Обращайте как можно меньше внимания на своих одноклассников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ваши одноклассники могут быть замечательными друзьями, отличными собеседниками за обедом и прекрасными соседями по комнате, однако их остроумие, характер и привычки могут обернуться отвлекающими факторами во время учебных занятий.

Хихиканье, щелканье костяшками пальцев, перешептывание, передача записочек – вот лишь то немногое из зол, что способны переманить ваше внимание от теоремы Евклида на уроке геометрии. Постарайтесь избегать их.

Слушайте внимательно

Определить, какая информация является важной, – значит отделить зерна, которые необходимо законспектировать, от плевел, на записывание которых можно не тратить время. А помогут в этом различные вербальные и невербальные подсказки.

Разумеется, не все учителя дают такие подсказки. Тем не менее значимый материал многие из них выделяют особым образом – делая паузы, несколько раз повторяя свою основную мысль (или ту, что есть в учебнике), замедляя обычную сверхскоростную речь, увеличивая громкость (или, напротив, понижая ее), а также прямо заявляя: «Полагаю, следует обратить на это особое внимание» или – еще лучше – «Этот материал будет в контрольной».

Кроме того, существует множество фраз и оборотов речи, сигнализирующих о важности информации (а также подсказывающих вам, как лучше организовать записи с логической точки зрения). Это фразы вроде «прежде всего», «самое главное», «таким образом», «в результате», «в итоге», «с другой стороны», «напротив», «следующая причина (довод, эффект, решение, факты и т. п.)».

Услышав подобные слова и словосочетания, поймите, данный материал необходимо не только записать, но и понять, как это сделать, исходя из контекста. Составьте список (если услышали «во-первых», «следующие причины»); отобразите причинно-следственные связи («таким образом», «в результате»); вычлените противопоставления или альтернативы («с другой стороны», «напротив»); оформите выводы («таким образом», «в итоге»); зафиксируйте дефиницию или объяснение.

Смотрите внимательно

Согласно исследованием, слова играют в коммуникации не самую значимую роль. Наоборот, большую часть того, что хочет донести собеседник, мы понимаем благодаря невербалике: языку тела, интонациям, выражению лица.

Большинство преподавателей будут по-разному преподносить материал в зависимости от содержания и ценности, однако не надейтесь понять их манеру выражаться сразу. В течение нескольких первых уроков вы вряд ли будете понимать, почему, говоря о чем-то, учитель ведет себя так, а не иначе.

Однако знание языка тела может помочь. Например, если, читая лекцию, профессор смотрит в окно, или его взгляд рассеяно блуждает по аудитории, можете быть уверены, что не встретите на экзамене того, о чем он сейчас говорит.

Если же, напротив, он старается установить зрительный контакт с некоторыми студентами и активно жестикулирует, это явный сигнал большой важности объясняемого материала.

Задавайте вопросы

Конечно, не нужно поднимать руку каждые полминуты, чтобы спросить что-то или ответить на вопрос. Активное слушанье подразумевает прежде всего, что вы постоянно спрашиваете себя, все ли понятно. Если ответ – нет, задайте преподавателю вопрос в подходящее время или запишите его, чтобы не забыть позже.

Учитесь делать выводы из информации, которую получаете во время урока. Обдумывайте суть нового материала и то, как он связан с информацией, из обязательной литературы и прочими уже известными фактами.

Ведите понятные, структурированные записи

Полагаю, среди ваших одноклассников есть те, кто постоянно что-то записывает, а также те, чьи конспекты состоят всего из пары-тройки строк. Большинство же находится где-то посередине.

Студенты, которые непрерывно пишут во время урока, либо сочиняют письмо другу, либо не имеют представления о разнице между важной и не важной информацией. Поговорка «за деревьями леса не видит» как раз про них. Вероятно, читая учебник, они подчеркивают в нем каждое слово.

Вторая категория учащихся предпочитает не записывать практически ничего. Они могут встрепенуться, услышав: «А вот это, пожалуйста, запишите и запомните», но большую часть времени проводят в полубессознательном состоянии.

Во время сессии именно такие студенты напрягаются больше других. Не имея хороших конспектов, они начинают лихорадочно листать учебник в поисках ответов на экзаменационные билеты и, разумеется, находят лишь десятую часть.

Ведение понятных, структурированных записей связано в первую очередь с умением дискриминировать информацию. Вы должны развивать в себе способность отделять главное от сопутствующего, вычленять и фиксировать ключевые моменты, факты, идеи – и не обращать внимание на остальное. В свою очередь, это влечет за собой умение слушать преподавателя и кратко записывать лишь то, что необходимо понимать и знать. При этом некоторым хватит и одного предложения, а другим потребуется детально описанный пример.

Запомните! Качество ваших записей чаще всего не связано с их количеством; три строчки, отражающие суть ключевого понятия, вокруг которого строилась вся лекция, имеют гораздо большую ценность, чем несколько абзацев менее информативного текста.

Возможно, некоторые лекции будут настолько сложны для восприятия, что вы едва сможете разобрать, что вообще говорит профессор, так что об отделении главного от «воды» не будет и речи. В этом случае все же постарайтесь применить техники, описанные в данной главе, для того чтобы четко и ясно законспектировать все услышанное. К слову, многие современные преподаватели выкладывают в Сети записи и презентации своих лекций, что существенно экономит силы и время их студентов.

Учитесь избирательности

Вы знаете столицу Великобритании. Вы знаете химическую формулу воды. Вы знаете, что «Старика и море» написал Эрнест Хемингуэй. Так для чего вам тратить время и бумагу, записывая эту информацию?

Зачастую учителя повторяют то, что вам уже известно, в качестве вводной части к новому и более сложному материалу. Если вы привыкли записывать на автомате каждую услышанную дату, словарное слово, термин, формулу, имя, снова и снова выписывая знакомую информацию, постоянно делаете лишнюю работу (и в классе, и позже при просмотре своих чересчур подробных записей дома).

Именно поэтому многие эксперты в области образования рекомендуют брать с собой на урок конспект учебника или сам текст, в котором вы во время чтения подчеркивали нужный материал, и на занятии делать записи в дополнение к нему.

Помните, чтобы сделать хороший конспект нужно:

• активно слушать

• выбирать наиболее важную информацию

• сокращать ее

• переструктурировать

• интерпретировать (позже)

Научитесь сокращать

Вам не нужно становиться мастером стенографии для того, чтобы существенно ускорить процесс конспектирования. Вот как можно этого добиться:

1. Сокращайте гласные. Одно время в нью-йоркском метро была популярна надпись, которая гласила: «Смжш прчтт, смжш плчт хрш рбт» («Сможешь прочитать, сможешь получить хорошую работу»). И, стоит добавить, «смжш стт хршм стднтм».

2. Пишите только первые слоги слова («представ» вместо «представитель», «сокращ» вместо «сокращения»).

3. И перестаньте ставить точки в конце каждого сокращения!

4. Вместо слов используйте стандартные символы. В этом вам поможет приведенный далее список, некоторые элементы которого, вероятно, знакомы вам из курса математики и логики:

 

5. Создайте собственные удобные символы-сокращения, которые буду отвечать вашим потребностям.

В качестве примера предлагаю вам разработанные мной маркеры наиболее часто встречающихся случаев:

символ, означающий «что», а также вопросы вроде «Что вообще это значит?», «Что она там сказала?», «Что происходит? Помогите!». Им я помечал пробелы в своих записях, которые оставляю, когда не понимаю какую-то часть лекции, и заполняю их после урока.

символ, означающий «моя идея». Я использовал его для того, чтобы отличить собственные мысли, которые приходили мне в голову во время лекции, от слов преподавателя.

символ, означающий «экзамен!» в предложении «Эта информация будет на экзамене, так что не забудь ее выучить!»

Возможно, вам захочется создать специальные символы-сокращения для каждого предмета. В физике «ТД» может означать термодинамику, «К» – кинетическую теорию газов (не путайте с «К» для Кельвина), а «Б-М» – закон Бойля – Мариотта.

В истории Америки «АЛ» может означать имя честного Эйба, «война СиЮ» – гражданскую войну, а «К» – конкистадоров.

Как это запомнить? Ведите список всех символов и сокращений, которые планируете регулярно использовать в этом семестре, на первой странице тетради по каждому предмету либо в электронном файле.

Будьте осторожны! В попытке увеличить скорость письма не пытайтесь лихорадочно сокращать все подряд, иначе ваши конспекты будут совершенно не читаемы.

Возможно, в итоге вы решите пользоваться сокращениями пореже и писать побольше. На какой бы системе вы ни остановились, главное, чтобы она помогала больше слушать преподавателя, вместо того чтобы пытаться зафиксировать каждое произнесенное им слово.

Метод Корнелла

Это известная система ведения записей, которой пользуются многие учащиеся. Если вам этот метод близок, используйте его.

Для начала начертите на листе вертикальную линию, отступив несколько миллиметров от левого края. Ваши записи должны быть с правой стороны.

Во время лекции конспектируйте так, как делали это всегда – в тетради, на компьютере, использую собственные символы-сокращения.

После лекции перечитайте свои записи, «сжимая» каждый абзац до нескольких ключевых слов, которые впоследствии помогут вам восстановить в памяти основное содержание лекции. Напишите эти слова слева от вертикальной линии.

Овладев этой системой в совершенстве, вы увидите, что для подготовки к экзамену вам будет достаточно изучения левой – краткой и содержательной – колонки, а правую можно не перечитывать.

Думаю, адаптировать метод Корнелла к ведению записей на компьютере или планшете вам самим не составит труда.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.