Католическая церковь в 14-15 вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Скандальная развязка спора Филиппа IV Красивого и папы Бонифация VIII о праве короля облагать налогами французское духовенство. Папа проиграл. Ни проклятия, ни угроза интердикта. Новый папа – француз Климент 5. 1309 – перенос папского двора в Авиньон до 1377 – Авиньонское (Вавилонское пленение). Авиньонским папам это даже понравилось, авторы теории индульгенций. Влияние папства значительно снижается. Голоса против все громче. Профессор Оксфорда Джон Уиклиф. Покровитель – сын короля Эдуарда, мать короля. Теория секуляризации. Долг королевской власти – помочь церкви освободиться о грузов собственных грехов. Самостоятельное чтение Священного Писания. Первый английский перевод Библии.

В 1377 – после острых споров выбор нового папы – итальянца, а французы – своего. 40 лет – в Риме и Авиньоне выбирали разных пап, авиньонские – антипапы. –Великий раскол или Великая схизма. --- Решение собрать церковный собор, и только на Констанцском соборе – 1417 – папа, устроивший всех. Усиление роли соборов, епископов и королей. К сер 15 века – восстановление влияния пап с огромным трудом, но о возврате к временам расцвета нет и речи. Церкви Франции и Англии добились значительной самостоятельности. Трагич история Гуса – тому подтверждение. После гибели Гуса – мощное восстание в Чехии. 5 крестовых походов против чешских еретиков (1419 – 1434) подавили движение последователей Гуса, но папству пришлось признать особое положение Церкви.

Этими событиями завершается история С/В папства.

С 15 века - С/В церковь становится слишком авторитарным социальным органом. Попытка свести палитру к модели мира, где главное событие –«Божественное бытие – слишком однобоко, тягостно для монстров. Грехи, преступления, вызывает протест ее претензия на ПОСРЕДНИЧЕСТВО. Интимный акт общения с богом должен осуществляться без свидетелей и посредников. Инквизиция.

Бурная СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ. Особенно образования, при том, что ярчайшие художественные произведения рождаются в русле церковного искусства. Джотто, Боттичелли, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело -фрески, библейские сюжеты – Моисей, Давид, Пьета. Перевод Библии, мессы и мотеты – жанр духовного многоголосия. Но – искусство выходит из-под Ц-диктата. «Сцены из жизни Моисея» - фреска Сикстинской капеллы в Риме, «Рождение Венеры», «Страшный Суд» - Христос – безбородый атлет, нагие атлетические тела.

Сам термин гуманизм произошел от кружка одаренных флорентийцев: STUDIA HUMANITATIS. Объект – человек и все человеческое в противоположность STUDIA DIVINA (теология). Это не значит, что она была отброшена – они знатоки Писания, Патристики, а гуманисты более позднего времени – первоклассные богословы – Роттердамский, Иоганн Рейхлин. Все гуманисты – христиане, в каких бы отношениях с официальной церковью они не были. Пожалуй, лишь Лоренцо Валла. Пьетро Помпонацци – скептически относились к религии вообще, а Помпонацци – идее бессмертия души. Почти все живописцы, скульпторы, композиторы работали в русле церковной тематики, церковных жанрах и формах. Часто религиозный фанатизм действовал как против Гуманизма, так и против официальной Ц. ------

САВОНАРОЛА (1452-1492), воспитанный в гуманистическом духе, стал монахом, что не удивительно – Петрарка и Бруно тоже.

Против Лоренцо, внука Козимо, армия ангелов из детей, чучело суеты. Боттичелли тоже принес. Он обрушился на церковь, оказался диктатором Флоренции. Сожжение всего нехристианского по духу. Флоренцию превратил в Град Божий, теперь надо – Рим. Хотел свергнуть папу Александра VI, который не был образцом нравственности – оргии с проститутками. Отлучение, знать подняла  мятеж – пророк неистовый был схвачен и предстал пред судом инквизиции. ДЫБА. (Макиавелли смотрел)

В то же время некоторые гуманисты занимали высокие должности в церковной иерархии – епископы, кардиналы, даже папами – Сильвио Пикколомини – Папа Пий II, гуманист – папа Лев X, сын правителя Флоренции Лоренцо Медичи Великолепного (Лютер). Многие гуманисты примкнули к реформации – Меланхтон, Ульрих фон Гуттен.

ТО: не только секуляризация, обмирщение, сколько взаимопроникновение, смешение фольклорного, светского и церковного.

Стихи Микеланджело Буонаротти (пер Вознесенского):

Когда я созидаю на века,

Подняв рукой камнедробильный молот,

Тот молот об одном лишь счастье молит,

Чтобы моя не дрогнула рука.

Так молот Господа наверняка

Мир создавал при взмахе гневных молний.

В Гармонию им Хаос перемолот.

Он праотец земного молотка.

Чем выше поднят молот в небеса,

Тем глубже он врубается в земное,

Становится скульптурой и дворцом.

Мы в творчестве выходим из себя.

И это называется душою.

Я – молот, направляемый Творцом.

 

2.

Проблема Человека.

Раньше всего в ЖИВОПИСИ,

 контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма

· светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов,

· радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была

1. проблема пространства.

В XV -  повсеместно, с той лишь разницей, что на севере Европы, в частности в Нидерландах, к объективному построению пространства шли постепенно, путем эмпирических наблюдений, в то время как в Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии и оптике научная теория линейной перспективы. (трехмерное изображение), ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над средневековой концепцией изображения.

3. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Леонардо да Винчи.

3. Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов.

4.  Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.
 общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. (Микеланджело, божественный - например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания"божественный". Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто"Микеланджело Буонаротти". У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую

ЧИМАБУЭ, ДЖОВАННИ (Cimabue, Giovanni) (ок. 1240 – ок. 1302), итальянский художник, один из ведущих мастеров флорентийской живописи 1240. Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый». Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.

Ему принадлежит открытие Мадонны, которую до тех пор не умели любить. Есть на что смотреть. (Рёскин) И не только

 А) краска; Б) композиция; В) перспектива.

А «Он возвеличил Деву и Флоренция преклонилась перед своей королевой». ВДОХНУЛ ЖИЗНЬ НОРМАННОВ В ПРЕДАНИЯ ГРЕКОВ И СОЧЕТАЛ ПЫЛКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С БЛАГОГОВЕЙНЫМ СОЗЕРЦАНИЕМ

 (о созерцательной (Византия) и драматической (норманны и ломбардцы) школах в живописи). Между ними –ФЛОРЕНЦИЯ.(с.58 Рёскин)

 – ПРИМИРЕНИЕ ДРАМЫ С МЕЧТОЙ--------ГАРМОНИЯ.

 

Но самым радикальным реформатором живописи был один из величайших художников итальянского Проторенессанса


Джотто ди Бондоне (1266/67-1337).

С 12 до 60 лет. Умелость: мрамор, мозаика, строительство. Талант + Высший здравый смысл. Чимабуэ нашел мальчика-пастуха и сделал его великим художником, его эпитафия:

«Я- это тот, кем угасшая живопись снова воскресла»

Превзошел учителя не только в ЦВЕТЕ. ЭТО ВСТРЕЧА НОРМАННСКОЙ РАСЫ С ВИЗАНТИЙСКОЙ. ДЕЙСТВИЯ С ПОКОЕМ, ДОМАШНЕЙ ЖИЗНИ С МОНАШЕСКОЙ (он знал и то, и другое, образы людей ВСЕХ сословий, от принца до пастуха. От философа до ребенка).

РАЗУМ С НЕРАЗУМНОСТЬЮ!!!!

РАЗВИТИЕ ЧИМАБУЭ: До Ч красивое исполнение человеческой фигуры было невозможно (грубое и условное изображение ломбардцев и византийцев, не передающих индивидуальность: вытаращенные глаза и сурово сжатые губы богов, ангелов, святых, воинов: НЕ ПОРТРЕТ КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ).

Но даже Чимабуэ – ТОЛЬКО Мадонну, Св.Иосифа и Христа – эти образы он делал живыми и Флоренция не требовала большего:

КИСТЬ ЧИМАБУЭ СЛАВИЛАСЬ ОДНА!!!

Дата: 2019-04-23, просмотров: 189.