Фрески капеллы Барди церкви Санта-Кроче
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ассизси (церковь Сан Франческо)

Сцены из жизни св. Франциска Ассизского. 1290-е годы.

 

Св. Франциск Ассизский, покровитель Италии, один из самых популярных и почитаемых святых в христианском мире.
Точная дата рождения Франциска не известна. Считается, что это произошло приблизительно в 1181 – 1182 году. Его отец, по имени Бернардоне, успешно торговал сукном и был зажиточным купцом. Имя сыну он дал в память о Франции, куда он по делам своей торговли часто ездил. Франциск знал песни французских трубадуров и в юности распевал их по-французски. В этот период своей жизни Франциск вел весьма легкомысленный образ жизни, и казалось, ничто не предвещало его преображения. При этом он всегда был щедр по отношению к нищим. Паломничество в Рим открыло ему путь к осознанию себя последователем Христа и апостолов. Тогда же ему открылся более глубокий духовный смысл нищенствования. Теперь духовным идеалом Франциска стало «нищее житие».
Новый импульс в духовном преображении Франциска придало его общение с прокаженными и уход за ними в лепрозории. Сам Франциск именно этот опыт считал началом своего покаяния. Позже, в своем Завещании, он писал: «Господь дал мне, брату Франциску, начать мое покаяние так: когда я жил в грехах, слишком горько было для меня видеть прокаженных; но Господь Сам привел меня к ним, и я им служил. И когда я уходил от них, то, что казалось мне горьким, стало сладостью для души моей и тела. И после того я недолго медлил и оставил мир». Уход в монашество привел Франциска к разрыву с отцом: он отказался не только от отцовского наследия, но даже от одежды, которая была на нем (см. ниже: ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО).
Вокруг Франциска собирается круг его последователей. Он пишет Устав монашеского ордена.
Франциск много путешествовал с целью распространения своих идеалов духовной жизни. Сам Франциск чуть не погиб, когда, оказавшись в Египте (с войском крестоносцев), попытался обратить в христианство местного султана.
С ростом численности ордена возникали – еще при жизни самого Франциска - внутренние разногласия, особенно, когда сам Франциск отправлялся в свои миссионерские путешествия. Франциску суждено было пережить глубокую личную драму: он стал свидетелем того, как христолюбивое странствующее братство на его глазах превращалось в оседлый францисканский орден со строгой иерархией. Сам Франциск отказался быть «министром» (так именовалась должность главы ордена). В последние годы жизни Франциск не одобрял господствовавшего в ордене направления, но связанный обетом послушания, не восставал против него.
Умер Франциск Ассизский 3 октября 1226 года. Всего два года спустя он был канонизирован

 

 первый и самый обстоятельный цикл изображений св. Франциска.[1] прим.: Это главная святыня Францисканского ордена.

26 сентября 1997 года, в 816-ю годовщину со дня рождения Св. Франциска, случилось землетрясение], которое серьёзно повредило храм и похоронило под массой обломков двух монахов-францисканцев и двух сотрудников комитет]. Были уничтожены несколько фресок, для недавнего восстановления которых потребовалось 2 млн евр]. Реставраторы расчистили и собрали по фрагментам более 180 кв. м. росписей, однако полностью их восстановить не удалось. Эксперты выражают опасения, что безвовзратно утрачено не менее 20 % росписи. В восстановлении целостного облика фресок на помощь реставраторам пришли новые технологии, с помощью которых была создана трёхмерная компьютерная модель свода. Она накладывается на сохранившиеся остатки росписи лазерным проектором. Для того, чтобы увидеть, каким свод церкви был до катастрофы, достаточно надеть специальные очки[

До сих пор не утихают научные споры о том, принадлежит ли этот цикл Джотто или нет. Большинство итальянских искусствоведов продолжают утверждать, что его автор Джотто, тогда как иностранные искусствоведы склонны приписывать его безымянному художнику из окружения Джотто, именуя его Мастером (Легенды) св. Франциска.

 

ЭТАПЫ ЖИЗНИ . Асиззи.

Св. Франциск отказывается от имущества.

«Уже отобрав у него деньги, все-таки попытался отец, родивший сына по плоти, отвести его на суд к епископу этого города, чтобы под рукой епископа он объявил, как поступил он с отцовским достатком и чтобы возвратил все, что захватил. Истинный же последователь бедности с готовностью согласился на это испытание и, представ перед епископом, не потерпел никакой задержки, и сам ни в чем не промедлил, не ожидал ни слова епископа, ни его знака, но тут же снял с себя все одежды и передал их отцу. И все увидели, что под тонкими одеждами муж Божий носил на нагом теле власяницу. И тогда, опьяненный небывалой отвагой и пылким духом, он сорвал с себя даже подштанники и предстал перед всеми обнаженный, сказав отцу так: «До сих пор я звал тебя отцом на земле, теперь же я могу с уверенностью говорить: Отче наш, сущий на небесах!» [Мф. 6: 9], ибо Ему я вверяю все мои сокровища и на него возлагаю все надежды». Епископ, увидев это и восхитившись все превосходящим усердием человека Божия, поднялся ему навстречу и с рыданием заключил его в свои объятия, распознав в нем мужа доброго и благочестивого. Он прикрыл его наготу своим плащом и велел слугам принести для Франциска что-нибудь, чем он мог бы одеть свое тело, и они принесли ему дешевый и плохонький плащ, принадлежавший какому-то земледельцу из числа услуживших епископу, и Франциск принял его с радостью, и, прежде чем надеть, осенил его знаком креста, превратив это одеяние в покров для распятого человека и для нагого бедняка». (Бонавентура, II, 4).

 

«Смерть Св.Франциска».  «Все, что важно знать о Джотто – из этой фрески» - РЁСКИН. Сравнение капеллы с этрусской вазой

 

Шедевр по композиции (Никто кроме Рафаэля не превзошел)

Но главное: КОНЦЕПЦИЯ. Здравый смысл, отвращение к лживости дух-ва, нарочито набожных людей. Главное в этой фреске – глубокая веры Джотто в реальность стигматизации как факта

ВСТАВКА. Стигма́ты (греч. στίγματος, «знаки, меты, язвы, раны») — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей и соответствующие ранам распятого Христа.

Стигматиза́ция (от греч. στíγμα, «знак, клеймо, язва») — клеймение, нанесение стигмата либо божественными силами, либо самим индивидом в ознаменование его общности с божеством и перенесения на себя части страданий во имя веры.

Принято считать, что впервые стигматы появились у святого Франциска Ассизского в 1224 году. У некоторых стигматиков раны кровоточат постоянно, у других — периодически.

 

Уход от отца к епископу асиззсскому – Любить Бога больше, чем человека

«Испытание огнем». Франциск предлагает магам султана, огнепоклонникам, пройти вместе с ним через огонь. Демократизм. Франциск не возвышается над всеми. Султан – джентльмен, благородный, хоть и неверующий. Джотто считает его главным действующим лицом. ЭК – ТОЛЕРАНТНОСТЬ – Божий закон в сердцах людей (персы – благороднейший вид язычества – реабилитирует их). Плюс изображение Св.Людовика.

«МАЛЬЧИК-ПАСТУХ, РИСОВАВШИЙ ОВЕЦ НА КАМНЕ ПОДНЯЛСЯ ДО ИЗОБРАЖЕНИЯ ИДЕАЛОВ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ»

 

Джотто был человеком светским и практичным. У него было шестеро детей. В последние годы жизни Джотто достиг вершины славы; в 1330 король неаполитанский Роберт пожаловал ему титул придворного, а в 1334 он был назначен главным архитектором Флорентийского собора. В этом же году был заложен фундамент кампанилы, которую обычно называют кампанилой Джотто, хотя, насколько известно, рисунки мастера сыграли крайне незначительную роль в сооружении этой постройки. Умер Джотто во Флоренции 8 января 1337.

 

«Я — это тот, кем угасшая живопись снова воскресла.

Чья столь же тонкой рука, сколько и легкой была,

В чем недостаток искусства, того не дала и природа,

Больше никто не писал, лучше — никто не умел.

Башне ль дивишься великой, звенящей священною медью?

Циркулем верным моим к звездам она взнесена.

Джотто — прозвание мне. Чье творение выразит это?

Имя мое предстоит долгим, как вечность, хвалам».

 

 







Мазаччо (1401- 1428).

 Мазаччо (1401-1428) - человек, одержимый искусством, безразличный ко всему, что лежало за его пределами, беспечный и рассеянный, и за эту рассеянность его и прозвали Мазаччо, МАЗИЛА

.
Предполагаемый учитель Мазаччо - флорентиец Мазолино. Огромное воздействие на юного художника оказало искусство Джотто, а также творческий контакт со скульптором Донателло и архитектором Брунеллески. Видимо, Брунеллески помог Мазаччо в разрешении сложной проблемы перспективы. Мазаччо вместе с Брунеллески и Донателло возглавили реалистическое направление во флорентийском искусстве Возрождения.

Самой ранней из сохранившихся его работ считают "Мадонну с младенцем, Святой Анной и ангелами" (около 1420).
В 1422 году Мазаччо вступает в цех медиков и аптекарей, куда принимали и художников, а в 1424 году- в товарищество живописцев Святого Луки.

В 1426 году Мазаччо написал большой алтарный полиптих для церкви дель Карлине в Пизе. Написанная приблизительно в то же время (1426-1427) в старой готической церкви Санта Мария Новелла во Флоренции фреска "Троица" отражает новый этап в творчестве Мазаччо. В композиции фрески впервые последовательно использована система линейной перспективы, над разработкой которой в то время трудился Брунеллески. Первые планы ее занимают крест с распятым Христом и предстоящие Мария и Иоанн, во втором плане вверху позади Христа виднеется фигура Бога-отца.
Новизна фрески Мазаччо обусловлена не только искусным применением линейной перспективы и величественными ренессансными формами написанной им архитектуры. Новыми были и лаконичность композиции, и почти скульптурная реальность форм, и выразительность лиц.

Вершиной искусства Мазаччо являются фрески в капелле Бракаччи церкви Санта Мария дель Кармине, выполненные в 1427-1428 годах. Во фресках капеллы представлены эпизоды истории апостола Петра, а также два библейских сюжета -"Грехопадение" и "Изгнание из Рая". Начинаясь на высоте 1.96 метров над полом, фрески располагаются двумя ярусами на стенах капеллы и фланкирующих ее вход в столбах.
Одним из самых прославленных произведений Мазаччо в капелле Бракаччи является "Изгнание из Рая". Впервые в истории живописи Возрождения Мазаччо удалось убедительно выполнить нагое тело, придать ему естественные пропорции, твердо и устойчиво поставить на землю. По силе экспрессии эта фреска не имеет аналогий в искусстве своего времени.

Фрески Мазаччо в капелле Бракаччи проникнуты трезвым реализмом. Повествуя о чудесах, Мазаччо лишает изображаемые им сцены всякого оттенка мистики. Его Христос, Петр и апостолы - земные люди, лица их индивидуализированы и отмечены печатью человеческих чувств, действия их продиктованы естественными человеческими побуждениями.
Другая монументальная композиция "Чудо с динарием" передает евангельскую легенду, в которой рассказывается о том, что сборщик податей, остановив Христа, идущего с учениками, потребовал у него подать.

Поражает перспективное решение фресок. Теория линейной перспективы и пропорций человеческого тела.

Алессандро Филипеппе (Сандро Ботичелии) (1445-1510). Им завершается искусство раннего возрождения. Кружок гуманистов при Лоренцо Медичи. «Весна», «Рождение Венеры». Шедевры графики – иллюстрации к Данте. ++ 2 фрески для Сикстинской капеллы - «Житие Моисея» и «Искушение Христа». Линейная перспектива. Светотень, симметрия. Нервность, порывистость, вытянутость фигур, падающие волосы, глубокий психологизм. Бердяев: Его Венеры всегда походили на мадонн, он раздвоенный, болезненный. Бодлер:

Я расскажу тебе, изнеженная фея,

Что прелести в своих мечтах лелея,

Что блеск твоих красот

Сливает детства цвет и молодости плод

Твой плавный, мерный шаг

Края одежд колышет

Как медленный корабль, что

Ширью моря дышит

Раскинув парус свой

Едва колеблемый ритмической волной.

Э.Мане, А.Модильяни – образы Боттичелли.

ЛЕОНАРДО.

 






Дата: 2019-04-23, просмотров: 224.