Для руководства жизнью общества и государства необходимы не только высшие и центральные органы государственной власти, но и органы публичной власти на местах.
Публичную власть на местах осуществляют органы двух типов — местного управления и местного самоуправления.
Эти органы отличаются прежде всего субъектом власти. Если в органах местного управления субъектом власти является государство, то в органах местного самоуправления — территориальный коллектив (коммуна, община, громада и т.д.).
Различаются они и способом формирования. Первые формируются путем назначения, вторые - путем выборов. Назначение осуществляет центральная власть, а выборы граждане административно- территориальных единиц.
Органы публичной власти на местных уровнях создаются в соответствии с административно-территориальным устройством страны, под которым понимают деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством на основе принципа субсидиарности. Согласно этому принципу вопросы, которые могут решаться местами, не следует передавать центру.
Деление территории бывает двухзвенным: общины (коммуны, муниципии) — области (губернии, департаменты, провинции) (Япония, Дания, Болгария, Коста-Рика и др,); трехзвенным: община - район (округ, уезд) - область (Китай, Италия, Индия и др.); четырехзвенным: община - район - область - регион (Франция).
Органы публичной власти в административно-территориальных единицах создаются с учетом принадлежности к тому или иному звену, а также с их делением на «естественные» и «искусственные».
«Естественными» являются административно-территориальные единицы общинного звена-города, села, которые возникли исторически в результате произвольного поселения людей.
«Искусственные» административно-территориальные единицы - области, губернии, уезды и т.д. — возникли в результате районирования территории страны актами государственных органов.
Естественные единицы управляются муниципальными органами. В искусственных образованиях муниципальные органы создаются только в тех из них, которые законом признаны территориальными коллективами.
Сказанное выше позволяет определить понятие местного самоуправления следующим образом: местное самоуправление - это система управления местными делами, осуществляемая выборными органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной единицы.
В отличие от этого определения понятия, акцентирующего внимание на институциональном аспекте, в Европейской хартии местного самоуправления понятие местного самоуправления определяется с точки зрения права. Местное самоуправление, говорится в ней, - это «право и действительная способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».
Вопросы организации и деятельности органов публичной власти на местах регулируются конституционными законами и актами самих органов местного самоуправления. В конституциях этим вопросам посвящены либо отдельные разделы, либо отдельные статьи, закрепляющие основы муниципального права. Как правило, конституционные предписания предельно кратки. В конституции Японии, например, им посвящена специальная глава «Местное самоуправление», содержащая всего 4 статьи. Подобная лаконичность присуща конституциям и других стран. Конституционные положения конкретизируются и развиваются в соответствующих законах. Что касается актов муниципальных органов, то они принимаются во исполнение предписаний конституции и законов применительно к конкретной административно-территориальной единице.
Многие страны используют в качестве важнейшего источника муниципального права международно-правовые акты. Одним из таких актов является упоминаемая выше Европейская хартия местного самоуправления Совета Европы 1985 г.
Становление и развитие местного самоуправления, организация и деятельность его органов происходят на конституционной основе, представляющей собой следующий ряд принципов:
1. Легитимность органов местного самоуправления, обусловленная непосредственным участием населения в их формировании.
2. Самостоятельность органов местного самоуправления, заключающаяся в наличии у них собственных материально-финансовых ресурсов.
3. Независимость муниципальных органов в осуществлении коммунальных функций, предоставленных им конституцией и законами.
4. Выборность органов местного самоуправления.
5. Собственная ответственность органов местного самоуправления за свою деятельность.
6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
7. Сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего населения соответствующей территории.
2. Органы местного самоуправления и порядок их формирования
Систему органов местного самоуправления, вне зависимости от принадлежности к той или иной стране, составляют представительные и исполнительные органы.
Представительные органы (советы, собрания, ассамблеи) — это своего рода местные «парламенты». В их состав входят избранные депутаты, большинство из которых работают на непрофессиональной основе. В зависимости от принадлежности административно-территориальной единицы к тому или иному звену представительные органы делятся на региональные, областные, префектуральные. городские, муниципальные. В Японии, например, функционируют префектуральные, городские и деревенские собрания. Во Франции — региональные, генеральные (в департаментах) и муниципальные советы.
Число депутатов в каждом представительном органе колеблется в Японии от 12 до 120, во Франции - от 9 до 100, в ФРГ - от 20 до 90 и т.д.
Исполнительный орган местного самоуправления носит либо единоличный, либо коллегиальный характер. Единолично глава территории выступает в качестве мэра (США, Великобритания, Франция), бургомистра (ФРГ), алькальда, регидора, префекта, мэра (страны Латинской Америки), президента провинции и мэра коммуны (Италия), старосты и мэра (Япония).
Коллегиальными исполнительными органами являются комиссии (США, джунта (Италия), магистрат (ФРГ) и т.д.
В большинстве демократических стран выборы в муниципальные органы осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Как правило, выборы носят добровольный характер. Однако бывают и исключения. В Перу, например, выборы муниципальных советников носят обязательный характер.
При выборах муниципальных представительных органов используются различные избирательные системы. Во Франции в коммунах с численностью населения до 3500 человек используется мажоритарная система абсолютного большинства. В коммунах с большей численностью населения избирательный механизм сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Здесь избиратели голосуют за партийные списки, используя мажоритарную систему абсолютного большинства. В ФРГ в одних землях используется пропорциональная система, в других — мажоритарная.
Однако в большинстве стран используется мажоритарная система относительного большинства.
Муниципальные избирательные органы избираются на различные сроки. В США - на 2-4 года, в Перу - на 3 года, в Великобритании - на 4 года, в ФРГ - на 4-6 лет, в Японии - на 4 года, Франции - на 6 лет и т.д.
Главы муниципий избираются по мажоритарной системе относительного большинства. Выборы в большинстве своем носят прямой характер. Однако имеют место и косвенные выборы. Во Франции, например, мэры избираются муниципальными советами.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.