Это не случайно. Ведь и понимание богатворца в «Беовульфе» не менее своеобразно. В поэме, многократно упоминающей «повелителя мира», «могучего бога», ни разу не назван Спаситель Христос. В сознании автора и его аудитории, по-видимому, не находит места небо в богословском смысле, столь занимавшее помыслы средневековых людей. Ветхозаветные компоненты новой религии, более понятные недавним язычникам, преобладают над евангельским учением о Сыне Божьем и загробном воздаянии. Зато мы читаем в «Беовульфе» о «герое под небесами», о человеке, который заботится не о спасении души, но об утверждении в людской памяти своей земной славы. Поэма заканчивается словами: из всех земных вождей Беовульф более всех был щедр, милостив к своим людям и жаден до славы!
«Старшая Эдда» (19 песен), «Младшая Эдда» (исландские саги)- исландская языч мифология + древнегерманские корни. Пергам рукопись 13 в., (9-11, викинги).
Динамично, сжато. КЕННИНГИ. Женщина – земля ожерелий , меч – змея крови
Если для понимания кеннинга типа «земля ожерелий» (женщина) или «змея крови» (меч) достаточно было лишь привычки, то такие кеннинги, как, например, «страж Мидгарда», «сын Игга», «сын Одина», «потомок Хлодюн», «муж Сив», «отец Магни» или «хозяин козлов», «убийца змея», «возничий», предполагали у читателей или слушателей знание мифов, из которых только и можно было узнать, что во всех случаях подразумевался бог Тор.
(закодированность)
Дух воинственных викингов
Герои не озабочены спасением души, достаточно памяти
ОБРАЗ МИРА:
Образ мира, выработанный мыслью народов Северной Европы, во многом зависел от образа их жизни. Скотоводы, охотники, рыбаки и мореходы, в меньшей мере земледельцы, они жили в окружении суровой и слабо освоенной ими природы, которую их богатая фантазия легко населяла враждебными силами. Центр их жизни — обособленный сельский двор. Соответственно и все мироздание моделировалось ими в виде системы усадеб.
центр – усадьба.
Боги- Асы. ОДИН. Идеализированное жилище людей. Они подобны людям. Не бессмертны (В грядущей космической катастрофе они вместе со всем миром погибнут в борьбе с мировым волком)
ЧИТАТЬ ПРОРИЦАНИЕ ВЁЛЬВЫ
. Сознание общности их и людей. Здесь можно добыть знания
Его обвивает
Мировой змей
а
альвы
|
ётуны
Ясень связывает все!!!!
Рисующиеся в песнях о богах драматические ситуации обычно возникают как результат столкновений или соприкосновений, в которые вступают разные миры, противопоставленные один другому то по вертикали, то по горизонтали. Один посещает царство мертвых — для того чтоб заставить вёльву открыть тайны грядущего, и страну великанов, где выспрашивает Вафтруднира. В мир великанов отправляются и другие боги (для добывания невесты или молота Тора). Однако песни не упоминают визитов асов или великанов в Мидгард. Противопоставление мира культуры миру некультуры общо и для эддических песен, и для «Беовульфа»; как мы знаем, в англосаксонском эпосе земля людей тоже именуется «срединным миром». При всех различиях между памятниками и сюжетами и здесь и там мы сталкиваемся с темой борьбы против носителей мирового зла — великанов и чудовищ.
Космическая катастрофа – результат морального упадка . Самое страшное –когда братья будут биться. ПОЛНЫЙ ТРАГИЗМ. ГЕРОЙ ПЕРЕД ЛИЦОМ СУДЬБЫ,
Все знают о своей участи (Вёльва рассказала – ЭТО НЕОТВРАТИМО!!)) - --ЧТО ДАЛЬШЕ? Главный вопрос Эдды. Вызов принят, главное беспокойство – будет или нет посмертная СЛАВА
Атли (Атилла?) – злодей – приглашает в гости Гуннара. ИДЕТ!. Хотя знает. Откупиться отказывается
Так должен смелый
Кольца дарящий
Добро защищать!
Наивысшая добродетель – доброе имя. Все преходяще (родня. Богатство, жизнь, ТОЛЬКО СЛАВА И ПОДВИГИ ГЕРОя
ТЕ: Слава = приговор (древнеисл – domr, древнеангл – dom)
Героя судят люди, а не верховная инстанция, нет упоминания о суде Божием. Все происходит на земле.
Отличия от Беовульфа:
o Герои-одиночки
o Нет ист фона
o Женщина. В Б- украшение стола, как максимум залог мира – объектное отношение, Здесь –яркие . сильные. Ж== М. Брунгильда добилась таки смерти любимого Сигурда и себя порешила
o Родовое сознание (самые близкие – братья. А даже не сыновья). Гудрун –вдова Сигурда. Подала Атли мясо их сыновей, убила Атли, сгорела сама
Не слабой была жена
Если заживо и в могилу идет
За мужем чужим
ЗАПОМНИМ ЭТО!!!!! – Нибелунги –тот же сюжет, но все по другому.
ГЕРМАНИЯ. «Песнь о Нибелунгах».
Песнь о нибелунгах" - рыцарская эпопея, запечатлевшая, наряду с общей средневековой картиной мира, кардинальные ценности жизни аристократического общества Германии эпохи Штауфенов.
рряд понятий, центральных для средневекового миросозерцания и жизни феодального общества, - в той мере, в какой они нашли отражение в немецкой эпопее.
"честь", "бог", "судьба", "любовь", "богатство", "свобода и несвобода", "верность господину",
такие институты, как право, обычай, этикет, ритуал,
Мифологич образы, большая мифологизация – Атилла (Этцель), Зигфрид (Сигурд), побеждающий дракона Фафнира, стерегущего сокровища нибелунгов, Гунтер (Гуннар), Кримхильда (Гудрун), Брунгильд – миф – е отражение историч преданий об уничтожении гуннами бургундцев в 436 г. Смерть гуннского Атиллы в 453
Этимология имени Nibelunge, Niflungar (Hniflungar), несмотря на многочисленные попытки расшифровки, остается спорной. Выводили имя из nebulones (ср. Neblens, Noblens, Nivelles во Франции и Бельгии) — обозначения франков («туманные», нем. Nebel — «туман»). Предполагалось, что нибелунги — бургундское родовое имя, заимствованное у них франками, или что Franci nebulones — «нижние франки», что означало первоначально «подземные», а впоследствии «жители Нижней Франконии». Нибелунгов связывали с древнеисландским nifl (Niflheim — «мир мрака, загробный мир»), т. е. истолковывали в смысле: «подземные хранители клада». Другие исследователи придавали значение тому, что в «Младшей Эдде» и других источниках о нибелунгах говорится, что они были «черны, как вороны»: Гуннар, Хёгни, как и сыновья Гудрун Сёрли, Хамдир и Эрп, — все были черноволосыми. Отсюда гипотеза, что нибелунги — убийцы Сигурда (Зигфрида) — были демонами мрака.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.