Избирательное право (понятие, источники) в зарубежных странах. Избирательная система (понятие, виды)

Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы. Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов, право выдвигать кандидатов и др.).

Поэтому избирательное право определяется и как субъективное право личности, причем в двух значениях: активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным).

Источники избирательного права часто делятся на писаные нормы и неписаные нормы.

Писаные нормы включают акты, принятые государственными органами, а, кроме того, иногда и акты общественных организаций. К писаным нормам относят, прежде всего, конституции, законы и акты, имеющие силу законов и др. акты.

К неписаным нормам относят правовые обычаи и традиции и, в некоторых случаях, – толкования норм о выборах, которые иногда проводят высшие избирательные комиссии или верховные трибуналы по выборам.

К., регулируя вопросы избирательного права, часто закрепляют нормы о выборах в разделах, посвященных правам и свободам граждан, где право избирать и быть избранным закрепляется, как одно из важнейших политических прав. В некоторых странах есть более современный подход. Во Франции, Бельгии, Аргентине действует еще недостаточно распространенный в др. странах источник КП. Это избирательные кодексы. Это универсальные комплексные сборники норм, которые регулируют все вопросы, связанные с выборами.

Избирательная система в широком смысле – совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Также выделяются их разновидности и смешанные формы: системы единственного передаваемого и непередаваемого голоса, кумулятивный вотум и др.

Мажоритарная система – система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарную систему относительного большинства (для победы кандидату необходимо набрать больше голосов, чем кто-либо из его соперников), абсолютного большинства (необходимо набрать более половины голосов избирателей (50% + 1 голос), принявших участие в голосовании) и квалифицированного большинства (2/3, 3/4 и т.д. голосов).

Пропорциональная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов осуществляется между партиями, выставившими своих кандидатов в представительные органы пропорционально полученным ими количеством голосов.

Система единственного передаваемого голоса – разновидность пропорциональной системы, при которой используются система преференций и квота.

Смешанная система – система выборов, в которой сочетаются признаки пропорциональной и мажоритарной систем, т.е. часть членов парламента избирается по мажоритарной, а часть – по пропорциональной системам.
39.  Правовая основа проведения и финансирования выборов в зарубежных странах.

Стадии избирательного процесса – это этапы, которые проходит избирательный процесс (от назначения выборов до объявления итогов голосования):

   1) назначение выборов. Начало избирательной кампании определяется датой выборов, которая может:

а) прямо устанавливаться в конституции;

б) при отсутствии таких конституционных норм официально объявляться соответствующим органом (например, главой государства);

   2) создание избирательных округов и избирательных участков. Выбор вида создаваемых избирательных округов определяется особенностями принятой в стране избирательной системы. Одномандатные округа – избирательные округа, в которых избирается только один депутат (Канада и др.). Многомандатные округа – избирательные округа, в которых избираются несколько депутатов;

3) формирование избирательных органов.

Избирательные органы – органы, специализирующиеся на проведении выборов: избирательные комиссии, избирательные советы и избирательные трибуналы;

4) составление списков избирателей. Список избирателей – основной документ, на основании которого избиратели допускаются к участию в выборах;

5) выдвижение кандидатов в депутаты – определяется законодательством страны;

6) избирательная кампания – это комплекс мероприятий, во время которых избирательные объединения и кандидаты ведут предвыборную агитацию, а избиратели знакомятся с кандидатами и их предвыборными программами;

7) голосование. В ходе голосования избиратели выражают свою волю. Ограниченный вотум – избиратель может голосовать за неполное число кандидатов, избираемых по многомандатному округу.

Кумулятивный вотум – избиратель в многомандатном округе обладает количеством голосов, равным количеству подлежащих избранию кандидатов (или превышающим его), и может распределять эти голоса между кандидатами по своему усмотрению.

Плюральный вотум – цензовая система, при которой устанавливается комплекс обязательных и дополнительных требований к избирателям, соответствие дополнительным требованиям дает избирателю дополнительные голоса;

8) подведение итогов голосования;

9) объявление результатов голосования. После того как итоги выборов подведены, соответствующий компетентный орган государства должен сделать их доступными избирателям, для чего о результатах голосования сообщается в СМИ;

10) обжалование результатов выборов. Данная стадия избирательного процесса не является обязательной, поскольку зависит от того, как были организованы выборы и были ли в них допущены серьезные нарушения.

Источники финансирования выборов: официальные и скрытые.

Официальные:

    1.Государственное финансирование (из бюджета);

    2.Частный бизнес (добровольные взносы, пожертвования фирм, частных лиц и т.п.)

    3.Средства полит. партий, партийных касс, возникающие за счет членских взносов, их собственной деятельности в рамках существующего законодательства, сбора общественных средств и т.д.

4.Самофинансирование (личные средства кандидатов).

Гос. финансирование выборов осуществляется во многих странах. При этом есть страны, в которых финансирование выборов только государственное (социалистические страны). В большинстве других стран оно сочетается с вышеназванными источниками финансирования.

В государственном финансировании выборов наблюдаются несколько различных подходов:

- Государственные фонды могут определяться в зависимости от количества голосов избирателей, полученных политической партией на предыдущих выборах (Так в ФРГ). После окончания выборов в Бундестаг гос-во возвращает политическим партиям предвыборные расходы определенное кол-во марок за каждый голос избирателя.

- В др. странах (Дания, Швеция, Финляндия) гос. финансирование предоставляется в зависимости от числа депутатских мандатов в Парламенте.

- Смешанная система: финансовая помощь оппозиционным партиям оказывается за каждое место в Палате общин и за каждые 200 голосов избирателей, поданных на предыдущих выборах (Великобритания).

Частный бизнес – поступление от частных физических и юридических лиц. Из-за него часто возникают полит. скандалы по поводу незаконности. В тех странах, где допускается такой источник финансирования, гос-во вводит определенные ограничения. Законодательство обязывает получателей публиковать отчеты об источниках поступлений и расходовании средств, нередко устанавливаются и верхние пределы допускаемых пожертвований.

Напр. в США физическое лицо не вправе жертвовать полит. партии более 25тыс.баксов в течение года, а отдельному кандидату – не более 1 тыс.баксов. при этом юридические .лица имеют право на бо’льшие взносы.

Практически во всех странах запрещено получение пожертвований от иностранного капитала (гос-в, предприятий, орган-й, граждан). Как правило, исключается получение финансовой помощи от казино, игорных домов и клубов.

Гос-во вводит иногда ограничения на привлечение личных средств кандидатов (самофинансирование).

В США кандидат вправе отказаться от государственных дотаций и тогда он получает право тратить на свою избирательную кампанию неограниченные суммы.


40. Референдумы и плебисциты в зарубежных странах.

 

В мировой государственно-правовой теории и практике референдум и плебисцит трактуются как синонимы, но не всегда.

Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента, или важного постановления местного самоуправления. Родиной референдумов является Швейцария, впервые был проведен в кантоне Берн в 1439г.

Плебисцит – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).



Дата: 2019-04-23, просмотров: 56.