Понятие парламента и парламентаризма

В соответствии с принципом разделения властей государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Оли­цетворением законодательной власти в подавляющем большинстве стран является парламент.

Парламент в современном значении этого слова появляется в эпоху буржуазных революций и представляет собой общенародный предста­вительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Слово «парламент» универсально и является собирательным. Од­нако в каждой стране этот орган носит разные названия. В США, Вене­суэле, на Филиппинах используется термин «конгресс»; в Португалии, Южной Корее, Пакистане - «национальное собрание»; в РФ - «феде­ральное собрание»; в Швеции - «риксдаг»; в Дании - «фолькетинг»; в Норвегии - «стортинг»; в Финляндии - «эдускунта»; в Исландии - «альтинг»; в Испании - «кортесы»; во Франции, Великобритании, Ита­лии - «парламент» и т.д.

Для изучения и проведения сравнительного анализа современных парламентов необходимо провести их классификацию, используя для этого различные критерии.

По своей структуре парламенты делятся на однопалатные (моно- камеральные) и двухпалатные (бикамеральные).

По объему компетенции выделяют следующие три группы парла­ментов.

1. Парламенты с абсолютно неопределенной (неограниченной) ком­петенцией. К ним относятся парламенты, которые могут принять законы по любому вопросу (Великобритания, Новая Зеландия).

2. Парламенты с абсолютно определенной (ограниченной) компетен­цией. Речь идет о парламентах, которые могут принимать законы по строго определенному конституцией и законодательством кругу вопросов. Так, ст.1 конституции США устанавливает, что может и что не может делать Конгресс. Статья 34 конституции Франции 1958 г. содержит перечень во­просов, по которым парламент может принимать законы.

3. Парламенты с относительно определенной (ограниченной) компе­тенцией. К этой группе относятся парламенты с подвижной (меняющейся) компетенцией, которая присуща парламентам федеративных государств (ФРГ, Индия, Малайзия). Конституции этих стран устанавливают: компе­тенцию федерального парламента; компетенцию законодательных собра­ний субъектов федераций; совместную компетенцию, содержащую вопро­сы, которые могут решаться и федеральным парламентом, и законода­тельным собранием субъектов федерации.

В зависимости от формы правления выделяют следующие модели парламентов.

1. Первая модель присуща парламентским республикам и монархиям. Эту модель называют Вестминстерской — по месту расположения парла­мента Великобритании. Ей присуще право вотума недоверия правитель­ству (Нидерланды, ФРГ, Италия, Болгария).

2. Вторая модель присуща странам с президентской формой правле­ния. Парламент не может отправить в отставку правительство, а прави­тельство не может распустить парламент (США).

3. Третья модель имеет место в странах со смешанной формой прав­ления. В этих странах парламент обладает правом вотума недоверия пра­вительству, а глава государства - правом роспуска парламента (Франция, Казахстан).

4. Четвертая модель реализовывается в странах с абсолютной монар­хией. Это так называемые «консультативные парламенты» (Кувейт, Бах­рейн, ОАЭ и др.).

Представительный характер парламента обуславливают способы их формирования.

Однопалатные парламенты избираются путем всеобщего и равного избирательного права.

Что касается двухпалатных парламентов, то их нижние палаты также избираются гражданами, а верхние - формируются различными способа­ми.

1. Верхняя палата формируется путем прямых выборов. В сенат Кон­гресса США граждане каждого штата избирают по мажоритарной системе по 2 сенатора. Сенат парламента Италии избирается по смешанной мажо­ритарно-пропорциональной системе. Аналогичным образом формируется палата советников парламента Японии.

2. Верхняя палата формируется путем косвенных выборов. Сенаторы Франции избираются депутатами национального собрания, генеральных советов департаментов и муниципальных советов. Верхняя палата норвеж­ского стортинга избирается депутатами, избранными в парламент из своей среды. Таким же образом формируется верхняя палата исландского Аль­тинга.

3. Верхняя палата формируется путем назначения. Так, состав Бунде­срата ФРГ назначается правительствами земель - субъектов федерации. Способ назначения верхних палат используется также в Канаде, Велико­британии. Что касается Великобритании, то верхняя палата ее парламента — палата лордов до середины XX века - формировалась по наследственно­му принципу, затем по смешанной системе. Наряду с наследственными пэрами в ее состав включали назначаемых пожизненно пэров. В настоящее время наследственный принцип ликвидирован, и палата лордов полностью назначается.

Отличаются разнообразием и сроки полномочий парламентов, и сро­ки полномочий каждой из палат двухпалатных парламентов. Так, срок полномочий палаты представителей японского парламента 4 года, а палаты советников - 6 лет, палаты представителей конгресса США — 2 года, а се­ната - 6 лет, национального собрания парламента Франции — 5 лет, а сена­та — 9 лет. Равный пятилетий срок полномочий имеют палата депутатов и сенат итальянского парламента. Что касается бундестага ФРГ, то он изби­рается на 4 года, в то время как бундесрат не имеет определенного срока. Аналогичным образом определяются сроки полномочий парламента Вели­кобритании. Здесь нижняя палата - палата общин - избирается сроком на 5 лет, а палата лордов не имеет определенного срока полномочий.

Работой парламента руководят избираемые депутатами спикеры, ви­це-спикеры и секретари. В двухпалатных парламентах избирается руко­водство каждой палаты. В некоторых странах спикер верхней палаты не избирается, а является им по должности. Председателем сената в США является вице-президент, в палате лордов Великобритании член кабинета лорд-канцлер, в Канаде спикер сената назначается указом генерал- губернатора.

Для осуществления подготовительной работы по созданию и оценке законопроектов и контроля за деятельностью исполнительной власти внутри парламента и в каждой из палат двухпалатного парламента создаются постоянные комитеты или комиссии. Наряду с ними для решения какой-нибудь конкретной задачи создаются временные комиссии (следственные, редакционные и т.д.).

В большинстве парламентов создаются партийные фракции. В регламентах парламентов устанавливается минимальное число депутатов, необ­ходимое для создания фракции. В национальном собрании французского парламента для создания фракции необходимо 30 депутатов, а в сенате - 14. в Бундестаге ФРГ это число составляет 15 депутатов, Италии-20.

Фракции оказывают большое влияние  на работу парламента - выра­ботку повестки дня пленарных заседаний, на распределение депутатов по постоянным комиссиям, на направление прений, голосование и др.

Помимо указанных, в парламентах создаются и иные органы: совет старейшин, специальные органы парламентского контроля (ревизоры, омбудсманы, счетные палаты).

2. Компетенция парламента

О месте и роли парламента в системе органов государственной власти свидетельствует его компетенция, которую составляют функции, находящие свое проявление в конкретных полномочиях.

Компетенция парламента определяется конституцией и законами страны и во многом зависит от формы правления и государственного устройства, от исторических и политических условий и даже от субъ­ективного фактора. Известна, например, роль де Голля, руководивше­го разработкой конституции Франции 1958 года, значительно ограни­чившей компетенцию парламента.

Анализ конституционно-правового статуса парламента различ­ных стран дает возможность выявить многофункциональный характер современного парламента и основные сферы его деятельности. Среди последних отметим: законодательную, учредительную, контрольную, организационную, финансовую, внешнеполитическую, судебную и др.

В рамках законодательной функции парламенты наделены пол­номочиями по принятию законодательных нормативно-правовых ак­тов. Законы, принимаемые парламентом, делятся на конституционные, органические и обычные.

Некоторые парламенты наделены правом принятия конституции, что дает основания говорить о присущей им учредительной функции.

Контрольная функция парламента содержит полномочия, позво­ляющие ему осуществлять контроль за деятельностью исполнитель­ной власти и других высших органов государства. Существуют раз­личные формы парламентского контроля. Так, контроль за деятельно­стью правительства осуществляется в следующих формах: депутат­ского запроса, адресованного правительству или отдельным мини­страм в виде вопроса или интерполяции; дебатов по вопросам полити­ки правительства; постановки вопроса о доверии правительству в виде вотума недоверия и резолюции порицания; докладов и отчетов прави­тельства и его членов на пленарных заседаниях парламента; парла­ментских слушаний; парламентских расследований; деятельности парламентских органов (счетной палаты, омбудсмана и т.д.); импич­мента по отношению к высшим должностным лицам.

Некоторые из перечисленных форм, связанных с контролем за деятельностью правительства, присущи только парламентам консти­туционных монархий, смешанных и парламентских республик и не имеют места в президентских республиках.

В рамках организационных функций парламент обладает полно­мочиями по формированию различных государственных органов и назначению должностных лиц. Парламенты стран, относящиеся к парламентским республикам, принимают участие в выборах прези­дента, формировании правительства. Парламенты государств всех форм правления создают внутрипарламентские организационные структуры.

В Молдове, Греции и др. странах президент избирается парла­ментом, в Италии, ФРГ члены парламента составляют большую часть коллегии, выбирающей президента. В ФРГ, Швеции парламент изби­рает главу правительства и утверждает других членов правительства.

В президентских и смешанных республиках роль парламента в формировании правительства предельно ограничена. В США, напри­мер, президент назначает членов администрации, членов Верховного Суда, но с согласия Сената. Президент Франции, обладая дискрецион­ным правом по формированию правительства, реализует его с учетом расстановки политических сил в парламенте.

Финансовые полномочия парламента связаны с принятием бюд­жета, установлением налогов и других источников государственных доходов и др.

В сфере внешней политики наиболее важную сторону парламент­ской деятельности составляют полномочия по ратификации междуна­родных договоров и соглашений, объявлению войны и заключению мира, определению основных направлений внешнеполитической дея­тельности правительства и др.

Судебную функцию парламента составляют полномочия, связан­ные с объявлением амнистии, привлечением к судебной ответственно­сти президентов, членов правительства, судей и других должностных лиц в порядке процедуры импичмента.

Импичмент - это установленная в конституции парламентская процедура по привлечению к ответственности.

Парламентские процедуры

Парламентские процедуры - это официально установленный кон­ституцией и парламентским регламентом порядок рассмотрения и ре­шения парламентом вопросов, отнесенных к его компетенции.

Процедуры, составляющие этот порядок, делятся на общие и спе­циальные.

Процедуры общего характера касаются вопросов организации и проведения сессий, пленарных заседаний, заседаний комиссий, комите­тов, установления кворума для принятия тех или иных решений и др.

Большинству современных парламентов присущ сессионный поря­док работы.

Сессия — это промежуток времени, в рамках которого проходят пленарные заседания парламента.

Своим рождением сессионный порядок обязан противостоянию между монархом и парламентом во время становления конституцион­ных монархий. Обладавшие еще достаточной властью монархи стреми­лись хотя бы на время избавиться от парламентского контроля, ограни­чивали деятельность парламента временными рамками. В результате в мире сложилось две разновидности порядка работы парламента.

1. Сессионный порядок, согласно которому парламент работает в определенный промежуток времени, указанный в конституции либо в законодательстве страны.

Так, согласно конституции Франции парламент собирается на оче­редную (обычную) сессию, которая начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Конституцией Италии предусмотрены две очередные сессии - одна из них открывается в пер­вый непраздничный день февраля, вторая - в первый непраздничный день октября. Палаты Федерального собрания РФ собираются: Государственная дума - на две очередные сессии, с 12 января но 20 июня и с 1 сентября по 25 декабря, а Совет федерации - на одну, с 16 января по 15 июля.

Вторую группу парламентов составляют парламенты с постоянным режимом работы. К числу парламентов, пребывающих в режиме посто­янной сессии, относятся законодательный орган Словакии (националь­ный совет), ФРГ (Бундестаг).

В парламентских регламентах подробно расписаны процедуры проведения пленарных заседаний, заседаний постоянных комиссий и др.

Специальные процедуры представляют собой порядок рассмотре­ния и принятия решений по конкретным вопросам, отнесенным к ком­петенции парламента. Примером таковых являются законодательный процесс, процедуры импичмента, депутатского запроса, выборов долж­ностных лиц, принятие бюджета, ратификации международных догово­ров и т.д.

Очевидно, что важнейшей из них является законодательный про­цесс, который, как правило, состоит из следующих стадий: законода­тельная инициатива, рассмотрение законопроекта, принятие законопро­екта, промульгация законов. Однако в различных странах перечислен­ные стадии имеют свои особенности. Например, начальная стадия от­личается набором субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. В США это право принадлежит конгрессменам, которые вносят его индивидуально. В ФРГ право вносить законопроект имеют не менее 15 депутатов и правительство. В Японии - 20 депутатов пала­ты представителей, 10 - членов палаты советников, а также Кабинет министров. Во Франции право законодательной инициативы принадле­жит парламентариям и Премьер-министру, в Италии - парламентари­ям, правительству, областным советам, национальному совету эконо­мики и труда, группе избирателей не менее 50 тыс. (в порядке народной инициативы).

На стадии рассмотрения законопроект обсуждается в постоянных комиссиях и на пленарных заседаниях парламента, в большинстве слу­чаев в трех чтениях.

Принятый закон направляется главе государства на подписание и обнародование, т.е. промульгацию.

Некоторым парламентам присущи элементы «форсированного» принятия законов. Так, итальянский парламент вправе делегировать постоянным комиссиям полномочия по принятию законов, минуя пле­нарные заседания.

Среди специальных парламентских процедур следует отметить процедуру импичмента.

Основанием для привлечения президента к судебной ответствен­ности является государственная измена (Франция, Чехия, Румыния), либо государственная измена и иные преступления (Греция, Финлян­дия, Италия).

Решение о возбуждении процедуры импичмента в США, Бразилии, РФ и других странах принимают нижние палаты парламента путем предъявления конкретного обвинения, а суд осуществляют верхние па­латы. В других странах такое решение принимается либо обеими пала­тами парламента (Франция, Италия, Польша), либо одной из палат (ФРГ, Индия, Ирландия).

В странах с однопалатным парламентом решение о смещении пре­зидента принимается квалифицированным большинством конституци­онного состава парламента (Азербайджан, Литва, Украина).

В отличие от США, Бразилии и РФ, во Франции суд над президен­том осуществляет специальный орган, состоящий из членов обеих па­лат парламента - Высокая Палата Правосудия, в Италии - Конституци­онный Суд.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 29.