Барокко
Конец 16-сер 18 вв. Странный, причудливый. Португальские моряки: испорченная жемчужина. Жемчужина неправильной формы, грубый, неуклюжий, фальшивый.
Барокко – ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства 17-18 вв, последняя, критическая стадия развития других стилей , тенденцией беспокойства, романтического мироощущения, мышления в его экспрессивных, неуравновешенных формах.
Начало – Италия 16 века, синоним всего грубого, неуклюжего - ЛУБОК
В 18 в (французские словари)– с негативным оттенком . 80-е гг 19 века – пристальное внимание. Гурлит, Вёльфлин – особое художественное явление.
ВЁЛЬФЛИН - Барокко как типологическая категория. 1888 – «Реннесанс и барокко»:
o Линейность – живописность
o Плоскость – глубина
o Замкнутость – открытость
o Множественность – единство
o Ясность - неясность
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФАЗА, отражение противоречий общественного развития. Осознание трагедии человека в мире.
Оппонент Вёльфлина – М.Дворжак – Б - порождение маньеризма, но более высокое оп сравнению с ним и классицизмом
Бенедетто Кроче: безвкусный и иезуитский стиль, колонны, атланты и пр
Б. Отражает Представления о сложности и многообразии мира. В рез-те эволюции Возрождения. В разных странах по-разному. Слабее всего – Англия, сильнее – Италия (родина). Франция, Германия, Голландия, Фландрия.
Цель - потрясти
Черты:
· Отказ от гармонии и строгой закономерности бытия, от безграничных возможностях человека(что было в Возрождении). Человек – уже не пуп земли. А многоплановая личность, с переживаниями, конфликт человека и среды.
· Контрастность, сложность (Марино – поэт барокко)
· Напряженность
· Динамичность образов (Бунин: мир барокко - мир, где нет покоя)
· Усиление религиозной тематики (мученичества, чудеса)
· Аффектация, театральность, замысловатые комбинации
· Величие и пышность
· Криволинейность, а не правильность и симметричность
o Антиномии: Реальность + иллюзии, аскетизм – гедонизм, изысканность – грубость, античность – христианство, человек – мир, жизнь и смерть:
Что смерть благочестивым?
Ключи от жизни вечной
Времен граница лживых
На поле битвы мир
Идущий к солнцу путник
Блаженства вечный пир
В пути к отчизне спутник
Пожатие десницы
Пылающее пламя
Райские зарницы
Горящие над нами (Хофмансвальдау, «Смерть»)
ИЛИ: Грифиус, подобье нашей жизни – типичная барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому - дырявый кров; кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
· Тенденция к автономии отдельных жанров и в тоже время – один художник- скульптор, архитектор, декоратор (Бернини)
Начало - еще Микеланджело. Собор Св.Петра. Пластика стены
Живопись Б
Черты:
· Единая культ линия развития от раннего В до неоклассицизма
· Зарождение нац школ - рубенсисты (цвет), пуссенисты (линия)
· Сюжеты и темы – набор постоянных коэффициентов неоспоримой однородности. Принцип иллюзионизма (плафоны – в иллюзион реальность небес. Парящие фигуры, подталкиваемые сверхъестественными силами, эмоц жесты и мимика. Цель движения – разрушение противоречия между мимолетностью и вечностью. Хрупкость земных уз. Изображения античных богов и героев -это не объект поклонения неоязыческого культа, ни чисто декор – а ВЫВЕСТИ СОБЫТИЕ ИЗ МИРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ИСТОРИЧ И МИФОЛОГИЧ РЕАЛЬНОСТИ
· Трюк + отчуждение реальности
· Использование новой техники - монохромное кьяроскуро и палитры Ж, С, К. осознание того что новая техника скорее средство для передачи особых условий освещения – еще не было.
· Аллегории и закодированные послания, скрытая сущность предметов. Тайнопись XV века, геральдика, иконография - -свид-во связи между словом и образом – вера в универсальную доходчивость всех знаков Ч и П.
· Синтетичность Б. Большая схема
· Великое разнообразие тем и сюжетов. Не только религ и светская история, портрет и аллегории – все это уже было. Это: апофеоз, пар портрет, пейзаж, жанр, натюрморт, карикатура, анаморфоз (сознат искажение фигуры). То, что раньше - СТРАННО, теперь –НОРМА. Бачиччо. Апофеоз Св. Игнатия. – воспевание ордена иезуитов. ИЛИ: Шарль Лебрен – Портрет канцлера СЕГЬЕ – (не только пар портрет, но и прославление абсол гос-ва). Пейзажи Караччи, Пуссена – попытка представить природу не тронутую человеком, не фон. Социальный портрет
· Bozzetto / Самостоятельное произведение. Небольшая картина, эскиз для плафона, КОНТРАКТ. Картина в процессе создания. Апофеоз Св. Игнатия.. ТО – заполнена промежут зона между фреской и станковой живописью. Эфем+прочное, гибкость+жесткость, пост+изменчивость
· Аллегоричность. Сущность визуальной концепции Б. Это не просто персонификация (визуализация абстрактной идеи за счет атрибутивности фигуры Ч), а ПЕРЕНОС АЛЛЕГОРИЧ ФУНКЦИЙ В ПЕЙЗАЖНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЖАНР. НАТЮРМ, КАРИКАТ – ЧАСТЬ ИКОНОЛОГИЧ СТИЛЯ.
· Это потому, что задачи другие перед нациями в XVII веке. Пример: фреска на плафоне Пьетро де Которна в палаццо Барберини в Риме. – новая глава барочной декорации. Здесь встретились все жанры.
· Интегрированность живописи в архитектуру при помощи СВЕТА – мягкий переход из реалии в мир иллюзий
· Кабинетная живопись. Только для коллекционирования, без пропагандистских или религиозных функций.. Для галерей. Огромные коллекции Джустиниани, Барберини.
РИМ.
Город космополитизма и покровителей. ЖИВОЙ!!, а не эхо заунывных стенаний руин прошлого. Декадентски- либеральный.
Эпоха расширения горизонтов, благодаря печатной репродукции), гравировальная мастерская Рубенса
Здесь пересеклись все дороги всех художников. Нац характеристики стали менее ярко выражены
Караччи (эклектика) и Караваджо (натурализм) как тезис и антитезис худ теории.
Тенеброзо (контрастная светотень Ломбардийца + неоклассическая грация Болонца) (ПРИМЕР Распятие Савла (1601), Обращение Павла, + успение Марии Каррачи)
Себастьяно Риччи. Мифологизация, библия, архитектура, контрасты, помпа.
Тьеполо.
Франция.
«Барокко на службе абсолютизма). Людовик XIV Кольбер. Советник по вопросам искусства. Кор манн дворц мебели. Кор Академия живоп и скульпт –инструмент проведения кор политики в искусстве. Директор королевских строений, Фр Академия в Риме. (1666). –УЗДА на свободных худ в Риме, контроль за Фр студентами. 2 Рим.
Не все художники это принимали. Разочарованность Пуссена Парижем.(18 мес придв худ Л XIV)? Лоррен - тоже.
Даже великий король бросал взгляд на итальянцев, караваджистов. – вынести все кроме Св.Себастьяна Ж.Латура. Приобретал Караваджо.
Испания.
В Испании все художники – на самой низшей ступени соц лестницы, все после Эль Греко боролись. Ослабление режима и агрессивной политики. Армада, переговоры о прекращении огня с Голландией (1609), признание ее независимости (1648)----------------малочисленность придворных заказов.
, нет меценатства со стороны буржуазии и аристократии. Жизнь знати как в Дон Кихоте. Только Церковь. Религиозная живопись с крайностями Мурильо (деликатное изображение младенца Иисуса и загадочный Сурбаран. Севилья. Светотень и кьяроскуро Сурбарана. (Экстаз Св.Франциска)
Веласкес.
Уникален. Все жанры. Продавец воды в Севилье. Менины, Венера с зеркалом, Пряхи.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 254.