Юр-ие (специальные) признаки федерации:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ф., как гос-во, имеет общую Конституцию. Федеральной К. должны соответствовать К. субъектов Ф. и законодательство этих субъектов.

2. У субъектов Ф. имеются свои К., кот. являются признаком самостельного гос-ва, но по содержанию, по духу, по букве они не могут противоречить К федеральной.

3. Ф. имеет законод,, исполнит. и суд. власти, полномочия кот. распростр-ся на терр-ю союзного гос-ва.

4. У субъектов Ф. имеются собственные законод., исполнит. и суд. органы, кот. имеют свою спец. компетенцию, свои полномочия. Их компетенция не совпад. с компетенцией центр-ых органов.

5. Существует четкое разграничение компетенции в сфере законодательства, управления и зачастую в судебной сфере между союзным гос-вом и субъектами федерации. Это означает, что ряд вопросов решают только союзные органы, а ряд вопросов – только субъекты федерации.

6. Верховные суды Ф. являются высшей судебной инстанцией для всех судов страны, включая суды субъектов Ф., и осуществляют конституционный надзор за законодательство субъектов Ф. 

7. Существует федеральное гражданство, хотя в некоторых случаях формально признается гражд-во субъектов Ф.

8. Важным юр. признаком Ф. следует назвать 2-палатную структуру федерального парламента.

Ряд Ф. строится на принципе равного представительства всех субъектов Ф. в верхней палате (Швейцария, США, Мексика, Венесуэла, Австралия, Бразилия и др.), а в ряде Ф. отсутствует равное представит-во членов (субъектов) Ф. в верхней палате. В таком случае говорят, что это асимметричная Ф. или асимметричное представит-во. К числу таких стран относятся Канада, Австрия, ФРГ, Малайзия, Индия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты.

Одним из важных вопросов, которые имеют значение для существования Ф., является вопрос о распределении компетенции между Ф. (центральной властью) и ее субъектами. Совокупность зафиксированных полномочий раздел-ся на некоторые виды:

а) есть исключительная компетенция федерации (союза);

б) есть исключительная компетенция субъекта федерации (земли, штата, провинции);

в) есть совместная или конкурирующая компетенция союза и его членов.

Исключительная компетенция Ф. или союза, как правило, закрепляется в федеральной К.

К этой компетенции обычно относятся:

- Вопросы обороны страны;

- иностранные дела

– внешние сношения;

- вопросы денежного обращения – т.е. общая валюта;

- сбор важнейших налогов, т.е. накопление ср-в на общеферадальные дела; - орган-ия федеральных гос. органов, кот. мы называем ветвями власти;

К компетенции субъектов Ф. обычно относят:

- вопросы организации местных органов самоуправления;

- охрану общественного порядка;

- охрану и защиту окруж. среды;

- принятие местного законод-ва (гражд-го и угол-го); и т.д.

Понятие совместной компетенции подразумевает наличие вопросов, кот. могут решаться как союзной властью, так и субъектами Ф., т.е. есть такие вопросы, кот. могут решаться и наверху – союзом, и в более нижней части государственно ой иерархии – у субъекта Ф.

Понятие конкурирующей компетенции является разновидностью понятия совм. компетенции. Под таким названием она закреплена в законод-ве ФРГ, Австрии и Швейцарии. Конкур. компетенцией, согласно ст. 30 К. ФРГ, явл. такой порядок, при кот. вопросы решаются субъектом Ф., если союзные органы не принимают их к своему рассмотрению. Поэтому преимущество федерального права всегда вступает в силу, если федеральное правительство заинтересовано в этом. В настоящее время насчитывается более 20 заруб. Ф. Федеративную форму имеют в Европе – Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Испания. Азиатские Ф. – Индия, Малайзия, Пакистан, ОАЭ, Мьянма. Четыре африканские Ф. – Коморские острова, Нигерия, Эфиопия, ЮАР. В Америке – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика и США. Федеративным государством явл. Австралия.


27. Субъекты федерации в зарубежных государствах (понятие, конституционный статус, виды, компетенция).

 

Субъект федерации. – гос. образование в составе федерации.

Статус субъектов Ф. близок к статусу суверенного государства.

Атрибуты гос-ва, гос.-прав. признаки субъектов федерации:

система органов гос. власти, конституция,

свое законодательство,

 свое гражданство,

особая судебная система,

гос. символика (герб, гимн, флаг),

право участвовать в международных отношениях (США).

 Компетенция субъектов федерации:

вопросы организации местных органов управления и самоупр-ия,

охрана общественного порядка,

устройство дорог и их обслуживание,

охрана и защита окружающей среды,

принятие местного законодательства (гражд-го и угол-го),

вопросы к-ры, образования, медицины,

организация и проведение выборов,

вопросы внутренней торговли.

Совместная компетенция – если по вопросам совместной компетенции субъектом Ф. принимается акт, противоречащий федеральному закону, то он признается недействительным. Субъектам Ф. запрещается принимать законы, которые относятся к исключит-ой компетенции Ф.: печатать собств. валюту, содержать войска, заключать международные соглашения, нарушать федеральную конституцию.

Число субъектов в заруб. Ф. бывает весьма различным – от 2 до 50. Напр., в бывшей Югославии было 2 субъекта Ф., это 2 республики – Сербия и Черногория. Бельгия имеет 3 субъекта Ф.: Фландрия, Валлония и столица Брюссель. В Австралии 6 штатов, в Австрии – 9 земель, в ФРГ – 16 земель. В Швейцарии 23 кантона. В Аргентине (22), в Канаде (10) и Пакистане (4) субъекты Ф. называются провинцией. Самым распространенным названием субъекта Ф., очевидно, является штат. Самое большое число штатов в США (50), в Бразилии 46 штатов, в Венесуэле – 20, в Мексике – 31, в Индии – 25, в Нигерии – 21.

Субъекты Ф. ОАЭ называются эмираты (7). В федеративное гос-во Малайзия входит 9 штатов–султанатов и 4 штата–губернаторства.

В некоторых случаях субъекты Ф. делятся на части. Так 3 кантона Швейцарии (Аппенцель, Базель и Унтервальден) состоят из двух полукантонов. В некоторых странах создаются особые специальные единицы – федеральные округа. Идея федерального округа состоит в том, что это территория, включающая (образующая) столицу гос-ва. Смысл создания федерального округа в том, что столица не должна подчиняться властям какого-то штата или провинции, а иметь определенную независимость и подчиняться либо своим избранным органам, либо непосредственно федеральному правительству. Такие федеральные округа есть в США, Бразилии, Мексике, Индии.


28. Зарубежная автономия ( понятие, конституционное закрепление, виды, сущность, примеры)

Автономия – внутреннее самоуправление определенной части государства, отличающейся от др. его частей некоторыми специфическими особенностями: историческими, культурными, религиозными, бытовыми, языковыми, географическими, а иногда и национальными (варианты: гос-ая и законодательная).

Сущность автономии: самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции и (или) закона. Решение органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не м. б. отменены органами гос-ва или органами публичной власти более крупной единицы, в кот-ю входит данная единица.

Классификация автономий:

Политическая  автономия означает предоставление отдельной части гос-ва, населенной преимущественно представителями какого-либо национального меньшинства, широкой степени самостоятельности и определенных атрибутов государственности. К формам полит. автономии можно отнести Гренландию и Фаревские острова в составе Дании, Аландские острова в составе Финляндии.

Административная автономия предоставляется территориальным единицам, обладающим существенными этническими, географическими или историческими особенностями. Админ. автономия не имеет признаков гос. образования, выражается в наличии системы самостоятельно формируемых органов исполнительной и  законодательной власти, а также полномочием издавать нормативные акты по установленному центром кругу вопросов.(КНР)

Национально–культурная автономия. На практике это означает предоставление какой–то этнической группе право развивать свою национальную культуру, иметь школы на национальном языке, национальные театры, издавать газеты, иметь свое радиовещание, телестанции и т.д. Сущность нац.-культурной автономии сводится к образованию в национально- -смешаных районах этнических общин или землячеств, этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием самых разнообразных форм нац. Развития и народных традиций.

Автономные образования имеются в составе ряда государств. Чаще в унитарных государствах (Португалия. Франция, Дания), реже в федеративных(Индия, Пакстан).

Федеральные территории – это особые территориальные единицы в ряде гос-в с федеративным устройством, входящие в состав Ф., но не являющиеся субъектами Ф. и непосредственно подчиненные центральной власти. К числу федеративных территорий, как правило, относят редконаселенные и неосвоенные части страны, небольшие острова, рифы, где невозможно или нецелесообразно создание полноправных субъектов Ф. (Австрия, Индия, Венесуэла, Бразилия)

В отдельных федеративных гос-вах (США, Мексика, Бразилия, Австрия, Аргентина, Венесуэла) образуются федеральные округа.

Федеральный округ – это особая админ.-территориальная единица, на территории кот. размещается столица Ф. (Напр., фед. округ Колумбия в США).

Зависимые территории – это территории, находящиеся в юридической зависимости от конкретного гос-ва. На сегодняшний день зависимые территории сохранились за Францией.


29. Понятие политического режима за рубежом.Демократический политический режим.

Понятие полит. режима – это термин научный и больше относится к полит., чем к правовой лексике. В К. это понятие почти не употребляется. Если открыть зарубежные К., то мы сразу приведем примеры вышесказанному.

Напр., ст.1 итальянской К. звучит следующим образом: «Италия – демокр. Р., основывающаяся на труде». Ст. 2 К. Франции сформулирована следующим образом: «Франция является неделимой светской, демокр. и социальной республикой». Самый первый раздел греческой К. называется «Форма полит. режима».

Под полит. режимом понимают совокупность средств и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть в стране. Полит. режимов называют несколько, но, как правило, они сводятся к двум видам: демократический и недемократический.

Демократ. режим - это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении гос-вом. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое гос-во не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными. В демократ. Государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократ. гос-ве.

При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, объединяют людей по различным интересам и склонностям, референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни.

Т.о., демократический режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;

2) политическим плюрализмом;

3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.);

4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа;

5) свободой пропаганды любой политической идеологии.

В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демократических, относительно либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет, Турция и др.).






Дата: 2019-04-23, просмотров: 342.