Храм – мат выражение Церкви, тела Христова. Библия мирян, символ мироздания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тенденция – движение от глухой телесности, тяжелое, плотное, гнетущее, подавляющее индивидуальность – романский мрак, к пробуждению индивидуалистического начала в ГОТИКЕ.

Романика.

ЕЕ развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий.

 Нач 11в - господство ЦЕЛОГО. Тело романского храма. Давящая монументальность, незыблемая устойчивость. Круглая форма – завершенность круга жизни, крестообразный план – символ распятия и 4 направления вселенной.  Внутреннее пространство. Романское зодчество совпало с замками – оборона, замкнутый периметр. Глубинное проникновение Хр-ва в сознание латинского Запада – ром храмы. Мат выражение отрицания индивидуальности. Звериный стиль + человек в библ сюжетах. Одно из назначений – устрашение: «Пусть страх поразит здесь всех, кто опутан земными пороками, ибо судьба их явлена в ужасе этих фигур!»

Трехчастность (3 нефа), внутри – 3 части от врат к алтарю.

Каждая часть – свое соц назначение, восточная – для дух-ва, алтарь – ближе к Западу – хор, маленькие часовни – капеллы. Франция, школа Бургундии – монастырская церковь ордена Клюни, суровая школа Пуату. Нотр –Дам – ла Гранд в Пуатье. Школа Перигора – купола (церковь Сен Фрон в Перигее. Германия – имперские города на Рейне (Вормский собор), похожий на крепость, непроницаемые стены. Италия – баптистерий во Флоренции, Тоскана, Ломбардия – Пиза – ансамбль из 5-нефного собора, баптистерия и наклонной башни. (ПОКАЗАТЬ)

 исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого.

И неповторимость – и переход к готике

 

Готика (12- 14)–

Термин появился в эпоху Ит Возрождения, насмешка над варварской эпохой С/В. Вазари, Леонардо критиковали готику, что она оторвалась от природы. Реабилитировали романтики в XIX веке. Кульминация романского стиля и его отрицание. О кризисе романского стиля: архитектор Н.Ладовский: «Новые архитектуры создавались дикарями, пришедшими в соприкосновение с культурой. ТАК БЫЛА СОЗДАНА ГОТИКА. ПРИШЛИ ДИКАРИ, УВИДЕЛИ НОВУЮ ДЛЯ НИХ АРХ-РУ, НЕ ПОНЯЛИ ЕЕ И СОЗДАЛИ СВОЮ: РИМЛЯНЕ, ИМЕВШИЕ МНОГО ВПОЛНЕ ЗАКОНЧЕННЫХ ФОРМ, НЕ МОГЛИ ДВИНУТЬСЯ ДАЛЬШЕ».

Венец С/В. максимальное расчленение.

Бог есть свет

ЧЕРТЫ:

· Город –торг-ремесл центр

· Городской собор – ХРАМ – символ богатства и могущ горожан

· Особая организация строит дела. Не Равшан и Джумшуд, а городские ремесленники – миряне, организов в цехи. Артели каменщиков переезжали из города в город, поэтому нет резкого отличия местных школ, что характерно для романского _---------------------- стилистическое единство при региональных различиях

· Архитекторы – профессионалы (Виллар де Онненкур

· Главное новшество – каркасная система, усовершенствование романского. ЛЕГЧЕ. Уменьшение вертикального давления. Свод опирался на столбы, а не на стены. Усадка грунта не страшна.

· Возможность строить высокие (они «вырастают», все стройнее и стройнее) и БЫЫСТРО (Амьен - 40 лет)

На ср-ва горожан. Епископы и буржуа вносили много личных средств, простой люд придумывал свои способы. Так, несколько каноников и мирян Лана отправились в далекое путешествие в Англию с реликвиями храма (кусочком рубашки Богородицы и обломком креста) и вернулись с собранными пожертвованиями через полгода!место гор собраний, мистерий. В СПБ –университетские лекции. Обсуждая будничные дела, здесь громко дискутировали, а усталый всадник мог свободно въехать в него на коне...

Чувство индивидуальности –

· и в истории стр-ва. Неск-ко архитекторов с разными манерами, 2-3 века – СИНТЕЗ разнородных элементов.

· Эволюция человеческой фигуры в готич рельефе – он ВЫХОДИТ из стены, превращаясь в круглую скульптуру (а не романская вдавленность). Реймс, Наумбург.

М.Волошин:

Леса готической скульптуры!

Как жутко все и как близко в ней.

Колонны, строгие фигуры

Сибилл и пророков, королей…

Мир фантастических растений,

окаменелых привидений,

драконов, магов и химер.

Здесь все есть символ, знак. Пример.

 Какую повесть зла и муки

вы разберете на стенах?

Как в этих сложных письменах

понять значенье каждой буквы?

Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч…

Закрыта дверь,. Потерян ключ

· Люди, а не звери

· ДЕКОР

Невесомость. Лосев: «Ист чудо: тяжеловесный камень невесом, воздушные кружева. Вся романская громада настолько расчленялась на вертикальные линии, что от этой громады ничего не оставалось, а оставался порыв и взлет. Камень превращался в одухотворенность и переставал быть камнем».

Гоголь: «Гот арх-ра – явление такое, какого еще никогда не производили вкус и вообр Ч. В ней вместе – стройный лес сводов, огр узкие окна, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединенные к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своей сетью, обвивающая его подножия до конца шпиля и улетающая вместе с ним в небо; величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость - это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма весьма естественно ощутить невольный ужас присутствия святыни, который не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».

Мандельштам:

Кружевом камень будь

И паутиной стань

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань

· Свет как отражение С/В сознания – олицетворение Бога, слова Бога. Просветление души. (Любимый сюжет – о блудном сыне) Витраж. Его место – Зап фасад. Оптимизм, простор, свобода.

· Дуальность готики. Инь и Янь, Статика(вечность) + динамика (движение земного мира) = синтез. Бог----------Человек, вертикаль(неф, шпили) -----------------горизонталь (капеллы, арки, хоры)

 Родилась во Франции, в области с центром в Париже, называющейся Иль-де-Франс. Строит-во на французский манер.

Причины:

· Город, торговля + политич авторитет КОР власти. (безоп торг путей, гарантия против гор вольностей. Только благодаря ГОРОДАМ удалось присоединить: Нормандию (1202-1204), Лангедок (1258), Шампань (1284)

· КОР власть поддерживала легистов (законников) – нормы феод права

· Борьба с крестьянскими волнениями(Жакерия)

· Оппозиция, ереси, Абеляр, ун-ты + мистерия,чудеса, культ Дамы-------------------------------------РАЦ + МИСТ, Фантастика + Реальность--------------------------------романская устойчивость уходит!!!!! УНИСОН-----------МНОГОГОЛОСИЕ.

 

Итак, Иль де Франс (Париж) + Шампань. Слабое звено романской архитектуры, старое не давило. Цехи каменщиков и скульпторов. Монастырь Сен-Дени. Сугерий.

 

1 этап. РАННЯЯ. (посл треть XII – 1 четверть XIII) Аббатство Сен-Дени. Лан, Нуайон, СПБ. Париж (рядом с ярмарками в Шампани). Аббатство – идеологический центр Франции. Основы стиля - Сюжер, Сугерий. маленький рост, советник королей, дипломат, регент Франции во время крестового похода Людовика VII – активное начало. Храм над могилами королей должен был превзойти совершенством постройки папского Рима.

11 июня 1144 года Сугерий, настоятель королевского аббатства Сен-Дени, в присутствии пяти архиепископов, 14 епископов, нескольких аббатов и других важных лиц освятил новые хоры своей церкви. Глазам собравшихся открылась невиданная архитектура: легкие колонны и нервюрный свод в полукружии апсиды, залитой светом, новый, недавно законченный фасад со статуями-колоннами и чудесной розой. Каждый поклялся возвести нечто подобное и у себя, и с середины XII века по стране покатилась волна строительства все более высоких, все более широких нефов.

 

Влиятельный аббат Сугерий был скромного происхождения и вырос в монастыре Сен-Дени, а потому называл его своей матерью. Человек незаурядных способностей, он являлся советником и другом двух королей — Людовика VI и Людовика VII. С первых лет своего аббатства Сугерий начал собирать средства для реконструкции и новой отделки монастырской церкви, которую хотел видеть самой красивой в королевстве.

 

Она должна была стать воплощением на земле поэтической мечты о Божьем граде, Небесном Иерусалиме, представшем в видении пророку Товию — со стенами из сапфиров и дверями из драгоценных камней. В сочинении о ее реконструкции Сугерий рассказывал о «чудесном свете» витражей, цветных мозаичных стекол: приглашенные им со всех уголков Франции мастера виртуозно преобразили венец капелл церкви Сен-Дени в сияющую корону. Созерцая их таинственное мерцание, аббат устремлялся в своих мыслях к Богу...

 

Новую архитектуру церкви Сен-Дени историк Жорж Дюби назвал памятником прикладной теологии, ведь символика готического собора связана не только с храмом Соломона или Небесным Иерусалимом — она намного глубже. Важным принципом готики было духовное понимание света. Архитектура, которую преобразует сияние витражей, становится ларцом для божественного явления и помогает верующему подняться к Богу — еще Блаженный Августин писал: «красота, устрояемая по предназначениям души художественными руками, происходит от той Красоты, которая превыше всего и по которой воздыхает душа моя день и ночь» (эта мысль святого очень близка идеям неоплатоников). Так и Сугерий, испытывая сильное влияние идей Псевдо-Дионисия Ареопагита и его «Небесной Иерархии» — идей о восхождении от материального к имматериальному миру, воспринимал свое творение через призму метафизического света как символа «самого Света Истинного». «Каждое существо, — писал Псевдо-Дионисий Ареопагит, — видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света... Этот камень или этот кусочек дерева для меня свет. Ибо я вижу, что они хороши и прекрасны». Сияние витражей и высоких сводов, на которых играли солнечные лучи, озаряло умы созерцавших их духовным светом. Трудно сказать, понимал ли Сугерий, что его мастера способствовали рождению нового архитектурного стиля, но его восхищение просторностью хоров, неожиданно взмывших ввысь, очевидно.

 

В готике нашло отражение и новое восприятие мира, питаемое философией Аристотеля, которая обращала свои взоры к земному, и в первую очередь к человеку как творению божьему. Готика проникнута возвышенной верой в порядок и справедливое устройство бытия, и ценность существования человека и окружающей его природы больше не вызывает сомнений.

Эстетику, противоположную «архитектуре света» Сен-Дени, являет собор в Сансе — это, возможно, самая оригинальная постройка ранней готики, значение которой так же фундаментально, как значение аббатской церкви Сугерия. Строительство этого храма началось в 1140 году при архиепископе Анри Санглие. Простота и ясность архитектурного плана сочетается с амбициозной конструкцией перекрытия — впервые зодчий прибегнул к шестичастному стрельчатому своду. Потом, усовершенствованный многими архитекторами, он стал характерной чертой ранней готики, наряду с ритмичным чередованием более тяжелых и более легких опор.

В соборе Санса, отличающемся строгой монументальностью и равновесием масс, особенно интересна пластическая трактовка, контраст света и тени. В отличие от строителя Сен-Дени, который старался избавиться от стены, рассматривая ее как вуаль, зодчий Санса, напротив, стремился ее подчеркнуть...

Если сравнивать спокойствие и ясность нефа парижской Нотр-Дам и пластические эффекты ланского храма, покажется, будто Париж — это классика, а Лан — барокко ранней готики. А как не похожи их фасады! Порталы собора в Лане глубоко врезаны в толщу стены, их контуры создают игру света и тени. Здесь все нацелено ввысь, а парижский фасад, где важны горизонтали, создает ощущение безмятежности и покоя. Но готике не свойственно единообразие, а потому новую страницу ее многоликой истории открыли оба собора...

Волна строительства готических храмов покатилась теперь по Европе. «Мы сделаем такой высокий собор, что те, кто увидят его завершенным, подумают, что мы были безумны», — скажет каноник собора в далекой Севилье.

 

2 этап – (конец XIII) зрелая. Шартр, Амьен, Реймс (1210 –нач 14)– место коронования, символ нац объединения. Самый высокий. 150 м, 80 –м башни, все удлиняется. Амьен (1218 – 15). ОТЛИЧ ОСОБ ФРАНЦИИ – цельность и единство. КЛАССИКА.

3 этап. (XIV – XV) - пламенеющая. Во Франции – не очень. Тк 100-летняя война, Руан, Страсбург.

Шартр – классика внутри, богатство скульптуры, заселен статуями. Реймс –

Особо – Эльзас. Страсбургский (поздняя)

Германия –2 четв 13 в.,

Черты:

· Поздняя, пример Франции.

· Драма и экспрессия, мистич экзальтация

· Острое чувство индивидуальности худ образа

· Сознат сохранение роли традиций

· На сев –востоке, где мало природного камня – кирпичная готика – 14 век. – просто КРУЖЕВО!!!!

 

Магдебург (1209),

Марбург, церковь Св.Елизаветы (1235) с самостоятельными башнями, (равная высота 3-х нефов), почти совсем лишены наружных скульптурных украшений. Скульптура сосредоточена обычно во внутреннем помещении храма. Это одна из типичных особенностей художественного мышления в Германии эпохи. романского и в еще большей мере — готического стиля, проистекающих из общего понимания роли отдельной статуи по отношению к архитектурному целому.

 

НАУМБУРГ,

Вершиной творчества «Мастера из Наумбурга» являются двенадцать фигур донаторов – основателей Наумбургского собора. Это первая портретная галерея в средневековой Европе, удивительная по яркости изображения характеров, которая не имеет аналогов ни в одной из стран. Скульптуры Наумбургского собора называют кульминацией развития немецкой скульптуры XIII века. Среди двенадцати фигур западного хора, выполненных почти в человеческий рост, особенно выделяются знаменитые портреты Мейсенского графа Эккехарда и его жены Уты – величественной, гордой, и одновременно глубоко чувствующей и трепетной. Образ графини Уты, изваянный великим мастером, является одним из лучших образов женщины в мировом изобразительном искусстве и стоит рядом с таким шедевром, как скульптурный портрет царицы Нефертити из гробницы Тутанхамона.  

 

Кёльн (XIII- XIX) / НЕОБЫЧНАЯ высота среднего нефа, изощренность декора. 5-ти нефный

Либфрауенкирхе в Трире.

 

Англия

Черты:

· Деревня. Города – отстой, и соборы связаны не с городом, а с монастырем. Крупные аббатства, приходские церкви.

· Классика (Солсбери) (1175)

· Заимствование у Французов

· многое от романского стиля: вместительность и не требующие коренной перестройки.

· Акцент на декорациях, а не на конструктивной стороне – на старое тело новые одежды.

· Разнообразие фасадов

· Невысокие нефы

· Нет мистики мощной объединяющей силы как в Г или Ф

Солсбери (1222-1270). 3 нефа. Растянут по горизонтали. Вертикаль = Горизонтали (135 м). Перпендикулярная готика.  Обозримость – не в городе, а в природе, в пространстве.

Кентерберийский собор –(XI – XVI) Нац святыня. Томас Беккет, архиеп Кентербер (1170 убит), слугами Генриха II. 2 трансепта, 1 короче другого, растянутые фасады. Несколько видов, этапов англ готики – «ланцетовидная» – ранняя (13), «украшенная» - Уэльс, Йорк; «перпендикулярная» – вертикальные ритмы – капеллы в Виндзорском замке,

Вестминстерское аббатство. Наиболее похож на готику Франции. Место коронации и погребения.

Поздняя – (стиль Тюдор). Капеллы – Св. Георгия в Виндзоре, королевский колледж в Кембридже. Зенит поздней готики – Капелла Генриха VII в Вестминстере (1502-1512)

Италия.

Черты:

· Арена борьбы заморских завоевателей---------- феод раздробленность

· Города – гос-ва, новые общественные отношения

· Не было худож центра------------местные особенности

· Никому не подражали

· Ярко выраженные светские тенденции. Не монастырь, не двор, не поместье.------------ КОММУНА (свобода творчества мастера)

· Цитирование античных традиций

· Ренессанс – гуманистич мировоззрение, раньше всего рухнул феодализм.

Венеция. Дворец Дожей, Собор Св.Марка (XI)

Тоскана - Санта Мария Новелла, по заказу доминиканского ордена. Ясность, строгость, спокойствие, гармония.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.