Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальную организацию государства, которая включает в себя принципы деления государства на отдельные части и их юридический статус, принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.
Известны две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство - это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, в большинстве случаев, политической самостоятельностью. 85% современных государств относятся к числу унитарных. Среди них Великобритания, Франция, Украина, Италия, Польша, Чехия и др.
Унитарному государству присущи следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая законодательная, исполнительная и судебная власти; единая территория; единое гражданство.
С точки зрения степени самостоятельности местных органов в отношениях с центральными и широты компетенции муниципальных органов, унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.
К централизованным государствам относятся государства, административно-территориальные единицы которых управляются назначаемыми из центра чиновниками при отсутствии выборных органов. Примером таких стран служат многие страны Востока и Тропической Африки (Таиланд, Бутан, Малави, Судан, ЮАР и др.)
В относительно децентрализованных государствах управление на мечтах осуществляют как представители центра (органы местного управления), так и выборные органы (органы местного самоуправления). К числу таких стран относятся Франция, Италия и др.
В децентрализованных унитарных государствах места управляются выборными органами и муниципальными чиновниками. Примером децентрализованных унитарных государств служит Великобритания.
Унитарные государства можно разделить на простые и сложные. В первых территории разделены на одинаковые по статусу административные единицы (Польша, Чехия, Словакия, Румыния и др.) В составе сложных находятся автономные образования (Великобритания, Франция, Украина, Италия и др.)
Федерация — это союзное государство, которое составляют государственные образования, имеющие свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Такими государственными образованиями, т.е. субъектами федерации являются: штаты в США, Мексике, Бразилии, Индии; земли в ФРГ, Австрии; кантоны в Швейцарии; провинции в Канаде.
В современном мире насчитывается более 20 федеративных государств. Кроме названных - Малайзия, Пакистан, Венесуэла, Эфиопия, Бельгия и др.
Основные признаки федерации:
1. Федерацию составляют государственные образования — субъекты федерации, которые имеют свою конституцию, не противоречащую союзным конституциям, свои органы государственной власти. В некоторых федерациях ее субъекты не имеют конституций (Канада, Пакистан, Венесуэла).
2. Субъекты федераций могут иметь свое гражданство.
3. Субъекты федерации имеют свою территорию, свое административно-территориальное деление.
4. Конституции федеративных государств разграничивают компетенцию центра и его субъектов.
Среди принципов, обусловливающих единство федеративных государств, отметим принцип верховенства федерального права, отсутствие у субъектов федерации права выхода из нее (право сецессии).
Правда, нет правила без исключения. Право сецессии, например, закреплено в конституциях Эфиопии, Малайзии. Более того, этим правом в свое время воспользовался Сингапур, мирно выйдя из Малайзии, субъектом которой он являлся.
Федерации делятся: на договорные, созданные на основе договора между его субъектами (США, Швейцария, Танзания, ОАЭ), и созданные актами центрального правительства без установления договорных отношений между субъектами союза (Бразилия, Аргентина, ФРГ); симметричные - субъекты которых именют равный статус (ФРГ, Бразилия), и ассиметричиые - субъекты которых имеют различный статуе (Индия, Канада).
Одним из критериев классификации федераций является конституционное распределение полномочий между федеральным центром и субъектами союза. В соответствии с этим выделяют следующие виды федераций, конституции которых:
1. закрепляют исключительную компетенцию центра, а все остальные полномочия передают субъектам (США, Австралия, Швейцария, Танзания);
2. определяют сферы ведения и полномочия центра и субъектов (Канада, Аргентина, Мексика);
3. устанавливают три сферы полномочий центра, субъектов и совместного ведения (ФРГ, Индия);
4.выделяют сферу ведения центра и сферу совместного ведения (Нигерия, Пакистан, РФ).
Федеративное государство по своей природе более демократично, чем унитарное. Неслучайно подавляющее большинство федераций являются республиками. Есть, однако, монархические федерации, но их немного (Бельгия, Малайзия, Австралия, Канада).
Государственный режим
Третьим элементом формы современных государств является государственный режим. В отличие от первых двух, дающих представление об организационной структуре государства, внешнем выражении государственности, государственный режим свидетельствует о способах властвования.
Таким образом, государственный режим — это основанный на нормах права порядок деятельности государственных институтов, который составляют используемые ими приемы, методы и способы осуществления государственной власти.
В современных конституциях термин «режим» употребляется крайне редко (конституция Бразилии 1988 г., Никарагуа 1987 г.). Вместе с тем многие конституции содержат нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима.
Объективная характеристика государственного режима требует учитывать не только соответствующие правовые нормы, но и практику их применения.
Нели способы, методы и формы деятельности государства имеют правовое обоснование, то такой государственный режим признается легальным, легитимным.
Государственный режим нс соответствующий правовым предписаниям, считается нелегальным и нелегитимным.
Уровень легитимности государственного режима определяется степенью народной поддержки.
Одно дело, когда власть принадлежит народу, и другое - когда она принадлежит одному лицу (монарху, диктатору, фюреру и т.п.).
Государственные режимы, реализующие принцип народного суверенитета, являются демократическими. Режимы, попирающие этот принцип, считаются авторитарными.
Для демократического государственного режима характерны следующие признаки:
1. Формирование политической воли, лежащей в основе государственной деятельности, идет «снизу вверх» - от индивида и общества к государственным институтам.
2. Высокий уровень политической свободы.
3. Политический плюрализм и идеологическое многообразие.
4. Обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина.
5. Строгое соблюдение принципа разделения властей.
6. Возможность законной деятельности оппозиции.
Демократический государственный режим сочетается с президентскими республиками (США, Аргентина), с парламентскими (ФРГ, Италия), со смешанными (Франция), с парламентской монархией (Великобритания, Япония). Он мало совместим с монократической республикой, с дуалистической и абсолютной монархией (КНДР, Саудовская Аравия и др.).
Авторитарный государственный режим характеризуется ликвидацией или резким ограничением прав и свобод граждан, заменой силы права - правом силы, запретом оппозиции, отказом от принципа разделения властей, принципа конституционной законности, принципа политического плюрализма, сосредоточением власти в руках одного лица и т.д.
Разновидностями авторитарного государственного режима являются тоталитарный, военно-диктаторский, монократический режимы.
Тоталитарный государственный режим характеризуется полным запретом оппозиционных партий, игнорированием принципа разделения властей, сращиванием государственного и партийного аппарата, тотальным контролем за всеми сторонами жизни общества, полной зависимостью индивида от государства.
Тотальный государственный режим был присущ фашистской Германии, социалистическим странам.
Военно-диктаторский режим характерен для стран, где у власти находится армия. В настоящее время военно-диктаторский режим имеет место в ряде африканских стран (Нигерия, Мали, Либерия).
Глава 7
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
1. Понятие главы государства.
2. Порядок замещения поста главы государства.
3. Полномочия главы государства.
Понятие главы государства
Важнейшим элементом механизма осуществления государственной власти во всех современных государствах является институт главы государства.
Глава государства — это высшее должностное лицо или государственный орган, осуществляющие верховное представительство государства внутри и вне страны, символ его единства.
В отличие от парламента, правительства и судов, которые являются воплощением принципа разделения властей, глава государства олицетворяет собой принцип единства государственной власти. Его место в системе разделения властей не отличается однозначностью и жесткой привязанностью к одной из ветвей власти. Так, в Великобритании глава государства является одной из составляющих парламента и главой исполнительной власти. В президентской республике (США) глава государства является главой исполнительной власти.
В парламентских и смешанных республиках, согласно своему правовому статусу, президент находится вне ветвей власти (ФРГ, Италия, Франция, Украина).
Важнейшей особенностью правового статуса главы государства является то, что, олицетворяя принцип единства государственной власти, он обладает полномочиями и в законодательной, и в исполнительной, и в судебной власти.
Правовой статус главы государства и его реальная роль в руководстве государством зависят от формы правления, характера политического режима, исторических традиций.
«Сильный» глава государства, реально участвующий в руководстве государственными делами, присущ абсолютным и дуалистическим монархиям, президентским и смешанным республикам.
«Слабый» глава государства, не принимающий непосредственного участия в управлении государственными делами, в силу номинального характера большинства своих полномочий имеет место в парламентских монархиях и республиках.
В современном мире институт главы государства реализуется в различных юридических формах. Глава государства бывает: единоличным, коллегиальным, единолично-коллегиальным, дуалистичным и др.
Единоличный глава государства — это либо наследственный монарх, либо выборный президент.
Коллегиальный глава государства — это постоянно действующий избираемый парламентом орган. В прошлом эта форма была присуща социалистическим странам, Ираку, Йемену. В СССР, например, функции главы государства были возложены на Президиум Верховного Совета. В настоящее время подобным органом является Государственный Совет на Кубе, Федеральный Совет в Швейцарии.
Крайне редко встречается единолично-коллегиальный глава государства. В прошлом такой глава был предусмотрен конституцией Уругвая 1917г., которая действовала до 1967 г. В настоящее время смешанный глава государства присущ КНР. Здесь функции главы государства возложены на Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей и Председателя КНР, избираемого этим Собранием.
Дуализм в реализации института главы государства присущ ряду стран Британского содружества и странам Евросоюза.
В таких странах Британского содружества, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ямайка, Барбадос и др. формальным главой государства является монарх Великобритании, а фактическим главой государства является генерал-губернатор.
Страны Евросоюза, помимо собственных глав государства, имеют еще и союзного президента.
В Сан-Марино обязанности главы государства исполняют два капитана-регента, избираемых парламентом республики. Двуглавая президентура закреплена в конституции Ирана.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 242.