Правовой статус парламентария
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В свое время известный английский юрист ХVIII в. Блэкстон, от­мечая важность для судеб страны парламентских полномочий, писал: «Поэтому ... весьма существенно, чтобы эти важные полномочия вве­рялись лицам, выдающимся по своей честности, стойкости и знаниям». В конституциях и законодательстве современных стран этого требова­ния Блэкстона не найти. Требования, которые ими предъявляются к бу­дущим парламентариям, касаются только возраста и ценза оседлости.

Правовой статус современного парламентария определяется сво­бодным мандатом, принципами независимости, равноправия, несовме­стимости и др.

Для обеспечения независимости парламентарии наделяются осо­быми правами и преимуществами, к которым относятся индемнитет (неответственность) и иммунитет (неприкасаемость).

В отличие от индемнитета, который носит универсальный харак­тер, то отношение к иммунитету в различных странах неодинаковое. В США, например, конгрессмены не имеют иммунитета. В Великобритании иммунитет ограничен временем проведения сессии и 40 днями до них и после них. Японские парламентарии пользуются иммунитетом только во время парламентских сессий. Однако в большинстве демо­кратических стран иммунитет гарантируется на весь срок полномочий парламентариев (Франция, ФРГ, Италия, РФ) и др.


Глава 9

ПРАВИТЕЛЬСТВО В СТРАНАХ
СОВРЕМЕННОГО МИРА

1. Понятие исполнительной власти и правительства.

2. Способы формирования правительства.

3. Компетенция правительства.

1. Понятие исполнительной власти и правительства

В отличие от законодательной власти, которую составляют полно­мочия по разработке и принятию законов, исполнительная власть пред­ставляет собой совокупность полномочий по управлению государ­ственными делами, реализуемых через систему соответствующих госу­дарственных органов.

Главное назначение этой ветви власти состоит в исполнении законов.

Руководящими субъектами исполнительной власти в зависимости от формы правления являются: глава государства - в президентских республиках и в абсолютных монархиях; глава государства и прави­тельства - в смешанных республиках и дуалистических монархиях; правительство - в парламентских республиках и монархии.

В любом государстве независимо от формы правления имеются ор­ганы, осуществляющие текущее руководство государственными дела­ми. Только в одних странах систему этих органов возглавляет глава государства, а в других - правительство.

Правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий компетенцией по управлению государством.

Определяя правовой статус правительства, следует иметь в виду, что в странах, где главой исполнительной власти является президент или монарх, понятие «правительство» носит условный характер, так как исполнительная власть принадлежит главе государства в личном каче­стве (США, Саудовская Аравия).

В странах со смешанной формой правления, имеющих два центра исполнительной власти, правительство является не высшим органом исполнительной власти, а высшим органом в системе органов исполни­тельной власти (Франция, Украина, РФ).

Высшим же органом исполнительной власти правительство явля­ется в странах с парламентской формой правления (ФРГ, Великобрита­ния, Италия).

Правительства различных стран отличаются не только по своему правовому статусу, но и по названию. Среди этих названий отметим следующие: совет министров (Индия), кабинет (Япония), правительство (РФ, Чехия, Колумбия), государственный совет (Швеция, Норвегия, Финляндия), федеральный совет (Швейцария), федеральное правитель­ство (ФРГ). В некоторых странах правительства функционируют в двух организационных формах, имеющих разное название. Так, во Франции широкая правительственная коллегия называется Советом министров, а узкая — кабинетом, в Великобритании, соответственно, - правитель­ством и кабинетом.

Современные правительства различаются и по своей партийно­политической природе, в соответствии с которой выделяют несколько видов правительства - однопартийные, коалиционные.

Однопартийные правительства формируются в тех парламентских странах, где одна из политических партий получает большинство мест в парламенте (Великобритания, Канада, Австралия). Отдельно следует сказать о Великобритании. Здесь до недавнего времени традиционно формировались однопартийные правительства лейбористов или консер­ваторов в зависимости от результатов парламентских выборов. Сегодня ситуация изменилась. Так, на выборах 2010 года ни та, ни другая пар­тии не получила в парламенте большинства. Такое большинство можно было сформировать путем коалиции с либеральными демократами. Привлечь последних на свою сторону удалось консерваторам. Таким образом, правительство Великобритании, сформированное по итогам выборов 2010 года, является коалиционным. Аналогичная ситуация имеет место и в Японии, в которой либерально-демократическая партия утратила свою монополию на парламентское большинство.

В отличие от однопартийного правительства, коалиционное прави­тельство состоит из представителей различных партий и может быть двух- и более партийным (Италия, Бельгия, Нидерланды и др.). В мно­гопартийных правительствах может быть представлено 3, 4 и более партий. Например, в 2000 году в Италии правительство Амато состояло из представителей 10 партий.

Современные правительства включают в свой состав определен­ный перечень должностных лиц. Руководство их деятельностью осу­ществляют: премьер-министры (Франция, Италия, Великобритания); председатель правительства (РФ); премьер госсовета (КНР); министр- председатель (Болгария); государственный министр (Швеция); канцлер (ФРГ). Помимо главы правительства, в его состав входят министры, государственные министры, министры без портфеля, государственные секретари и др.

В ряде стран отдельные члены правительства сохранили средневе­ковые названия. В Великобритании, например, министра юстиции называют лордом-канцлером, министра финансов — лордом казначей­ства. В США министр юстиции именуется генеральным атторнеем, ми­нистр связи - генеральным почтмейстером, министр иностранных дел - государственным секретарем.

Количественный состав правительства регулируется законодатель­ством страны, традициями, практической необходимостью. Строго лими­тированное число членов правительства установлено в Швейцарии - 7.

В некоторых странах устанавливается минимальное и максималь­ное число членов правительства. В Ирландии, например, в состав пра­вительства должно входить не менее 7 и не более 15 министров.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 251.