С юридической точки зрения разницы между плебисцитом и референдумом нет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Однако законодательство некоторых стран некую разницу усматривает. Напр., в бразильской К. 1988 г. применяются оба понятия – референдум и плебисцит. Предметы плебисцита там перечислены, т.е. те вопросы, кот. ставятся на решение народа, а предмет референдума не определяется. Т. о., референдум – это форма голосования, которая носит консультативный характер, а плебисцит носит императивный или решающий характер.

В некоторых  странах применяется только термин «референдум» (Италия, Испания), а в некоторых – только «плебисцит» (Коста-Рика, Чили и др.).

Плебисциты - это процедуры общенародного голосования, которые могут быть инициированы не гражданами, а исключительно властными институтами. Т.е. власти имеют исключит. право на принятие решений об использовании процедуры плебисцита.

Референдум м. б. проведен по инициативе определенного количества граждан страны.

Формула референдума – те проблемы, которые ставятся на решение народом, точнее их формулировка ( вопрос с ответом «да/нет»; предложение 2х и более вариантов решения).

Ряд законодательных систем ограничивают круг вопросов, которые могут быть поставлены на референдум: ограничивается постановка вопросов какого–то чрезвычайного характера, вопросов, которые требуют специальной подготовки, или таких, ответы на которые заранее известны. В некоторых странах исключается проведение референдумов в отношении законов о бюджете, о налогах, в отношении вопросов о назначении или отзыве должностных лиц. Ряд конституций закрепляют положения о том, что референдумы не проводятся во время действия чрезвычайного или военного положения или спустя некоторый срок после их отмены. В некоторых странах повторные референдумы могут проводиться лишь спустя определенный срок, чтобы не надоедать избирателям

Виды референдумов (=плебисцитов):

В зависимости от предмета: обязательный (по данному вопросу референдум обязателен) / факультативный (по данному вопросу референдум может проводиться, а может и не проводиться, тогда решение принимают компетентные органы);

–– Конституционный (связанный с Конституцией) / законодательный (связ с изменениями законов);

- Консультативный (носит рекомендательный характер);       

- Общегосударственный / местный.


41. Правовое закрепление подготовки и проведения выборов за рубежом.

В зарубежных странах действует огромное количество норм, регулирующих выборы.

Источниками избирательного права являются:

1.Конституции. Они обязательно содержат нормы о выборах, помещенные в одной или различных главах основного текста.

2.Органические законы о выборах (напр., Французский закон 1962г. О выборах Президента Республики).

3.Отдельные законы о выборах Парламента.

4.В некоторых странах – избирательные кодексы (Франция, Бельгия).

5.Законы о финансировании выборов.

6.Законы о политических партиях.

7.Толкование центральных избирательных комиссий.

8.Неписанные источники – обычаи, традиции в англосаксонской системе права.

Названные источники – это внутренне национальное право государств.

В настоящее время в число источников избирательного права включены и акты международного права, устанавливающие международные стандарты. К их числу относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., закрепившая принципы свободных выборов, всеобщности, равенства, тайного голосования (ст.21); Международный пакт о гражданских политических правах 1966 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации 1965 г. и др.


42. Понятие и стадии избирательного процесса за рубежом

Избирательный процесс – это регламентированный законодательством комплекс последовательных действий по подготовке и проведению выборов.

В нем участвует множество субъектов: государственные органы, народ, общественные организации и т.д.

Избирательный процесс – форма реализации принципов избирательного права. Включает ряд последовательных стадий.

1. Назначение выборов – издание правового акта, определяющего дату проведения выборов. Дата м. б. оговорена в законе заранее (напр. в США: первый вторник после первого понедельника ноября месяца)

2.Определение и организация избирательных округов, т.е. избирательных единиц, объединяющих избирателей определенной территории или коллектива для выборов.

   Округа могут быть территориями (большинство), производственными этническими.

По количеству избираемых депутатов: одномандатные; многомандатные; общенациональный округ (единый) – совпадает с границами гос-ва, все депутаты (напр. Израиль).

   Избирательные округа делятся на избирательные участки.

3. Создание избирательных участков – это специальная избирательная единица, часть территории избирательного округа, создаваемая для подачи и подсчета голосов избирателей.

4. Образование избирательных органовсоздаются специальные избирательные  комиссии: центральные (следят за общим порядком проведения выборов, печатают бюллетени), окружные, участковые.

5. Регистрация избирателей и составление их списков.

   Две системы составления списков избирателей:

обязательная (обязанность регистрации лежит на гос. органах путем обхода, данных переписи населения, базы данных граждан, напр. Швеция) и

необязательная (избиратель сам должен позаботиться о включении его в список для голосования, напр. США) регистрация.

   Обязательная регистрация м. б. постоянной (списки составляются на постоянно и могут не меняться в течение 10 лет, но просматриваются через 1-2 года) и периодической (составление списков к каждым выборам).



Выдвижение кандидатов.

Способы:

а) Самовыдвижение: подача личного заявления с несколькими подписями избирателей самим кандидатом, в ряде стран требуется внесение избирательного залога;

б) Петиционный способ: подача петиции от имени избирателей, подписанной определенным числом избирателей;

в) Выдвижение полит. партиями: кандидатуры выдвигаются центральными или местными партийными органами, либо партийными съездами.

г) «Праймериз» (первичные выборы, применяютсяся в США): выдвижение тайным голосованием по системе относительного большинства на партийных съездах.

Регистрация кандидатов

8.Агитационная кампания. Законодатель определяет: сроки агитационной компании, условия и способы, места, использование СМИ).

9.Голосование.

10.Подсчет голосов, подведение итогов, опубликование. Действит-ть выборов или их

Это обязательные  стадии.

 

Также предусматриваются факультативные стадии:

1)Второй и последующие  туры голосования  или повторное голосование

2)Окончательное определение результатов голосования и опубликование итогов

Избирательные споры решаются в административном порядке (избирательными комиссиями) и судебном. Для судебного в некоторых странах создаются специализированные избирательные суды (Бразилия), в некоторых  не создаются (США).


43. Порядок образования избирательных округов. Виды округов в зарубежных странах

 

Образование избирательных  округов - стадия избирательного процесса после назначения выборов.

Избирательный округ - это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица).

В основе образования лежит территориальный принцип, т. е. избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Данный принцип соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права, так как все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Кроме территориального принципа образования избирательных округов возможны производственный, корпоративный, сословный и иные принципы, использовавшиеся в истории института выборов.

Порядок разделения территории на избирательные округа имеет важное политическое значение, от этого могут зависеть результаты выборов. Поэтому обычно он устанавливается законом, а иногда его принципы включаются в конституцию.

Должна соблюдаться Единая норма представительства.  Это означает, что избирательные округа являются равными по числу объединяемых в них избирателей. Данное правило исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного доверия, а каждый избиратель был бы одинаково представлен в законодательном (представительном) органе гос. власти (местного самоуправления).


ВИДЫ округов:

В зависимости от числа избираемых в избирательном округе депутатов:

 -единый избирательный округ — избирательный округ, включающий в себя всю территорию, от которой избирается должностное лицо либо на которой  проводятся выборы в представительный орган по пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов;

 -многомандатный избирательный округ — избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов, и за каждого из них избиратель голосует персонально, при этом голосование м. б. организовано по блоковой системе, системе ограниченного вотума, системе единственного непередаваемого голоса;

 -одномандатный избирательный округ — избирательный округ, от которого избирается один депутат, при этом голосование может быть организовано по мажоритарной избирательной системе относительного большинства или абсолютного большинства.

Округа м. б. территориальными (большинство), производственными, этническими.


44.  Избирательная география (геометрия) за рубежом.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 249.