Ежедневно выделяйте 15 минут на то, чтобы проанализировать самые главные цели на день и на текущую неделю. Хотя многие бизнесмены предпочитают заниматься этим с утра, я советую оставлять самые важные 15 минут на вечер. На то есть три весомые причины:
1. Идеи относительно будущего будут свежее, так как в конце дня вы будете иметь представление о том, что уже успели сделать, а что пока еще нет.
2. Это отличный способ завершить день, даже если вы трудились до 11 ночи. Благодаря анализу достигнутых результатов вы почувствуете себя подготовленным к новому дню, сможете расслабиться и спокойно отдохнуть.
3. Назавтра вы сразу приступите к делам, не откладывая их в долгий ящик, в то время как утреннее 15-минутное планирование легко может обернуться часом бесцельного «обдумывания».
Что вы получите
Любое занятие – даже учеба – станет более удобоваримым, если вы разделите его на несколько небольших порций, каждая из которых будет вам по зубам.
Вы престанете беспокоиться о том, когда успеете написать этот реферат, ведь работа над ним заранее распланирована.
Все, что необходимо, вы выполните – шаг за шагом.
Научившись управлять своим временем, вскоре обнаружите, что теперь у вас его гораздо больше, чем было раньше.
Пример долгосрочного расписания
Пример ежедневного расписания на неделю
6
Как преуспеть на уроке
Большинство преподавателей посвящают часть урока разъяснению и собственным интерпретациям материала из учебника и прочей обязательной литературы. Поэтому я рекомендую всегда готовиться и читать заданные страницы дома. Тогда в классе вы сможете сосредоточиться на новой информации, которую преподаватель будет освещать.
Возможно, он сделает это каким-то необычным способом. Благодаря невероятной скорости развития технологий арсенал вашего преподавателя постоянно пополняется всяческими техническими новинками. Некоторые из вас до сих пор учатся в классах, которые, без сомнения, показались бы привычными нашим бабушкам – с грифельными досками, кусочками мела, бумажными картами на стенах. Тем не менее во многих современных классных комнатах можно найти интерактивные доски, ноутбуки вместо тетрадей и проекторы. А вы сами – я уверен – в большинстве своем предпочитаете планшет и смартфон ручке или карандашу.
Единственный недостаток эволюционировавших в проводные учебных кабинетов – в том огромном количестве информации, которую они способны транслировать.
И тем не менее технологический прогресс упростил применение большинства советов из данной главы, ведь без труда можно получить доступ к презентациям и записям своего преподавателя (у многих преподавателей есть личные сайты с подробной информацией по курсу).
В целом не имеет значение, каким именном способом преподаватель решит донести необходимый материал, главное для вас – научиться воспринимать его, анализировать и запоминать.
Типы учебных занятий
То, как вы будете следовать описанным в данной главе рекомендациям, зависит от двух факторов: от типа урока и от методики, а также стиля преподавания учителей.
Для успешного достижения своей цели придется приспособиться к каждому из нижеперечисленных видов классов.
Лекции особенно распространены в вузах, однако иногда они встречаются и в старших классах школы. Некоторые популярные лекции, а также вводные лекции по предметам часто собирают огромные аудитории.
Обратите особое внимание на свое умение слушать и вести записи.
Семинары, именуемые иногда дискуссионными группами, также характерны в большей степени для учебного процесса в университете и обычно дополняют занятия по теории. В типичном еженедельном расписании какого-нибудь курса вы найдете две лекции и один или несколько семинаров. Дискуссионные группы состоят из небольшого количества студентов – около десяти, – а ведут их чаще всего младшие преподаватели. В таких группах обсуждаются материалы лекций и литература по теме.
В подобных группах не всегда есть четкий регламент, и ее участники могут свободно переходить от одной темы к другой, при этом не упуская из виду необходимость понимания всего материала курса, ведь он всегда занимает центральное место в дискуссиях.
Обратите особое внимание на свое умение формулировать вопросы и ответы, анализировать понятия и идеи, участвовать в обсуждениях.
Некоторые занятия можно назвать, за неимением лучшего термина, совмещенными. Они соединяют в себе и лекции, и обсуждения (полагаю, такой формат знаком всем моим читателям по традиционным урокам в школе). Преподаватель может включить в план такого урока объяснение материала, вопросы, ответы и обсуждения, аудио-визуальные презентации и прочие подобные инструменты.
Подготовка к такому совмещенному занятию в большой степени зависит от подхода вашего учителя к преподаванию. Помимо школы, такой формат может встретиться и в колледже, и в университете в тех случаях, когда учебная группа слишком мала и проведение традиционной лекции нецелесообразно.
Обратите особое внимание на свои навыки ведения записей, умение слушать, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы и отвечать на них.
Практические занятия вроде лабораторных работ и различных прикладных уроков (ИЗО, черчение) встретятся на всех образовательных уровнях. Обычно они практически полностью связаны с выполнением какого-либо действия, например, проведением эксперимента, работой над неким проектом, изготовлением табурета.
Вначале преподаватель обычно показывает и объясняет, что необходимо сделать, но основной акцент всегда на практическом воплощении задачи в классе непосредственно учениками.
В университетах лабораторные исследования чаще всего проводятся под руководством младших преподавателей. В колледжах распространены совмещенные занятия, объединяющие лекции с демонстрацией и последующим применением учащимися полученных знаний на практике. Это логично, ведь нельзя стать первоклассным автомехаником, просто прочитав про запчасти.
Обратите особое внимание на выработку и применение специфических физических, технических и научно-прикладных умений.
Перечисленные типы учебных занятий охватывают практически все возможные варианты работы в классе. Впрочем, бывают, разумеется, и исключения. Может показаться, что выбор формата зависит в первую очередь от размера аудитории. Тем не менее нельзя быть абсолютно уверенным в том, что появление на занятии двух сотен студентов автоматически заставит преподавателя встать за кафедру и начать зачитывать текст лекции, а собравшиеся в одном классе десять человек являются дискуссионной группой.
Мой университетский преподаватель теологии, курс которого был настолько популярен, что его каждый раз посещало более трехсот человек, практически никогда не читал лекции. По правде говоря, переступая порог его аудитории, я никогда не знал заранее, что меня ждет. Однажды на протяжении всего занятия он знакомил нас с серией музыкальных импровизаций местной джазовой группы и обсуждал со своими аспирантами опыты вне телесных путешествий. В другой раз наш преподаватель на протяжении часа спорил с одним из студентов о каком-то понятии или идее, которая совершенно не относилась к теме занятия (как, впрочем, и ко всему курсу теологии).
Еще один мой университетский преподаватель, который вел физическую химию для аудитории, едва достигавшей двадцати человек, заходил в класс со звонком и, не обращая ни на кого внимания, сразу проходил к огромной доске, брал в руку мел и начинал писать уравнения. Так он и писал, не произнося ни слова, пока через 20–30 минут место на доске не заканчивалось. Тогда мой преподаватель медленно возвращался назад, к левой стороне доски… стирал написанное и начинал писать новое. Он никогда ничего не спрашивал сам и не предлагал нам задавать вопросы. Честно говоря, не помню, чтобы он вообще хоть что-то сказал за все три месяца, которые длился курс.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 222.