жесткие списки». Согласно системе «жестких списков» (они еще иногда называются «связанными» или «закрытыми» списками), предложенные избирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они расположены в списке, т.е. партия ставит самого популярного кандидата на первое место, менее популярного – на второе, третье и т.д. Такая система встречается не очень часто, напр., в Израиле.

Чаще встречаются системы распределения мандатов, когда применяется, так называемое, преференциальное голосование. Система преференций или система предпочтений при выборах означает, что избирателю предоставляется право не только выбирать список, кот. он поддерживает (партию, кот. выбирает), но и делать знаки предпочтения, выбирать кого–то внутри списка, того, кто ему нравится.

Система свободных списков (они еще называются гибкими или открытыми) предполагает, что решающее значение придается воле избирателей. В соответствии с этой волей и будут распределяться депутатские мандаты. В этом случае фамилии кандидатов в списке ставятся, чаще всего, по алфавиту, и избиратель ставит цифры: кого он ставит на первое место, кого – на второе и т.д.

Некоторые страны ввели своеобразный метод, применяемый при пропорциональной системе, кот. называется панаширование или панашаж от французского слова «panachage», что значит «смесь». Панаширование означает право и возможность избирателя выбирать как конкретный список партии, так и голосовать за кандидатов из разных списков, даже иногда вписывать в списки своих кандидатов.

При пропорциональной системе применяется также вариант, который называется системой «единственного передаваемого голоса». По этой системе, когда избиратель получает бюллетени со списками, избиратель выбирает одного из кандидатов в списке и одновременно указывает в списке, кому он еще отдает предпочтение.


54. Мажоритарная избирательная система за рубежом, ее разновидности.  

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов.

Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой).

Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают.

Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Наиболее редко встречающийся вариант – МС квалифицированного большинства. По этой системе для победы на выборах требуется, чтобы победивший кандидат получил квалифицированное число избирателей – 2/3, 3/4 голосов избирателей и т.д. Эта система применяется в два тура. Если в первом туре никто из кандидатов не получал эти 2/3 или 3/4, то законом предусматривается проведение второго тура, в котором остаются только два кандидата. Для победы во втором туре требуется набрать голосов больше, чем у соперника.

МС абсолютного большинства более распространена, чем система квалифицированного большинства. Ее иногда называют французской моделью, потому что она традиционно используется во Франции и в ранее зависимых от Франции территориях. По этой система кандидату для избрания в первом туре нужно набрать 50% голосов плюс 1 голос. В ряде случаев этот процент берется от числа избирателей всего округа, в некоторых – от числа принявших участие в голосовании. Если в первом туре никто не набирает эти «50+1», то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набрали больше других. Для победы во втором туре достаточно набрать больше хоть на один голос, чем конкурент.

Наиболее часто применяемая мажоритарная система называется МС относительного большинства. Это наиболее простая и эффективная система. Для победы на выборах кандидату необходимо получить число голосов, кот. превышает число голосов у любого из его соперников. Цифра этого превышения может быть любой. Для победы достаточно получить больше на один голос, чем любой другой соперник. Эта система проводится в один тур, потому что всегда кто-нибудь, хоть не намного, но получит больше, чем его конкуренты.


55. Понятие, признаки и структура зарубежных парламентов.

Парламент – высший представительный и законодательный орган государства.

В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами. Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:

1) формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;

2) его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;

3) обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);

4) реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;

5) парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе. Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат.

При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).

Две палаты создаются для представительства:

1) интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);

2) политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония).

В федерациях, как правило (США, ФРГ, Германия и др.), двухпалатные парламенты.

Более двух палат формируется обычно для реализации к.-л. ??? политической концепции конкретного государства (т. е. она не является общераспространенной, а прямо продиктована ситуацией и м. б. понята только в определенном историческом контексте) (в Югославии для реализации концепции социалист-го самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества), каждая из них д. б. реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент).

Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах (Бахрейне, Катаре и др.). Иногда они принимают законы одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законов.

Парламент имеет свои внутренние органы.

Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в КНР).

Председатель однопалатного парламента, имеет одного или нескольких заместителей;

президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. В Швеции председатели и вице-председатели палат избираются только на одно заседание. Председателя парламента при 2-палатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты


56. Порядок формирования зарубежных парламентов.

Порядок формирования современных парламентов напрямую зависит от их структуры.

Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируется посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат довольно разнообразны.

К основным из них относятся:

1. Формирование верхней палаты посредством непрямых косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции: Сенат - верхняя палата парламента Франции, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 8 - в заморских департаментах, 5 - в заморских территориях. Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосованием.

2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии.

3. Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии.

Верхняя палата парламента Канады (Сенат) состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, то которой они назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на 4 группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами.

4.Традиционный феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты - 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры парламента. 11 членов палаты - лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциями). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.


57. Компетенция парламента за рубежом.

Для успешной реализации своих функций парламент наделяется Конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию.

По объему компетенции парламенты можно подразделить на 3 группы.

1.Парламенты с абсолютно определенной компетенцией. Характерны для федеративных и децентрализованных унитарных гос-в. В таких гос-вах центральная власть конституционно ограничена правами субъектов Ф. или иных терр-ых образований. К этой группе можно отнести парламенты США, Франции, Испании.

2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией (т.е. парламенты, кот. имеют право издавать законы по любому вопросу и юр-ки обладают неограниченными полномочиями).

(пример - парламент Великобритании. Новой Зеландии, Японии, Италии и Ирландии).

3.Парламенты с относительно определенной компетенцией. Это означает, что границы их компетенции являются относительно подвижными. Так, К. Швейцарии не содержит ясного критерия для разграничения компетенции парламента и правительства.

Полномочия парламентов.

Законодательные полномочия образуют главную часть компетенции парламентов; их реализация занимает зачастую наибольшее место в их деятельности. В целом, к законодательным полномочиям парламента, закрепленным, как правило, в конституциях, можно отнести следующее:

1.право законодательной инициативы. Обсуждение законопроектов предполагает работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах и комиссиях.

2. Принятие законопроектов проводится либо сразу по проекту в целом , либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом.

3. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия.

4.Контроль над деятельностью правительства. Данное полномочие входит в компетенцию практически всех парламентов независимо от форм правления; последнее влияет лишь на объем данного полномочия. Контрольная функция может быть либо прямо закреплена в законодательстве, либо быть одной из процедур парламента.

5.Полномочия по ратификации (утверждение высшим органом гос-ва международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу) и денонсации международных договоров.

В настоящее время в мировом сообществе утвердился принцип примата международного права. Это означает, что международные договоры, ратифицированные и опубликованные, в большинстве стран являются частью внутреннего права.

6.Назначение референдумов.

7.Полномочия в области обороны и безопасности. К ним прежде всего относится право объявления войны (состояние обороны). Напр., согласно К. США, решение вопросов войны и мира возложено на Конгресс.

Квазисудебные полномочия. Встречаются в парламентах ряда стран. Условно к ним можно отнести:

1.Процедуру импичмента

2.Право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц.

3.Объявление амнистии


58. Законодательный процесс (субъекты законодательной инициативы) за рубежом

Законодательный процесс – это непосредственный процесс создания закона.

Законодательный процесс в разных источниках описывается по-разному. Называется разное число промежуточных стадий, но классически выделяется 4 основные стадии законодательного процесса:

1. законодательная инициатива;

2. обсуждение законопроекта;

3. принятие законопроекта;

4. промульгация.

Законодательная инициатива – это право органа или лица внести проект закона в парламент с тем, что этот проект будет обязательно рассмотрен палатой, и по нему будет принято решение.

Круг субъектов законодательной инициативы:

1. Члены парламентов. Такую инициативу можно назвать парламентской инициативой. В разных странах она может быть реализована по–разному. В большинстве случаев требуется определенный минимум депутатов (10, 15, 20). В некоторых странах право законодательной инициативы имеют только партийные фракции, а отдельные депутаты могут выступать лишь с поправками и замечаниями.

2. С законодательной инициативой может выступать глава государства – президент или монарх. В зависимости от этого она будет именоваться президентской инициативой или королевской инициативой.

3. С законодательной инициативой может выступать правительство, и тогда это будет именоваться правительственной законодательной инициативой.

4. С законодательной инициативой могут выступать избиратели, т.е. определенная категория граждан. Такая инициатива именуется народной инициативой. Формально любой гражданин может обратиться в парламент с письмом, обратиться с петицией с предложением о принятии закона. Для того чтобы народная инициатива стала обязательной, требуется собрать определенное количество подписей. В Италии нужно собрать не менее 50 тысяч подписей, а в Испании – в десять раз больше (500 тысяч).

5. В ряде стран субъектом законодательной инициативы могут быть высшие суд органы. Такая законодательная инициатива называется судебной инициативой.

6. C законодательно инициативой могут выступать органы, представляющие    тер-ные ????    интересы. Это могут быть законодательные органы субъектов федераций (законодательные органы кантонов Швейцарии, законодательные собрания Мексики, областные советы в Италии, представит органы автономий и т.д.). Однако круг вопросов, по которым они могут вносить законопроекты в парламент всей страны, ограничен. Они могут вносить предложения по вопросам, относящимся только к их компетенции и связанным с их проблемами.

Чаще всего, реализует свою законодательную инициативу правительство. В ряде стран 90% и более законопроектов вносятся правительством. Это практически все страны Западной Европы.


59. Законодательный процесс (обсуждение и принятие законопроекта) за рубежом.
















Дата: 2019-04-23, просмотров: 239.