Полномочия правительства в законодательной сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во-первых, современные правительства имеют собственную регламентарную власть и издают акты нормативного характера.

Во-вторых, они издают делегированные акты, и этим самым оказывают большое влияние на нормативную сферу деятельности гос-ва.

Правительство большинства стран в лице главы правительства обладает правом законодательной инициативы, и этим правом правительство пользуется очень широко. Правительство фактически становится основным работодателем для парламента, и парламент «обслуживает» правительство. В большинстве западноевропейских стран дело обстоит именно так. В такой важной сфере, как разработка и принятие бюджета, почти все права принадлежат правительству. Исполнительная власть не только «составляет» бюджет, но имеет много способов «заставить» парламент принять бюджет, даже, если у членов парламента есть сомнения по поводу содержания этого финансового документа.

Внешнеполитические полномочия – сфера как политических союзов, военных союзов, так и эконом. связей в данной сфере полномочия любого правительства очень широки, и правовая регламентация этих полномочий, как правило, отсутствует. Все, чем пожелает заняться правительство в этой сфере, практически может быть осуществлено.

Вопросы войны и мира. В распоряжении правительства находятся вооруженные силы, и министр обороны всегда является членом правительства.

Чрезвычайные полномочия правительства обычно закрепляются в специальных законах. Суть чрезвычайных полномочий в том, что, если возникают какие–то экстраординарные события (внешняя угроза, внутренние конфликты и беспорядки), то правительство может объявить военное положение, чрезвычайное положение и сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Вообще, нормы о чрезвычайном законодательстве предусматривают, что в случае внешней опасности или угрозы конституционному строю правительство может использовать вооруженные силы для борьбы с внешней агрессией или внутренними беспорядками.

К числу др. полномочий правительства конституция и законы могут относить и иные функции. Напр., в некоторых странах не глава государства, а правительство принимает решения об амнистии, о смягчении или отсрочке наказания

Современные правительства руководят самым широким кругом дел и имеют полномочия в сфере управления экономикой, социальных, в сфере управления культурой, например, должность министра культуры во Фр. очень важна и почетна..


73. Делегированное законодательство в зарубежных странах  

 

Это акты, имеющие силу законов, принимаемые по поручению парламента правительством или иным органом.

Если обобщить несколько подходов к этому явлению, то виды делегированного законодательства можно классифицировать следующим образом.

1. Фиксированная компетенция. (полномочия парламента строго закреплены в законе или конституции. Иными словами, есть конкретный перечень вопросов, по которым парламент принимает законы. Этот перечень и называется фиксированной компетенцией. В этом случае подразумевается, что те вопросы, которые не попали в перечень полномочий парламента, могут решаться исполнительной властью – правительством).

2. Уступка полномочий или прямая делегация . Парламент принимает специальный закон, посредством которого делегирует часть своих полномочий правительству. В этом же законе говорится, что нормы правительством должны приниматься под контролем парламента. Правительство, на основе этого спец. акта принимает законы. Такой специальный акт может действовать на протяжении определенного срока. Такой способ передачи полномочия можно охарактеризовать как прямая передача. И это прямо выражается в тексте закона.

3. Принятие такого закона, где полномочия на издание нормативных актов правительством подразумевается . Этот вариант наступает тогда, когда закон сформулирован неопределенно, т.е. парламент принимает неконкретный закон, который  требует развития при помощи правительственных актов. Такая практика достаточно распространена. Во Франции такие законы называются «законы–рамки» или «рамочные законы», в англосаксонских странах это называется «скелетным» законодательством. Правительство получает право на издание норм актов, поскольку подразумевается, что данный закон, принятый парламентом, определил лишь основные параметры обществен отношений, урегулировал эти параметры, а правительство будет их конкретизировать. В данном случае передача полномочий происходит косвенно. Передача полномочий подразумевается.

Правительство принимает нормативные акты, регулирующие весьма важные нормативные отношения без какого–то полномочия со стороны законодательной власти. Парламент либо молчаливо соглашается с тем, что правительство присвоило себе эти полномочия, либо, если он с этим не согласен, эти акты оспаривает или отменяет. Оспаривание и отмена встречаются редко. Как правило, такой вариант означает узурпацию полномочий, присвоение полномочий исполнительной властью без разрешения парламента. Наиболее характерен такой процесс не в сфере принятия актов, а в сфере заключения международных договоров. Если президент подписывает какой–либо международный договор или соглашение, и парламент не вмешивается в этот процесс, то исполнительная власть присваивает часть власти законодательной.


74. Партийная структура правительства за рубежом. Однопартийное и коалиционное правительство.  

Парламентский способ образования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее известна английская модель, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. Уточним, что это может быть не обязательно лидер партии. Это может быть лидер коалиции, блока. В любом случае, есть некий государственный деятель общегосударственного масштаба, который опирается на большинство в парламенте.

Такой лидер формально назначается главой государства (либо монархом, либо президентом), он формирует состав правительства и представляет его и программу деятельности для утверждения парламентом. После утверждения парламентом глава государства издает или подписывает формальный акт о назначении премьер-министра. Иногда глава государства таких актов не издает, и правительство приступает к работе непосредственно после утверждения его парламентом и издания об этом обычного парламентского постановления.

Такой вариант, кроме Великобритании, характерен для стран, которые были под влиянием англосаксонской правовой системы, входили в состав Британского Содружества Наций либо были ее территориями (колониями, доминионами) – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Малайзия и ряд других стран.

Если же ни одна партия не располагает большинством в парламенте, то ситуация усложняется. В таком случае глава государства проводит консультации с лидерами партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции, и кто из руководителей фракции может возглавить эту коалицию либо организовать вокруг себя коалицию.

Однопартийные правительства, как правило, бывают либо в странах с парламентарными формами правления, где какая-либо из партий обладает доминирующим большинством в парламенте (например, Великобритания или Австралия), а также в президентских республиках, где министрами, членами кабинета, членами администрации становятся сторонники и члены той партии, которую возглавляет президент. Во втором случае, с достаточной степенью условности, правительство принято называть однопартийным, хотя там принадлежность к партии иной раз достаточно символическое.

Многопартийные (коалиционные) правительства создаются в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте, не имеет абсолютного большинства. Коалиционные правительства, чаще всего, встречаются в Западной Европе. (Это ФРГ, Италия, Нидерланды, Бельгия и т.д.) Коалиционное правительство создается на основе договора партийных фракций по следующему принципу: парламентская партийная фракция, которая имеет наибольшее число в парламенте, назначает своего представителя на пост премьер-министра и еще на несколько ключевых должностей. Фракция, которая имеет меньше мест, обычно занимает посты несколько менее значительные – министр финансов, народного образования и т.д. Самые небольшие фракции обычно занимают второстепенные министерские должности. Хотя это не догма, и бывает, что маленькая партия добивается большой должности, потому что без поддержки этой партии коалиция не получается.


75. Статус и компетенция местного управление и самоуправление в зарубежном конституционном праве.  

Местное управление – это органы, назначаемые центральной властью. В этом их главное отличие: самоуправление – избираемые органы, управление – назначаемые.

Полномочия местных органов, как правило, закрепляются в специальных нормативных актах. Ряд зарубежных  К. содержит либо главы, либо отдельные статьи, посвященные местному самоуправлению. Отметим, что термин «муниципалитет», «муниципальный орган» в ряде стран равнозначен понятию органа местного самоуправления – органа избираемого. В США и в Англии муниципальными органами называются только городские органы, в др. странах это – любые избираемые органы.

15 октября 1985 г. была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Эта хартия, которая обязательна для государств–членов Совета Европы, закрепляет важнейшие конституционные, законодательные основы местного самоуправления.

Следует упомянуть очень важный принцип, который закрепляет Европейская хартия о местном самоуправлении. Суть его в том, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, которые не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

Два основных принципа органов местного самоуправления и вообще самоуправления, как явления. Это – выборность и определенный комплекс прав.

Компетенцию органов самоуправления можно условно разделить на первоначальную и вторичную. Первоначальная компетенция – это та, которую можно назвать местными делами: чистота улиц, правильность застройки, система школьного образования, органы здравоохранения, парки, скверы, забота о бездомных, престарелых и т.д.

Вторичная компетенция – это то, что местные органы выполняют, чаще всего, как бы по поручению вышестоящих органов: учет избирателей, призывников, мероприятия оборонного характера и т.д.

Регулирующая деятельность – это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятий бытового характера, кинотеатров, театров и т.д., разрешение на занятие промыслами, установление правил торговли, застройки, выделение земельных участков под строительство, установление правил поведения в общественных местах, дача разрешений или наложение запретов на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. (США, Канада, Фр.).

Нормотворческая деятельность местных органов ограничена, и часто для издания какого-то акта требуется его утверждение вышестоящим органом либо представит. правительства.

Управленческой деятельностью можно назвать руководство предприятиями, которые составляют муниципальную собственность.

Компетенции муниципальных органов их полномочия классифицируются на определенные группы.

1. Полномочия в сфере финансово–экономической деятельности – это принятие местного бюджета, а также и участие в экономических  и социальных проектах путем выпуска акций либо покупки акций.

2. Полномочия в области .охраны общественного порядка.

3. Полномочия муниципальных органов в области коммунального обслуживания, благоустройства и охраны окружающей среды

4. Полномочия в социальной сфере.


76.  Статус и компетенция органов судебной власти в системе разделения властей за рубежом

Конституционные основы статуса судей включают регулирование:





Независимости судей.

При осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом, и никто не вправе давать им какие-либо указания, а тем более оказывать прямое или косвенное давление. Судья не обязан давать кому-либо официальные разъяснения по существу рассмотренного им или находящегося в его производстве дела. Вмешательство в деятельность судьи при осуществлении им своих полномочий любых должностных лиц может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. Не могут издаваться законы и иные акты, умаляющие независимость судей.

Принцип независимости судьи в сочетании с требованием его беспристрастности обязывает его при рассмотрении дел быть свободным от каких-либо политических, партийных предпочтений и обязательств;

Несменяемости судей.

Судьи занимают свою должность либо пожизненно, либо до достижения пенсионного возраста, либо до тех пор, пока их поведение безупречно. Как правило, устанавливается, что карьера судьи прекращается по достижении определенного возрастного предела. Ее могут прервать физическое состояние судьи, не позволяющее нормально осуществлять судебную деятельность, а также совершение преступления или серьезного дисциплинарного проступка или грубое нарушение этических и моральных норм. Этот принцип практически означает невозможность смещать, временно отстранять от должности, перемещать или заставлять судей раньше установленного срока уходить в отставку;

3) гарантий беспристрастности судей

(запрет состоять в политических партиях);

4) несовместимости занятия должности судьи с другой деятельностью

(запрет на выполнение другой деятельности за вознаграждение, недопустимость нахождения на другой должности либо совмещение запретов). Данный принцип запрещает судьям и всем относимым к корпусу магистратов занимать одновременно иные государственные и общественные должности. Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях и магистратуре содержат специальные разделы или группы статей, говорящие о такой несовместимости;

4) личной неприкосновенности судей

особый порядок привлечения судей к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности;

5) должного материального обеспечения судей.

Важной материальной гарантией независимости судей является высокий уровень получаемого ими служебного вознаграждения;

6) назначаемости судей.

В процедуре назначения существенна роль Высших советов магистратуры и других органов судебного самоуправления. Данный принцип в большей мере обеспечивает профессионализм судебной деятельности, чем выборность, так как избиратели в своем выборе не столь строго руководствуются профессиональными критериями, характеризующими кандидата. Сам характер судебной деятельности таков, что оптимальный срок ее не может быть менее 10 лет. Выборные же должности по своей природе (в силу периодичности выборов) предполагают более короткие сроки нахождения на посту.


77. История разработки и принятия конституции США 1787 года, ее правовая характеристика.

К. США была принята 17 сентября 1787г. на Конституционном Конвенте в Филадельфии весной-летом 1787г. 55 мужчинами, которые представляли 12 из 13 штатов и впоследствии ратифицирована всеми 13 существовавшими тогда американскими штатами.

Считается первой в мире К. в современном понимании.

Состоит из 7 статей, за время действия К. были приняты 27 поправок, которые являются её неотъемлемой частью.

Непосредственное участие в разработке текста К. взяли ведущие юристы и общественные деятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б.Франклин, А. Гамильтон и другие

Основоположным принципом К. был провозглашенный

принцип разделения властей.

Важную роль сыграла теория общественного договора, разработанная ещё в XVII в. Томасом Гоббсом и получившая развитие в трудах Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Монтескьё и др.. Младший современник Гоббса Джон Локк является автором сразу нескольких идей, нашедших своё отражение в К.. Во-первых, Локк является создателем теории естественных прав, которые даны людям Богом, принадлежат всем людям с рождения и не могут быть ущемлены монархом. К естественным правам Локк относил права на жизнь, свободу, здоровье и собственность. Во-вторых, Локк развивал теорию общественного договора: по его мнению, люди, которые заключили договор и выбрали себе правительство, вправе свергнуть его, если правительство нарушило условия общественного договора и использует власть не в интересах народа.

Во время дискуссий, сопровождавших ратификацию К., сложились две «партии» — «Федералисты» (выступали за ратификацию) и «Антифедералисты». Антифедералисты утверждали, что после принятия К. и утверждения централизованного правительства будут ущемляться права штатов и права личности, а президент получит власть, сопоставимую с тиранической властью британского короля перед Войной за независимость. Мэдисон, Гамильтон и Джон Джей под коллективным псевдонимом Публий начали издавать журнал Федералист, в кот. они обосновывали необходимость принятия новой К. и новой системы органов власти. Федералист (всего вышло 85 выпусков) считается ценнейшим источником для толкования К., поскольку в Федералисте значение положений К. разъясняется самими её авторами.

Построенная на американском идеологическом фундаменте, К. своим замечательным долголетием обязана тому, что в американском обществе доминировали и продолжают доминировать либеральные идеи. Американская К. 90-х годов нашего века по всем существенным признакам является все той же К. 1787 г.

Сегодняшняя американская демократия несет глубокий отпечаток К., созданной отцами-основателями двести с лишним лет назад. Они считали, что доминирование правительственной власти - главная опасность для индивидуальных свобод, поэтому распределили ее между несколькими независимыми государственными институтами - Конгрессом, Президентом и Верховным Судом. Они дали каждому из них возможность и средства сдерживать и уравновешивать друг друга.


78.    Конгресс США.

Ст. I К. США учреждает законодательную ветвь власти в виде Конгресса, состоящего из 2 палат - Палаты представителей и Сената. Двухпалатная система предназначена для того, чтобы обеспечивать сдержки и противовесы в законодательной власти. Обе палаты избираются путем прямых выборов. До принятия 17-й поправки к К. в 1913 г. члены Палаты представителей избирались непосредственно избирателями, а сенаторы – законодательными органами штатов.

Раз в два года избиратели избирают или переизбирают всех 435 представителей и треть сенаторов. Новый Конгресс начинает работу в январе после ноябрьских общенациональных выборов. Все Конгрессы нумеруются по порядку. C 3 января 2011 года вступил в полномочия 112-й созыв Конгресса.

Основная обязанность Конгресса - готовить, обсуждать и принимать законы, которые затем направляются на утверждение президенту.

В полномочия Конгресса входят

-чеканка и печать денег,

- содержание вооруженных сил,

-объявление войны, регулирование торговли между штатами и с зарубежными странами,

-а также редко применяемые полномочия по импичменту федеральных должностных лиц и внесению поправок в К. США.

Конгресс контролирует федеральную политику в области налогообложения и расходов и вправе расследовать и курировать действия исполнительной власти и ее ведомств.

Напр., президент имеет право заключать договоры, но они вступают в силу лишь после их утверждения Сенатом. Конгресс может объявлять войну и утверждать финансирование вооруженных сил, но президент является главнокомандующим вооруженных сил.

Каждый законопроект, принятый палатой представителей и сенатом, прежде чем стать законом, представляется Президенту США. Если он одобряет законопроект, то подписывает его; если не одобряет, то возвращает его со своими возражениями в ту палату, откуда исходил законопроект.

Палата представителей и Сенат обычно проводят заседания в разных палатах Капитолия США, но иногда собираются на совместное заседание Конгресса. Поводами для таких заседаний служат подсчет голосов на президентских выборов, ежегодное обращение президента "О положении страны" и речи глав государств, приезжающих с визитами.

Таким образом наибольшая власть Конгресса заключается в его праве принимать законы, напрямую обязывающие всех граждан страны. Огромное значение имеют его полномочия распоряжаться казной державы. Конгресс определяет и выделяет фонды для Президента и учреждений исполнительной ветви власти. Президенты могут предлагать бюджеты для федерального правительства, но окончательное решение о расходах выносит Конгресс.

Взаимодействие Конгресса и Президента определяется не только несходством их электоральной базы, но также и различием сроком их полномочий. Члены Палаты представит избираются каждые два года; сенаторы- каждые 6 лет. Президенты имеют всего 4 года, возможно, восемь лет, чтобы осуществить свои программы. *Вице-президент = председатель Сената – Джо Байден!!!


79. Президент США.

К. содержит лишь минимальные требования к тому, кто м. б. Президентом. Президент должен достичь 35 лет, родиться и постоянно проживать на территории США последние 14 лет.

"Неформальные" требования к соискателю более широкие - претендент на должность Президента должен быть победителем съезда республиканской или демократической партии и до этого выиграть в большинстве штатов первичные выборы. Такие требования ограничивают круг потенциальных кандидатов, которые реально всегда находятся в узкой группе обладателей высоких избираемых должностей - сенаторов, губернаторов, конгрессменов.

Согласно 22-й поправке к К., принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано президентом США не более 2 раз

Резиденция президентов— Белый дом в Вашингтоне. Рабочий кабинет— Овальный кабинет Белого дома. Загородная резиденция — Кемп-Дэвид.

Компетенция:

 -потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица по любому вопросу

 -даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против Соединённых Штатов, кроме как по делам импичмента

 -по совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения 2/3

   -заполнять все вакансии, открывшиеся в период между сессиями сената

 -в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты Конгресса или любую из них

 -назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и др.

 -периодически дает Конгрессу информацию о положении страны

 -принимает послов и других официальных представителей, обязан заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись, удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединённых Штатов.

К. определяет, что Вице-президент становится Президентом в тех случаях, если Президент умрет, уйдет в отставку или будет отстранен от должности

Поскольку отцы-основатели опасались злоупотреблений властью со стороны исполнительной власти, они включили в К. институт импичмента как сильную парламентскую меру воздействия в отношении Президента. Он должен быть обвинен Палатой Представителей (только она имеет исключительное право возбуждать импичмент и определяет, какого типа нарушение совершено: за государственную измену, взяточничество или другое тяжкое преступление или правонарушение). Сенат «соглашается» 2/3 голосов.

Президент исполняет много ролей

 –глава гос-ва,




Главнокомандующий,

Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.