Чему старые работы могут вас научить?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сохраняйте проверенные работы, так как в них наверняка можно найти полезные комментарии. Какие недостатки хотел донести до вас учитель? Пунктуационные ошибки, плохо структурированный текст, недостаточно глубокое изучение темы, отсутствие логических переходов, грамматические ошибки? Может быть, это стоит учесть при выполнении следующего задания? Чем больше и подробнее такие комментарии – и, надо полагать, ниже оценка, – тем яснее видно, в каком именно направлении преподаватель советует двигаться к оценке «отлично».

Если баллы за реферат низкие, а пояснения отсутствуют, попросите учителя разъяснить, в чем дело. Так вы сможете узнать, как сделать более качественную работу в следующий раз, и покажете преподавателю, что вам не все равно, а это, в свою очередь, также может поспособствовать улучшению оценок.

Большинство работодателей отправляют резюме с орфографическими ошибками прямиком в мусорную корзину. Не думайте, что в отличие от них преподаватели будут с вами церемониться – увидев кучу ошибок, большинство из них глазом не моргнет и поставит тройку за хорошее во всех остальных отношениях задание. Как жаль, что вы опять ошиблись в слове «синхрофазотрон» и забыли выделить запятыми деепричастный оборот, не так ли?

Поиск информации

Любой исследовательский проект следует начинать с изучения широкого контекста и общей литературы по теме, постепенно сужая фокус внимания, переходя к большей конкретике и узкоспециальным изданиям.

Самыми общими и вместе с тем лаконичными информационными ресурсами, вероятно, являются энциклопедии. Масштабность и современность (относительная) делают их идеальным источником широкого контекста. (Но помните, это лишь начальная точка. Ни один преподаватель не примет работу, скопированную из Википедии, как и ту, библиографический список которой будет состоять всего из трех наименований энциклопедий или пары ссылок сомнительного содержания.)

Далее попробуйте изучить специализированную энциклопедию, связанную с вашей темой. Их существует множество, на любой вкус: энциклопедия Нового года и Рождества, энциклопедия Чарли Чаплина, палеонтологический справочник, энциклопедия Ренессанса, энциклопедия о пустынях, справочник табаковода, большая энциклопедия фельдшера и медсестры или оксфордский справочник по этимологии.

Если ваш реферат связан с исторической или современной фигурой, просмотрите библиографический указатель в серии энциклопедий «Кто есть кто», область тем которой варьируется от «Кто есть кто в мире искусства» и «Кто есть кто в мировой истории» до «Кто есть кто в российской рок-музыке».

Что касается информационных веб-сайтов, то они появляются практически ежечасно. С таким количеством современных интернет-ресурсов можно с легкостью найти тему, сформулировать обоснованную мысль и собрать достаточно информации для составления предварительного плана, не обращаясь при этом ни к каким другим источникам.

Тем не менее для написания отличной работы необходима детальная информация. Чтобы ее получить, неминуемо придется обращаться к разнообразным ресурсам. В частности, вы должны будете изучить труды экспертов, статьи в научных журналах и прочих периодических изданиях интересующей сферы.

Но и это еще не все. Для раскрытия некоторых тем могут пригодиться брошюры, хрестоматии, буклеты, государственные документы, фильмы, видеозаписи и так далее.

Оцените свои источники

В действительности источников информации может оказаться так много, что не хватит времени на изучение их всех. В таком случае сосредоточьтесь на самых свежих, а также на тех, чьи авторы считаются наиболее авторитетными в данной области. И все же я советую не ограничивать себя и набрать как можно больше материала. В противном случае не получится осветить свою тему со всех возможных сторон.

Существует два типа источников информации – первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые были созданы непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Это, например, монографии ученых, посвященные научным опытам и экспериментам, которые они проводили.

Ко вторичным ресурсам относятся те, чьи авторы не являлись ни свидетелями, ни участниками событий, однако тщательно изучали данную тему. Если вы читаете книгу о 1950-х, которую написал человек, рожденный в 1960 году, – перед вами вторичный источник.

В целом первичные ресурсы являются более достоверными источниками информации. К сожалению, они существуют не во всех областях знаний.

Где искать материал

Как узнать о том, что по выбранной теме существуют статья или монография? Как найти документы и брошюры, которые могут оказаться полезными в вашей работе над заданием? Где разыскивать все эти книги, написанные экспертами в данной области?

Есть два варианта. Во-первых, вы можете изучить каталог школьной или публичной библиотеки, раскрывающий содержание ее фонда. Во-вторых, вы можете поискать источники в интернете.

Как устроены библиотеки

Многие современные библиотеки внедряют новые технологии, для того чтобы сделать свои фонды более доступными читателям. Содержание каталогов-картотек включает в себя название книг, их авторов и шифры. В прошлом они действительно имели вид бумажных карточек, но сегодня в большинстве случаев библиотечные каталоги перенесены в компьютеры. Существует также огромное количество электронных баз данных и разного рода приложений, заменивших подшивки газет, хранящихся в библиотеках, и многотомные энциклопедии, которые украшают читальные залы. Попросите библиотекаря объяснить вам, как именно можно найти информацию в вашей школьной, институтской или публичной библиотеке.

Некоторые библиотеки пользуются десятичной системой Дьюи:[5] в зависимости от темы все содержание библиотечного фонда классифицируется с помощью цифр от 000 до 999. Основное деление начинается с десяти классов:

000–099 – общий класс

100–199 – философия и психология

200–299 – религия

300–399 – общественные науки

400–499 – язык

500–599 – естественные науки и математика

600–699 – техника (прикладные науки)

700–799 – искусство изобразительное и декоративное искусство

800–899 – литература и риторика

900–999 – география и история

Разумеется, разделить миллионы книг, хранящихся в библиотеках, всего на десять классов, недостаточно – вряд ли такая классификация могла бы сильно ускорить процесс поиска необходимой литературы по названию. Поэтому десять основных классов делится на десять подклассов, и каждая из получившихся ста групп соответствует более узкой теме. Например, в общем классе «Философия и психология» (100) выделяются «Психология» (150) и «Этика» (170). А в классе «География и история» (900) – «Путешествия» (910) и «Античная история» (930).

Существует и более подробное деление. Скажем, в классе «Естественных наук» (500) математической литературе приписан номер 510, однако в ее рамках отдельно выделяются и различные узкоспециальные области: арифметика – 511, алгебра – 512 и так далее.

Наконец, последние цифры в классификации Дьюи обозначают типы книг:

01 – основные положения о

02 – схемы, конспекты

03 – словари и справочники

04 – эссе

05 – периодические издания

06 – законы, документация и прочие протоколы общественных процедур

07 – исследования или учения о

08 – сборники

09 – историческая информация о

Помимо ДКД, библиотеки используют и другие организационные системы, например, классификацию библиотеки Конгресса США.[6] Вместо цифр для обозначения основных категорий в ней используются буквы:

A – общие работы

B – философия, психология, религия

C – вспомогательные науки по истории

D – всемирная история

E – история Америки

F – история Соединенных Штатов Америки и Великобритании, Голландии, Франции и Латинской Америки

G – география, антропология, отдых

H – общественные науки

J – политология

K – закон

L – образование

M – музыка

N – изобразительное искусство

P – языки и литература

Q – естественные науки

R – медицина

S – сельское хозяйство

T – технологии

U – военная наука

V – военно-морское дело

Z – библиография, библиотековедение

Поиск информации онлайн

Во Всемирной паутине столько всего, что очень легко потеряться. Разумеется, существование всяческих сайтов с информацией на практически любую тему является огромным подспорьем в исследовательской работе, особенно когда из библиотеки внезапно пропадает парочка необходимых книг. И все же я убежден, что большинство из вас потеряет слишком много времени, если ограничит поисковую активность пределами интернета. Ведь сидя за компьютером так просто отвлечься: «Ого, что это? Новый ролик с котиком! И еще один… Почему бы не посмотреть их все прямо сейчас?!»

С большинством «основных» сайтов, ориентированных на предоставление информации, ежедневных кардинальных перемен обычно не случается, однако бывают и исключения. Даже простой поиск по одним и тем же ключевым словам скорее всего даст разные результаты в разные дни (и в разных поисковых системах), так что при повторном поиске материала, показавшемся интересным, через пару дней можно его и не обнаружить. Поэтому скачивайте и сохраняйте всю найденную информацию или сразу же распечатывайте ее.

Amazon и прочие электронные книжные магазины зачастую анонсируют работы, которые еще не были опубликованы (и уж точно не успели появиться на полке вашей местной библиотеки). При этом они выкладывают не только обложку, но и оглавление, а также небольшой отрывок, около пятидесяти страниц. Ознакомившись с подобным текстом, вы сможете решить, подходит ли данная книга для темы вашего задания, а также использовать эту информацию в своей работе. Кроме того, на странице каждой книги в интернет-магазинах обычно имеется список, озаглавленный «Вместе с этим товаром покупают», в котором найдете перечень других книг, близких по тематике и, возможно, полезных вам.

Моей книги не хватит, чтобы причислить даже малую часть всех существующих онлайн-ресурсов, так что вместо этого я просто расскажу, что вы должны помнить об интернете:

• Не все сайты одинаково полезны, многие имеют неясную структуру и чересчур скромное содержание.

• Материалы некоторых сайтов выглядят солидно и внушают доверие, а на других тексты выглядят так, будто их сочинил умалишенный. Не верьте всему, что видите на экране своего компьютера.

• Есть сайты, на которых стараются размещать максимально беспристрастную информацию, другие же всеми силами пропагандируют определенную точку зрения. Однако на большинстве вам будут просто пытаться что-то продать.

• Некоторыми сайтами пользоваться очень просто, с другими же приходится повозиться какое-то время.

• На одних сайтах вы действительно найдете информацию, на других – только ссылку на новый сайт, а третьи могут выдать вам целый перечень таких ссылок.

• Некоторые сайты исчезают до того, как вы успеете на них перейти.

• Пользование некоторыми сайтами бесплатно, а на других вам придется заплатить, и иногда весьма немаленькую сумму. Обязательно проверяйте информацию о цене, прежде чем начинать пользоваться услугами любого платного сайта.

Впрочем, несмотря на всю ценность и огромную важность интернета, потребность в реальных библиотеках из кирпича и бетона до сих пор остается актуальной. И хотя сегодня каждый может побывать практически в любой библиотеке мира, не отходя от экрана своего устройства, я настоятельно рекомендую познакомиться как со своей учебной, так и с публичной библиотеками. Вас может удивить, что делать некоторые вещи в реальном мире, а не в виртуальном оказывается гораздо интереснее, веселее и продуктивнее.

 

Система Рона Фрая

Теперь давайте рассмотрим шаги, которые вы должны будете сделать для выполнения идеального исследовательского задания. Чем сложнее работа и чем больше времени выделено на ее написание, тем четче должен строиться организационный процесс.

Разбив свой проект на небольшие части, вы сразу почувствуете больше спокойствия, энергии и вдохновения.

Вот список типичных блоков, из которых – с теми или иными незначительными вариациями – состоит выполнение большинства исследовательских задач:

1. Выбор потенциальных тем.

2. Выбор итоговой темы.

3. Первичный поиск материала.

4. Создание общего плана работы.

5. Поиск детальной информации.

6. Подготовка детального плана (по карточкам-заметкам).

7. Написание первого черновика.

8. Поиск дополнительной информации (при необходимости).

9. Написание второго черновика (в который далее будут вноситься изменения).

10. Составление списка литературы.

11. Проверка грамматики, пунктуации и орфографии.

12. Проверка работы третьим лицом.

13. Написание чистового варианта.

14. Еще одна проверка.

15. Готово. Сдайте работу учителю и получите «отлично».

Составьте график работы над заданием

Чтобы выполнить исследовательское задание вовремя и на отлично, необходимо хорошо распланировать работу над ним. Ведь, вероятно, вам придется параллельно выполнять другие задания и готовить другие рефераты и доклады.

Для начала возьмите ежедневник и отметьте в нем дату, когда необходимо сдать свою письменную работу. Сколько недель у вас есть? Четыре? Шесть? Десять? Оставьте примерно половину или три четверти этого времени на поиски материала, а остальное – на собственно написание задания.

Еженедельно выделяйте одинаковое количество времени на работу над этим заданием. Учтите, эти блоки по возможности должны быть достаточно продолжительными, не менее двух-трех часов. Иначе вы рискуете забыть, что уже было сделано, и потратить слишком много времени на одни и те же действия. Внесите в свое расписание дедлайны по каждому этапу подготовки работы. Выполните поиск и конспектирование, по меньшей мере, шести различных информационных источников. (Возможно, по требованиям вашего преподавателя или из-за сложности изучаемого предмета понадобится больше ресурсов, но вот меньше – вряд ли.) Также обязательно запланируйте подготовку двух-трех черновиков.

Почаще сверяйтесь со своим графиком и вносите в него необходимые изменения, если увидите, что отстаете.

Блоки 1–2: поиск темы

В некоторых случаях преподаватель сам скажет тему работы. В других – лишь обозначит общую область исследований, оставив вам свободу действий в выборе конкретного направления.

Будьте осторожны – не попадите в ловушку. Например, по обществознанию задают 12-страничный реферат, а вы выбираете тему «Законодательство в отношении людей с ограниченными возможностями в истории США» – разве получится всего на дюжине страниц раскрыть столь обширную тему? Разумеется, нет. На подобную тему можно писать тома (и они уже написаны!), и все равно до конца ее не осветить.

В действительности стоит сосредоточиться на каком-то определенном аспекте этой области, например, на «Законе о правах американцев-инвалидов». Такая тема прекрасно подойдет для реферата в средних и старших классах. Проштудировав некоторые источники, вы, впрочем, можете решить, что и эта тема слишком общая, и сузить ее еще больше.

Напротив, выбрав слишком ограниченное направление, вы опишете все на двух страницах и не будете знать, что делать с остальными десятью. «Поправка к Закону о правах американцев-инвалидов» может стать отличной темой для насыщенного эссе на 3–4 станицы, однако точно не получится растянуть ее на 10–15 страниц, даже если вы используете 14-й шрифт и по-настоящему огромные поля.

Убедитесь, что по выбранной теме существует достаточное количество информационных материалов. Важно, чтобы эти источники были разнообразными и могли снабдить вас полноценным многогранным взглядом на изучаемый предмет, событие, явление (под влиянием которого вы смогли бы сформировать собственное мнение, и не пришлось изворачиваться, чтобы замаскировать под него чужие слова).

Выбрав слишком туманную тему, вы можете обнаружить, что об этом практически никто ничего не писал. В этом случае вы должны будете провести собственное исследование: поставить эксперимент, опросить информантов, сделать выводы и представить полученные новые данные. Полагаю, не всегда вы будете располагать временем, необходимым опытом и желанием, чтобы выбрать именно такой путь.

Приняв во внимание вышесказанное, обдумайте возможные варианты тем для своей работы. Не цепляйтесь за первое, что придет в голову, придумайте несколько потенциальных тем. Прямо сейчас отложите эту книгу и не возвращайтесь к ней, пока не составите список из трех-четырех вариантов.

А как вы смотрите на то, чтобы написать несколько работ по разным предметам на основе одного и того же материала? Конечно, вряд ли у вас получится сдать один и тот же реферат двум преподавателям, однако, выполнив небольшое дополнительное исследование – вовсе не такое подробное, как потребовалось бы для создания письменной работы с нуля, – вполне сможете на основе одного задания написать новое. Отличный способ получить максимум от своей исследовательской деятельности!

Дата: 2019-04-23, просмотров: 183.