Различные отрасли права (уголовное, гражданское, хозяйственное, трудовое, финансовое и т.д.) отграничиваются друг от друга своим особым предметом регулирования, которым являются различные общественные отношения. Их характер составляет главную системообразующую любой отрасли права.
Специфика и самостоятельность конституционного права как отрасли права обусловливается его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует отношения между человеком, обществом и государством, которые складываются в процессе осуществления государственной власти. Иначе говоря, предмет конституционного права составляют главным образом общественно-политические отношения, охватывающие следующие две сферы:
отношения между человеком и государством (охрана прав и свобод человека);
властеотношения (устройство государства и государственной власти).
В отличие от административного и других отраслей права, регулирующих также отношения между человеком и государством, конституционное право закрепляет единый базовый статус человека, его основные права и свободы.
Что касается сферы властеотношений, то конституционное право закрепляет принципы организации и деятельности государства, учреждает
органы государственной власти и их компетенцию, регламентирует отношения между ними.
Особенность конституционного права состоит не только в том, что оно регулирует политические отношения, но и в том, что формирует нормативную базу регулирования других общественных отношений. Например. имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, хотя и регулируются нормами гражданского права, однако в конституционном праве находят свое закрепление формы собственности, их правовой статуе и т.д., составляющие фундамент гражданского права. Нормы конституционного права, относящиеся к вопросам организации и деятельности центральных и местных органов управления, охраны правопорядка и др., имеют фундаментальное значение для административного права.
Таким образом, конституционное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения между человеком, обществом и государством, которые возникают в процессе осуществления публичной власти.
Конституционное право характеризуют не только особый предмет, но и особая совокупность источников.
В правовой теории понятие «источники конституционного права» используется в двух значениях - социальном и юридическом.
Под социальными источниками конституционного права понимают совокупность социально-экономических, политических, идеологических и прочих факторов, способствующую возникновению конституционноправовых норм.
Под юридическими источниками конституционного права следует понимать внешние формы их проявления. Существует несколько групп юридических источников конституционного права, среди которых основными являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, конституционные обычаи (соглашения), нормы международного права, каноническое право, естественное право и др.
I. В большинстве стран основной массив источников конституционного права составляют нормативно-правовые акты, т.е. властные предписания, устанавливающие, изменяющие и отменяющие нормы права. В зависимости от субъекта этих предписаний они делятся на нормативноправовые акты учредительной власти народа, акты органов государственной власти и местного самоуправления (законы, указы главы государства, постановления правительства и т.д.).
Нормативно-правовые акты представляют собой иерархическую систему, в которой каждый акт расположен в соответствии с его юридической силой.
Высшее место в этой системе занимает Конституция, обладающая высшей юридической силой. В соответствии с этим акты, противоречащие конституции, являются недействительными.
Следующую ступень занимают законодательные акты парламента, которые делятся на конституционные законы, органические и обычные законы. На этой же ступени располагаются акты делегированного законодательства, имеющие силу закона (ордонансы правительства Франции, исполнительные приказы Президента США и др.).
За ними следуют подзаконные акты: акты главы государства, правительства и других государственных органов и органов местного самоуправления.
II. Вторую группу источников конституционного права составляют судебные прецеденты. Судебными прецедентами являются решения судов по тем или иным конкретным делам, в которых нашли свое закрепление правила либо принципы, обязательные к применению всеми судами при рассмотрении аналогичных дел и которыми должны руководствоваться в своих действиях субъекты конституционно-правовых отношений.
Судебные прецеденты являются одним из основных источников в странах англосаксонского права (Великобритания, США, Австралия и др.). Известный английский правовед А. Дайси относил судебные прецеденты, составляющие в своей совокупности общее право Англии, к неписаным законам Конституции наряду с писанными законами парламента.
III К третьей группе источников конституционного права относятся конституционные обычаи, соглашения, привычки, регулирующие деятельность государственных институтов и представителей верховной власти.
Конституционный обычай - это исторически сложившиеся правила поведения, традиции, рожденные политической практикой и признанные государством.
Роль конституционного обычая в различных странах неодинакова. Она значительна в странах англосаксонского права, в странах Азии и Африки. Менее значительна она в странах романо-германского права, Латинской Америки.
Среди стран, в которых этот вид источника приобрел особую значимость, отметим Великобританию. Политическая практика этой страны во многом регулируется конституционными соглашениями (обычаями), которые, по А. Дайси, составляют «конституционную мораль». В соответствии с ней монарх обязан назначать на пост премьера лидера партии, победившей на парламентских выборах. Согласно обычаю, он не может использовать принадлежащее ему право абсолютного вето в отношении парламентских статутов и др.
В тех случаях, когда обычай нарушается, а государство заинтересовано в его сохранении, происходит его узаконение. Так, в США со времен Вашингтона утвердился обычай, согласно которому одно и то же лицо не может баллотироваться на пост президента в третий раз. После того как президент Ф. Рузвельт нарушил этот обычай и баллотировался на пост президента четыре раза, в 1951 г. была принята XXII поправка к конституции США, наложившая запрет на занятие должности президента более двух сроков.
Четвертую группу источников конституционного права составляют нормы международного права. Вторая половина XX в. отмечена существенным возрастанием роли и интенсивным развитием этой группы источников.
Объясняется это, во-первых, необходимостью решения проблем планетарного характера усилиями всех стран, всего человечества. К числу таких глобальных проблем, осознанию которых способствовала Вторая мировая война, относятся: обеспечение мира на земле, гарантия прав и свобод человека, защита окружающей среды и др. И, во-вторых, созданием различных интеграционных объединений государств, таких как ООН, Совет Европы, Европейский Союз, Таможенный союз, ШОС и др.
Эта группа источников представлена многочисленными международно-правовыми актами, среди которых отметим: Всеобщую декларацию прав человека ООН (1948 г.), два Пакта о правах человека ООН (1966 г.), Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод Совета Европы (1950 г.), Маастрихтский договор 1992 г. о создании Европейского Союза, Хартию Европейского Союза об основных правах (2000 г.) и др.
Нормы международных актов и договоров вступают в действие после их подписания и ратификации парламентами соответствующих государств. В отдельных странах закрепляется приоритет норм международного права (ФРГ, Франция, Греция и др.). Так, ст. 25 Основного Закона ФРГ гласит: «Общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории».
Пятая группа источников, которую составляют нормы религиозного права, применяется в незначительном числе стран. Это прежде
всего страны мусульманского нрава (Иран, Саудовская Аравия и др.), индусского права (Индия), иудейского права (Израиль), католического права (Ватикан) и др.
К шестому виду источников относится естественное право, под которым понимают совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.
Одна из первых ссылок на естественное право содержится в Декларации независимости США 1776 г.
«Все люди, — говорится в ней, — сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью». Аналогичное положение нашло свое закрепление во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), статья первая которой гласит: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах".
Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.