Порядок формирования правительства регулируется конституцией и законодательством страны.
Существуют различные способы формирования правительства, среди которых выделяются два основных, обусловленных формой государственного правления, - парламентский и внепарламентский.
Первый используется в странах с парламентской формой правления и имеет ряд моделей.
1. В большинстве парламентских монархий и республик формальное назначение кандидата на пост премьер-министра осуществляет глава государства. Но им в обязательном порядке должен быть лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах, либо сумевшей создать коалицию из представителей нескольких партий. Назначенный премьер подбирает кандидатуры членов правительства и представляет их вместе с программой деятельности правительства на утверждение (инвеституру) либо всего парламента (Италия), либо только нижней палаты (Великобритания).
После прохождения инвеституры глава государства своим актом осуществляет окончательное назначение правительства.
Такая модель формирования правительства используется, помимо названных стран, в Португалии, Канаде, Новой Зеландии, Индии и др.
2. В некоторых странах (Швеция, ФРГ, Япония) глава правительства избирается парламентом (Япония) либо только его нижней палатой (ФРГ). В большинстве случаев кандидатуру главы правительства в парламент вносит глава государства. Однако это правило имеет исключение. В Швеции, например, эту кандидатуру предлагает председатель Риксдага. Кроме того, в отличие от других стран, здесь избранным считается не тот, за кого проголосует большинство членов Риксдага, а тот, против которого не проголосует большинство депутатов.
Избранный парламентом глава правительства и сформированный им его состав утверждаются актом главы государства.
3. Крайне редко встречается модель, согласно которой парламент избирает не только главу правительства, но и всех его членов. Именно таким образом формируется Федеральный совет Швейцарии в составе 7 человек. Последние избираются на совместном заседании обеих палат федерального собрания.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских и смешанных республиках, абсолютных и дуалистических монархиях.
В странах с абсолютной монархией парламент полностью исключен из процесса формирования правительства (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн). В остальных странах роль парламента в деле создания правительства предельно минимизирована. В США, например, главная роль в формировании правительственной команды принадлежит президенту. Он подбирает и назначает глав департаментов, министерств «по совету и с согласия» сената. Последний практически всегда соглашается с выбором президента.
Во Франции право назначать премьер-министра и по его рекомендации министров принадлежит президенту. Это право носит дискреционный характер. Однако в условиях, когда президент не имеет поддержки парламентского большинства, он вынужден формировать правительство не по своему усмотрению, а учитывая волю парламентского большинства.
В РФ и других постсоциалистических странах глава правительства назначается президентом с согласия парламента (в РФ с согласия Государственной Думы). Остальные члены правительства назначаются главой государства по рекомендации премьер-министра.
Своеобразная модель используется в Израиле. Здесь премьер- министр избирается непосредственно населением одновременно с выборами депутатов парламента (Кнессета). Избранный премьер-министр формирует правительство, состав которого должен быть одобрен парламентом.
Компетендия правительства
Правительство любого государства обладает широким кругом полномочий, который охватывает практически все сферы жизни государств и общества. Однако подробный их перечень содержат конституции немногих стран (Беларусь, Украина, Япония).
Как правило, в большинстве конституций о компетенции правительства говорится в общих чертах. Примером тому может служить ст.20 конституции Франции, которая гласит: «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно также распоряжается администрацией и вооруженными силами». Таким же образом определяет компетенцию правительства ст. 82 конституции Греции. «Правительство, - говорится в ней, - определяет и руководит общей политикой страны в соответствии с полномочиями конституции и законами».
Такая лаконичность конституционных предписаний предоставляет правительству возможность свободного истолкования и осуществления своих полномочий, что позволяет оперативно решать возникающие новые проблемы.
Одним словом, чем лаконичней конституционные предписания о компетенции правительства, тем шире у него круг полномочий де- факто.
Рассмотрим полномочия правительства в важнейших сферах государственной жизни.
1. В сфере политического руководства правительства наделены полномочиями по разработке, формированию и реализации внутренней и внешней политики государства.
2. В сфере управления широкий круг правительственных полномочий касается вопросов согласования, координации и руководства деятельностью всех центральных органов исполнительной власти (министерств и других ведомств.)
3. В сфере законодательной власти правительства многих стран обладают правом законодательной инициативы. О том, насколько активно правительство пользуется этим правом, свидетельствует тот факт, что в ряде стран 90% всех законопроектов, рассматриваемых парламентом, являются правительственными.
К правительственной компетенции отнесены также вопросы гарантии прав и свобод человека; обеспечения охраны существующего публичного порядка; разработки и реализации бюджета; защиты внешних интересов государства и др.
Правительственные полномочия реализуются путем издания соответствующих нормативно-правовых актов. В США такими актами являются указы, директивы и исполнительные приказы президента, в Великобритании - приказы королевы в совете, во Франции — декреты и ордонансы, в Испании — декреты, в РФ — постановления и т.д.
Согласно «классической» конституционной доктрине акты исполнительной власти носят подзаконный характер. Однако в современных условиях первичное регулирование общественных отношений осуществляется не только законами, но и некоторыми актами исполнительной власти, которые утратили свой подзаконный характер. Речь идет о нормотворчестве правительств ряда стран, получивших право регламентарной власти, либо делегированного законодательства (Франция, США, Великобритания).
Акты регламентарной власти, издаваемые по вопросам, не урегулированным законом, носят не подзаконный, а первичный характер. Так, Конституция Франции, ограничив законотворческую сферу парламента определенным кругом вопросов, наделила тем самым правительство регламентарной властью, т.е. правом издания первичных актов- регламентов, которые называются декретами. Несмотря на свой первичный характер, акты регламентарной власти не обладают юридической силой закона.
Юридической силой закона обладают правительственные акты делегированного законодательства. Речь идет о делегированном правительству парламентом праве принятия актов, соответствующих, по своей материальной сути, законам. Правом издавать такие акты наделены правительства Франции, Великобритании, Испании и др. стран.
Обладая широким кругом властных полномочий, правительство несет ответственность за результаты своей деятельности. В зависимости от формы правления оно ответственно перед главой государства и парламентом. В абсолютных монархиях и президентских республиках правительство несет ответственность только перед монархом и президентом. В странах с парламентской формой правления правительство ответственно перед парламентом или только перед его нижней палатой.
В смешанных республиках правительство несет ответственность перед президентом и парламентом или нижней его палатой (Национальное Собрание Франции, Государственная Дума РФ).
Ответственность правительства носит политический характер и выражается в его отставке на основании решения главы государства, либо на основании парламентского вотума недоверия или резолюции порицания.
Глава 10
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
1. Понятие и основные функции судебной власти.
2. Конституционные основы организации судебных систем и их виды.
3. Принципы правосудия.
4. Правовой статус судей.
1. Понятие и основные функции судебной власти
Третьей составляющей триады государственной власти является судебная власть. Заметим, что третьей она является не по важности, а по счету. По своей значимости она не уступает ни законодательной, ни исполнительной властям.
Определяя понятие судебной власти, следует подчеркнуть, что это самостоятельная и специфическая ветвь государственной власти, представляющая собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, которые принадлежат специальным государственным органам — судам.
В отличие от законодательной власти, устанавливающей общие правила путем принятия законов, и исполнительной власти, управляющей государственными делами путем исполнительно-распорядительной деятельности, судебная власть обеспечивает господство права путем осуществления правосудия.
Судебная власть обладает широким функциональным диапазоном. Ей принадлежат различные функции, среди которых основной, определяющей является правосудие.
Правосудие — это специфическая форма деятельности судебной власти по разрешению различных конфликтов и споров, сторонами которых выступают физические и юридические лица, муниципальные и государственные органы и даже само государство.
Помимо правосудия, к функциям судебной власти относятся: судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуальною принуждения соответствующими органами, за деятельностью иных органов государственной власти; толкование правовых норм конституции и законов; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение правосубъектности граждан.
Помимо данной классификации функций судебной власти, в литературе встречаются и другие классификации, например, по признаку субъектов судебного спора и адресата судебных санкций. Так, белорусский конституционалист М. Чудаков выделит три функции судебной власти: наказание граждан за нарушение государственных предписаний; защита граждан от государственного произвола; разрешение споров между государственными органами и учреждениями.
Три основные функции судебной власти выделяет и российский ученый В. Туманов: охрана прав и законных интересов граждан; охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений; контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки.
Сравнительный анализ трех ветвей власти позволяет выделить следующие особенности судебной власти.
1. В отличие от законодательной и исполнительной властей, носителями которых являются лишь высшие органы в лице парламента, главы государства и правительства, судебная власть возложена на всю совокупность судебных органов. Ее носителем являются как высшие, так и низшие суды, все заседающие в них судьи.
2. Важнейшую особенность судебной власти составляет ее исключительность. Если в сферах законодательной и исполнительной властей отсутствует жесткая отграниченность одной от другой, имеют место проявления взаимозависимости и переплетения функций, то судебная власть жестко отграничена от других ветвей власти, и ее функции не может осуществлять ни один государственный орган, кроме суда.
3. К специфике судебной власти относится принципиальная значимость процессуальной формы ее осуществления. Любое ее нарушение служит основанием для отмены приговора суда, несмотря на его справедливый характер.
Специфичность судебной власти придают также судейское самоуправление, особый статус судей, внутренний характер контроля за ее деятельностью посредством судебного надзора и др.
Основные функции и специфический характер судебной власти обусловлены ее социальным предназначением, о котором известный французский ученый и политический деятель 19 в. Токвиль писал: «Великая цель правосудия состоит в замене насилия идей права, в установлении правовой преграды между правительством и используемой им силой».
Оказаться на высоте своего социального предназначения судебная власть может только в той стране, которая формирует у своих граждан уважение к праву и суду.
2. Конституционные основы организации
судебных систем и их виды
Источниками, регламентирующими организацию и деятельность судебной власти, являются конституция, законодательство страны и соответствующие международно-правовые акты.
Большинство современных конституций содержат специальные главы, статьи либо разделы, посвященные судебной власти. В конституции Японии ей посвящены глава VI под названием «Судебная власть», в конституции ФРГ глава IX «Правосудие», в конституции США ст. Ш «Основы судебной власти», в конституции Италии глава IV второй части «Магистратура», в конституции Франции разделы VII «Конституционный совет», VIII «О судебной власти» и др.
В названных главах, разделах и статьях нашли свое закрепление конституционные основы судебной власти, получившие детальное развитие в специальных законах (например, в Японии - это Закон о судах, в ФРГ - Закон о судоустройстве, во Франции - Кодекс судоустройства и т.д.).
Важнейшим элементом конституционных основ судебной власти являются основные принципы организации судебной системы.
Судебная система представляет собой совокупность всех судов данного государства, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
Конституционные предписания, касающиеся вопросов организации судебной власти, определяют судебные органы, входящие в судебную систему, и принципы их иерархического построения.
Судебная система современных стран включает в себя следующие виды судебных и квазисудебных органов: органы досудебного разбирательсгва, общие суды, специальные и специализированные суды, суды обычного права.
Органами досудебного разбирательства являются различного рода негосударственные квазисудсбныс учреждения. Во многих странах при торговых палатах существуют третейские суды. В Советском Союзе к квазисудебным органам относились товарищеские суды, во Франции к ним относятся медиаторы (посредники), в Италии - консилиаторы (примирители), в Индии - народные суды, в Великобритании - административные трибуналы, административные судьи в США и т.д.
Квазисудебные органы не имеют властных полномочий. Рассмотрение в них дел и исполнение принятых решений основывается исключительно на добровольной основе сторон спора или конфликта.
Основным и универсальным органом судебной системы большинства стран являются суды общей юрисдикции (общие суды), рассматривающие, как правило, уголовные и гражданские дела. Однако в ряде стран им подсудны и иные дела (административные, трудовые и др.).
Специальные суды предназначены для определенных категорий граждан. Например, военные суды для военнослужащих, суды по делам малолетних и др.
К специализированным судам относятся суды с предметно ограниченной юрисдикцией. К такого рода судам относятся административные, финансовые, конституционные и другие суды.
Что касается судов обычного права, то это племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины и которые во многом похожи на органы досудебного разбирательства.
Совокупность названных судебных органов в различном их сочетании в каждой отдельно взятой стране выстраивается в судебную систему на основе закрепленных в конституции принципов. К числу таких принципов относятся принципы территориальности, специализации, инстанционности и др.
В соответствии с принципом территориальности создаются суды, юрисдикции которых ограничиваются определенной территорией. В одних случаях эта территория соответствует административно- территориальным единицам (коммуна, уезд, провинция, область, губерния и т.д.), в других этой территорией являются судебные округи, объединяющие несколько административно-территориальных единиц.
Принцип территориальности обеспечивает не только рациональное построение судебной системы, но и способствует реализации принципа равного доступа граждан к правосудию при оптимальном определении территории судебных округов с учетом численности и состава населения.
Конституционный принцип специализации реализуется путем создания упомянутых выше специальных и специализированных судов, в целях повышения эффективности и качества правосудия.
Благодаря принципу инстанционности судебная система приобретает характер иерархической многоступенчатой структуры.
В структурном отношении современные судебные системы делятся на двухступенчатые, трехступенчатые и четырехступенчатые.
Двухступенчатая система встречается очень редко, в небольших по территории и численности населения государствах.
В большинстве случаев судебные системы носят трехступенчатый характер (Болгария, Польша, Венгрия и др.). В Венгрии, например, судебная система состоит из местных судов (1 ступень), областных и столичного судов (2 ступень) и Верховного Суда (3 ступень).
Четырехступенчатые системы функционируют во Франции, Италии, Украине). Так, судебная система Франции состоит из трибуналов малой инстанции (1 ступень), трибуналов большой инстанции (2 ступень), апелляционных судов (3 ступень) и кассационных судов (4 ступень). В Японии судебная система состоит из следующих 4-х ступеней:
1) дисциплинарные суды; 2) окружные суды; 3) высшие апелляционные суды; 4) Верховный Суд.
Иерархическое построение судебной системы не только позволяет распределить дела между судебными органами с учетом их характера и важности, но и обеспечивает контроль со стороны вышестоящих судов за законностью судебных решений и соблюдением процедуры их принятия нижестоящими судами. Речь идет об апелляционной и кассационной формах обжалования судебных решений.
Весьма своеобразна иерархическая структура организации судебной системы в Великобритании. Здесь функционируют три региональные судебные системы:
1. Англии и Уэльса;
2) Шотландии;
3) Северной Ирландии.
Судебная система Англии и Уэльса составляют начиная с нижней ступени: суды магистратов; суды графств, три высших суда - в лице Суда Короны, Высокого суда, Апелляционного Суда. Аналогична судебная система в Северной Ирландии. Судебная система Шотландии несколько отличается от первых двух. Общей высшей судебной инстанцией для региональных систем является Верховный суд Великобритании, заменивший судебный комитет палаты лордов. Как видим, судебные системы Англии и Уэльса, Северной Ирландии являются четырехступенчатыми.
Современные судебные системы классифицируют не только в зависимости от количества ступеней в их иерархической структуре, но и используя в качестве критерия принадлежность к той или иной правовой семье. В соответствий с ним выделяют следующие виды судебных систем: англосаксонская, романо-германская, мусульманская.
Англосаксонскую модель характеризуют следующие признаки: приоритетная роль судебного прецедента, а не закона; использование суда присяжных, которому принадлежит право выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого (в уголовном процессе) либо о справедливости или несправедливости требований истца (в гражданском процессе); апелляционная форма обжалования судебных решений; пассивная роль судьи в судебном процессе.
Важнейшую особенность англосаксонской модели составляет ее моносистемный характер. В странах, в которых реализована эта модель (Великобритания, США, Австралия, Китай, Швеция и др.), действует единая система общих судов, с юрисдикцией, охватывающей все основные виды судебных дел (уголовные, гражданские, административные и др.).
В отличие от англосаксонской модели, романо-германская модель полисистемна. Ей присущи несколько самостоятельных ветвей юстиции, т.е. судебных систем.
В Италии и Франции функционируют три ветви юстиции - общая, административная, конституционная; в РФ - конституционная, общая, арбитражная. Судебная система ФРГ состоит из шести ветвей юстиции - общей, конституционной, административной, финансовой, трудовой й социальной. Каждая из них имеет свой верховный орган.
Романо-германскую модель характеризуют также приоритетная значимость закона, а не судебного прецедента; использование как апелляционной, так и кассационной формы обжалования судебных решений; активная роль судьи, который не только ведет заседание, но и принимает решения; участие вместе с судьей в судебном процессе и в принятии решений «судей из народа»: в РФ — это народные заседатели, в ФРГ - шеффены, во Франции - ассизы и т.д.
Мусульманская модель представлена религиозными судами, которым подсудны лишь мусульмане и которые осуществляют судебный процесс по канонам шариата. Шариат (надлежащий путь) - это свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенный исламом вечным и жизненным плодом божественных установлений.
Принципы правосудия
К конституционным основам судебной власти относятся не только принципы организации судебной системы, но и принципы, которыми суд должен руководствоваться при отправлении правосудия.
Набор принципов правосудия достаточно велик, поэтому рассмотрим лишь некоторые из них.
1. Независимость суда и судей, которые подчиняются только закону. Никто не может указывать судье, какое решение он должен принять. Придавая исключительное значение этому принципу, Генеральная Ассамблея ООН 13 декабря 1985 г. приняла резолюцию «Основные принципы независимости судебных органов», в которой говорится о том, что все государственные органы и негосударственные учреждения обязаны уважать независимость судов и судей и не вмешиваться в отправление правосудия, а судьи обязаны быть беспристрастными и подчиняться в своей деятельности только закону.
2. Открытость и гласность правосудия, означающие свободный доступ на судебные заседания публики и средств массовой информации, публичное оглашение решения суда.
3. Свобода доступа к суду, запрещающая суду отказывать в приеме дела по принципам отсутствия закона или его неясности. Принятие иска к рассмотрению является обязанностью, а не правом суда.
4. Состязательность сторон, согласно которой обвинитель и подсудимый, истец и ответчик равноправны и имеют равные возможности для отстаивания своих позиций.
5. Коллективное отправление правосудия с использованием коллегии судей, суда присяжных либо «судей из народа».
6. Ответственность государства за судебную ошибку, предполагающая возмещение физическому или юридическому лицу ущерба, нанесенного ошибочным решением суда.
7. Право граждан на защиту, закрепленное в конституции и международных правовых актах. Так, согласно ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека (1950 г.), каждый имеет право защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника.
Среди принципов правосудия есть такие, которые относятся с сфере уголовного процесса. Речь идет: о презумпции невиновности; о запрете обратной силы закона; о недопущении повторного осужде- ния за одно и то же преступление; о праве обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей; о ничтожности доказательств, полученных с нарушением закона и др.
Правовой статус судей
Конституции многих стран уделяют особое внимание вопросам формирования судейского корпуса и принципам, составляющим основу правового статуса судей.
В основном судейский корпус формируется путем назначения, нередко с использованием конкурса (Франция, Италия). В большинстве стран назначение осуществляется актом главы государства. В ряде стран в процедуре назначения принимает участие парламент. Так, в РФ судьи федеральных судов (кроме высших) назначаются Президентом, а судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов - Советом Федерации по представлению Президента. В США федеральные судьи назначаются Президентом с согласия Сената.
Имеют место случаи использования в отдельных странах как процедуры назначения, так и процедуры выборности судей. Во многих штатах США, например, судьи избираются гражданами на определенный срок.
В ряде европейских государств активное участие в назначении судей и в решении дисциплинарных вопросов в их отношении играет специальный орган в лице Высшего совета магистратуры, в формировании и работе которого участвуют сами судьи. Высшие советы магистратуры созданы в Италии, Франции, Португалии, Румынии и в других странах.
К кандидатам на должность судьи предъявляются высокие требования, в частности, определенные возраст, ценз оседлости, срок практической работы в правовых органах, пребывание в гражданстве, соответствующее образование и др.
Основу правового статуса судей составляют следующие принципы: независимость, несменяемость, неприкосновенность, несовместимость, деполитизированность и др.
Глава 11
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Дата: 2019-04-23, просмотров: 186.