Она заключалась
§ в повсеместном росте и становлении буржуазного индивидуализма,
§ в распространении гуманизма, расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности.
печатный станок. Монополия церкви подорвана.
Великие географические открытия расширили необычайно кругозор европейцев.
влияние итальянского Возрождения, (в Нидерландах),
Раннее бюргерство северных стран - интересное явление европейской культуры нового времени.
не размах итальянцев, но особого рода скромное величие.
большие исторические задачи.
Это и сформировало незаурядные характеры, для которых были характерны:
· повышенное уважение к материальным ценностям,
· стойкость, корпоративная сплоченность,
· верность долгу и слову,
· чувство собственного достоинства.
Как говорил Томас Манн, бюргер был "средним человеком в самом высоком смысле этого понятия".
Это преломлялось через религиозное миросозерцание, поэтизировалось и одухотворялось искусством. Кредо североевропейских бюргеров была вполне мирская, но благочестивая и религиозно освященная жизнь. Это вполне соответствовало и духу протестантских реформ,
лучше всего передал в своем творчестве крупнейший нидерландский художник XV века Ян ван Эйк.
В своем знаменитом парном портрете супругов Арнольфини
он возводит изображение обыкновенных людей в разряд какого-то чудесного таинства. В этом смысле "Чету Арнольфини" можно рассматривать как икону раннебуржуазной семьи.
В Нидерландах - хищные испанских Габсбургов. Чем больше процветал Антверпен, который называли в те времена "цветком моря", тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи, черпая здесь львиную долю своих доходов. В Нидерландах, как у себя дома, распоряжалась испанская инквизиция. Отчаявшиеся люди хватались за призраки - появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством. Глубже всего эти настроения отразил в своем творчестве Иероним Босх. Холодный анализ человеческих пороков и беспощадный гротеск отличают его знаменитую картину "Корабль дураков". Самое грандиозное произведение Босха - триптих "Сады земных наслаждений", в котором художник создает изобразительный образ греховной жизни людей. Внутренний нерв картины - тревожное ощущение художником приближающейся вселенской катастрофы. Вершиной нидерландского Ренессанса стало творчество Питера Брейгеля Старшего(1525/30-1569). Славу Брейгеля-художника создали его жанровые произведения на темы деревенских праздников, ярмарок, танцев, а также трагические произведения последних лет жизни такие как "Вифлемское избиение младенцев", где изображена резня, устроенная испанцами в нидерландской деревне, и "Слепые". Самым крупным мастером немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528) –
Крупнейшим событием европейской истории, всей европейской культуры XVI века стала Реформация.
Контрреформация
"Весь мир качается!"- говорили люди того времени. Прежний размеренный порядок жизни сменился пугающей неуверенностью в завтрашнем дне. Разбой и грабежи религиозных войн между католиками и протестантами.
Война за независимость Нидерландов (1566-1609), которую обычно называют Нидерландской революцией,
· Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие страны Европы,
· гугенотские войны во Франции (1562-1598).
информационный взрыв, связанный с книгопечатанием. Это хорошо видно на примере романа А.Дюма "Три мушкетера". Слуга Портоса Мушкетон так описывал доходный промысел своего отца: встречая гугенота, он отбирал у того кошелек, чувствуя себя католиком; но если ему встречался католик, хитрец тут же отнимал у него деньги, ощущая в этот момент непреодолимую неприязнь к католической церкви.
Широко известно, что вождь гугенотов Генрих Наваррский перешел в католицизм, оправдав свою измену словами: "Париж стоит мессы", т.е. во имя власти можно поступиться верой. Гугенотские войны окончились подписанием Нантского эдикта (1598), по которому гугенотам были предоставлены некоторые религиозные, гражданские и политические права, хотя государственной религией Франции по-прежнему оставался католицизм. Нантский эдикт впервые в Европе узаконил веротерпимость.
Тридцатилетняя война,
Наиболее яркий пример - Испания, где свирепствует инквизиция. Потеряв первостепенную роль в международных делах, Испания, однако, обрела ее в области литературы и искусства. Крупнейшим явлением испанской литературы явился роман М.Сервантеса "Дон Кихот
Другой отдушиной для духовной жизни страны стал в этих условиях испанский театр. Лопе де Вега (1562-1635). Он попытался в условиях глубокого общественного кризиса обосновать жизнь принципом чести. Лопе де Вега признает носителем чести в современной ему Испании в первую очередь крестьянина. XVII век стал для Испании целое созвездие величайших художников. Это Доменико Теотокопули, известный под именем Эль Греко (1542-1614), Хосе Рибейра (1591-1652), Франсиско Сурбаран (1598-1664), Эстебан Мурильо (1617-1682), Диего Веласкес (1599-1660).
Интересно, что контрреформация победила в тех странах, которые в последствии оказались в состоянии изоляции - части Германии, Италии, Испании. Именно в них в XX в. победил кратковременно фашизм. Другие страны, где контрреформация не победила, стали европейским авангардом - прежде всего Англия и Франция. Под знаком этих стран пошло дальнейшее развитие культуры нового времени.
В результате Реформации и Контрреформации католическая и протестантсткая церкви вынуждены были приспособиться к новым условиям. Отсюда их стремление поощрять некоторые науки и искусства. Именно католическая церковь - главный заказчик строительства многочисленных новых храмов и дворцов в странах Контрреформации.
Становление капитализма и абсолютной монархии - два крупнейших культурных явления XVII в. Первое связано прежде всего с Голландией и Англией, образовавшими ареал третьего этапа становления культуры нового времени.
Англия в 16- 17 веке.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.