Блок 11: проверка орфографии, грамматики и пунктуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выше я говорил, что самым важным в вашей работе является ее содержание. И это действительно так. Однако верно и то, что орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки портят все впечатление, заставляя учителя предположить, что вы либо невнимательны, либо вам все равно. Ни одно из этих предположений не сыграет в вашу пользу и наверняка подпортит итоговую оценку за работу.

Так что, вооружившись справочниками и словарями, приступайте к проверке. Изучите свою работу, вчитывайтесь в каждое слово, в каждое предложение. Прежде всего ищите:

• Опечатки. Проверяйте внимательно, так как похожие слова могут ввести в заблуждение компьютерную систему проверки правописания. Ведь, скажем, в слове «луг» нет ошибки, если, конечно, вы не имели в виду «лук».

• Пунктуационные ошибки. Повторите правила постановки запятых, тире, двоеточий, кавычек и следуйте им при написании своей работы.

• Синтаксические ошибки. Обратите внимание на причастные и деепричастные обороты, согласование, построение сложноподчиненных предложений, прямую и косвенную речь и прочие грамматические тонкости.

Лучший способ поиска ошибок – чтение вслух. Прочитайте свой текст не торопясь, громко и с выражением. Поразительно, как легко при этом обнаружить многие недочеты, даже орфографические. Попробуйте также прочитать свою работу с конца. В этом случае вы будете вынуждены фокусироваться на каждом слове и неизбежно обратите внимание на правописание.

Блок 12: проверка работы третьим лицом

После того как добавите сноски, список литературы, внесете необходимые исправления и отформатируете свою работу в соответствии с требованиями преподавателя, распечатайте ее.

Не забудьте придумать заголовок. Он должен быть кратким и одновременно емким, чтобы читатели смогли представить, какие именно знания получат после прочтения реферата.

Перечитайте то, что получилось, еще раз, а затем попросите кого-нибудь – родственника, друга – проверить ваш труд.

Блок 13, 14, 15: чистовой вариант

Исправьте ошибки, которые обнаружатся в ходе всех проверок. Распечатайте чистовой вариант вашей работы и проверьте его снова, очень внимательно.

Готовую работу уберите в папку и, конечно, не забудьте вовремя ее сдать.

Устный доклад

Между письменным и устным исследовательскими заданиями есть некоторые существенные различия, о которых следует знать, если не хотите совершить глупость и начать читать по бумажке, стоя у доски. Если вам задали подготовить устное выступление, вероятнее всего, оно относится к одной из следующих категорий:

объяснение – простое изложение каких-либо фактов;

аргументированное высказывание – попытка переубедить хотя бы часть аудитории;

описание – словесная зарисовка;

повествование – рассказ о чем-либо.

В школе устные доклады чаще всего носят характер объяснения и аргументированного высказывания. Процесс изучения материалов и подготовки к ним весьма похож на написание реферата. В частности, вы можете также пользоваться карточками-заметками и выписывать на них информацию из источников. В то же время вы должны учитывать разницу между письменной и устной речью, если хотите выступить успешно. В этой связи я рекомендую:

• Не брать слишком обширную тему. Хотя я говорил об этом и в предыдущих разделах, посвященных письменным работам, для устных этот совет еще более актуален. Обычно на представление устного доклада выделяется не более пятнадцати минут – попробуйте за это время рассказать о Томасе Эдисоне, романах Джейн Остин или Гражданской войне в США. Подобные темы больше подходят для книжных серий.

«Три великих изобретения Томаса Эдисона», «Почему Эмма не смогла бы сосватать героинь фильма „Бестолковые”», «Влияние Геттисбергской речи на моральные устои юга» выглядят более реалистично. Сузив тему, вы также сможете лучше изучить ее и, соответственно, лучше подать.

• Не переусердствуйте со статистическими данными. Конечно, они важны, ведь представляют собой своего рода вещественные доказательства ваших слов. Однако слишком большое количество чисел быстро утомит аудиторию, да и вас самих.

• Шутки добавят вашей речи красок и жизни. В то же время они могут существенно ее замедлить, так что употребляйте их к месту, а «соль» выдавайте до того, как слушатели начнут зевать.

• Осторожнее с цитатами. В докладе, в отличие от письменной работы, позволено более вольное обращение с информацией. Вы можете сообщать больше сведений и фактов, не ссылаясь на источник и не боясь при этом обвинений в плагиате. (Хотя названия источников я советую все же держать под рукой, на тот случай, если кто-нибудь все-таки проявит к ним интерес.)

Я обнаружил, что стоять у доски с кучей бумажек сложно, а пользоваться карточками, которые помещаются в ладонь, очень удобно, но лишь в том случае, если записи на них короткие и по делу. Такие шпаргалки в устном докладе играют роль не носителя информации, а напоминаний, запускающих механизмы памяти. Чем короче будут записи – и, разумеется, чем больше раз вы отрепетируете доклад, опираясь на них, – тем лучше будет презентация. (И тем реже придется прерывать визуальный контакт с классом и преподавателем, чтобы вспомнить, о чем должны говорить дальше.)

Вот вам еще четыре совета для того, чтобы хорошо выступить:

• Перед тем как выйти к доске, вздохните поглубже. Не беспокойтесь о паузах, если собьетесь с темпа или потеряете уверенность, сделайте еще несколько глубоких вдохов.

• Выберите в аудитории кого-нибудь (в идеале друга, но подойдет и любой другой заинтересованный и внимательный слушатель) и рассказывайте свой доклад ему.

• Практикуйтесь! Отрепетируйте выступление как следует. Нервы чаще всего подводят тех, кто не очень уверен в своих силах. Чем лучше будете знать материал, тем увереннее будете себя чувствовать. Приступы паники вас не коснутся, а речь будет более естественной и спонтанной.

• Если вас неконтролируемо трясет от одной лишь мысли о выступлении перед аудиторией, постарайтесь встать так, чтобы вы могли держаться за что-нибудь, например, за край стола или за кафедру.

Если ничто из вышеперечисленного не помогает побороть страх перед публичными выступлениями, задумайтесь о том, чтобы записаться на курсы ораторского мастерства, вступить в дискуссионный клуб или найти какую-то другую возможность подобного рода.

 

В ночь перед сдачей…

Несмотря на все мои рекомендации, некоторые из вас наверняка продолжат откладывать выполнение письменных работ на самый последний момент. До сих пор многие испытывают всю ту же смесь тревоги и прокрастинации, что охватывала большую часть моих одногруппников по мере приближения сроков по курсовым и рефератам. Казалось, все заняты поиском какого-то срочного дела и готовы заняться чем угодно, только не письменной работой, которую вот-вот нужно сдавать.

Вот такой план – немного преувеличенный, и тем не менее верный – я получил от своего коллеги. Похож ли он на то, как вы обычно выполняете письменные задания? Неужели вы думаете, что подобный путь действительно ведет к успеху? Я что, написал все эти страницы зря?

Как писать реферат

1. Сядьте в удобное кресло за хорошо освещенный стол с множеством свежезаточенных карандашей.

2. Внимательно прочитайте задание, подчеркните ключевые моменты.

3. Сделайте кофе, чтобы вы могли сконцентрироваться на работе.

4. Загляните к однокурснику. Если он пока еще тоже не садился за реферат, сходите вместе в ближайший магазин и купите сладостей, ведь вам нужна энергия. Если же он похвастается уже написанной, оформленной по всем правилам, распечатанной и заботливо уложенной в папочку работой, ударьте его.

5. Вернувшись в свою комнату, вновь сядьте в удобное кресло за хорошо освещенный стол с множеством свежезаточенных карандашей.

6. Прочитайте задание еще раз, ведь вы должны быть абсолютно уверены в том, что все поняли правило. Важные моменты выделите новым цветом.

7. Хм, а ведь вы с четвертого класса не общались с тем классным парнем, которого встретили в летнем лагере. Пожалуй, стоит послать ему весточку прямо сейчас, иначе это будет висеть над душой, и вы не сможете сосредоточиться.

8. Рассмотрите свои зубы в зеркале в ванной. Прополощите рот. Дважды.

9. Послушайте альбом своей любимой группы. И все. Я серьезно. Слушайте, а потом принимайтесь за работу.

10. Послушайте еще один альбом.

11. Переставьте все имеющиеся у вас диски в алфавитном порядке.

12. Позвоните однокурснику еще раз, узнайте, начал он уже писать или нет. Обменяйтесь мнениями о преподавателе, который задает такие задания, о его предмете, о своем университете и о мире в целом.

13. Сядьте в удобное кресло за хорошо освещенный стол с множеством свежезаточенных карандашей.

14. Еще разок прочитайте задание, смакуя каждое слово, почувствуйте их вкус на языке. Выберете как минимум три новых цветных маркера-выделителя.

15. Просмотрите телевизионную программу, чтобы быть уверенным в том, что вы не пропустите ни одно по-настоящему стоящее шоу.

Обратите внимание: все, что идет по телевизору за 12 и менее часов до сдачи письменной работы, – от документальной передачи до сериалов вроде «Отчаянные домохозяйки» и «Закон и порядок» – является по-настоящему стоящим зрелищем.

16. Осмотрите свой язык в зеркале в ванной.

17. Присядьте на минутку и серьезно подумайте о глобальных планах на будущее.

18. Откройте дверь и посмотрите, не шастают ли по коридору подозрительные незнакомцы в штатском.

19. Сядьте в удобное кресло за хорошо освещенный стол с множеством свежезаточенных карандашей.

20. Снова прочитайте задание, ведь это чертовски весело, не правда ли?

21. Придвиньте кресло к окну и полюбуйтесь рассветом.

22. Бросьтесь на кровать ничком. Стоните, причитайте, бейтесь в истерике.

23. Встаньте и напишите уже этот реферат как можно скорее.

Если этот план хотя бы отдаленно напоминает то, что происходит с вами, когда вам необходимо сделать письменное задание, пожалуйста, перечитайте Главу 7 и Главу 8. Выделять важную информацию снова не нужно, даже другим цветом.

9
Как сдать экзамены на «отлично»

Во время учебы – да и, по всей вероятности, в течение всей жизни – экзамены будут одной из самых тревожащих и временами пугающих составляющих реального мира. И чем скорее овладеете навыками подготовки, преодоления и сдачи всевозможных проверок, тем раньше ваша жизнь станет спокойнее и счастливее.


Чего хотят экзаменаторы?

Многие экзамены – это проверка не столько знаний, сколько учебных навыков, умения распределять и систематизировать то море информации, в которое вас погружают во время обучения. Особенно верно данное замечание в отношении экзаменов, построенных на основе обширного материала, который вы изучали в течение нескольких лет, вроде SAT, GRE,[9] медицинского экзамена, экзамена для медсестер, CPA.[10] Это значит, что чем успешнее вы учитесь, тем выше, по всей вероятности, будет результат на подобном экзамене.

Прежде чем решить, как готовиться к тому или иному экзамену, необходимо определить, что именно на нем будут проверять. Подготовка к сессии отличается от подготовки к еженедельному квизу. И, поверьте, все самые чудовищные экзамены, которые были в вашей жизни, показались бы детской сказкой, если бы вам довелось побывать на моем устном государственном экзамене, где нас спрашивали обо всем, что мы прошли за год обучения в университете.

Подготовка к стандартизированным тестам вроде SAT, ACT[11] и GRE также имеет свои особенности – вы не можете, как в некоторых других случаях, просто вызубрить учебник, точно зная, какой именно материал встретится на экзамене.

Кроме того, огромное влияние оказывает и форма экзамена – не только на содержательную сторону подготовки, но и на то, с какой стороны за нее вообще браться.

 

Чего вы боитесь?

Проверок боятся многие. Так что, прежде чем я перейду к различным техникам подготовки и сдачи экзаменов, давайте разберемся с одной из основных возникающих проблем – тестовой тревожностью, известной как мандраж. Для этого состояния характерно повышенная потливость, прогрессирующая амнезия и непреодолимое желание при первой же возможности уплыть на Фиджи.

Что значит утверждение «я плохо переношу экзамены»? Возможно, имеется в виду то, что вы плохо умеете учиться (или, как минимум, готовиться)? Возможно, вы не умеете концентрироваться, или вас легко отвлечь, или не знаете, как сдавать экзамены такого типа, или просто психологически не готовы к каким-либо проверкам.

Все мы понимаем соревновательную природу экзамена. Некоторых из нас подобная перспектива бодрит, на других сильно давит. Обе эти реакции чаще всего не связаны с уровнем знаний, развитостью интеллекта и временем, потраченным на подготовку. Самые умные ваши одноклассники могут относиться к типу людей, которые боятся экзаменов больше всего на свете.

Определенно вы не одни

Очень немногим людям нравятся экзамены. А вот страх перед ними испытывает гораздо больше людей, чем вы можете себе представить. Но это вовсе не означает, что вы обязаны принадлежать к их числу.

Мало кто может похвастаться спокойствием, хладнокровием и боевым настроем, входя в экзаменационный класс. У большинства экзамен сопровождается неприятными ощущениями в животе, постоянным слюноотделением и навязчивыми мыслями о том, чтобы оказаться в другом месте – в любом другом месте.

Чем сильнее вы давите на себя, размышляя о предстоящем экзамене (и, разумеется, о том, что нужна только хорошая оценка), тем хуже делаете. (Обычно чем важнее экзамен предстоит, тем чаще напоминаете себе о его значимости.)

Давайте посмотрим правде в глаза: оценки за некоторые экзамены оказывают действительно сильное влияние на вашу жизнь, определяя, поступите ли в университет, получите ли диплом, сможете ли устроиться на хорошую работу. И все же, как бы велика ни была важность экзамена, необходимо сместить фокус внимания с его значимости на подготовку. К любому экзамену необходимо готовиться так, будто вся ваша дальнейшая судьба зависит от оценки (но именно готовиться, а не думать о нем в таком ключе).

Попробуйте также взглянуть на ситуацию в перспективе: через двадцать лет никому не будет дела до оценок за какие бы то ни было экзамены; и даже о том, что в данный момент занимает все ваши мысли, никто не вспомнит.

Разумеется, вы сильно облегчите состояние, если постараетесь снизить напряжение и не добавлять лишних переживаний к и без того чрезмерному стрессу из-за предстоящей важной проверки. Иными словами, не стоит за два дня до сдачи SAT бросать своего парня, переезжать, менять работу, брать большой кредит – в общем, каким бы то ни было образом менять устоявшееся течение повседневной жизни.

Есть люди, которые любят жалеть себя. Они ревностно относятся к своим страданиям и пытаются заставить вас чувствовать то же самое, вне зависимости от того, имеете вы отношение к произошедшему или нет. Будьте осторожны, остерегайтесь «друзей», которые звонят вам ночью перед экзаменом и, истерически рыдая, заявляют: «Я только что понял, нам надо было выучить еще и 12 главу!!!!» Не попадайтесь на этот крючок и, вместо того чтобы звонить в службу спасения, спокойно объясните им, что в письме преподавателя четко сказано: контрольная по главам 6–11. Затем положите трубку и займитесь своими делами, а они пусть идут ко дну в компании кого-нибудь другого. (Впрочем, если не удосужились уточнить, что все-таки будет в контрольной, такой звонок может низвергнуть вас в пучину паники, на которую потратите кучу времени – и все впустую.)

Как снизить уровень стресса

Для того чтобы значимость экзамена перестала так сильно волновать, прочитайте этот список вопросов. Тот факт, что вы знаете ответы на них, поможет снизить уровень стресса.

• Какой материал будет на экзамене?

• Каков максимальный балл?

• Насколько моя итоговая оценка зависит от результатов этого экзамена?

• Сколько времени у меня будет на сдачу экзамена?

• Где он будет проходить?

• Какого рода задания будут в экзамене (на сопоставление, альтернативные, с вариантами ответов, эссе и т. д.)?

• Сколько будет заданий каждого типа?

• Сколько баллов можно получить за каждое задание?

• Оказывают ли какие-то из заданий больше влияния на оценку, чем другие?

• Можно ли пользоваться учебником на этом экзамене?

• Что я должен взять с собой? Калькулятор? Шоколадку? Что еще может понадобиться мне для успеха?

• Накажут ли меня за неправильные ответы и ошибки?

Ранее мы видели положительное влияние, которое запланированные перерывы оказывают на внимательность и способность концентрировать на задании, благодаря чему вы учитесь быстрее и качественнее. Запланированные перерывы во время экзамена имеют тот же эффект.

Временные границы и уровень напряжения не имеют значения – вы всегда можете позволить себе сделать небольшую паузу во время экзамена. Вероятно, больше всего она требуется как раз тогда, когда, по вашему мнению, на это совершенно нет времени – точно так же, как освоить тайм-менеджмент прежде всего нужно тем, у кого на это вечно «нет времени».

Когда в мыслях роятся десятки дат, имен, фактов и цифр, вам может быть очень сложно успокоиться и вспомнить правильный ответ, несмотря на то, что вы знаете весь материал наизусть. Адреналин наводняет организм, препятствуя работе памяти.

Самым простым успокоительным в таком случае может стать дыхание. Откиньтесь на спинку стула, расслабьте мускулы и три раза глубоко вдохните (сосчитайте до десяти, прежде чем выдохнуть). Кроме того, есть масса разнообразных техник медитации, которые в этом случае также могут пригодиться. В основе любой такой техники лежит простой принцип – вы фокусируете сознание на чем-то одном и выдворяете за его пределы все остальное. По-настоящему концентрируясь на предмете медитации (даже если этот предмет – не имеющее смысла слово или пятно на стене), мозг не может думать больше ни о чем, таким образом, мысли замедляются и успокаиваются.

Итак, если во время экзамена не получается сфокусироваться, попробуйте сесть прямо, сделать три глубоких вдоха и на одну-две минуты заполнить все свои мысли словом «РОН». После этого вы почувствуете себя более собранным, спокойным и сможете без труда вернуться к экзаменационным заданиям.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 190.