Виды систем местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди современных систем местного самоуправления выделя­ются в качестве основных следующие четыре: англосаксонская, ро­мано-германская, иберийская и советская.

Англосаксонская система характеризуется наличием органов местного самоуправления на всех уровнях административно- территориального деления страны. В США, Великобритании, Ав­стралии, Новой Зеландии, Канаде и др, странах, использующих эту систему, население графств, округов, избирают представительные органы в лице советов. Члены советов создают отраслевые комис­сии, комитеты по управлению делами подведомственной террито­рии.

Кроме советников, население избирает различного рода долж­ностных лиц, (шерифа, казначея, атторнея и др.).

В низовых единицах с небольшим числом жителей (приходы в Великобритании, тауны в США) советы не избираются. Основным органом управления здесь являются собрания жителей.

Городское самоуправление в этой системе представлено сове­том, избираемым населением, и мэром, избираемым либо населени­ем, либо советом.

В англосаксонской системе, что составляет важную ее особен­ность, отсутствует институт назначаемых центром на места чинов­ников для контроля за деятельностью советов.

В отличие от англосаксонской системы, романо-германскую мо­дель характеризует использование как местного самоуправления, так и местного управления. В странах, которым она присуща (Франция, Италия, Болгария, Польша, Турция, Сенегал), и те и другие органы функционируют в различном сочетании. В одних административно- территориальных единицах используют только органы местного са­моуправления, в других - только органы местного управления, а в третьих - одновременно и те и другие.

Такое сочетание обусловливается двумя факторами. Во-первых, различением естественных и искусственных административных тер­риторий, т.е. общинного и регионального уровней административно- территориального деления, и, во-вторых, признанием или непризна­нием искусственной административно-территориальной единицы территориальным коллективом.

На общинном, т.е. коммунальном уровне (села, города) власть осуществляют органы местного самоуправления в лице избираемого жителями территории совета и мэра, избираемого либо советом, ли­бо жителями.

Что касается регионального уровня (область, район, округ, вое­водство и др.), то здесь существует в основном два варианта. Если административно-территориальная единица не признана территориальным коллективом, то в ней властные функции осуществляет назначенный центром чиновник, представляющий орган местного управления (губернатор в Турции, воевода в Польше, управитель в Болгарии, суперпрефект во Франции).

Если административно-территориальная единица признана за­коном территориальным коллективом, то в ней публичную власть осуществляют как выборный орган местного самоуправления, так и назначаемый из центра чиновник.

Классическим примером реализации романо-германской модели является Франция. Как уже отмечалось, в этой стране администра­тивно-территориальное деление состоит из четырех звеньев - ком­муна, округ, департамент и регион. Три последних являются искус­ственными образованиями, из которых в соответствии с законом территориальными коллективами признаны департамент и регион.

В коммунах власть осуществляют органы местного самоуправ­ления в лице советов и мэров.

В округах, которые не имеют статуса территориального коллек­тива, власть принадлежит органам местного управления в лице назначаемого суперпрефекта.

В департаментах и регионах властные полномочия реализуют как органы местного самоуправления (генеральные и региональные советы), так и органы местного управления (префекты): префекты по уполномочию центра осуществляют на местах государственную власть и контроль за законностью действий муниципальных орга­нов.

Иберийская система местного самоуправления используется в странах Латинской Америки. Население административных единиц (муниципий) этих стран избирает совет и главное должностное лицо (алькальд, регидор, мэр, префект). Последний является председате­лем совета, его исполнительным органом и уполномочен централь­ной властью быть ее представителем в данной муниципии.

Соединения в одном лице главы муниципии полномочий мест­ного самоуправления и местного управления составляет одну из осо­бенностей иберийской системы местного самоуправления.

Советская система использовалась в бывших и используется в нынешних странах социализма (КНР, Вьетнам, Куба). При советской системе избираемые населением советы выступают в качестве пол­новластных органов государственной власти. Иначе говоря, по спо­собу формирования советы являлись и являются органами местного самоуправления, а по своему правовому статусу - органами государ­ственной власти. Для выполнения управленческих функций советы избирают исполнительные комитеты в качестве органов государ­ственного управления в данной административно-территориальной единице.

По сути, система советов является системой огосударствления местного самоуправления.

4. Компетенция органов местного
самоуправления

Анализ законодательства и практической деятельности органов мест­ного самоуправления позволяет осуществить классификацию полномочий местного самоуправления в важнейших сферах местной жизни.

1. В бюджетно-финансовой сфере муниципальные органы форми­руют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают мест­ные налоги и сборы денежных средств, выпускают и покупают акции, обладают финансовой автономией и т.д.

2. В сфере экономической органы местного самоуправления управляют собственностью общины и муниципальными предприятия­ми, принимают участие в реализации государственных и региональных экономических программ, создают предприятия, учреждения и органи­зации для осуществления хозяйственной деятельности.

3.В социальной сфере муниципальные органы обеспечивают со­держание и развитие социальной и инженерно-коммунальной инфра­структуры, коммунального жилья, больниц, школ, объектов культуры и спорта, торговли, общественного питания и службы быта. К их компе­тенции отнесены вопросы социальной помощи населения, охраны окружающей среды и др.

4. В сфере охраны общественного порядка органы местного само­управления устанавливают правила поведения в общественных местах, разрешают либо запрещают проведение массовых общественно- политических мероприятий, организуют патрульную и охранную служ­бу полицейскими силами. В ряде стран (США, Канада, Франция) мест­ная полиция находится в ведении муниципальных органов.

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 196.