1. Антропоцентризм. Новый способ мировоззрения. Культ Ч, кумир. ВГО – максимум творческой мощи. Колумб, Леонардо, Тициан, Тосканелли, Брунеллески, Лютер.
2. Индивидуальное творчество (ремесло и торговля)
3. Усиление чувства личной свободы в городах. Не так как в деревне
4. Р-е техники – посредник между Ч и П. Т-Д-Т. Реабилитация экономической деятельности, Ч – творец, Ч – кузнец…. ? счастья. HOMO FABER.
5. Христианская культурная традиция. Христологическая концепция Богочеловека. Расчленение Целого углубляется.
6. Изменение взаимодействия ФОРТУНА – ЧЕЛОВЕК. Ч сильнее судьбы
7. Деизм → Бог – лишь первотолчок, потом же - -естественное течение → Пантеизм – растворение Бога в Мире → Полный атеизм как следствие антропоцентризма. Плотский образ Бога – Декамерон, Рабле.
8. ПРИРОДА – поле деятельности Человека. Диалог с живым миром, улавливать его реакции, предугадывать: магия, астрология. Кеплер, Парацельс, Нострадамус. - Индивидуальная жажда овладеть тайной природы
9. Аристократизм (леонардовская концепция идеального города)
10. Динамизм, рельефность, объемность – все ВГЛУБЬ, КРУГЛО, УДОБНО, ОСЯЗАЕМО, НАСТОЯЩЕЕ - Лови момент! – CARPE DIEM!
11. историзм и его становление, античность – золотой век, история - в ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ.
12. Изменение роли света и ЦВЕТА в живописи. Концепция СВЕТА – от Божественного к человеческому. Все предметы вокруг – темные, это зависит от человека и мира. + Вытеснение чистого цвета – ГРАФИКА – ТЕ худ вседозволенность.
13. Критика текстов ( в т.ч. Свящ Писания. Лоренцо Валла, Гуттенберг. Опять разрушение ЦЕЛОГО – С/В текста ----- МИР – объект произвольных операций со стороны ренессансного индивидуума.
ТО: причудливое и противоречивое вживание новых элементов в тело Х/С/В к-ры
Ранний гуманизм. В разных странах в разное время. Раньше всего ИТАЛИЯ. ПРИЧИНЫ:
· Раскрытие новых возможностей феодализма – Т-Д-Т, высокий уровень урбанизации С Ц Италии, размах ремесленного пр-ва. ГОРОД – богатый, процветающий – основа светской культуры. Крупное купечество, гор знать – пышные дворцы, семейные капеллы, образование детей, домашние библиотеки, совершенное знание латыни – офиц язык науки, внешней политики, блеск орат иск-ва, начальное обр-е с школах на ср-ва комунн + ПТУ в лавках ремесленников и торговцев---- → ИМПУЛЬС светской культуры В, отход от церк –схол традиции + психология купечества: рационализм, расчетливость, осознание собственных возможностей: «ЧЕСТНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ»
· Восстановление преемственной связи А) с к-рой античности, утрач в 6-11 вв, но не только подражать, Нои ПРЕВЗОЙТИ, Б) со светскими традициями народной и рыц культурами
Теоретическое осмысление основ раннего флорентийского Возрождения. Лит-ра В.
Роль Флоренции. Почти все – флорентийцы. Почему же? Чтоб понять причины, обратимся к истории. Римляне: 539 – Византия. 541 – готы, 570- лангобарды. 1000- -выход из состояния упадка. Оборонит стены, церкви, дома. Иск-во, лит-ра.
1183 – официально свободная коммуна. Гвельфы и гиббелины (кор)
Могущество XIII в. – Людовик Святой (францисканец). Определенный характер королевской и гос власти. (Джотто -2 идеала царской власти - Кир и Людовик). Великие религиозные вожди и реформаторы 13 века - -
Св.Франциск (группа 1212) - ДЕЛО
Св. Доминик (группа 1220) – ВЕРА
1294 – францисканцы – Санта-Кроче
Могущество Флоренции: Рёскин: (надпись на плите) «Этот Галилео из рода Галилеев был в свое время главой философии и медицины; будучи членом высшего магистрата, он был горячо предан республике; сын его, воздвигнул сию гробницу»
Философия = полезное знание, ее представители –члены магистрата
Любили гос-во
Не заискивали
Не расхищали
Дети чтили отцов
В испанской капелле Фома с книгой Мудрости: «Я пожелал и Чувство было дано мне. Я воззвал и Дух мудреца сошел на меня, И я предпочел их царской власти и трону».
ЭТО ГОВОРИТ ФЛОРЕНЦИЯ.
14 век – 1) Венеция – роль основного городского центра мир-экономики., Генуя пала под ударами османов(1389 – на Косовом поле) и все стали переориентироваться на Вен. Также с ослаблением Генуи –рост влияния Тосканы, где ослабевает Пиза и усиливается Флоренция, которая создает диверсифицированную пром-банковскую экономику, а в 1408 захватывает Пизу. -------→ ослабление позиций «жирных пополанов», рост влияния зажиточных средних слоев ремесленников и купечества, которые в 1434 свергают их под рук-вом банкирского дома Медичи (банкиры пап).
Козимо I.
Как-то Козимо сказал одному из своих друзей, который жаловался на разврат и неугодные Богу деяния городских властей, что развращенный город лучше города погибшего, и что с четками в руках государства не построишь. Этот принцип доминировал в политической деятельности Козимо Медичи.
Козимо не был лишен остроумия и обаяния, его полемика с политическими оппонентами очень показательна в этом смысле. Когда Ринальдо Альбицци в начале своего изгнания велел передать ему, что «курочка несет яйца», Козимо на это ответил, что «в чужом гнезде она, пожалуй, снесет не то, что нужно». Когда же папа Пий II побуждал европейских государей объединиться и выступить против турок, он сказал о нем, что «старец делает то, что под стать молодому». Венецианские послы, по прибытию во Флоренцию, стали упрекать правительство республики; Козимо показал им свою открытую голову и спросил, какого она цвета; услышав от них, что голова у него белая, он на это сказал: «Очень скоро так же побелеют головы ваших сенаторов»
Именно производственная Флоренция с ее свободным республик гор строем – ПОЧВА ДЛЯ ВОЗРОЖДЖЕНЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА.
2) новый общеевропейский подъем – 1417 – завершение великой «схизмы» и окончательному перемещению центра кат мира в Рим.
Гражданский Гуманизм.
Проблема соотношения личности и коллектива, концепция ОБЩЕГО БЛАГА, эпикурейский вариант гуманизма, интерес к соц-пол проблематике.
Колюччо Салютати. Рыц род, канцлер Флорентийской республики, друг Боккаччо. Программа новой к-ры. На первый план – образование и воспитание. Новый комплекс гуманит дисциплин: филология, риторика, история, поэтика, педагогика, этика. Концепция добра и справедливости. Не аскетизм, а творческая активность. Республиканизм, свобода, рав-во вплоть до диктатуры Медичи вв 2 пол 15 в.
Особый смысл он придавал понятию humanitas (человечность, духовная культура), трактуя его как цель новой образованности, в которой должны сочетаться высокий уровень знания, основанного на овладении классическим наследием, и разносторонний практический опыт, развитое самосознание личности и ёё активная созидательная деятельность. Задачу воспитания и образования он видел в самосовершенствовании человека, призванного, по его убеждению, сражаться с земным злом «за справедливость, истину и честь».
Оставаясь верным христианским идеям, полагая, что новая образованность помогает более глубоко проникнуть в смысл Священного Писания, он в то же время не мог примириться с аскетической моралью как противоречащей главному земному предназначению людей — жизни в обществе, построению совместными усилиями земного града. В письме к болонскому юристу Пеллегрино Дзамбеккари, пожелавшему вступить в ряды монашества, Салютати писал: «Не верь, о Пеллегрино, что бежать от мира, избегать вида прекрасных вещей, запереться в монастыре или удалиться в скит — это путь к совершенству».
Леонардо Бруни. Переводы Аристотеля, «История флорентийского народа», право избирать и быть избранным в магистрартуры, рав-во всех перед законом, осуждение олигархии.
Его сочинение «О правильном переводе» — одна из первых попыток создать теорию перевода.
Маттео Пальмиери. Понятие «справедливости». «О гражданской жизни», «История Флоренции». Стремление к «честному обогащению», о несправедливости Ч/С, порождающей соц неравенство.
Лоренцо Валла. Труды по филологии, истории, философии, антицерковные сочинения, обличение папского престола, критика монашества – дескать христианская аскеза противоречит человеч природе. «Об истинном и ложном благе». 1444 – инквизиция, но заступился неаполитанский король Альфонс Арагонский. У которого он служил личным секретарем. Вопрос о соотношении светской к-ры и христианской веры – это НЕЗАВИСИМЫЕ сферы дух жизни. Бог ВЕЗДЕ – любовь ко всему естественному = любовь к Богу - высшее благо – наслаждение (Эпикур). Дух = плоть. Это божественное благоволение. Попытка найти радости жизни – от труда, любви, природы. Позже было возведено в культ.
В 1440 году Валла, пользуясь покровительством короля Альфонса — врага папы — пишет знаменитое «Рассуждение о подложности Константинова дара».
((подложный дарственный акт (лат. Constitutum Constantini) Константина Великого римскому папе Сильвестру. Впоследствии он вошел в состав «Лжеисидоровых декреталий», а с половины XI служил одним из главных оснований для папских притязаний на верховную власть как в Церкви, так и на высший сюзеренитет в средневековой Европе.)))
(Показать фреску капеллы Сан-Сильвестро в римском монастыре Санти-Куаттро-Коронати).
Происхождение документа доподлинно неизвестно. Предполагается, что он был изготовлен во второй половине VIII или в IX веке, возможно в аббатстве Корби во Франции. Документ говорил о передаче Константином I верховной власти над Западной Римской империей главе римской церкви. Фальсификация была частью сделки между майордомом Пипином III (Коротким), желавшим обрести официальный статус короля франков, и папским двором.
Это эпохальное сочинение, в котором Валла с помощью научных аргументов филологического, нумизматического, исторического и т. д. характера разоблачает средневековую подделку — заложило основы исторической и филологической критики, то есть в конечном счёте современной гуманитарной науки и её методов. Кроме того, Валла обосновал, что приписываемая Цицерону так называемая «Риторика к Гереннию» на самом деле ему не принадлежит (этот вывод также принимается современной филологией); опроверг он и принадлежность так называемых «Ареопагитик» Дионисию Ареопагиту из «Деяний апостолов».
Леон Батист Альберти. Теоретик иск-ва, архитектор. «О семье»- этика, «О зодчестве», математика, басни. Этика- главное. Учение Платона, Аристотеля, Сенеки. ГАРМОНИЯ. Между Ч, П, Об-вом.Силы – в самом Ч, они – от рождения, это потенциальные возможности Ч. Ч – творец. Разум. Добродетель, ТВОРЧЕСТВО. Счастье – душевное равновесие, земная слава, венец Тв-ва. Обогащение –ДА, но не стяжат-во, ТК оно лишает равновесия и соотв, ГАРМОНИИ. МЕРА, СЕМЬЯ.
Флорентийский неоплатонизм.
Платоновская академия во Флоренции. Банкир Козимо Медичи в старости стал страстным поклонником Платона и создал на своей вилле в Кареджи кружок любителей античности. Он хорошо понимал значение поддержки правителей в судьбе к-ры, щедро раздавал деньги талантам. Основал несколько библиотек рукописных книг, его друзьями были не т философы. Но и архитекторы. Скульпторы и художники (Брунеллески, Донателло, Липпи). Многие члены Академии считали, что знания надо искать не в Библии, а в изучении гуманит наук и трудов античных философов, что знания есть плод исследования и разума, а не божественного откровения.
Это завершение философской эволюции ит гуманизма. Полемика против С/В традиции
Марсилио Фичино (1433-1499). Переводчик с греч на латынь. Идеалистическая философия с чертами пантеизма. Учение о единстве прекрасного упорядоченного космоса с божественным светом, снимая присущее христианской доктрине противопоставление творца творению. Начало космоса – душа мира с душой человека, что позволяет ему охватить все познание СТУПЕНИ– от НИЗШЕЙ – МАТЕРИИ до ВЫСШЕЙ – Чистого Разума.
Растворение мира в БОГЕ. (мистический пантеизм)
Толчок к познанию – наслаждение чувственной красотой мира – к постижению сути вещей. БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Ч ПОЗНАНИЯ. – интеллектуальная деятельность и нравственный идеал созерцания. ЧУВСТВ = ДУХОВНОЕ. Идеал мудреца – жизнь, исполненная творческих усилий – нравственное совершенство. Нужна свобода воли для этого. Это оправдание мира, обожествление Человека. Человек – вертикален по отношению к 3-м мирам (элементарному, небесному и ангельскому – горизонтальные). Ч соединяет в себе преимущества всех 3-х миров.
Переосмыслено сама суть Христианства: концепция всеобщей религии, христианство – высшее, но частное ее проявление, некая всеобщая мудрость
Вставка
Подлинное возрождение Платона. Что Философия не может быть воплощена в 1 Философе ----ЭКЛЕКТИЗМ (от стоиков до эпикурейцев, раннехристианские отцы, кабала). Принципиальная открытость любым традициям (ТРАДИЦИЯ БРУНИ (С 141 ИСТОРИИ ФИОЛОСОФИИ)
Близко к этому- Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494).
КНЯЗЬ СОГЛАСИЯ. СРЕМЛЕНИЕ ПРИМИРИТЬ ИУДЕЕВ С ХРИТИАНАМИ, ПЕРИПАТЕТИКОВ С ПЛАТОНИКАМИ, ГРЕКОВ С ЛАТИНЯНАМИ.
«РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ Ч».
Бог не определил человеку места в иерархии, говорит Пико в знаменитой «Речи о достоинстве человека»:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».
«900 тезисов по философии, кабалистике, теологии» - согласие философии и теологии, античной мысли и Хр-вавостока (арабо-евр)и лат науки. Кабалы и магии, АРИСТОТЕЛЯ И ПЛАТОНА.
- осуждены как еретические. Заступничество Лоренцо Медичи. Главное – учение о достоинстве человека, о его уникальном месте в космич иерархии. Свобода воли – самостоятельное формирование собственной сущности и определение места в мире. Поэтому он богоподобен. От царственности до ничтожной твари – таков диапазон возможностей. Ответственность огромна, опора – только обогащенный знанием разум. Ступени познания – овладение этикой, чтоб очистить душу от пороков и страстей, постижение законов с пом философии (удел каждого). Тенденция к героизации, обожествлении Ч – в философии Пико – высшая точка. Эта концепция повлияла на Леонардо, Микеланджело, Рафаэля.
Идет еще дальше Фичино. В своей речи он соединяет прославление достоинства человека с программой всеобщего обновления философии (согласие различных учений во ВСЕОБЩЕЙ МУДРОСТИ + ОБНОВЛЕННОЕ ХРИСТИАНСТВО)
Философия ПлАк создала предпосылки для всего, что дальше (живопись, поэзия, Коперник, натурфилософия Бруно и Кампанеллы, которые восприняли ПАНТЕИЗМ). Особо: ПАНТЕИЗМ. «Стремление Гуманизма к Платону, но не против Аристотеля, а против аристотелевской теологии, аристотелизирующего христианства и христианизированного аристотелизма, извращенной религии и монашеского лицемерия» ___ Э.Гарен.
В.Ф.Асмус: Платон или Аристотель? – конфликт и ошибка?
А.Ф.Лосев: «важность возрожденческого своеобразия пифагорейского платонизма в сравнении с прежним С/В аристотелизмом (ТЕИЗМОМ).
Все это нельзя сводить к антитезе ПЛАТОН-АРИСТОТЕЛЬ. ЛУНА-СОЛНЦЕ. Все сложнее. ЭТО БЫЛА ПОПЫТКА СОГЛАСОВАТЬ СВОЙ ПЛАТОНИЗМ СО СВОИМ ЖЕ БОГОСЛОВИЕМ. ПЛАТОНА С АРИСТОТЕЛЕМ, НАЙТИ СИНТЕЗ «ИЗВЕЧНОЙ ФИЛОСОФИИ» И «ВСЕОБЩЕЙ РЕЛИГИИ». ВСЕ ЭТО ПРОТИВОСТОЯЛО КАК СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИИ, ТАК И СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Не случайно в последние годы 15 века францисканский проповедник Бернардино да Фельтре призывал изгнать из храма «учеников дьявола» ПЛАТОНА И СОКРАТА. Адриано Корнето («Об истинной философии»): «Творения поэтов, мудрость мира, украшения риторики - дьявольская пища. Ион зачаровывают слух и вводят в соблазн сердца, взалкавшие истины. Платон, Ар, эпикурейцы и стоики осуждены на адские мучения вместе с демонами. Вся человеческая наука безумие. Чтобы прийти к Б – этого не надо, надо – ВЕРА в религию откровения (Библия)
Неоплатонизм встречал противодействие среди ортодоксальных католиков-богословов. Полемика Георгия Трапезундского против него. ПЛАТОН ОПАСНЕЕ МАГОМЕТА, НЕЛЬЗЯ ОДНОВРЕМЕННО СЛУЖИТЬ ХРИСТУ И ПЛАТОНУ С МАГОМЕТОМ. Что истинное богословие – может опираться только на учение СТАГИРИТА.
Вывод: Гуманистическая идеология (последняя утопия ит гуманизма) воплотилась на стенах ватиканского дворца , подрывная идеология– широкая платформа, но основа – принципы:
· Природа Ч – единство ТЕЛА и ДУХА – гармония
· Утверждение прав личности на знание и творчество
· Не знатность происхождения, а труд и деяния
· Оправдание богатства и накопительства, но неростовщичества и стяжательства
· Пантеизм. Творец === Мир
· Антропоцентризм
ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
· Объектом литературы становилась земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы.
· глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира
· стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого бытия, а также обращение к национальному историческому и легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии.
· процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми.
· поиску новых художественных, по крайней мере, поэтических форм. Неслучайно с Возрождением связано появление целого ряда поэтических форм, связанных с именами создавших их художников слова – дантовские терцины, октава Ариосто, спенсеровская строфа, сонет Сидни и др. Вопрос о самобытности художника ставил вопрос о стиле.
· Постепенно утверждается вместо доминанты стиля доминанта жанра. Неслучайно теоретики литературы Возрождения едва ли не каждому жанру посвятили специальное исследование. новая система литературных жанров,
Наибольшие изменения коснулись сферы драматургии. Взамен средневековых жанров Ренессанс возродил трагедию и комедию, жанры, в буквальном смысле сошедшие со сцены еще во времена Римской империи. По сравнению со средневековой литературой изменяются сюжеты произведений – сначала утверждаются мифологические, затем исторические или современные. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала возвращается комедия, затем трагедия, которая в силу особенностей жанра утверждается в период осознания новой культурой неизбежности конфликта между идеалом и действительностью. Достаточно широкое распространение в литературе получает пастораль.
Эпос в литературе Возрождения представлен в разных формах. Следует отметить, прежде всего, широкое распространение эпической поэмы, новую жизнь приобретает средневековый рыцарский роман, причем в него вливается новое содержание. На закате Возрождения утверждается плутовской роман.
Подлинным созданием Ренессанса становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены Боккаччо.
Специфически ренессансным жанром стал диалог. Он первоначально являлся излюбленной формой сочинений гуманистов, ставивших целью заставить читателя, взвесив доводы «за» и «против» в спорах, сделать вывод самому.
Поэзия эпохи Возрождения также была связана с возникновением и возрождением ряда жанров. Для нее характерно доминирование лирической поэзии. Из античных жанров эпической поэзии возрождаются ода и гимн, лирическая поэзия тесно связана с возникновением, развитием и усовершенствованием сонета, ставшего ведущей формой лирики, а также мадригала. Развитие получают также эпиграмма, элегия, реже баллада. Следует заметить, что в разных странах Европы и проблемы стиля, и проблемы жанра приобретали различное значение.
А) Итальянская.
ЛИДЕРСТВО, ПЕРВАЯ СОСТАВЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Отдельные элементы – Данте (Дуранте) -1265-1321. Создатель итальянского лит языка. «Комедия» на тосканском диалекте, который и лег в основу общеитальянского литературного языка.
Кстати, в этом же столетии Чосер создает литературный английский язык (смесь кельтского, латинского, Германских наречий англов, саксов и ютов) и французского языка норманнов Вильгельма. В это же время – лит язык Франции (Ронсар, де Белле), общеиспанского языка на основе кастильского диалекта.
ВСТАВКА
Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом.
Новый сладостный стиль (Гвидо Кавальканти)
Прорыв из мрака Ада в Рай, из монашеского аскетизма С/В в жизнерадостный Ренессанс. В основе стр-ры – мистика и символика чисел: 3, 9, 33. части:
Ад, Рай, Чистилище, каждая на 33 песни – канцоны, каждая из них – из терции – трехстрочная строфа («И дале мы пошли, и страх обнял меня»). Вергилий (который сам в Первом круге Ада, где находятся великие мудрецы древности, жившие до Христа, а значит, не спасенные. Каждая из частей загробного мира - на 9 кругов,
Ад
Ад
Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Эврипида и др. Следующий круг (ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли) заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов. Муки обманщиков разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.
[править] Чистилище
Чистилище
Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора — чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum — грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается все выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения
Рай
Рай
В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.
в центре всего – в Раю –Беатриче – девушка, в которую он был влюблен в юности, но умерла подростком «Вы созданы не для животной доли, но к доблести и знанью рождены». Путь к спасению также – ЛЮБОВЬ (что движет солнце и светила) к Беатриче. Галерея ярких образов, глубоко индивидуальных и психологически достоверных (кого встречает Данте в Аду – папа Бонифаций VIII, юная жена свирепого герцога Малатеста Франческа и ее Паоло, мошенник Джанни Скикки, продиктовавший завещание в свою пользу умершего. Все политические события отражены – острая публицистика: борьба между партиями гвельфов и гиббелинов, аристократов и пополанов.
АНАЛИЗ
рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории тот, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.
АНТИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ
... лежа под периной,
Да сидя в мягком, славы не найти.
Кто без нее готов быть взят кончиной,
Такой же в мире оставляет след,
Как в ветре дым и пена над пучиной.
(Пер. М. Лозинского).
Еще Г. Фойгт указывал, что в этом наставлении четко выражена глубоко антихристианская античная идея: «В одном пункте (мы уже видели, что не только в одном. — В. Б.) сквозь церковные воззрения Данте резко пробивается античная идея... это мысль о посмертной славе. Церковь обещала верующему, исполняющему все ее заповеди, награду в будущей жизни. Желание искать награды за земную деятельность в славе среди современников и потомков заимствовано из жизни древних и далеко уж не христианский принцип»17. Данте в XIII в. сумел нанести немало ударов всецело господствовавшей тогда, господствовавшей и над ним самим, церковной догме. И в этом ему неоценимую помощь оказали античные идеи и образы, и не в последнюю очередь традиционные республиканские идеалы.
Монархическая утопия Данте — об этом нельзя забывать — зиждется на принципе добровольного объединения свободных людей. В «Монархии» мы читаем:
«Ведь не граждане существуют ради консулов, и не народ ради царя, а наоборот, консулы ради граждан и царь ради народа»19.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 279.