Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства следует понимать поли­тико-территориальную организацию государства, которая включает в себя принципы деления государства на отдельные части и их юридиче­ский статус, принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.

Известны две основные формы государственного устройства: уни­тарная и федеративная.

Унитарное государство - это единое, слитное государство, разде­ленное на административно-территориальные единицы, не обладаю­щие, в большинстве случаев, политической самостоятельностью. 85% современных государств относятся к числу унитарных. Среди них Ве­ликобритания, Франция, Украина, Италия, Польша, Чехия и др.

Унитарному государству присущи следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая законодательная, ис­полнительная и судебная власти; единая территория; единое граждан­ство.

С точки зрения степени самостоятельности местных органов в от­ношениях с центральными и широты компетенции муниципальных ор­ганов, унитарные государства делятся на централизованные, относи­тельно децентрализованные и децентрализованные.

К централизованным государствам относятся государства, адми­нистративно-территориальные единицы которых управляются назнача­емыми из центра чиновниками при отсутствии выборных органов. Примером таких стран служат многие страны Востока и Тропической Африки (Таиланд, Бутан, Малави, Судан, ЮАР и др.)


 В относительно децентрализованных государствах управление на мечтах осуществляют как представители центра (органы местного управления), так и выборные органы (органы местного самоуправле­ния). К числу таких стран относятся Франция, Италия и др.

В децентрализованных унитарных государствах места управляются выборными органами и муниципальными чиновниками. Примером де­централизованных унитарных государств служит Великобритания.

Унитарные государства можно разделить на простые и сложные. В первых территории разделены на одинаковые по статусу администра­тивные единицы (Польша, Чехия, Словакия, Румыния и др.) В составе сложных находятся автономные образования (Великобритания, Фран­ция, Украина, Италия и др.)

Федерация — это союзное государство, которое составляют госу­дарственные образования, имеющие свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Такими государственными обра­зованиями, т.е. субъектами федерации являются: штаты в США, Мек­сике, Бразилии, Индии; земли в ФРГ, Австрии; кантоны в Швейцарии; провинции в Канаде.

В современном мире насчитывается более 20 федеративных госу­дарств. Кроме названных - Малайзия, Пакистан, Венесуэла, Эфиопия, Бельгия и др.

Основные признаки федерации:

1. Федерацию составляют государственные образования — субъек­ты федерации, которые имеют свою конституцию, не противоречащую союзным конституциям, свои органы государственной власти. В неко­торых федерациях ее субъекты не имеют конституций (Канада, Паки­стан, Венесуэла).

2. Субъекты федераций могут иметь свое гражданство.

3. Субъекты федерации имеют свою территорию, свое админи­стративно-территориальное деление.

4. Конституции федеративных государств разграничивают компе­тенцию центра и его субъектов.

Среди принципов, обусловливающих единство федеративных гос­ударств, отметим принцип верховенства федерального права, отсут­ствие у субъектов федерации права выхода из нее (право сецессии).

Правда, нет правила без исключения. Право сецессии, например, закреплено в конституциях Эфиопии, Малайзии. Более того, этим пра­вом в свое время воспользовался Сингапур, мирно выйдя из Малайзии, субъектом которой он являлся.

Федерации делятся: на договорные, созданные на основе договора между его субъектами (США, Швейцария, Танзания, ОАЭ), и созданные актами центрального правительства без установления договорных отно­шений между субъектами союза (Бразилия, Аргентина, ФРГ); симметрич­ные - субъекты которых именют равный статус (ФРГ, Бразилия), и ассиметричиые - субъекты которых имеют различный статуе (Индия, Канада).

Одним из критериев классификации федераций является конституци­онное распределение полномочий между федеральным центром и субъек­тами союза. В соответствии с этим выделяют следующие виды федераций, конституции которых:

1. закрепляют исключительную компетенцию центра, а все остальные полномочия передают субъектам (США, Австралия, Швейцария, Танза­ния);

2. определяют сферы ведения и полномочия центра и субъектов (Ка­нада, Аргентина, Мексика);

3. устанавливают три сферы полномочий центра, субъектов и сов­местного ведения (ФРГ, Индия);

4.выделяют сферу ведения центра и сферу совместного ведения (Ни­герия, Пакистан, РФ).

Федеративное государство по своей природе более демократично, чем унитарное. Неслучайно подавляющее большинство федераций являются республиками. Есть, однако, монархические федерации, но их немного (Бельгия, Малайзия, Австралия, Канада).


Государственный режим

Третьим элементом формы современных государств является госу­дарственный режим. В отличие от первых двух, дающих представление об организационной структуре государства, внешнем выражении госу­дарственности, государственный режим свидетельствует о способах властвования.

Таким образом, государственный режимэто основанный на нормах права порядок деятельности государственных институтов, который составляют используемые ими приемы, методы и способы осуществления государственной власти.

В современных конституциях термин «режим» употребляется крайне редко (конституция Бразилии 1988 г., Никарагуа 1987 г.). Вме­сте с тем многие конституции содержат нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима.

Объективная характеристика государственного режима требует учитывать не только соответствующие правовые нормы, но и практику их применения.

Нели способы, методы и формы деятельности государства имеют правовое обоснование, то такой государственный режим признается легальным, легитимным.

Государственный режим нс соответствующий правовым предписа­ниям, считается нелегальным и нелегитимным.

Уровень легитимности государственного режима определяется степенью народной поддержки.

Одно дело, когда власть принадлежит народу, и другое - когда она принадлежит одному лицу (монарху, диктатору, фюреру и т.п.).

Государственные режимы, реализующие принцип народного суве­ренитета, являются демократическими. Режимы, попирающие этот принцип, считаются авторитарными.

Для демократического государственного режима характерны сле­дующие признаки:

1. Формирование политической воли, лежащей в основе государ­ственной деятельности, идет «снизу вверх» - от индивида и общества к государственным институтам.

2. Высокий уровень политической свободы.

3. Политический плюрализм и идеологическое многообразие.

4. Обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина.

5. Строгое соблюдение принципа разделения властей.

6. Возможность законной деятельности оппозиции.

Демократический государственный режим сочетается с президент­скими республиками (США, Аргентина), с парламентскими (ФРГ, Ита­лия), со смешанными (Франция), с парламентской монархией (Велико­британия, Япония). Он мало совместим с монократической республи­кой, с дуалистической и абсолютной монархией (КНДР, Саудовская Аравия и др.).

Авторитарный государственный режим характеризуется ликвида­цией или резким ограничением прав и свобод граждан, заменой силы права - правом силы, запретом оппозиции, отказом от принципа разде­ления властей, принципа конституционной законности, принципа поли­тического плюрализма, сосредоточением власти в руках одного лица и т.д.

Разновидностями авторитарного государственного режима явля­ются тоталитарный, военно-диктаторский, монократический режимы.

Тоталитарный государственный режим характеризуется полным запретом оппозиционных партий, игнорированием принципа разделе­ния властей, сращиванием государственного и партийного аппарата, тотальным контролем за всеми сторонами жизни общества, полной за­висимостью индивида от государства.

Тотальный государственный режим был присущ фашистской Гер­мании, социалистическим странам.

Военно-диктаторский режим характерен для стран, где у власти находится армия. В настоящее время военно-диктаторский режим име­ет место в ряде африканских стран (Нигерия, Мали, Либерия).


Глава 7

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

1. Понятие главы государства.

2. Порядок замещения поста главы государства.

3. Полномочия главы государства.


Понятие главы государства

Важнейшим элементом механизма осуществления государствен­ной власти во всех современных государствах является институт главы государства.

Глава государства — это высшее должностное лицо или государ­ственный орган, осуществляющие верховное представительство госу­дарства внутри и вне страны, символ его единства.

В отличие от парламента, правительства и судов, которые являют­ся воплощением принципа разделения властей, глава государства оли­цетворяет собой принцип единства государственной власти. Его место в системе разделения властей не отличается однозначностью и жесткой привязанностью к одной из ветвей власти. Так, в Великобритании глава государства является одной из составляющих парламента и главой ис­полнительной власти. В президентской республике (США) глава госу­дарства является главой исполнительной власти.

В парламентских и смешанных республиках, согласно своему пра­вовому статусу, президент находится вне ветвей власти (ФРГ, Италия, Франция, Украина).

Важнейшей особенностью правового статуса главы государства является то, что, олицетворяя принцип единства государственной вла­сти, он обладает полномочиями и в законодательной, и в исполнитель­ной, и в судебной власти.

Правовой статус главы государства и его реальная роль в руковод­стве государством зависят от формы правления, характера политиче­ского режима, исторических традиций.

«Сильный» глава государства, реально участвующий в руковод­стве государственными делами, присущ абсолютным и дуалистическим монархиям, президентским и смешанным республикам.

«Слабый» глава государства, не принимающий непосредственного участия в управлении государственными делами, в силу номинального характера большинства своих полномочий имеет место в парламент­ских монархиях и республиках.

В современном мире институт главы государства реализуется в различных юридических формах. Глава государства бывает: единолич­ным, коллегиальным, единолично-коллегиальным, дуалистичным и др.

Единоличный глава государства — это либо наследственный мо­нарх, либо выборный президент.

Коллегиальный глава государства — это постоянно действующий избираемый парламентом орган. В прошлом эта форма была присуща социалистическим странам, Ираку, Йемену. В СССР, например, функ­ции главы государства были возложены на Президиум Верховного Со­вета. В настоящее время подобным органом является Государственный Совет на Кубе, Федеральный Совет в Швейцарии.

Крайне редко встречается единолично-коллегиальный глава госу­дарства. В прошлом такой глава был предусмотрен конституцией Уруг­вая 1917г., которая действовала до 1967 г. В настоящее время смешан­ный глава государства присущ КНР. Здесь функции главы государства возложены на Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей и Председателя КНР, избираемого этим Собранием.

Дуализм в реализации института главы государства присущ ряду стран Британского содружества и странам Евросоюза.

В таких странах Британского содружества, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ямайка, Барбадос и др. формальным главой государ­ства является монарх Великобритании, а фактическим главой государ­ства является генерал-губернатор.

Страны Евросоюза, помимо собственных глав государства, имеют еще и союзного президента.

В Сан-Марино обязанности главы государства исполняют два капитана-регента, избираемых парламентом республики. Двуглавая пре­зидентура закреплена в конституции Ирана.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 31.