Право на объявления вотума доверия или вотума недоверия при помощи резолюции порицания

Вотум недоверия, как правило, связан с постановкой какого–то важного вопроса: принятие бюджета, основных направлений внешнеполитической деятельности. Если группа депутатов не согласна с принятием какого–то закона или постановления по важному вопросу, она заявляет о том, что связывает голосование по этому вопросу с доверием или недоверием правительству. В некоторых случаях само правительство объявляет о том, что связывает голосование по конкретному вопросу со своей будущей судьбой. Это способ воздействия на депутатов, потому что «неустойчивые» депутаты предпочтут поддержать закон, не желая объявлять вотум недоверия правительству, поскольку часто вотум недоверия означает не только отставку правительства, но и роспуск парламента, поскольку правительство, уходя, ставит вопрос перед главой государства о роспуске парламента, ссылаясь на то, что нет единства. И потом только на основе новых выборов новые депутаты смогут образовать новое правительство.


62. Правовое положение депутатов парламента в зарубежных странах.

Правовой статус депутата – это целый комплекс его прав и обязанностей. Депутаты имеют ряд специальных прав, которые дают возможность лучше осуществлять свои функции и обеспечивают свободу их деятельности.

Так, напр., депутаты имеют право на получение специального вознаграждения (жалования, заработной палаты). Сумма этого вознаграждения определяется законами, кот. принимает парламент. Депутаты имеют право либо бесплатно посылать почтовые отправления (например, такое право имеют депутаты Великобритании), либо на льготных условиях оплачивать корреспонденцию и телефонные разговоры. В ряде стран заработная плата депутатов освобождается от полностью или частично от налогов.

Помимо денег на содержание помощников депутату в ряде стран (особенно высокоразвитых) выделяются деньги на представительские расходы, на наем офиса и наем квартиры для проживания. Служебного жилого помещения депутатам за рубежом не предоставляется. Им выдаются деньги, и они сами ищут себе жилье.

В некоторых странах депутаты после того, как они не менее двух раз избирались в качестве депутатов, по достижении пенсионного возраста, получают право на повышенную пенсию, равную пенсии высокооплачиваемого государственного служащего.

Помимо специальных прав, депутат имеет определенные обязанности. Депутат, прежде всего, обязан и имеет право участвовать в заседании парламента. Депутат имеет право выступать в прениях, высказывать свое мнение по тем или иным обсуждаемым вопросам. В ряде стран депутаты имеют право вносить законопроекты, либо поправки к законопроектам. Важным правом является право депутата вносить устные или письменные запросы, обращенные к исполнительной власти.

Неотъемлемым и важным правом депутата является право участвовать в обсуждении и принятии бюджета.

Депутат м. б. членом постоянных и временных комиссий, может возглавлять эти комиссии, участвовать в деятельности комиссий, осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, влиять на законодательный процесс.

Важным элементом депутатского статуса или правового положения депутата являются 2 основных понятия: депутатский иммунитет и депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет означает, что по законодательству не допускается судебное или иное юридическое преследование (арест, штраф и т.д.) по отношению к депутату без согласия палаты либо специального органа, создаваемого палатой.

Под депутатским индемнитетом понимается неответственность депутата после истечения срока его депутатского мандата, т.е. после истечения срока его полномочий. В данном случае – это закрепленная в законе гарантия того, что депутат, после того, как он исполнил свой долг и занимается другими обязанностями, не являясь депутатом, не может быть привлечен к ответственности за то, как он выступал и голосовал в парламенте. Это гарантия свободного волеизъявления депутата. Второе значение понятия индемнитет – довольно своеобразное. Индемнитетом в ряде стран называют депутатскую заработную плату или вознаграждение за деятельность.

Итак, основными депутатскими привилегиями является парламентская неприкосновенность (иммунитет) и свобода речи и голосования в парламенте (индемнитет).


63. Председатели палат парламента. Иные должностные лица палат в зарубежном парламентском праве.

Важную роль в деятельности парламентов играют его руководящие органы. По традиции, руководителя палаты, чаще всего, называют спикер, иногда – председатель или президент.

Кроме спикера или председателя нижней палаты депутаты обычно избирают одного или двух вице-спикеров или вице-председателей.

Также могут избираться секретари, которые редактируют и подписывают протоколы заседаний, а в некоторых странах (Франции, Италии, Бельгии) еще и квесторы, кот. занимаются административно–хозяйственной деятельностью в парламенте. На них возложены заботы о помещениях парламента, других вспомогательных заведений (библиотеки, буфеты, спортивные залы), они занимаются расходами и поддержанием порядка в зале заседания.

Руководители палаты могут образовывать коллегиальный орган. Например, в Германии, согласно регламенту Бундестага, президент палаты и два секретаря во время заседания Бундестага образуют президиум. В Испании в каждой палате избирается бюро. Бюро считается коллегиальным руководством палаты и представляет палату во внешних сношениях.

Иногда, кроме официальных руководителей палаты, избирают постоянных заместителей, которые выполняют функции отсутствующих председателей.

В британской Палате Лордов глава палаты, Лорд-канцлер, поскольку он является членом кабинета и возглавляет судебную систему, имеет множество других обязанностей помимо председательствования в Палате Лордов.

В Палате Лордов есть другие должностные лица: Лорд-председатель комитетов и его заместитель. Они председательствуют вместо Лорда-канцлера, когда палата преобразуется в заседание комитетов всей палаты. В некоторых случаях функции председательствующего выполняет лидер палаты. Это также лицо, назначаемое правительством и возглавляющее партийную правительственную фракцию в Палате Лордов.

Полномочия председателя палаты либо руководящего органа палаты (бюро, президиума) распространяются практически на все сферы парламентской деятельности. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими государственными органами и представляет парламент в международных сношениях. Председатель парламента и его заместители руководят и ведают денежными средствами (парламентским бюджетом). Они назначают служащих и руководят парламентской полицией.

Формально председатель палаты (спикер) должен быть как бы дирижером оркестра, которым являются депутаты, и играть по нотам, которые написаны депутатами. Однако на практике этот дирижер может быть не нейтральным, а заинтересованным в решении того или иного вопроса, но уличить спикера в пристрастии достаточно трудно.

В палатах, помимо должностных лиц, которые избираются из числа депутатов, имеются постоянные чиновники, назначаемые не из числа депутатов: клерки, их помощники, приставы (полицейские служащие) и капелланы.


64. Комиссии (комитеты) парламента (порядок образования, статус) в зарубежном конституционном праве

Парламентские комиссии или комитеты – это специальные органы, образованные из депутатов, главной целью которых является подготовительная работа по созданию и оценке законопроектов, а также для контроля за выполнением законов или для контроля за деятельностью исполнительной власти.

Комиссии парламента бывают временные и постоянные. Также они бывают специализированные и универсальные. Чаще всего, создаются постоянные комиссии. Постоянные комиссии создаются на весь срок деятельности палаты парламента и прекращают свои действия вместе с прекращением полномочий данной палаты. Обычно, если парламент двухпалатный, то в каждой из палат действуют свои комиссии.

Временные комиссии создаются для выполнения какой–то конкретной задачи. После выполнения этой задачи они либо распускаются, либо расходятся. К временным комиссиям могут быть отнесены следственная комиссия, редакционная комиссия по выработке текста какого–то законопроекта, конституционная и т.д.

Постоянные комиссии бывают специализированными и неспециализированными. Специализированные комиссии еще называют отраслевыми. Эти отраслевые комиссии легче всего представить, если вспомнить типичный набор министерств в той или иной стране. Так, как в каждой стране есть министерство обороны, внутренних дел, здравоохранения, народного образования и т.д., то примерно по такому принципу и создаются постоянные комиссии. То есть, как правило, в парламентах есть комиссия по иностранным делам, сельскому хозяйству, транспорту, охране здоровья и т.д. Параллели с правительством здесь очевидны.

Неспециализированные комиссии не имеют четкой компетенции, заранее заданного круга вопросов, а занимаются рассмотрением любых законопроектов по решению палаты либо спикера палаты. Такие универсальные или неспециализированные комиссии могут называться номерами (1, 2, 3) или, как в Великобритании, они обозначаются буквами алфавита.

Парламентские комиссии (комитеты) всегда предварительно обсуждают законопроекты. Без их мнения и заключения законопроект не может быть поставлен на голосование.

Комиссии имеют право вносить поправки в законопроекты.

Комиссии состоят из депутатов, но при необходимости они могут приглашать в качестве специалистов государственных чиновников, бизнесменов, ученых для того, чтобы они объяснили неясные моменты в законопроектах и выступили в качестве экспертов. Члены комиссии работают за закрытыми дверями, и весь процесс обсуждений происходит без огласки.

Комиссии и комитеты работают на основе регламентов палаты, кроме того, могут приниматься специальные положения о комитетах и комиссиях, которые регламентируют более конкретные области их работы.

В любом парламенте, помимо специализированных и постоянных комиссий, могут создаваться временные комиссии или комиссии «ad hoc», которые образуются для рассмотрения какого–то конкретного дела, и после решения этого дела распускаются.


65. Партийные группы ( фракции) палат парламента: порядок образования, статус.  

Партийные объединения депутатов, чаще всего, называются партийными фракциями.

Порядок образования партийных фракций достаточно подробно регламентируется регламентами палат. В некоторых случаях порядок и способ образования фракций очень прост и ничем не ограничивается.

Напр., в Голландии один депутат может объявить себя фракцией, если какую–либо партию представляет в палате он один.

В других странах могут быть формальные требования к образованию фракции. Напр., согласно требованию регламента Бундестага ФРГ, необходимо, чтобы фракция включала только депутатов, кот. являются членами одной партии, фракция должна насчитывать не менее 5% всего состава Бундестага, т.е. не меньше 25 депутатов.

Регламенты других парламентов также закрепляют эти вопросы. Напр., регламент парламента Австрии – Национального совета – предусматривает, что фракция м. б. образована при минимуме в 5 депутатов.

Во многих странах не требуется жестких доказательств принадлежности к партии. Депутаты, объединившись, могут назвать себя какой–то фракцией или представителями партии. Некоторые фракции могут присоединять к себе так называемых «гостей» – депутатов, сочувствующих этой партии. Партийные фракции в большинстве случаев наделены более широкими и вескими полномочиями, чем один депутат или даже двое–трое депутатов организационно не оформленные. Фракции участвуют в формировании руководящих органов палат. К примеру, кандидатов при избрании спикеров, их заместителей, руководителей комитетов и комиссий, выдвигают партийные фракции.

Комиссии и комитеты палат образуются обычно на основе пропорционального представительства от фракций, и крупные фракции имеют обычно большее представительство в комиссиях и комитетах. Фракции оказывают большое влияние на работу палаты. Они вносят вопросы в повестку дня, они участвуют в направлении хода прений и дебатов, в некоторых парламентах (напр., в Голландии) голосование проходит по фракциям, т.е. при голосовании встает руководитель фракции и объявляет, «за» фракция или «против». Поэтому вопрос решается, как правило, заранее, а голосование по фракциям носит скоротечный и практически формальный характер.

Фракции используют свое влияние при контроле за деятельностью правительства.

Напр., фракции в некоторых странах могут инициировать такую форму парламентского контроля как интерпелляция. Но м. б., самое главное в их деятельности это то, что в парламентских республиках и монархиях фракции образуют и формируют правительство. Если фракция имеет абсолютное большинство в парламенте, то она и создает правительство, если же численности не хватает, то фракции объединяются и образуют коалиционное правительство.

В Великобритании вся парламентская деятельность связана с существованием фракции. Фракция, которая. обладает большинством в парламенте, образует правительство, лидер этой фракции становится премьер-министром. Вторая по численности фракция образует официальную оппозицию. В большинстве западных стран партийная дисциплина внутри фракций очень строгая. Если депутат ее не соблюдает, он исключается из фракции. Рядовые депутаты, их называют «заднескамеечники», какого–то реального влияния на работу фракции не оказывают. Основным способом проявить себя является возможность задавать вопросы членам правительства или выступать с каким–то интересным сообщением во время прений.


66. Регламенты палат парламента в зарубежном конституционном праве.

Регламент - нормативный правовой акт, регламентирующий внутреннее устройство палаты, общий порядок ее работы, порядок (процедуры) участия палаты в законодательной деятельности, в решении иных вопросов, отнесенных Конституцией.  

Содержание регламентов палат во многом совпадает. Каждый из них с достаточной степенью детализации определяет: порядок избрания председателя палаты и его заместителей, формирование комитетов, постоянных и временных комиссий, иных органов палаты.

Регламентами устанавливается общий порядок работы палаты: начало работы палаты, организационно-правовые формы ее деятельности, порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений; процедуры контроля за использованием электронной системы, проведение парламентских слушаний и др.

Регламенты исчерпывающе определяют законодательные процедуры:

порядок внесения законопроектов и их предварительное рассмотрение;

рассмотрение законопроектов и принятие законов;

повторное рассмотрение законов, отклоненных;

рассмотрение законов, принятых;

повторное рассмотрение палатами законов, отклоненных Президентом;

рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции и внесения в нее поправок;

осуществление палатами права законодательной инициативы.

Особенности регламентов палат определяются характером их несовпадающей компетенции.

Регламентами устанавливается общий порядок работы палаты:

начало работы палаты,

организационно-правовые формы ее деятельности,

порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений;

 процедуры контроля за использованием электронной системы, проведение парламентских слушаний и др.

Регламенты исчерпывающе определяют законодательные процедуры:

порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение;

рассмотрение законопроектов в Государственной Думе и принятие федеральных законов;


67. Должностные лица, избираемые зарубежным парламентом.

Конституция Вьетнама (ст. 94) предусмотрела в системе Национального собрания избираемый им орган – Совет национальностей, который должен изучать вопросы национальностей и вносить соответствующие предложения в Национальное собрание. Ему принадлежит право следить за осуществлением национальной политики, программ и планов социально-экономического развития в горных областях и районах, населенных этническими меньшинствами.

В Италии в данной связи следует отметить Национальный совет экономики и труда (НСЭТ), который согласно ст. 99 Конституции является консультативным органом палат и Правительства. Он образуется из экспертов и представителей производителей в пропорции, учитывающей количественную и качественную значимость категорий производителей. НСЭТ имеет право законодательной инициативы и может участвовать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам.

Колумбийская Конституция в числе независимых органов кроме Прокуратуры (Ministerio Público) и Генерального контроля Республики предусмотрела в ст. 120 еще такие независимые органы, как Национальный избирательный совет и Национальную регистратуру гражданского состояния.

В Намибии конституционными органами, учреждениями и должностными лицами являются некоторые независимые комиссии – Комиссия публичной службы и Комиссия безопасности, Государственный фонд доходов, Центральный банк и Национальная плановая комиссия , Комиссар .тюрем, Командующий силами обороны, Генеральный инспектор полиции.

Конституция Румынии предусмотрела в системе Парламента Законодательный совет, специализированный орган Парламента для дачи заключений о проектах нормативных актов в целях систематизации, унификации и координации всего законодательства.

Филиппинская Конституция кроме упомянутой Аудитной комиссии урегулировала основы статуса еще двух так называемых конституционных комиссий – Комиссии гражданской службы и Комиссии по выборам (ст. IX), а также Омбудсмана и его заместителей, Комиссии по правам человека .


68. Понятие, правовое закрепления и примеры импичмента за рубежом

Импичмент - процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента, как правило уличает лицо в актах, совершённых незаконно, то есть в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.

Импичмент в США:

Конституция США предусматривает отрешение должностного лица посредством выдвижения обвинения (импичмента в узком смысле) в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством (2/3) Сената. Процедура применима для отрешения Президента США, ряда федеральных должностных лиц и судей. Дополнительно к отрешению от должности Сенатом может быть назначено наказание, затрагивающее запрет на занятие должностей на федеральной службе США

Первый случай импичмента в американской истории произошёл в 1797 году, когда в сговоре с британцами был обвинён сенатор из Теннесси, Уильям Блаунт.

За всю историю США два президента были редставлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, где обвинение не набрало необходимые 2/3 голосов

Россия импичмент: В России по Конституции, принятой в 1993 году, процедура во многом схожа с американской: отрешение Президента Российской Федерации от должности производит Совет Федерации двумя третями голосов по представлению Государственной думы.

В России процедура импичмента (отрешения от должности) инициировалась трижды, один раз — согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент — Борис Ельцин.

Импичмет Филлипинах: Импичмент на Филиппинах следует процедурам, похожим на процедуру в Соединённых Штатах Америки.

Палата представителей Филиппин имеет исключительное право инициировать все случаи импичмента против президента, вице-президента, членов Верховного суда, членов Конституционных комиссий и омбудсмена. Когда треть её членов одобрила статьи импичмента, они затем передаются в Сенат Филиппин.

Основное отличие от разбирательств США в пороге в одну треть членов Палаты для принятия решения. В Сенате выбранные членами Палаты представителей действуют как прокуроры, и сенаторы выступают в качестве судей вместе с председателем Сената, возглавляющим судопроизводство. Если попытка импичмента будет неудачной или должностное лицо будет признано невиновным, никаких новых процедур импичмента не может быть запущено против должностного лица на протяжении одного полного года.


69. Омбудсман: правовой статус за рубежом.

Конституционно-правовой статус национального омбудсмена – широкая категория, которая определяется совокупностью прав, обязанностей, полномочий и ответственности, вытекающих из правовой основы деятельности государственного правозащитника.

В РФ эту основу составляют Конституция и ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”.

Омбудсмены всех стран осуществляют контроль за действиями органов власти и должностных лиц:

- структура государственного органа (единоличный орган с аппаратом служащих или коллегиальный);

- правовое оформление института;

место института среди органов государственной власти и государственных органов

- процедура назначения омбудсмена: (орган, осуществляющий назначение; субъекты, представляющие кандидатуры; процедура голосования и метод принятия решения;

- требования к соискателю на должность (общие, профессиональные, личностные);

- гарантии независимости омбудсмена;

цель и задачи (функции) омбудсмена

- запреты и ограничения, связанные с замещением и нахождением в должности омбудсмена, основания для досрочного прекращения полномочий;

- субъекты контроля (сфера компетентности) омбудсмена.

- Традиционно это органы государственной власти, органы местного самоуправления, их служащие, но существуют страны, где список гораздо шире;

- инициаторы проведения расследования (проверки). Основания для начала расследования - реактивная и проактивная модели омбудсмена;

- проведение расследования (проверки). Средства реагирования омбудсмена;

- действия по результатам проверки и взаимодействие с судами;

- наличие у омбудсмена особых средств: право законодательной инициативы и право на обращение в КС в порядке абстрактного нормоконтроля.

Именно по этим аспектам конституционно-правового статуса в работе проводится сравнительный анализ правового положения омбудсменов в различных странах и регионах нашей страны.


70. Порядок образования правительства за рубежом. Структура правительства.

Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления гос-ва.

Можно выделить 2 основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский способ.

Парламентский способ образования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее известна английская модель, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. Такой лидер формально назначается главой государства, он формирует состав правительства и представляет его и программу деятельности для утверждения парламентом. После утверждения парламентом глава государства издает или подписывает формальный акт о назначении премьер-министра. Иногда глава государства таких актов не издает, и правительство приступает к работе непосредственно после утверждения его парламентом и издания об этом обычного парламентского постановления.

Такой вариант, кроме Великобритании, характерен для стран, которые были под влиянием англосаксонской правовой системы (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Малайзия и др.)

   Если же ни одна партия не располагает большинством в парламенте, то ситуация усложняется. В таком случае глава государства проводит консультации с лидерами партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции, и кто из руководителей фракции может возглавить эту коалицию либо организовать вокруг себя коалицию.

В некоторых странах (Голландия, Бельгия, Дания) перед такими переговорами назначается не премьер-министр, а специальная гос. фигура – форматор.

Форматор – это такое ответственное лицо, которому глава государства поручает определить потенциальных членов правительства и лиц, которые могли бы возглавить правительство.

Чаще всего, правительство формируется следующим образом. Предлагается кандидатура на должность главы правительства, и, если эта кандидатура поддерживается членами парламента, то глава правительства предлагает список членов своего правительства.










Дата: 2019-04-23, просмотров: 54.