КК (надзор) – деят-ть по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий гос. органов, должностных лиц и иных субъектов К-П отношений.
Идея КК возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мир. войны возникла европейская модель конституционного контроля.
Сформировались две модели конституционного контроля: американская и европейская.
По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).
По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституц. трибунал в Исп.) или квазисудебными (Конституц. совет во Фр.) органами конституц-го контроля.
Основные виды конституционного контроля:
1) по времени осуществления: а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона); б) последующий (проводится в отношении действующих актов);
2) по месту осуществления: а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган); б) внешний (проводит другой орган);
3) по правовым последствиям: а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий); б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);
4) по обязательности проведения: а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле); б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);
5) по форме: а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом); б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);
6) по объему: а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией); б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);
7) по содержанию: а) формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа); б) материальный (с точки зрения содержания акта);
8) с т. зр. придания акту обратной силы: а) имеющий обратную силу; б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее.
Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы:
1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды);
2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).
Различают 3 вида процедур формирования органов КН:
Парламентская процедура (весь состав органа КН формируется парламентом ФРГ. Федеральный констит-ый суд состоит из 16 членов, половина из них – 8 чел. – избираются Бундестагом, а вторая половина – верхней палатой Бундесратом. Для избрания каждому из кандидатов надо набрать 2/3 голосов депутатов той или иной палаты).
Смешанная процедура (в данном формировании участвуют не один орган гос. власти, а два или три. Франции ,Италии и Австрии).
Внепарламентский способ (в Японии, 15 членов суда назначаются кабинетом министров, а председатель суда назначается императором по представлению кабинета Министров).
Объектами КН могут быть обычные законы, констит-ые законы, парламентские уставы и регламенты.
Инициаторами КН м. б. физ. и юрид. лица, и, в первую очередь, – органы гос-ва, наделенные правом обращения в органы КН.
Помимо оценки конституционости или неконституционности актов нормативного или ненормативного характера, органы КН выполняют и др. функции, кот. иногда не связаны с КН за текущим законодательством. Напр., констит-ый совет Фр. наблюдает за правильностью проведения референдумов и выборов и объявляет их результаты. В Ит. и Исп. констит-ые суды вправе рассм-ть конфликты по вопросам компетенции между центральными и областными органами. В некоторых странах органы КН могут оценивать с точки зрения соответствия не только законы, но и деят-ть общественных орган-ий и полит. партий. Напр., констит-ый суд ФРГ несколько раз признавал антиконституционными деят-ть некоторых полит. партий.
В некот. странах (Франции и Ирландии) КН явл. предварительным (соответствующие органы, суды или констит-ые советы, дают свои заключения о соответствии К. до вступления их в силу, а иногда даже – до процедуры голосования в парламенте).
Гораздо чаще осуществляется, т. н., последующий КН. Он применяется в странах, где этим занимаются суды общей компетенции – США, Швейцария. Органы КН рассматривают спор о конституционности законов после вступления этих законов в силу.
В некот. странах применяют обе формы КН – и предварительный, и последующий. (Ирландия, Никарагуа, Панама и др.
В федеративных гос-ах органы КН рассматривают конфликты между субъектами федерации (штатами, провинциями, кантонами и т.д.).
Главный принцип КН – проверка соответствия закона конституции.
21. Республика в зарубежном конституционном праве (сущность, признаки, виды, примеры).
Р. – форма правления, при кот. все органы высшей власти избираются, либо посредством прямых выборов населением, либо при помощи многоступенчатых выборов. Чаще всего называют две основные формы Р – президентская и парламентская, а также называется третья промежуточная «смешанная» форма Р.
Президентская республика. В абсолютном большинстве случаев президент в президентской Р. избирается народом, гражданами. Наряду с президентом действует парламент. Самой характерной чертой президентской республики является четкое разделение власти между президентом и парламентом. В президентской республике президент возглавляет и олицетворяет собой исполнительную власть. Он назначает правительство, причем, делает это либо вообще без участия парламента, либо с мин. его участием. Правительство, назначенное президентом, не ответственно перед парламентом, парламент не имеет права объявления вотума недоверия правительству и премьер-министру. В редких случаях бывает возможность вотума недоверия отдельным министрам. В соответствии с принципом разделения властей, не только парламент не может прямо влиять на прав-во, но и президент не имеет права роспуска парламента, даже по формальным основаниям. Ответственность правительства перед президентом и отсутствие вотума недоверия у парламента – это главный принцип президентской республики . Президент в президентской республике, помимо того, что он назначает членов правительства, в ряде случаев является прямым и непосредственным главой этого правительства .(США,Лат. Америка. Аргентина, Мексика, Бразилия, Боливия, Гватемала, Гондурас, Колумбия, Венесуэла, Панама и т.д).
Парламентарная Р. - главное звено гос. механизма – парламент. Парламент формирует правительство, избирает министров, главу правительства, избирает и главу государства – президента. Власть президента в парламентской республике очень незначительна по сравнению с президентской республикой. Это символ гос-ва, но символ временный, переизбираемый спустя определенный срок, кот. устанавливается К. (Италия, ФРГ, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Молдова). Для парламентской республики самой характерной чертой является то, что при формальном главенстве парламента, практически вся полнота власти принадлежит правительству. Роль парламента сводится к тому, что после регулярных выборов народных представителей-депутатов, эти народные представители образуют правительство, кот. затем фактически управляет страной. Президент в парламентской республике наделен рядом др. формальных полномочий, но фактически власть осуществляется премьер-министром. Президент формально назначает премьер-министра, но только того, кто пользуется доверием парламента, как правило, это лидеры партии (партий), победивших на выборах. Президент формально возглавляя гос-во, фактически выполняет любую волю правительства и парламента. В абсолютном большинстве случаев., акты президента должны проходить процедуру контрассигнации.
Смешанная республика
От президентской республики в данной форме присутствует такая характерная черта, как избрание президента непосредственно народом, т.е. президент получает мандат от народа и обладает большой властью. От парламентской республики – то, что глава исполнительной власти имеет возможность распускать парламент, а правительство зависит от парламента, поскольку парламент обладает правом на вотум недоверия. Формально, президент при смешанной форме может назначать любое прав-во, но т.к. парламент обладает правом вотума недоверия, президент сообразует свою волю с расстановкой сил в парламенте и назначает главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента. Лучший пример смешенной Р. – Франция.
22. Монархия в зарубежном конституционном праве (сущность, признаки, виды, примеры)
Монархия - это такая форма правления, когда главой гос-ва является лицо, получающее свою власть по наследству. Наследственный характер передачи власти – главная черта любой монархии. Хотя, есть некоторые исключения – есть такое понятие, как «выборная монархия. В современном мире три разновидности монархии.
Абсолютная монархия. (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар, Кувейт, Бруней и др). На практике кроме монарха в данном гос-ве практически нет иных ветвей власти: в абсолютной монархии отсутствует парламент, судебная власть тоже либо отсутствует, либо воплощается в лице короля или тех лиц, которым он поручает осуществлять судебную власть. Монарх может назначать членов правительства, может назначать премьер–министра, кот. абсолютно зависимы от воли монарха, выполняют лишь то, что им поручено. В ряде стран АМ являются лицами, возглавляющими духовные конфессии, что, естественно, еще более усиливает и подчеркивает их власть. (Саудовской Аравии, Омане).
Дуалистическую монархию (двойственную). Двойственность этой монархии в том, что здесь есть одновременно две сильных власти: власть наследственного монарха и избираемый народом парламент. Монарх представляет интересы уходящих соц. групп, а парламент – интересы возникающих новых слоев. Парламент – законодательный орган. Он принимает законы по всем вопросам, которые определены парламенту. Полномочия монарха сводятся к полномочиям в сфере исполнительной власти. Монарх и парламент контролируют друг друга. В дуалистической монархии монарх наделен правом подписывать законы, но, если он не подписывает закон, то он, следовательно, осуществляет право вето, и закон не вступит в действие. Монарх в такой монархии, как правило, имеет право роспуска парламента. Монарх назначает членов исполнительной власти: министров, премьер–министра. (Иорданию, Марокко, Королевство Непал.) При дуализме все же решающая сила, решающая власть принадлежит монарху, хотя он вынужден считаться с парламентом.
Парламентарная (конституционная) монархия. Главный признак - это ответственность правительства перед парламентом, а не перед монархом. Монарх в парламентарной монархии играет роль символа гос-ва, а реальной власти у него нет). Власть монарха в конституционной монархии не распространяется на законодательную сферу, хотя формально в большинстве стран монарх подписывает законы. Он обязан подписать любой принятый парламентом закон.
В некоторых странах сохранено формальное право монарха издавать законодательные акты. То есть, акты, имеющие силу закона. Но в парламентской монархии акты, исходящие от монарха, приобретают юридическую силу только после процедуры контрассигнации, т.е. министерской подписи, которую ставит рядом с подписью монарха премьер–министр или министр. (Великобританию, Бельгию, Норвегию).
Главной характерной чертой парламентарной монархии является ответственность правительства перед парламентом за свои действия. Это означает возможность парламента формировать правительство и уволить его в отставку в необходимых случаях (реальный вотум недоверия).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 271.