Торжество Фомы. Апофеоз схоластической теологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1365-1367 – Андреа Фиренце – испанская капелла в Санта-Мария Новелла. Офиц филос-теол доктрина Доминиканского ордена под влиянием томизма. Ортодоксальное толкование места рац богословия Фомы.

· Отношение к светскому знанию

· К отвергаемым еретич и фил учениям

ИЕРАРХИЯ.

Учитель –в центре с книгой премудростей Соломона (И сошел на меня дух премудрости и я предпочел ее скипетрам и престолам) 

7 ангелов сверху – добродетели.

В 1 ряду с аквинатом – 4 евангелиста, Павел, цари и пророки: символ божественности учения + причастность к лику святых (акт беатификации 1323)

14 аллегор женщин: 7 теол наук + 7 cd искусств

Градж право – Юстиниан

Канонич право – папа Клемент 5, Петр Ломбардский, Дионисий ареопагит, Боэций, Иоанн Дамаскин, бл. Августин

Пифагор (арифм), Евклид (геом), Птолемей (астрон), Тувал-каин (музыка), Аристотель (Диал), Цицерон (ритор), Донат (грамматика).

         
   

 

 


ЕДИНСТВО СВЕТСКОГО ЗНАНИЯ И ХРИСТ БЛАГОЧЕСТИЯ

ПРИ ПЕРВЕНСТВЕ БОГОСЛОВИЯ.

Учение о филос – служанке Богословия.

+ поверженный Аверроэс 9филос независ от богословия). После расправы над Сигером Брабантским – аверроизм – в ун-тах Падуи и Болоньи. Мотив осуждения Аверроэса (автор Большого комментария)

Итог культурной системы позднего С/В.

Сопоставление в Афинской школой.

Аф школа – от Джотто до Рафаэля, от Петрарки до Платон академии.

Приблизительно в одно время - флорентийский и пизанский Триумфы Фомы – Петрарка – «О своем и чужом невежестве» - гневная инвектива против современников – аверроистов, отвергает безбожную науку университетов. Бешеного пса. Окажись он в испанской капелле. Он бы был доволен видом Аверроэса. Но ПОЛЕМИЗИРУЕТ УЖЕ КАК ГУМАНИСТ!! Он уже не называет имени ангельского дорктора (Августин, Иероним). С позиций нового христианства, ополчается на всю систему С/В учености. + провозглашение СВОЕГО невежества – протест против власти авторитета.

Итак. Афинская школа – высшее пластическое воплощение философии Высокого Ренессанса. Утопия всеобщего согласия.

1) Зенон Китийский или Зенон Элейский

2) Эпикур

3) Фредерико II, герцог Мантуи

4) Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский

5) Аверроэс

6) Пифагор

7) Алкивиад или Александр Македонский

8) Антисфен или Ксенофонт

9) Гипатия (возлюбленная Рафаэля, Маргерита)

10) Эсхин

11) Парменид

12) Сократ

13) Гераклит Эфесский (Микеланджело)

14) Платон (Леонардо да Винчи)

15) Аристотель (держащий Никомахову этику)

16) Диоген

17) Плотин

18) Евклид или Архимед с учениками

19) Страбон или Заратустра

20) Клавдий Птолемей

21) Протоген

22) (R) Апеллес (Рафаэль)

 

Цикл фресок Станца Сигнатура (Палата подписей) 1508-1511 Ватикана.

Папа Юлий II.

Рафаэль уничтожил предыдущие росписи, даже свого учителя Перуджино.

 – Аф школа, Спор о Святом причастии, Парнас. Идеал позднего неоплатонического гуманизма, апология человеческой философии и поэзии (С Петрарки и Бокачо)

. Гимн Древней философии (сопоставление с Торжеством Фомы Андреа да Фиренце). На смену ИЕРАРХИИ – ГАРМОНИЯ, УСТОЙЧИВОСТЬ-ДВИЖЕНИЕ, ЗАМКНУТОСТЬ – ПЕРСПЕКТИВА. Нет ни слуг, ни господ, все персонажи – участники равноправной беседы. Истина не дана в откровении, она - ЦЕЛЬ, достигаемая человеком, усилием его мысли.

СИНТЕЗ: Теология (спор о причастии + женская фигура плафона)+Философия(персонажи)+Поэзия (Парнас, Апполон, Музы)+Право (сцены издания законов)

Не все отождествлены. Платон и Ар – точно. По текстам в руках. Тимей (натурфилософия – трактат о живом одушевленном мире), Этика (Ар)

Платон – речь мудрости(небесное) практическая мораль, Аристотель – речь знания (земное).Природа.--------- Бритва Оккама.

Жест Платона – обозначение высшего знания и мироустройстве, жест Аристотеля – указание пути к достижимому на земле высшему благу

Философы правой (аристот) группы – естественные науки (матем. Физика и М/Ф), левой – (Платон) – рациональные – грамматика, логика, риторика)

Переход от аллегории к конкретным образам.

Помещение Савонаролы – религиозно-фил искания. Данте – неоплатоническое толкование БК. Аверроэс (помещение именно его, отвергнутого – ОЧЕНЬ РАДИКАЛЬНО.

Ангелы – без крыл, апостолы – без нимбов.

Влияние флорентийских неоплатоников – всеобщая религия М.Фичино

Идеал позднего неоплатонич гуманизма, кульминация апологии человеческой философии и поэзии. Теология + ФИЛОСОФИЯ + ПОЭЗИЯ.

ЭТА ФРЕСКА – МЕЧТА О СОГЛАСИИ, ИТОГ ЭПОХИ. НАЧАТОЙ ДАНТЕ. ОБОЖЕСТВЛЕННЫЙ МИР + ОБОЖЕСТВЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК= УТОПИЯ ГАРМОНИИ.

Главный глашатай этого единства – «князь согласия» - Мирандолла. 900 тезисов, речь о достоинстве Ч. Обилие математиков на фреске – Пико о важности математики для философского знания, причем не элементарной математике торговцев. А А О МАТЕМАТИКЕ ПИФАГОРЕЙСКОЙ ( О ГАРМОНИИ МИРА).

Последняя утопия ит гуманизма. Платонизм – ПОДРЫВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ 15 века – нападки со стороны перипатетической схоластики, том богословия, обвинения в толерантности. Уступках иудаизму и мусс. Защитник (кат церковь) от мусульманского Востока, Платон объявлялся союзником Магомета. Близко крушение идеалов (ит войны, Реформация и кат реакция).


Судьба фрески.

Тридентский Собор.

Сюжет забыт. Извращен. 1524 –Агостино Венециано – гравюра: Пифагор – евангелист, ученик его - ангел, с текстом евангелия. Пифагорейские символы – цитаты из еванг от луки

Подлинные росписи - мало кому были доступны. Папы – покровители искусств энергичными Контрреф, кардиналы  –гуманисты – кардиналами - инквизиторами.

Даже Вазари путается в описании.

 

http://vlasshole.livejournal.com/54108.html (Картинки Собора Св.петра)

 

Флоренции. Новый тип здания – палаццо, вилла, совершенство пропорций, простота фасадов, просторные интерьеры.

Микеланджело как архитектор. 1536 – реконструкция площади Капитолийского холма , 1546 – завершил строит – во собора св.Петра (КУПОЛ – 130 метров) (греческий крест с куполом) – самый большой собор Христианского мира.

 

ГЕРМАНИЯ. Гуттенберг – типографии (иллюстрация, миниатюра, станковая гравюра, карикатура).

ДЮРЕР. (1471- 1528). Иллюстрации к Бранту. 1498 – «Апокалипсис». 4 всадника – Мор, Война, Голод, Смерть. 4 апостола (1526) – Павел – воляЮ мужество, Марк – деятельный, Петр – флегматичный, Иоанн – философски созерцательный. Поборники правды, противостоят лжепророкам.

Лукас КРАНАХ, Ганс Гольбейн Младший. (2 пол 16 века - полоса длительного застоя.

ФРАНЦИЯ. Придворный х-р. Миниатюристы придворных центров. Придворные живописцы. Жан Фуке. (1420-1480) – придворный 2-х королей – Карла 7, Людовика 11. Иллюстрировал часосоловы и хроники, Иудейские древности Иосифа Флавия, Боккаччо «Жизнь знаменитых мужчин и женщин».

Замки – резиденции в долине Луары. Очень отличающаяся от итальянцев. Удобно, функционально, торжественно – импозантно. ШАМРОЛЬ, БЛУА, ШАМБОР.

ЛЕКЦИЯ № 5

Культура эпохи реформации.

Начало атлантической экономики. Изменение баланса в торговле с Востоком (до 1500 – его лидерство) Ренессансный Порыв + купеческая расчетливость. Рождение западной мечты открыть свой путь в Индию. Не крестовый поход, но все же – отнять у мусульман стратегические территории.

· Колумб, Магеллан

· Индивидуалисты – конкистадоры (превращавшие в бесформенные комки золота, горы трупов)

· Скромные малозаметные  купцы (перец, серебро)

· Уход Италии из центра мир-системы (1510-1530), банкротство Фрескобальди – Гуальеротти.

Удар по сухопутным транзитным путям Германии, особенно болезненный на фоне предыдущего экономического подъема (1470-1520), горнорудной промышленности. Ганза. ++ книгопечатание, летучие листки, книжная иллюстрация, станковая гравюра, карикатура). Неподъемный подъем: противоречия традиционного плотного кр-ва и феодально - -рыцарской среды ---- болезненная ломка массового сознания

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ + ЖАЖДА НАЖИВЫ, Лютер: «Стремление в каждом зернышке видеть гульдены». Трещина. Глубокий раскол – отчетливо а германской культуре. Мотивы Страшного суда – апокалиптические настроения. Диссонанс, конфликт старого и нового, контраст черного и белого. ДЮРЕР. 1498- «Апокалипсис», ожидание перемен. Мор, Война, Голод, Смерть. Фигура Д, «Рыцарь, смерть, Д» - всадник на пути, «Меланхолия» - крылатая женщина. 1526 – 4 апостола, 2 панно с человеческий рост (Павел, Марк, Петр, Иоанн).

Рейхлин, Роттердамский, Немо (фон Гуттен -- 1523) – изобличение кат церкви и невозможности ничего изменить, «Письма темных людей», Брант – Корабль дураков, издевательство, сатира.

Но Гуттен был неправ в 1516. Что ничего невозможно изменить или реформировать ------ взрыв страстей: К тому же почва подготовлена: Ф.Красивый, Я.Гус, Савонарола, Джон Уиклиф.

Ранние реформаторы - ордены фр и дом - призыв к обновлению Ц внутри работали. Уиклиф и Гус – более радик вплоть до упразднен папства и почитания святых. Св Пис + СОВЕСТЬ- единственное. (это уже вне рамок кат церкви и подверглись суровым преслед). Гус сожжен по реш Кнстанц собора, так же остатнки Уиклифа.

Реформация . 3 направления.

– Лютер, монах - августинец из Виттенберга.  Род – 1483, ровесник Рафаэля (1480), Тициана (1483). Индульгенции как промежуточная инстанция для спасения.

9. 1517 – 1521. 1 этап. 31 октября 1517 – «95 тезисов» --

· Индивидуальная совесть

· Личное раскаяние

· 3 «ТОЛЬКО»: Ч спасется Т.верой; получить ее – только через милость Божью, а ен с помощью личных заслуг; авторитет – только СП.

· Против иерархии: «К христианнейшему дв-ву немецкой нации» - (1520) ----- Индивидуальное отношение к Богу, без посредников. Папство – антихристианское установление, папа – бессловесный князь. Отвержение таинств, культа богородицы, поклонение идолам и мощам, службы на лат языке, против паломничества, отлучения. Еретиков надо побеждать писанием, а не мечом и огнем. Долг в рамках мирской профессии, отличная работа – свидетельство упорства и добросовестности = прочность его веры.

o Упразднить пышность церковных иерархов

o Сократить число кардиналов

o Сократить число римской курии

o Церковная подать, взимаемая с немецких земель должна оставаться в Германии

o Право епископа назначаться другим епископом (а не папой)

o Запрет совмещения светской и духовной власти.

o Выборность и подотчетность пастора местной общине. "жители каждого города из своей среды выбирают образованного, благочестивого горожанина, поручают ему пастырское служение и содержат его за счет общины"

o Необязателность целибата

o Запрет отлучения за мирские дела

o Предпочтительность перенесения праздников на воскресенье во избежание безделия: "пусть будут отменены все праздники, за исключением воскресенья"

o Запрет христианам просить милостыню: "Никто из христиан не должен просить милостыню"

o Апология Яна Гуса: "я не нашел у него ничего ложного"

o Утверждение соприсутствия в евхаристии хлеба и тела, а также вина и крови.

· Лев 10 – папа Микеланджело и Рафаэля – 1520 – отлучение (булла)-----

 

· «О свободе христианина» --Понятие «СВОБОДА» - -равенство в вопросах веры ----- рав-во вообще (Просвещение, ВФБР, Америка, ДПрав), общественный договор, естественные права( Гоббс, Локк, Гроций)----- отрицание идеи Церкви ( Гоббс – Церковь - собрание, ECCLESIA)----- отстранение личности Б на второй план. Это грозный судья без облика - - - иконоборчество (убрать его с глаз)

 

· Перевод Библии на саксонский диалект – теперь – нем лит язык. Поток немецкояз лит-ры . «К христ дв-ву» - за 18 дней разошелся в кол-ве 4000 экз, и сразу же - 2 издание. Язык Лютера объединил протест области Германии в культ отношении точно. Нем язык – теперь нечто большее чем собират понятие для диалектов. «НЕМ СОЛОВЕЙ».

 

Апрель 1521 – вызван на рейхстаг в Вормсе (первый раз светский орган присвоил право решать вопросы Ц догматики. Цель- использовать Лютера как средство давления на папу.

НО: Лютер: мнения папы и соборов могут быть ошибкой. «НА ЭТОМ Я СТОЮ И НЕ МОГУ ИНАЧЕ». Рейхстаг объявил его учение ересью.

После 1521 г сопротивление преследованиям лютеранских еретиков стало таким мощным, что сделало их невозможными.

10. 1522 – 2 этап – практическое воплощение, дифференциация Реформации, его распадение. Неправильное, радикальное истолкование учения Лютера, народные движения, социальная радикализация вплоть до 1525. Смуты, кризисы.

Крест война 1524-1526 на Ю.З. империи, на север до Гарца, на восток до Тироля, на С-В до Тюрингии. (кое-где до 70 % мужского населения)Для Лютера эта война была ЧУЖЕРОДНЫМ явлением, так как он ни в коей мере не призывал к улучшению мирской жизни. Лютер даже призывал к их истреблению как слуг антихриста.

Сокрушительный разгром крестьянства нем князьями. Упрочение положения князей. ----- на рейхстаге в Шпеере лютеранские правители добились, чтобы они сами + гор магистраты определяли церковное устройство на своих территориях. Если Лютер расценивал это как временную меру. ТО ОНИ НЕ СОБИРАЛИСЬ ОТДАВАТЬ ВЛАСТЬ, ТЕМ БОЛЕЕ ДЕЛИТЬСЯ ЦЕРК ИМУЩЕСТВОМ.. Поэтому когда Ферд I в 1529 пытался пересмотреть решения шпеерского рейхстага, евангелич правители заявили решительный ПРОТЕСТ – оттого и протестантизм.

11. С 1526 консерватизация умеренных вариантов лютеранства -- Лютер и Меланхтон проводят проверку деятельности лютеранских проповедников на предмет соответствия лютеранской доктрине, реакция на крестьянскую войну - - догматизация Лютеранства.

Какова же реакция католич Церкви? – идет на компромиссы. Комиссия кардинала Контарини (1536-1587) – проект исправления Церкви, частичная реформа. Однако консервативное крыло католицизма, папство – набирают силу, мешают --------

 

Кальвинизм. 1534 – из Франции в Женеву - Кальвин.

Отклоняли лютеровский принцип повиновения властям, религиозные истины любой ценой. Если правитель преследует веру, то – активное сопротивление вплоть до вооруженного.

«Наставление в христианской вере». Более стройная, чем у Лютера, концепция. Концепция двойного предопределения: Бог в своем абсолютном провидении еще до сотворения мира одним: вечное проклятие, другим- - вечное блаженство. Этого никто не может изменить, так как заслуги не имеют цены перед Богом. Он никому ничего не должен, тем более, что природа человека из-за первородного греха испорчена и склонна к ЗЛОМУ. Но лишь по неизреченной милости – дается ВЕРА. Бог – сила, побуждающая сделать выбор – А) К добру; Б) во власть греха. ПРИ ЭТОМ: Бог дает возможность УЗНАТЬ – к чему? - к проклятию или блаженство. Критерий: Успех (неуспех) в земных делах ---- Исключительная активность личности, нацеленность на конечный результат, теоретическое обоснование духа предпринимательства.

Дух предпринимательства, этика труда (Вебер – это главная причина успеха европейского кап-ма, ТРУД - ПРИБЫЛЬ). Осуждение праздности, аскетическое самоограничение. Принцип индивидуальной свободы.------- Рационалистическая сухость Кальвинизма, вечная гонка в отличии от лютеровского порыва, оптимизма. Кризис гуманизма.---------

Франция – гугеноты, Англия – пуритане.

Результаты.

Реф – на службу правителям отдельных территориальных гос-в. Князьям был нужен объдин дух стержень в условиях запутанных прав на владения. ЕДИНСТВО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ. 1555 – Аугсбургский мир – Лют= кат – «ЧЬЯ ЗЕМЛЯ ТОГО И ВЕРА». ----- забота о спасении души дело князя, а не каждого отдельного верующего. Впрочем – кому не нравится – УЕЗЖАЙТЕ туда где по духу близко.

Это шаг к единению нем террит гос-в, предпосылка для гос-ти. Но это и ослабление империи, так как к политич раздр добавляется конфессиональная. ПАРАДОКС – Реф отбросила назад. Она не осуществилась во всей империи, борьба конфессиональная + террит раздробленность. Отечеством стал город, где человек жил, или террит гос-во, правителю которого надо было повиноваться да еще и исповедовать его религию.

Пути разв-я отдельных нем гос-в разошлись и в культ плане. З и Юг – кат регионы – под влиянием кат контрреф Ю.Европы и в изоляции от протест Сев Герм. На Юге под влиянием Фр и Ит – расцвели Музыка, живопись, пышная архит барокко. На севере – лит-ра и церк музыка. ЭТО ЗАМЕТНО И СЕГОДНЯ, КУЛЬТ РАЗДВОЕНИЕ,

Т.е - Германия - пограничная линия.

Габсбурги все больше заним австрийскими а не имперскими делам. - -------- медленное но верное отчуждение Австрии от других нем гос-в.

Последствия кальвинизма– гугеноты.1562, 1567 – 7 сев провинций исп Нидерландов против католич Мадрида. – почти 100 лет до 1648. когда признана независимость Нидердандов, 1642 – Англия.

В германии вплоть до 1618 года все было мирно, пока конфессион союзы честолюбивых князей не начали 30-летюю войну (Богемия –конфликт между протест и контрреф курсом Габсбургов).

 

ТО:

· Р – конфликт старого и нового в Ренес к-ре, конфликт С/В кат к-ры и новой, конфликт внутри Р

· Р – практический синтез старого и нового

· Р – и движение вперед (антропоценризм, интимное отношение к богу) и вспять

· Р - разрушила Тело Х (Ц), Гоббс

· Бог – без облика, соответственно -- более приземленный облик человека, с недостатками

· Р – неузнанный Ренессанс.

· ТО – 2 пол 16 века – котел, где идет размежевание:

1. умеренно-консервативного светского нац-ма

2. Реформация

3. Обновленное кат-во

4. дворянская светская к-ра

5. бюргерская

6. народно-крестьянская

 

Контрреформация.- переход в наступление С/В к-ры.

Германская литература.

1618 – 1648 – опустошительная 30-летняя война, военные действия. Несмотря на голод, эпидемии и пожары литература выжила, но с трагическим мироощущением. Ф.Шиллер, «Валленштейн»: о полководце, нарушившем присягу и предавшем народ.

Середина XVII – попадает под французское влияние – КЛАССИЦИЗМ. Ганс Якоб Кристофор Гриммельсхаузен. «Симплициссимус» (1668). Нем проза + испанский плутовской роман. + высокие жанры немецкой поэзии – ода, поэма, сонет, эпиграмма ()в бродячих труппах)

Просвещение: «Буря и натиск» - отвергали эстетику классицизма. Клингер, писатели – штютмеры: Гердер, Ленц, Вагнер, Фосс. Отказ от рационализма, культ незаурядной и свободной личности, сильные страсти, героика.

Веймарский классицизм – рожден из переписки Шиллера и Гете, где проявилась нормативная база лит-ры. С этого момента нем лит-ра – часть мировой.

Романтизм. В Германии раньше, чем везде. Потому что мощнейшая философская база. Поэтому у романтиков была своя концепция личности, об-ва, взгляд на историю, философия иск-ва. Новалис, Тик, Шлегель, Гофман, Гауф, братья Гримм.

Р продолжался до 30-х гг 19 века. Переход к реализму – в творчестве Гейне. Бюхнер, Келлер, Мейер.

 

(Роганова И. немецкая

 лит-ра: прошлое и настоящее. //СЕ.2007. №1.)

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.