Как вам следует приступить непосредственно к написанию письменной работы? Как советовал Льюис Кэрролл в «Приключениях Алисы в Стране чудес»:
«– Начни с начала», – важно ответил Король, – и продолжай, пока не дойдешь до конца; тогда остановись».
Возможно, вы не обратили на это внимание, однако уже выполнили большую часть задания. Вы продумали структуру, подготовили детальный план и привели в соответствие с ним имеющийся материал. Теперь осталось только перенести с карточки на бумагу информацию из источников и свои мысли.
Чтобы написать хороший текст, необходимы концентрация и внимание, а им, в свою очередь, требуется полная тишина. Кроме того, вам потребуется много свободного места, чтобы разложить все карточки. Рабочая зона должна быть хорошо освещена. Словари и справочники по языку должны находиться под рукой. По возможности сразу печатайте свой реферат на компьютере – так будет проще вносить изменения и исправления.
Помните: На данном этапе от вас требуется написать первый черновик, и ключевое слово здесь – «первый». Он не должен быть идеальным; позже вы сможете сделать все необходимые правки, дополнения и изменения. Так и задумано. Если будете внушать себе, что должны сесть и написать такой текст, который можно сразу сдать преподавателю, у вас не получится вообще ничего. Подобный перфекционизм ведет лишь к чрезмерному стрессу и выгоранию.
Грамотность важна, но она одна не сделает ваш текст хорошим. По-настоящему хорошим является хорошо продуманный текст. Фундамент вашей письменной работы – ваши мысли, ваши идеи и логика их изложения. Прежде чем возвести красивый дом, необходимо заложить крепкий фундамент. Именно на этом следует сконцентрироваться в данный момент. Не занимайтесь подбором того самого «правильного» слова. Не беспокойтесь о пунктуации. Обо всем этом мы обязательно позаботимся, но чуть позже.
Благодаря карточкам-запискам вы без труда разработали детальный план. Теперь они помогут вам сформулировать предложения и составить абзацы:
• Разложите карточки перед собой по порядку. Возьмите те, которые относятся к первому пункту вашего плана.
• Выберите из них те карточки, ключевые слова которых совпадают и относятся к первому подпункту.
• Прочитайте то, что написано на карточках. Подумайте, как можно соединить этот материал в связный текст.
• Разложите карточки в том порядке, в котором планируете описывать содержащуюся в них информацию.
• Проделайте все вышеперечисленное со всеми своими карточками.
Каждый абзац вашей письменной работы должен быть похож на мини-эссе. Центральное предложение содержит то утверждение, факт или ключевую идею, которым посвящен данный абзац. Остальные предложения являются аргументацией. Аргументация может принимать разнообразные формы, например, это может быть цитата эксперта в данной научной области, статистические данные, примеры из собственного исследования или опыта, детальное описание, какие-либо исторические сведения.
Абзацы должны быть подобны кирпичикам – из них вы строите «стену» своей позиции, для выражения которой и пишете эту работу. Продумывайте свои доводы, будьте последовательны, и у читателей не останется другого выбора, кроме как согласиться с вашей точкой зрения.
Если абзацы – это кирпичики, то связки, с помощью которых переходите от одной мысли к другой, являются раствором, цементирующим вашу «стену аргументации». Ясные и уместные связки позволят читателю без труда следовать за логикой повествования.
В случае, если первый черновик вы пишете от руки, оставьте побольше свободного места, чтобы позже было место, куда вписывать дополнительную информацию. Закончив пользоваться карточкой, пометьте ее и отложите в сторону.
Решив, что какие-то карточки вы использовать не будете, не спешите избавляться от них. Сложите эти карточки в отдельную стопку. Позже, перечитав черновик, вы можете передумать и в итоге включить содержащуюся в них информацию в работу.
Что делать, если не пишется
Столкнулись с творческим кризисом? Вот что следует сделать:
• Представьте, что пишете письмо хорошему другу. Расскажите ему о том, что узнали о предмете своего исследования и почему уверены в правильности своего тезиса.
• Пишите обычным, повседневным языком. Слишком многие забывают, в попытке сделать стиль изложения более вычурным за счет сложных слов, что основная их цель состоит в сообщении. Будьте проще – и сами знаете что.
• Просто пишите хоть что-нибудь. Главное начать. Как только запишете первое предложение – каким бы корявым оно ни казалось, – ваш мозг активизируется и начнет генерировать новые идеи.
• Не редактируйте написанное! Занимаясь первым черновиком, не отвлекайтесь на негативные мысли относительно вашего стиля и писательского таланта. Помните, цель на данный момент – это первый черновик. Разумеется, позже придется внести множество правок и дополнений.
• Не останавливайтесь. Не получается какой-то раздел? Не стоит сидеть над ним часами, размышляя, как бы получше выразить свою мысль. Перечислите в двух словах то, о чем планируете здесь сказать, и переходите к следующей теме. Пытайтесь писать текст с минимальным количеством остановок.
Фрирайтинг и мозговой штурм
К фрирайтингу и мозговому штурму профессиональные писатели обращаются в те моменты, когда их выбрасывает на берег из глубин творческого воображения. Эти два метода во многом схожи, однако есть и несколько важных различий.
Чтобы воспользоваться любым из них, следует для начала установить лимит времени (скажем, 10–15 минут). Затем сформулируйте основную тему – тем самым вы зададите мозгу направление для размышления. Записывая, не перечитывайте и – тем более! – не редактируйте то, что у вас получается, пока время не кончится.
Методика мозгового штурма предполагает, что вы будете записывать все, что придет в голову и имеет отношение к заданной теме. Ни смысловая последовательность, ни логика повествования при этом не имеют значения. Для успешной генерации новых идей задавайте себе любые вопросы, связанные с темой, даже самые странные и неожиданные.
Пользуясь методом фрирайтинга, пишите обо всем, что возникло в вашем сознании, и не важно, имеет ли оно прямое отношение к делу или нет. Опишите прошедший день, историю своего пса или впечатления от свежего музыкального клипа. Смысл этой техники заключается в том, чтобы просто начать писать – и не останавливаться до тех пор, пока не выйдет время.
Мозговой штурм поможет в тех случаях, когда вы уже готовы писать, но никак не возьмете в толк, с чего лучше начать. Фрирайтинг пригодится, когда вообще не получается взяться за работу. Благодаря этим методам вы сможете преодолеть «писательский тупик» и наконец начнете писать – а ведь это в данный момент и есть самое главное.
Указывайте источник
Чтобы избежать обвинений в плагиате, обязательно указывайте источник, если включаете в свою работу:
• ранее опубликованные цитаты;
• чужие идеи и мысли;
• чужие фразы, предложения или характерные речевые обороты;
• факты, цифры, данные экспериментов, полученные не вами;
• графики, иллюстрации, схемы, взятые вами из чьих-либо работ.
У этого правила есть несколько исключений. Не нужно указывать источник, если упоминаемые вами события, теории, идеи являются общеизвестными фактами. Не понадобится ссылка и в том случае, если автор данного высказывания неизвестен. Чтобы определить, есть ли необходимость указывать источник, спросите себя, не решат ли в противном случае читатели, что описанные мысли и результаты принадлежат вам? В случае любых сомнений делайте ссылку.
Долгие годы сноска в конце страницы считалась наиболее удачным способом указания источника информации. Сегодня концевые сноски и сноски в скобках не менее популярны.
Чтобы сделать сноску в конце страницы, вы должны после слова или предложения, которые требуют пояснения, написать справа вверху маленькую цифру. Она и будет обозначать сноску.
Текст сноски пишется под той же цифрой в конце страницы. В него включается вся та информация, которая позже появится в вашем библиографическом списке, с указаниями на страницы, где упоминались поясняемые факты, данные, цитаты.
Количество таких сносок в работе не ограничено. Нумеруйте их последовательно, начиная с «1». Убедитесь, что не забыли для каждой сноски соответствующий текст в конце страницы (либо в конце всего текста, в случае концевых сносок).
Как и в случае со списком литературы, у разных преподавателей будут разные требования относительно оформления сносок. Обязательно выясните их, прежде чем приступить к выполнению своего задания.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 219.