Рибера. Неаполитанский караваджизм в Испании. (Неаполь – исп доминион), ТЕНЕБРОСО – сумрачная палитра полутонов со вспышками света, контраст светотени)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Германия.

Бежали от 30-летней войны в Италию или Голландию. Роман с Венецией. Роттенхаммер, Адам Эльсхеймер. Новое отношение пейзажа и пространства

Нидерланды.

Контраст Рембрандта и Рубенса.

Рубенс: синтез классики и динамичной перспективы, апофеоз земной и небесный. Кальвинистское иконобор – конец церковным заказам.

Рембрандт – Страсти Христовы – только для приватных богослужений, портрет, Ночной дозор + протест историч живопись------------------человеч отношения с богом.

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Век Просвещения на Западе

1. Общая х-ка 18 века

2. Просвещение вообще, его историческая сущность.

 

1.

Нижняя граница – Славная революция, верхняя – ВФБР.

Современные историки: Пр – не только идеологическое преддверие ВФР ПОЧЕМУ_АПД),

ПРОСВЕЩЕНИЕ феномен культуры, обладающий самостоятельной ценностью, вне зависимости от последующих событий. Это – социокультурное движение в странах Е и А конца 17-18 вв, которое выражалось в секуляр сознания, распростр светских представлений о мире и обществе, размывании традиционных ценностей Старого порядка, ослаблении социальной роли христианской религии и ее влияния на культуру повседневности.

Попытки формулировки – уже в это время. Кант: «П – это выход Ч из состояния несовершеннолетия… Несов – есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства кого-либо другого, несов по собственной вине – это такое, причина которого заключается в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-либо другого. – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков девиз П»

Черты:

· На первом плане не сам человек, а разум как основа творчески преобразующего мир начала. Разум – самостоятельная субстанция, отделенная от человека, но не имеющая облика Всемогущего Творца. Основной его носитель – человек. Постепенная передача этой функции от Б к Ч, очеловечивание разума. Точка, где Ч и Р окончательно сливаются – конец ПР, ТК невозможна оптимистическая вера в разум с человеческими недостатками (ВФБР). Предельно материально-телесная сущность человека – в 19 век, победа запада над Востоком.

Онтологически замкнутая форма, эпоха классицизма, финал ПР.

· Две фазы ПР. Нац основа – англ и ф. (поподробнее). Кризис кальвинизма на англ почве. (концепция избранности протестантской элиты) – подавление Ирландии, Шотландии. Поиск баланса --- Поэтому Гоббс, Локк, А) между свободой и необходимостью Свифт, Рочестер, Б)между личными и общественными интересами

· От деизма к атеизму. С 1760 – ограничение деятельности религиозных орденов, 1766 – монастырская реформа (Франция), 1760-1780 – закрыто 600 монастырей в Австрии, 1764 - -секул реф в России, ликвидация Ордена Иезуитов (1764 – заперт во Франции кор указом, В Испании - -1773 – Клемнт 14 упразднил буллой.

· Рост сопротивлению просв к-ре. Тяга к астрологии, символизму – стремление выявить потаенную первооснову явления (гербы, триумфальные арки, дни недели отмечаются Марсом и тд). Масонство. 1717 – Лондон, первая ложа. Сопротивление реформаторству физиократов

· От роста к радикализации ПР – мучительный кризис, тупик. Кант (воплощение финала ПР), отказавший человеческому разуму в праве на всемогущество (Критика чистого разума - 1781). Поставил разуму четкие границы в виде непознаваемой в своей конечной сути «ВЕЩИ В СЕБЕ». Руссо – тоже ощутил это противоречие, критика эгоистической морали, 1760-е: вариант общественного договора с акцентом на равенстве

· Концепция «Общественного прогресса». Тюрго, Кондорсе. Теория бесконечного улучшения условий человеческого существования как якобы неизбежный закон природы. Концепция линейного времени. Непрерывное восхождение по прямой. Это стало орудием новоевропейской к-ры, объектное отношение к человеку, Ч – ср-во, орудие – среда для оправдания колон экспансии, мессианская роль новоевропейской к-ры.

· Кризис –ВФБР. Новый тип человека.  

 

Литература.

Рабби Нахман из Брацлава уподоблял перевод женщине, которая иногда дарует свет, а иногда – несет гибель. Любовь и перевод – всегда борьба, и исход ее зависит от того, какая сила одержит верх: власть непонятного или власть над непонятным.

Наиболее ярко. Огромная популярность – произведения философов, тогда так называли всех пишущих. И политич памфлеты, и порнография. В уста героев эротич произведений часто вкладывались рассуждения на соц темы, а политич памфлеты – наоборот – подробности из жизни двора весьма откровенные. Главное – отвращение к Старому порядку. К авторитету Ц, к монархии. Философ = литератор.

Сотни наименований филос произведений. М/Н х-р движения. Он считали себя гражданами транснациональной и надконфесиональной «Литературной республики». Она имела собственный язык – ФР, тогда – язык М/Н связей

 

Основные лит направлении - классицизм. Рококо. Сентиментализм.

 

АНГЛИЯ.

Дефо,

Свифт, Филдинг (Том Джонс). Самый демократ из всех буржуазных романистов. Добрая основа естественного человека. Панорама англ об-ва.

Особое место – Р.Бернс.

Драматургия—Шеридан Школа злословия

ФРАНЦИЯ

Шаг к реализму. Ломая границы условного в классицизме эпохи абс мон. Влияние испанского плутовского романа, Дефо, Свифта. Из своих: Ален Рене Лесаж (1668-1747) – сатирич романы - «Хромой бес», «Похождения Жиль Бласа из сантильяны») – широкая панорамам общественной жизни. Опять хитрый продуман. 

Рококо:

Прево дЭкзиль (аббат Прево) МАНОН ЛЕСКО

Французская драматургия.

П.Бомарше (1732-1796) Евгения, севильский ц, женитьба Ф

П.Мариво: «Игра любви и случая», «Ложные признания». ----- потребность в наслаждениях и радостях жизни естественно для человека

Сентиментализм: последняя треть века. Роман Стерна «Сентиментальное путешествие» - 1768. культ естественного чувства.

Германия.

Сентиментализм ------

Как оппозиция по отношению к абсолютизму в Германии. Крупнейший-Фридрих Готлиб Клопшток 1724-1803, автор «Мессиады». Героич эпопея на основе христианской мифологии

Эпическая поэма Мильтона (Потерянный Рай) имела широкий успех во всей Европе. Известный швейцарский поэт Бодмер делал переводы этой поэмы на немецкий язык, мечтая о создании для немецкой литературы похожего по силе эпического произведения. Его мечту воплотил Ф . Г . Клопшток , автор поэмы « Мессиада ». Для поэмы Клопштока характерны те же космичность и вселенский масштаб, что и для «Потерянного рая». В отличие от «Потерянного рая», в основу которого положены события, связанные с грехопадением первого человека, в « Мессиаде » сюжет основывается на событиях Нового Завета. Здесь тесно переплетаются три мира: мир светлый, возвышенный — мир Бога и ангелов, — мир земной, в котором видимым путем к Богу предстает Иисус Христос, и мир демонический, мир темных сил, отошедших от своего Создателя. Но так же, как и у Мильтона, в « Мессиаде » ощущается ярко выраженное противостояние Добра Злу, Царства Тьмы — «Бога святому жилищу». Подобно Мильтону, у Клопштока демоническое царство представлено не одним образом Сатаны. Здесь и Веельзевул, и Адрамелех, и Люцифер, и многие другие самостоятельные демонические персонажи. Абадонна не сливается воедино с образом Сатаны, как это иногда происходит у Мильтона. Это полностью персонифицированный образ, способный плакать и радоваться. Это падший ангел, серафим, Авдиил Абадонна. На протяжении поэмы Клопштока Абадонна появляется восемь раз, причем его переживания представлены настолько емко, что он может претендовать на роль одного из главных персонажей. Абадонна ушел от [123] Создателя, но автор постоянно как бы дает ему возможность вернуться назад. Неслучайно Абадонна ищет и находит Мессию в Гефсимании, позже — видит Его на кресте. Не сходна ли данная ситуация со словами Иисуса Христа: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10.9)? Но падшему ангелу не суждено вернуться в Чертог райский из-за гордыни; он посчитал себя равным Всемогущему. В завершение хотелось бы сказать несколько слов о причинах обращения к данной теме. Как правило, Сатана — воплощение зла, разрушения, смерти, противник Бога. Именно таким, начиная со средневековья, ассимилировался в европейской литературе образ Сатаны. Этот собирательный образ объединил в себе, как пишет Э. Френцель (v.: Frenzel E. Stoffe der Weltliteratur. Stuttgart, 1992. S. 702-703), множество черт и характеристик отдельных отвергнутых языческих богов. В Библии Сатана изначально — падший ангел, один из самых прекрасных, но посчитавший себя подобным величием Богу-Творцу и отверженный за гордыню. Начиная с XVI века в протестантской литературе появляется образ страждущего падшего ангела — демона — как ответ на вопрос католических авторов: «Как же мог Ангел выбрать зло?» Именно из-за своего выбора он и страдает. Но у Клопштока появляется новая ступень в развитии образа: он предоставляет возможность мечущемуся ангелу вернуться обратно в Чертог райский через покаяние.

 

 

 + политич поэзия «Они, а не мы», привет ФБР, (в п-д якоб диктатуры – отрекся, написав «Моя ошибка»

 

Центральная фигура – Готхольд Эфраим Лессинг 1729-1781.против придворноно классицизма и бюргерской религиозно1 поэзии. «ЛАКООН» - -по теории искусства: указал на тесную зависимость приемов искусства от окруж среды и народа. + что не надо возрождать принципы древнегреческой поэзии

«Буря и натиск» - союз государей и философов».

 Отвергали эстетику классицизма. Клингер, писатели – штютмеры: Гердер, Ленц, Вагнер, Фосс. Отказ от рационализма, культ незаурядной и свободной личности, сильные страсти, героика.

Веймарский классицизм – рожден из переписки Шиллера и Гете, где проявилась нормативная база лит-ры. С этого момента нем лит-ра – часть мировой. (СЕМИНАР).

ГЕТЕ, ШИЛЛЕР (СЕМ)

 

 

Романтизм к концу. Особенно в поэзии. Начало: «Ленора» Г.А. Бюргера. Многие стихи Гете, «Сказание о старом мореходе» С.Кольрижда

 

 

Италия.

Значение лит-ры возрастает, а ИЗО – на второй план.

Крупнейший поэт – сатирик – Джузеппе Парини (1799). «День»осудил аристократию за паразитический образ жизни

Карло Гольдони - Венеция, комедия масок – Труффальдино, Панталоне. Слуга двух господ, Трактирщица. Либретто.

Карло Гоцци – пьесы-сказки – возрождение комедии масок

Поэт- создательИт трагедии – Витторио Альфьери. Классические трагедии с пафосом борьбы. «Брут старший», «Брут мл», «Атис» - про Карла1.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 208.