Данте гордился тем, что он — не чета большинству своих современников, забывших о том, чьими потомками они являются. Отойдя от гибеллинов и не примкнув к гвельфам, он с презрением писал о тех и о других:
В обоих станах, увидав твой труд,
Тебя взалкают, только попустому,
И клювы их травы не защипнут.
Пусть фьезольские твари, как солому,
Пожрут себя, не трогая росток,
Коль в их навозе место есть такому,
Который семя чистое сберег
Тех римлян, что когда-то основались
В гнездилище неправды и тревог
Историзм Данте.
В финале БК при виде небесного воинства Данте говорит как паломник: «Я пришел в божественное из человеческого, в вечность из времени». ТЕ: ВРЕМЯ + Пр-Во. Истинное и высшее – ВНЕ Вр и Пр-ва – Вечность, БОГ. Живописец Одеризи в Чистилище:
В тысячелетье так же сгинет слава
И тех, кто тело ветхое совлек,
И тех, кто смолк, сказав «ням-ням» и «вава»
А перед вечным – это меньший срок,
Чем если ты сравнишь мгновенье ока,
И то, как звездный кружится чертог.
Хр-во внесло мощное чувство времени – от греха к разрешению 2-х видов. Это обычно для С/В. Мандельштам: персонажи жили в архаике, которую по всей окружности омывала современность, Библия – как свежая газета. НО: непривычные мысли, волнующие Данте. – Новое настроение:
Кисть Чимабуэ славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена.
За Гвидо новый Гвидо высшей чести
Достигнул в слове; может быть рожден
И тот, кто из гнезда спугнет их вместе.
(Чим -----Джотто, Гвиницелли, Кавальканти – ДАНТЕ). ВСЕ ВЫШЕ . Главное – в обобщении: «СКОЛЬ МАЛЫЙ СРОК ВЕРШИНА ЗЕЛЕНА, КОГДА НА СМЕНУ ВЕК ИДЕТ НЕДИКИЙ». Слава тем мимолетнее, чем интенсивнее таланты, ритм времени – зависит от честолюбивых усилий. Эпохи можно различать по культурам, а значит по рез-там человеческой деятельности. Времена - -по восходящей или нисходящей – ЩАС –подъем. (на смену век идет недикий). Это предвестник интеллектуального переворота. Начало. ИДЕЯ ОБНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ – ИСХОДНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП.
Особенности идеи обновления:
5. Восторгались современностью
6. отсутствие сакральности, ничего мистического. Светская культура
7. Замена провиденциализма принципом человеческой активности. Макиавелли: «Судьба – женщина, если хочешь владеть ею, надо ее бить и толкать». История – увлекательная арена личной доблести и предприимчивости
8. будущее – непредрешенное, оно состоит из множества возможностей
Дань традиции: Пушкин: вариации на тему дантова ада, Лист – соната «По прочтении Данте», Чайковский – увертюра-фантазия «Франческа да Римини», Рахманинов – тот же сюжет, Пуччини – комическая опера «Джанни Скикки», иллюстрации к БК Э.Делакруа, Г.Гейне – поэма «Германия» - грозит прусскому королю:
Ты знаешь грозный Дантов ад
Звенящие гневом терцины?
Того, кто поэтом на казнь обречен,
И Бог не спасет из пучины
Петрарка.
Подлинный родоначальник (1304-1374), автор термина Гуманизм ( HUMANITAS - человеч природа, дух к-ра). При папском дворе в Авиньоне - дитя европейской готич традиции. На вольгаре. Проблема человека – символично: восхождение на вершину Мон Венту близ Авиньона в 1335 – отец альпинизма. На вершине открыл «Исповедь» и попал на место: «Ничему так не следует дивиться как человеческой душе. С величием которой ничего не может сравниться». Теория ЛИЧНОСТИ. 1) индивидуалистическая и автономная; 2) сознающая собственную ценность; 3) активно действующая; 4) наделенная чувством свободы, испытывающая в ней потребность.
Представитель НОВОГО ХРИСТИАНСТВА. ПРОТИВ ВСЕЙ СИСТЕМЫ С\В УЧЕНОСТИ (врачей, правоведов, теологи). («О своем и чужом невежестве») (с.136 ИСТОРИЯ Ф И ?? К_РЫ). Провозглашение собственного невежества – ЗНАМЯ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ, где нет места АВТОРИТЕТУ, отказ клясться словами УЧИТЕЛЯ (АРИСТОТЕЛЯ). Противопоставляет авторитет классической древности (принцип НОВОЕ)
Обращенность к себе, к своим «внутренним стремлениям» - главное в его ТВ-ве. «Диалог О презрении к миру», где он судит в себе ГУМАНИСТА августиновым строгим судом (за земную любовь, за стремление к славе). Но не отрекается от любви, о чем и пишет в Сонетах.
«О своем и чужом невежестве»: Упрекает себя за то, что он «цицеронианец, а не христианин», ибо где сокровище твое, там и сердце твое» (т.е. во ХРИСТЕ, в Библии). ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕРЕС: подвергается радикальному переосмыслению традиционное противопоставление христианского благочестия классической образованности (Послание к Евстохии бл. Иеронима – покаянный рассказ о том, как он в юности постился, одновременно читая Туллия, заболел, в бреду спросил, кто он такой, он ответил, что Христианин, Бог ответил – Лжешь! Ты циц, а не Х, ибо где сокровище твое, там и сердце твое ------ отказ от мирских книг ради Св.Пис.
У Петрарки-_ новое значение ЦИЦЕРОН-ХРИСТОС. (С. 139)
Христианизация языческого мыслителя – высшая мера оправдания (недалеко до лампады перед бюстом Платона или молитвы святому Сократу). Снимает антиномию ------ НОВАЯ ГУМ К-РА С ЕЕ собственным пониманием 7 искусств и их отношению к богословию (торжество Фомы – Рафаэль). Возрождение философии Античной и отрицание С/В. Даже смех!! У Петрарки сам Бог смеялся над ухищрениями схоластических богословов!!! Вообще у всех – СМЕХ! Пальмиери - живопись: «До Джотто живопись была мертвой, мастерицей изображать смехотв фигурки», Вазари: греки умели скорее малевать, чем писать красками, смешны их фигуры, стоящие на цыпочках с безумными глазами распростертыми руками, Леонардо о С/В живописи. Когда городские ворота доходят до колен их обитателей
ТЕ: отход Гуманистов от языка схоластики, путь к национальному языку – лит-ра на родном языке. Свобода формы
Создатель СОНЕТОВ (14 строк пятистопным ямбом). КАНЦОНЬЕРЕ. «Стихи на жизнь и смерть мадонны Лауры» - «петраркизм» - особый стиль, «новый сладостный стиль»
«Филология», «О знаменитых людях», «Книга писем о делах повседневных» - писат и философский триумф. «Африка» - посвящ славе Рима, Сципиона – патриот и республиканец. ПРОЗА – «Моя тайна» - обработка рукописей античных авторов, вызов схоластике, осуждение ее метода формальной логики, возвеличение философии, риторики, поэзии.
Друг Петрарки – Боккаччо.(1313-1375). Боккаччо – у Роберта Неаполитанского. Вольгар. Поэтич и прозаич ренессансная НОВЕЛЛА (рассказ о новых – новелла – новость). «Декамерон» - 100 новелл с веселым мироощущением, острая интрига. Дамы и юноши, остерегаясь выходить из замка во время эпидемии, рассказывают разные истории. Готический мир рассыпается на пестрые и жизнерадостные субъекты с сильным телесно-активным началом «Фьозоланские нимфы». Дост Ч, ум, мужество, высмеивание монашества, лицемерия и ханжества. ФИЛОЛОГ. «Генеалогия языч богов» - свод античных мифов, реабилитация языческой мудрости.
Б) Германия.
Э.Роттердамский –«Похвала глупости» -1509 – уничтожение церковной схоластики, прославление радостей жизни.
Ульриx фон Гуттен (1488-1523) – «Немо» - обладатель высокого образования и нравственности – НИКТО – человек без официального положения. «Письма темных людей» - вызов общественно-политической жизни –пародия на переписку монахов и теологов, критика папства, программа гуманистического просветительства.
МЕЙСТЕРЗАНГ – городская певческая к-ра, поэтическое искусство мастеровых. Нюрнбергский сапожник Ганс Сакс – для городского самодеятельного театра – ФАСТНАХТШПИЛИ – масленичные действия – приравнивается к Декамерону.
Нет хищников жаднее и злее.
Теперь на очереди - змеи,
Или, иначе говоря, монахи. Племя их не зря
Веками кровь из нас сосало.
Себастьян Брант. «Корабль дураков» - 1494 – дураки различных профессий. «Алхимия тому примером служит, как плутни с дурью дружат».
Та же тема – Иоганн Фишарт (1546-1590) «Голова Горгоны Медузы».
ФРАНЦИЯ.
Складывание нации – еще в эпоху столетней войны -1337-1453, политическое объединение – при Люд XI – 1461-1483. В XVI веке – могущественное централизованное гос-во с классическим абсолютизмом. Центр искусства- - королевский двор
Вийон. 1431-1463. Дно жизни, Магистр искусств
Рабле – Гаргантюа и Пантагрюэль.
Сер XVI- -1549 –Дю Белле и его друг Пьер Ронсар – «Защита и прославление французского языка» - манифест нац поэзии – чтобы «как римлянин и грек великим стал француз». – Кружок «Плеяда» - 7 поэтов – 1-я поэтическая национальная школа в ЗЕ. Идеи: прославление абсолютизма и в то же время торжество разума и личного человеческого чувства. Роль королей. Франциск I (1515-1547) – кружок гуманистов, переводивших на французский язык античность. Его сестра – Маргарита Наваррская – несколько языков в ТЧ древние, писала стихи. «Гептамерон» - семидневник – сборник новелл. «Новые забавы и веселые разговоры» Деперье – секретарь МН. Это вершина французской ренессансной новеллистики. Очень популярен Декамерон – 16 изданий.
АНГЛИЯ: Шекспир – семинар, Дж. Чосер – семинар.
ИСПАНИЯ – мавританская тема, плутовские и рыцарские романы (де Вильегас, де Эслава, Сервантес – трагедия индивидуализма. Дон Кихот). Драматургия Лопе де Вега – драмы чести и комедии.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.