Среди современных систем местного самоуправления выделяются в качестве основных следующие четыре: англосаксонская, романо-германская, иберийская и советская.
Англосаксонская система характеризуется наличием органов местного самоуправления на всех уровнях административно- территориального деления страны. В США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и др, странах, использующих эту систему, население графств, округов, избирают представительные органы в лице советов. Члены советов создают отраслевые комиссии, комитеты по управлению делами подведомственной территории.
Кроме советников, население избирает различного рода должностных лиц, (шерифа, казначея, атторнея и др.).
В низовых единицах с небольшим числом жителей (приходы в Великобритании, тауны в США) советы не избираются. Основным органом управления здесь являются собрания жителей.
Городское самоуправление в этой системе представлено советом, избираемым населением, и мэром, избираемым либо населением, либо советом.
В англосаксонской системе, что составляет важную ее особенность, отсутствует институт назначаемых центром на места чиновников для контроля за деятельностью советов.
В отличие от англосаксонской системы, романо-германскую модель характеризует использование как местного самоуправления, так и местного управления. В странах, которым она присуща (Франция, Италия, Болгария, Польша, Турция, Сенегал), и те и другие органы функционируют в различном сочетании. В одних административно- территориальных единицах используют только органы местного самоуправления, в других - только органы местного управления, а в третьих - одновременно и те и другие.
Такое сочетание обусловливается двумя факторами. Во-первых, различением естественных и искусственных административных территорий, т.е. общинного и регионального уровней административно- территориального деления, и, во-вторых, признанием или непризнанием искусственной административно-территориальной единицы территориальным коллективом.
На общинном, т.е. коммунальном уровне (села, города) власть осуществляют органы местного самоуправления в лице избираемого жителями территории совета и мэра, избираемого либо советом, либо жителями.
Что касается регионального уровня (область, район, округ, воеводство и др.), то здесь существует в основном два варианта. Если административно-территориальная единица не признана территориальным коллективом, то в ней властные функции осуществляет назначенный центром чиновник, представляющий орган местного управления (губернатор в Турции, воевода в Польше, управитель в Болгарии, суперпрефект во Франции).
Если административно-территориальная единица признана законом территориальным коллективом, то в ней публичную власть осуществляют как выборный орган местного самоуправления, так и назначаемый из центра чиновник.
Классическим примером реализации романо-германской модели является Франция. Как уже отмечалось, в этой стране административно-территориальное деление состоит из четырех звеньев - коммуна, округ, департамент и регион. Три последних являются искусственными образованиями, из которых в соответствии с законом территориальными коллективами признаны департамент и регион.
В коммунах власть осуществляют органы местного самоуправления в лице советов и мэров.
В округах, которые не имеют статуса территориального коллектива, власть принадлежит органам местного управления в лице назначаемого суперпрефекта.
В департаментах и регионах властные полномочия реализуют как органы местного самоуправления (генеральные и региональные советы), так и органы местного управления (префекты): префекты по уполномочию центра осуществляют на местах государственную власть и контроль за законностью действий муниципальных органов.
Иберийская система местного самоуправления используется в странах Латинской Америки. Население административных единиц (муниципий) этих стран избирает совет и главное должностное лицо (алькальд, регидор, мэр, префект). Последний является председателем совета, его исполнительным органом и уполномочен центральной властью быть ее представителем в данной муниципии.
Соединения в одном лице главы муниципии полномочий местного самоуправления и местного управления составляет одну из особенностей иберийской системы местного самоуправления.
Советская система использовалась в бывших и используется в нынешних странах социализма (КНР, Вьетнам, Куба). При советской системе избираемые населением советы выступают в качестве полновластных органов государственной власти. Иначе говоря, по способу формирования советы являлись и являются органами местного самоуправления, а по своему правовому статусу - органами государственной власти. Для выполнения управленческих функций советы избирают исполнительные комитеты в качестве органов государственного управления в данной административно-территориальной единице.
По сути, система советов является системой огосударствления местного самоуправления.
4. Компетенция органов местного
самоуправления
Анализ законодательства и практической деятельности органов местного самоуправления позволяет осуществить классификацию полномочий местного самоуправления в важнейших сферах местной жизни.
1. В бюджетно-финансовой сфере муниципальные органы формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы денежных средств, выпускают и покупают акции, обладают финансовой автономией и т.д.
2. В сфере экономической органы местного самоуправления управляют собственностью общины и муниципальными предприятиями, принимают участие в реализации государственных и региональных экономических программ, создают предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности.
3.В социальной сфере муниципальные органы обеспечивают содержание и развитие социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры, коммунального жилья, больниц, школ, объектов культуры и спорта, торговли, общественного питания и службы быта. К их компетенции отнесены вопросы социальной помощи населения, охраны окружающей среды и др.
4. В сфере охраны общественного порядка органы местного самоуправления устанавливают правила поведения в общественных местах, разрешают либо запрещают проведение массовых общественно- политических мероприятий, организуют патрульную и охранную службу полицейскими силами. В ряде стран (США, Канада, Франция) местная полиция находится в ведении муниципальных органов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.