Предмет и источники конституционного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различные отрасли права (уголовное, гражданское, хозяйственное, трудовое, финансовое и т.д.) отграничиваются друг от друга своим особым предметом регулирования, которым являются различные общественные отношения. Их характер составляет главную системообразующую любой отрасли права.

Специфика и самостоятельность конституционного права как отрасли права обусловливается его особым предметом регулирования. Конститу­ционное право регулирует отношения между человеком, обществом и гос­ударством, которые складываются в процессе осуществления государ­ственной власти. Иначе говоря, предмет конституционного права состав­ляют главным образом общественно-политические отношения, охватыва­ющие следующие две сферы:

отношения между человеком и государством (охрана прав и свобод человека);

властеотношения (устройство государства и государственной вла­сти).

В отличие от административного и других отраслей права, регулиру­ющих также отношения между человеком и государством, конституцион­ное право закрепляет единый базовый статус человека, его основные права и свободы.

Что касается сферы властеотношений, то конституционное право за­крепляет принципы организации и деятельности государства, учреждает

органы государственной власти и их компетенцию, регламентирует отно­шения между ними.

Особенность конституционного права состоит не только в том, что оно регулирует политические отношения, но и в том, что формирует нор­мативную базу регулирования других общественных отношений. Напри­мер. имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, хотя и регулируются нормами гражданского права, однако в конституци­онном праве находят свое закрепление формы собственности, их правовой статуе и т.д., составляющие фундамент гражданского права. Нормы кон­ституционного права, относящиеся к вопросам организации и деятельно­сти центральных и местных органов управления, охраны правопорядка и др., имеют фундаментальное значение для административного права.

Таким образом, конституционное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения между челове­ком, обществом и государством, которые возникают в процессе осуществ­ления публичной власти.

Конституционное право характеризуют не только особый предмет, но и особая совокупность источников.

В правовой теории понятие «источники конституционного права» ис­пользуется в двух значениях - социальном и юридическом.

Под социальными источниками конституционного права понимают совокупность социально-экономических, политических, идеологических и прочих факторов, способствующую возникновению конституционно­правовых норм.

Под юридическими источниками конституционного права следует понимать внешние формы их проявления. Существует несколько групп юридических источников конституционного права, среди которых основ­ными являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, кон­ституционные обычаи (соглашения), нормы международного права, кано­ническое право, естественное право и др.

I. В большинстве стран основной массив источников конституцион­ного права составляют нормативно-правовые акты, т.е. властные предпи­сания, устанавливающие, изменяющие и отменяющие нормы права. В за­висимости от субъекта этих предписаний они делятся на нормативно­правовые акты учредительной власти народа, акты органов государствен­ной власти и местного самоуправления (законы, указы главы государства, постановления правительства и т.д.).

Нормативно-правовые акты представляют собой иерархическую си­стему, в которой каждый акт расположен в соответствии с его юридиче­ской силой.

Высшее место в этой системе занимает Конституция, обладающая высшей юридической силой. В соответствии с этим акты, противореча­щие конституции, являются недействительными.

Следующую ступень занимают законодательные акты парламента, которые делятся на конституционные законы, органические и обычные законы. На этой же ступени располагаются акты делегированного зако­нодательства, имеющие силу закона (ордонансы правительства Франции, исполнительные приказы Президента США и др.).

За ними следуют подзаконные акты: акты главы государства, прави­тельства и других государственных органов и органов местного само­управления.

II. Вторую группу источников конституционного права составляют судебные прецеденты. Судебными прецедентами являются решения судов по тем или иным конкретным делам, в которых нашли свое за­крепление правила либо принципы, обязательные к применению всеми судами при рассмотрении аналогичных дел и которыми должны руко­водствоваться в своих действиях субъекты конституционно-правовых отношений.

Судебные прецеденты являются одним из основных источников в странах англосаксонского права (Великобритания, США, Австралия и др.). Известный английский правовед А. Дайси относил судебные пре­цеденты, составляющие в своей совокупности общее право Англии, к неписаным законам Конституции наряду с писанными законами парла­мента.

III К третьей группе источников конституционного права относят­ся конституционные обычаи, соглашения, привычки, регулирующие деятельность государственных институтов и представителей верховной власти.

Конституционный обычай - это исторически сложившиеся правила поведения, традиции, рожденные политической практикой и признан­ные государством.

Роль конституционного обычая в различных странах неодинакова. Она значительна в странах англосаксонского права, в странах Азии и Африки. Менее значительна она в странах романо-германского права, Латинской Америки.

Среди стран, в которых этот вид источника приобрел особую зна­чимость, отметим Великобританию. Политическая практика этой стра­ны во многом регулируется конституционными соглашениями (обыча­ями), которые, по А. Дайси, составляют «конституционную мораль». В соответствии с ней монарх обязан назначать на пост премьера лидера партии, победившей на парламентских выборах. Согласно обычаю, он не может использовать принадлежащее ему право абсолютного вето в отношении парламентских статутов и др.

В тех случаях, когда обычай нарушается, а государство заинтере­совано в его сохранении, происходит его узаконение. Так, в США со времен Вашингтона утвердился обычай, согласно которому одно и то же лицо не может баллотироваться на пост президента в третий раз. После того как президент Ф. Рузвельт нарушил этот обычай и баллоти­ровался на пост президента четыре раза, в 1951 г. была принята XXII поправка к конституции США, наложившая запрет на занятие должно­сти президента более двух сроков.

Четвертую группу источников конституционного права состав­ляют нормы международного права. Вторая половина XX в. отмечена существенным возрастанием роли и интенсивным развитием этой груп­пы источников.

Объясняется это, во-первых, необходимостью решения проблем планетарного характера усилиями всех стран, всего человечества. К числу таких глобальных проблем, осознанию которых способствовала Вторая мировая война, относятся: обеспечение мира на земле, гарантия прав и свобод человека, защита окружающей среды и др. И, во-вторых, созданием различных интеграционных объединений государств, таких как ООН, Совет Европы, Европейский Союз, Таможенный союз, ШОС и др.

Эта группа источников представлена многочисленными междуна­родно-правовыми актами, среди которых отметим: Всеобщую деклара­цию прав человека ООН (1948 г.), два Пакта о правах человека ООН (1966 г.), Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод Совета Европы (1950 г.), Маастрихтский договор 1992 г. о со­здании Европейского Союза, Хартию Европейского Союза об основных правах (2000 г.) и др.

Нормы международных актов и договоров вступают в действие после их подписания и ратификации парламентами соответствующих государств. В отдельных странах закрепляется приоритет норм между­народного права (ФРГ, Франция, Греция и др.). Так, ст. 25 Основного Закона ФРГ гласит: «Общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жите­лей федеральной территории».

Пятая группа источников, которую составляют нормы религи­озного права, применяется в незначительном числе стран. Это прежде

всего страны мусульманского нрава (Иран, Саудовская Аравия и др.), индусского права (Индия), иудейского права (Израиль), католического права (Ватикан) и др.

К шестому виду источников относится естественное право, под которым понимают совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном госу­дарстве.

Одна из первых ссылок на естественное право содержится в Декла­рации независимости США 1776 г.

«Все люди, — говорится в ней, — сотворены равными и все они ода­рены своим создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью». Ана­логичное положение нашло свое закрепление во французской Деклара­ции прав человека и гражданина (1789 г.), статья первая которой гласит: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах".

Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.