· Гунны –Этцель
· Бургундцы – Гунтер
Сюжет.:
Двор бург королей, появление Зигфрида (нидерландский) и -----------ЛЮБОФФ –Кримхильда( сестра бургундцев). Гунтер любит Брунгильду (исландка), Зигфрид обещает помочь. Нужен ПОДВИГ. Под плащом невидимка Она заметила все доблести
· Сцены пиров и охот, турниров, во всех деталях
· Идеалы вассальной верности
· Любая радость завершается горем
· Короли: такие куртуазные, такие щедрые, но: постоянно несостоятельные. Гунтер хоть и любит Брунгильду, но овладел ею только с пом Зигфрида, проиграл и как воин и как мужик. Сцена в опочивальне (разгневанная Брунгильда). Или Этцель – такой крутой, но когда убили сына, плачет на коленях перед вассалом Дитрихом.
Фигура Хагена.(вассал Гунтера) – старинная германская вера в судьбу.
Похожее – «Песнь о Хильдебранте» - героическая песня. Исток мотива борьбы между отцом и сыном («Песнь о Хильдебранде») Я. де Фрис усматривает в мифе о боге, убивающем собственного сына (Один — Бальдра), и предполагает, что Хильдебранд — посвятивший себя Одину воин и даже его ипостась.
Первый опыт древних германцев – «Мерзенбургские заклинания» - магическая поэзия. Обращаются к высшим силам, но отражающие практические потребности людей (помочь освободить пленника от оков, в нужный момент призвать бога, чтобы излечить коня –Авторитет и культ богов.
«Франция – «Песнь о Роланде» - бой франкских отрядов в Ронсельванском ущелье; Испания - «Песнь о моем Сиде» - ПАТРИОТИЗМ как в «Слове о полку».
Куртуазная литература. Влияние на лит-ру рыцарской культуры. Расцвет военно-аристократического сословия – 11-14 вв.
Основа:
· Самосознание варварских народов
· Концепция служения (Христу, даме)
· Идея справедливости.
· Внешний лоск, атрибутика, ритуал, символика, турнир
Рыц лит-ра не только отражает самосознание рыцаря, но и формирует – даже хроники напоминали рыц романы:
А) проза. в сменила героич эпос. Рыц подвиги. 1-е - переводы кельтских преданий о подвигах короля Артура и рыцаре круглого стола Гальфрида Монмутского (12). Романные обработки о героях «бретонского цикла» - бретонский цикл – история любви Тристана и Изольды, Кретьен де Труа (12). « темы: Любовь и поиски Святого Грааля. К 15 в - упадок, потеря связи с реальностью, игра ее подменяла.
Массовая городская лит-ра. Города – центр, народные наречия превращ в нац языки. Жития, рассказы о чудесах. «Золотая легенда генуезского епископа Иакова Ворагинского, к сюжетам которых возвращаются до сих пор.
Стихотворные новеллы, басни, шутки (Франция – фаблио, Германия - шванки – герой – пройдоха. Плюс – городской сатирический эпос – сказки. «Роман о лисе». Ренар – волк Изенгрин (рыцарь), медведь Брен (крупный феодал), лев Нобль, Осел Бодуэн (священник)
Появление нового жанра – мейстерзанг – ремесленно-цеховая лит-ра, прозаическая новелла – Германия.
Б) Поэзия.
Трубадуры да миннезингеры во дворе захудалого ландграфа, доставали гусли и заводили гундосыми голосами: «А сейчас мы воспоем славные подвиги Ансельма Великолепного! Расскажем всему свету, как этот храбрейший муж зарубил Черного Дракона и одолел Лысую ведьму!» А герой всех этих песнопений, плюгавенький коротышка, страдающий всеми типичными хворями средневековья (от чесотки и рахита до цинги и вшей, выковыривая из редких зубов остатки гусиной косточки, величественно обращался к главному трубадуру: «Подойди ко мне, о достойнейший из поэтов!» - куртуазность.
С конца 11 в.- в Провансе – поэзия Любовь, мадонна. Бернард де Вентодорн. Германия – миннезингеры (миннезанг) –Генрих фон Морунген. Вершина немецкой С/В лирики – Вальтер фон дер Фогельвейде. «В роще под липкой», антиклерикальные шпрухи.
Песни трубадуров + музыка = полифонич музыка. Рондо, балаллады, мадригалы. Арс-нова. Слепой Франческо, Франция – Гильом де Машо (земной бог гармонии) – мастер баллады. Один певец с многоголосным музык сопровождением.
Аллегорическая лит-ра. Этич проблематика. «Видение о Петре – пахаре» - Англия 14 век (Уильям Ленгленд). Реальные персонажи – рыцари, судьи, монахи, купцы + Ц, Правда, Совесть, Обман. Только пахарь может укзать дорогу к Правде и всех ведет. Многозначность и многозначительность. Близко – крестьянская тема – Германия Вернер Садовник: «Крестянин Гельмбрехт» (14).
Ваганты. Архипиит. Разгул. Обличение денег в том числе. Последний вагант – Ф.Вийон.
Алигьери, Чосер – уже грань С/В и Н/В.
АРХИТЕКТУРА.
Привилегированное положение среди других «механических искусств в С\В. Математика+ геометрия. Наука, знание. РАЦИО. Метафизическое толкование геометрии как основы всякого творчества
Дата: 2019-04-23, просмотров: 241.