Программа формирования психологических качеств,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

способствующих повышению эффективности деятельности десантников в трудных ситуациях средствами Индивидуального психфизического тренинга (ипфт) *

 

А.Ю. Федотов

 

Программа ипфт воинов-десантников по развитию необходимых психических и физических качеств, способствующих преодолению типичных затруднений, выявленных в ходе изучения боевой деятельности, включает в себя четыре этапа (см. схема 7).

 

Первый этап решает задачи предварительного изучения воина. Прежде всего изучались: биографические сведения, отзывы и характеристики с мест предыдущей деятельности воина, мнения контактировавших с ним людей, склонности и успеваемость в учебном заведении. Затем осуществлялось непосредственное изучение воина путем наблюдения, диагностической беседы, психологического, психофизического и физического тестирования. В ходе непосредственного изучения фиксировался начальный уровень развития обозначенных качеств.

Весь обследованный личный состав был поделён на три группы. Третья группа (контрольная) продолжала профессиональную подготовку традиционным методом, первая (экспериментальная) группа осваивала программу ипфт в полном объёме, вторая (экспериментальная) группа осваивала методику ипфт без освоения базовых физических комплексов.

После формирования второй и первой группы воинам были объяснены основные теоретические положения, касающиеся предстоящих занятий, задачи тренинга, предполагаемые результаты совместной работы. Путем демонстрации возможностей людей занимавшихся по данной программе, была осуществлена попытка заинтересовать участников тренинга, придать занятиям личностную значимость. Это имело успех: перед началом занятий 98% воинов выразили уверенность в том, что хотят и смогут освоить предлагаемую им методику, а также проявили понимание, её полезности не только для профессиональной, но и для других сфер жизни и деятельности. Важнейшей тренинговой задачей первого этапа явилась совместная работа воина и исследователя по осознанию индивидуального Я-образа. Работа осуществлялась по двум направлениям:

1) осознание степени неадекватности оценки воином своих способностей по разрешению специально подобранных психологических задач и ряда нормативов физической подготовки. С этой целью воин пытался определить предполагаемый результат исполнения того или иного задания, а затем сравнивал его с реально достигнутым. Большого эффекта позволял достичь ' Метод просмотра видеомагнитофонной записи выполнения теста на повторение сложных двигательных последовательностей за инструктором. Около 63% испытуемых отметили, что они даже не подозревали насколько неадекватно воспроизводят увиденное движение. Остальные отметили, что считали свое исполнение лучше до просмотра видеосюжета.

2) Выявление особенностей психологического и физического развития воина в сравнении с другими участниками тренинга, и позитивное принятие реального Я-образа. С этой целью проводилось общее обсуждение результатов испытаний, где наглядно показывалась неоднородность и разноплановость успехов и неудач различных воинов. Обсуждение не имело целью акцентировать внимание на недостатках, а должно было наглядно показать неоднородный и строго индивидуальный характер успехов и недостатков, приблизительно одинаковый начальный уровень. Отмечалось, что возможно это будет влиять на длительность прохождения различных блоков третьего этапа тренинга: у одних увеличивать и сокращать у других, тогда как общее время освоения всей суммы блоков методики окажется практически одинаковым. Такая постановка вопроса способствовала устранению нервозности, явившейся результатом осознания несоответствия уровня притязаний и уровня достижений в ходе предварительных замеров, и повышению заинтересованности воинов в регулярных занятиях.

Второй этап, по своей сути тоже являющийся подготовительным, призван дать воинам начальные навыки в регулировке своего психического, прежде всего эмоционального, состояния и управления некоторыми физиологическими процессами посредством регулировки дыхания и мышечного тонуса при концентрации внимания на проприоцептивных ощущениях.

Первоначально у воинов был сформирован индивидуальный психический образ, отражающий уровень напряженности-расслабленности мышц. Закрепляя и уточняя этот образ, воины овладели методикой быстрого и глубокого расслабления и восстановления работоспособности, а также нейтрализации астенических эмоциональных проявлений. Для реализации первой задачи (быстрого и глубокого расслабления и восстановления) была использована релаксирующая часть психомышечной тренировки разработанной Алексеевым А.В., показавшей свою высокую эффективность и доступность в освоении подготовленными людьми.

Для решения второй задачи- этого средства оказалось недостаточно, хотя следует отметить., что в результате замеров по методике Алексеева А.В. были получены данные, приблизительно схожие с приводимыми им. После освоения релаксирующей части психомышечной тренировки 67% участников отметили, что эмоции страха, гнева притупляются, но при необходимости продолжения деятельности и отвлечении внимания на решение ее задач, прежний эмоциональный фон восстанавливается.

Наибольшую эффективность для решения второй задачи данного этапа показала методика переживания эмоциогенной ситуации в состоянии ауто-погружения. Погружение в контролируемое изменённое состояние сознания происходило в процессе выполнения упражнения по моделированию целостного переживания своего психического состояния в эмоциогенной ситуации. Воин осуществлял концентрацию внимания на образах прорабатываемой ситуации и старался воспроизвести свои ощущения, эмоции, ясно представить свои действия в сенсомоторном поле, добиваясь тем самым наиболее целостной, динамичной картины конкретной ситуации и своих действий в ней от начала до конца (приложение 3). Ситуации разрабатывались на материалах изученных затруднений в боевой деятельности. Выбор ситуации II осуществлялся из предлагаемого набора самостоятельно каждым воином по признаку наибольшей эмоциогенности. Уже сама по себе проработка подобного образа во внутреннем плане дает существенный результат, а переживание её как реальной в состоянии погружения ещё более эффективно.

Опрос показал, что 43% испытуемых считают, что освоения данного упражнения достаточно для того, чтобы существенно снизить проявление астенических эмоций в аналогичных ситуациях. Объективное же исследование по критерию быстроты и точности действий в ситуациях аналогичных тем, которые вызывали астенические эмоциональные реакции, а затем были проработаны указанным методом показало, что 21% испытуемых действительно находятся в пределах зоны стеничности эмоции; 47% улучшили свои результаты, но периодически выходят за её пределы; остальные результат не улучшили или находились вне зоны стеничности более 50% времени длительности контрольной ситуации.

Дальнейший тренинг эмоционального регулирования осуществлялся по мере освоения программы ипфт на следующих этапах путем совершенствования навыков саморегуляции, а также приобретения многообразного положительного опыта деятельности в трудных ситуациях.

Третий, основной этап тренинга состоит из ряда блоков направленных на взаиморазвитие когнитивной и моторной сферы дающих в своей совокупности улучшение параметров, характеризующих степень развития ловкости, работоспособности, наблюдательности, способности к многовариантному программированию деятельности в ТС. Каждый отдельный блок направлен на преимущественное развитие отдельных дифференциальных качеств, обозначенных в первой главе исследования. Кроме того, задачей каждого блока является включение их в общую систему деятельности воина с тем, чтобы развиваемые качества положительно интерферировали в структуре профессиональной деятельности. Таким образом, создаются условия для развития качеств более высокого уровня, являющихся итогом оформления развитых. По необходимым параметрам дифференциальных качеств в новую систему.

По форме блоки представляют собой набор психофизических упражнений, усложняющихся от блока к блоку, но строящихся на одном и том же универсальном наборе движений, подобранных на основании боевых комплексов базовых движений Попова Г.В. и анализа двигательных навыков опытных профессионалов.

Двигательный состав упражнений составлялся на основании изучения специфики двигательных паттернов требующихся воинам-десантникам для перемещения (прыжки, перекаты, бег, ползание, плавание, подкрадывание, лазание, преодоление препятствий), действий с оружием (изготовка к стрельбе из огнестрельного оружия и - отдельно ручная моторика по его использованию; операции с холодным оружием и подручными средствами), действий в рукопашном бою, поисковых и маскирующих действий. В ходе составления упражнений основное внимание уделялось возможности осуществления плавного перехода от одного двигательного акта к другому и реализации принципа равномерности нагрузок (приложение 4.).

Основное различие блоков упражнений состоит в том, что по мере освоения программы ипфт акцент в работе когнитивной сферы переносится с одного элемента на другой, не нарушая при этом целостности профессиональных действий. Развитие последующего качества, как правило зависит от степени освоения предшествующего. Процессы, на активизацию которых делался акцент при освоении предыдущего блока, являются базой для развития других на более высоких ступенях. Они обязательно участвуют в ипфт в дальнейшем, но уже с учетом приобретённых ими новых возможностей.

Профессиональная ориентированность ипфт достигается главным образом за счет целенаправленного развития качеств восприятия, воображения, мышления. Посредством постоянного поддержания требующегося для решения специфических задач напряжения некоторых элементов чувственной и биодинамической тканей, профессиональное содержание интегрального образа заполняет подготовленную структуру, характеризующегося определённой взаимосвязью элементов различных сфер сознания.

Это осуществляется, например, путем сознательной ориентации на значимые сенсорные признаки (при формировании качеств восприятия), создания обширного банка профессиональных данных (при формировании качеств памяти), создания наглядных моделей и образных описаний производимых действий или конкретных боевых эпизодов.

Отметим, что такое описание профессиональной ориентированности восприятия, памяти и воображения относится к. категории содержания. Но профессионально-ориентированные признаки, образы и т.д. могут запалить лишь подготовленную для этой цели структуру. В ипфт именно потребные характеристики структуры определяют последовательность и направленность упражнений на активизацию или угнетение определенной психической деятельности.

В целом третий этап освоения ипфт представляет собой последовательное освоение групп упражнений, условно объединенных в блоки, преимущественно направленные на развитие каких-либо качеств и определяющие время промежуточного контроля с помощью приведенного ниже набора психодиагностических методик.

Первый блок методик направлен на формирование профессиональных двигательных навыков. Для этого были выделены универсальные моторные операции, поделенные на три группы базовые движения рук, корпуса, ног.

На их основе было построено пять двигательных комплексов включающих все инвариантные движения, расположенные в определённой последовательности. Большую роль в формировании комплексов сыграло изучение подобной практики подготовки воинов в школах восточной традиции. Это стало возможно, когда при ближайшем рассмотрении выяснилось, что основные двигательные операции в восточных боевых комплексах направлены на приобретение аналогичных навыков (все виды перемещения, предметные действия с оружием, снаряжением, маскировка, поиск).

Освоение отдельных движений и первоначальных, жестко последовательных комплексов прошло ряд последовательных этапов, описанных Бернштейном Н.А. На первом этапе осуществлялась полная ориентировка в цели, составе и последовательности исполнения элементов данного движения, формирование его целостного образа. В процессе этой работы воином уяснялся ведущий.уровень движения, полный двигательный состав по ведущему и фоновым уровням. По данным, приводимым Бернштейном Н.А., ведущим уровнем у взрослого человека может быть либо уровень предметных действий, либо уровень пространства. Освоение движений на этих уровнях требует наличия реального или воображаемого предмета для эффективной корректировки процесса его выполнения. Это становится ясно, когда приступая к практическому выполнению движения, воин ощущает некоторое неудобство и потребность в постоянном контроле за производимым действием.

Следующая фаза освоения движений – выявление и использование коррекций хода движения по фоновым уровням. Стимулирование этого процесса осуществляется путем повторения движения сначала в неизменных, а в дальнейшем в усложняющихся внешних условиях. Воин использует навыки психической регуляции тонуса отдельных групп мышц за счет осознанного сосредоточения внимания на сформированном образе соответствующем её искомому состоянию, полученные на втором этапе ипфт.

Исследуя процесс управления движением Запорожец А.В. отмечал: «...прежде чем превратиться в произвольно управляемое, движение, должно стать ощущаемым (безразлично - по своим прямым или косвенным признакам)». Принцип образного подкрепления движения показал свою высокую эффективность и в ходе ипфт. Изучаемые в данном случае движения намного сложнее, чем использованные на втором этапе тренинга, а следовательно и связанные с ними ощущения значительно многообразнее. Это приводит к тому, что психический образ, используемый на первой фазе Строения движения, обогащается новыми чертами или перестраивается совсем в зависимости от индивидуальности воина.

Эта фаза не обязательно повторяется при освоении каждого нового элемента, так как, обладая свойством избыточности, отмеченным Зинченко В.П.., ткани бытийного слоя сознания переносят выработанные ранее свойства на все подобные движения независимо от их целевого предназначая и состава по принципу «сходства коррекций».

На следующей фазе происходит постепенный отказ от сознательного контроля за исполнением отдельных элементов движения, то есть постепенное сворачивание некоторых элементов сложного образа осваиваемого движения. В дальнейшем процесс перехода коррекции исполнения движений на фоновые уровни доходит до такой стадии, когда становится возможным целостно (с помощью отдельного образа) представить изучаемое движение.

Бернштейн Н.А. называет эту фазу «автоматизацией» и пикет «...каждый автоматизационный скачок дает не только внезапное, резкое улучшение в выполнении разучиваемого движения, но и при этом ещё и качественные перемены в нем» это выражается в значительной разгрузке внимания по ; контролю за движением, восприятия, часть которого была направлена на I исполнение движения и т.д. На данной фазе появляется возможность включать освоенное движение в контекст профессиональной деятельности, в результате чего происходит его дальнейшее закрепление, то есть прохождение фазы фоновых коррекций и стандартизации.

Исполнение всех движений в составе комплексов было призвано развить способность к непрерывному, быстрому переходу от действия к действию в любых вариациях, что составляет основу качества ловкости и крайне необходимо в условиях боя.

Параллельно совершенствовалась способность произвольного преобразования образов отдельных профессиональных движений в единую динамичную картину профессиональных действий по достижению определённой цели. В дальнейшем это будет использовано при многовариантном программировании деятельности в конкретной ситуации, так как сами по себе двигательные способности не могут реализовать выполнение задачи в трудной ситуации, только при условии тесного взаимодействия с профессионально ориентированной когнитивной сферой. Но на этом этапе самое главное, чтобы каждое отдельное движение стало тем инвариантом, используя который; возможно дальнейшее развитие профессионального восприятия, воображения, мышления воинов-десантников.

Качества профессионального внимания и памяти развиваются в процессе освоения всех блоков, так как их развитие отдельно от профессиональных качеств движения, восприятия, воображения и мышления или совместно только с одним из них не представляется возможным.

Второй блок методик посвящен перцептивным качествам. В ходе исследования деятельности ряда экспертов, изучения литературы посвященной описанию целевых объектов, изучения свойств местности был смоделирован оптимальный алгоритм перцептивных действий воина-десантника при ориентировке на незнакомой местности и обследовании целевого объекта. Модель была представлена в виде схемы ориентировочной основы действий и осваивалась (запоминалась) воинами по методу поэтапного формирования умственных действий и понятий предложенного Гальпериным Н..Я. (приложение 5).

Непосредственное формирование алгоритма перцептивных действий происходило на местности с использованием инвариантных двигательных форм освоенных в первом блоке. Осуществлялась целостная деятельность по ориентировке на местности и идентификации объекта. При этом узловые пункты, обозначенные в схеме ООД, увязывались с психическими образами Двигательной части производимых действий, что позволяло представить информацию для запоминания более комплексно.

Сравнительный анализ по трем группам при измерении скорости запоминания, объёма и точности сохраняемой информации показал значительное возрастание этих характеристик у первой группы по сравнению с двумя другими. К тому же, повторяя в процессе тренинга выполнение той или иной профессиональной задачи разными способами (используя различные двигательные решения), воин совершенствуется в контроле за выполняемой деятельностью и сравнивает эффективность различных вариантов действий, что уже задача не только памяти и внимания, но и мышления. Изучая один и тот же объект с различных точек пространства, но по универсальному алгоритму, воин начинает видеть различия в восприятии с использованием тех или иных точек отсчета.

Правильный выбор точки отсчета для перцептивных действий очень важен. Зинченко В.П., проводя исследования чувственно-предметных и предметно-орудийных действий, заметил, что в процессе восприятия все движения органов восприятия (руки, глаза, тела в целом) строятся относительно определённых опорных точек: «все элементы формы предмета соотносятся с этими точками, что обеспечивает его адекватное отражение, равно как отражение пропорций и положение предмета в пространстве» (75, 94). Исходя из этого нами были даны рекомендации по выбору точек отсчета. Она должна удовлетворять нескольким требованиям:

1) находиться на приблизительно равном расстоянии от периферийных элементов объекта;

2) обеспечивать целостное восприятие объекта при минимальных перемещениях;

3) желательно чтобы она являлась носителем необходимого и достаточного перцептивного признака объекта;

4) желательно, чтобы она воспринималась по нескольким сенсорным модальностям.

Конечно, на практике трудно добиться выполнения всех желаемых условий. Но в ходе эксперимента создавались условия возможности различного выбора и сравнения опорных точек восприятия, благодаря чему выработанный алгоритм становился практичнее.

Освоив алгоритм перцептивных действий по составлению целостного образа объекта или незнакомого участка местности, воины-десантники уже могли самостоятельно судить о роли того или иного сенсорного признака в идентификации объекта или правильной ориентировке на местности. Таким образом целенаправленно формировалась установка на переход к дальнейшему освоению программы ипфт.

Следующий шаг освоения программы второго блока предполагает развитие ощущений в сфере чувственной и биодинамической ткани. Алгоритм перцептивных действий позволил воинам структурировать идентификацию системы признаков, характеризующих объект в целом, а возможности по выделению слабых, но значимых дифференциальных (отдельных) признаков уже не обеспечивали возросший уровень деятельности. Встала задача обострения чувствительности относительно определенных модальностей внешних раздражителей, воздействующих на воина десантника в различных условиях: внешних - температура окружающего воздуха, уровень освещенности, наличие звуковых помех, сильных запахов и т.д.; внутренних - утомление, сопутствующая динамика перемещения или целенаправленного действия, неприятные физические ощущения.

Развитие чувствительности к определенному профессионально значимому сенсорному признаку происходит строго дифференцированно с постепенным усложнением условий его функционирования от самых комфортных (с воспрещением функционирования других анализаторов и созданием оптимальных условий для работы требуемого) до трудных (помехи, выполнение сопутствующих задач и т.д.).

Изначально, в зависимости от степени развития отдельных ощущений, характеризующихся индивидуальными особенностями присущими конкретному воину, а следовательно ориентации на признак определенной модальности, динамические системы признаков одних и тех же объектов могут сильно отличаться у разных воинов. В процессе тренинга было важно сконцентрировать усилия именно на тех ощущениях, недостаточное развитие которых может повлиять на адекватность психического отражения, и довести их до приемлемого уровня.

Основой всего разнообразия методик является включение воина-десантника в деятельность, требующую активного функционирования ощущения избранной модальности. В исследованиях Ананьева Б.Г., Теплова Б.М., Шварца Л.А. и др. было убедительно доказано, что выполнение практической деятельности, требующей учета определённых специфических свойств объектов, приводит к повышению сенсорной чувствительности - субъекта по данным признакам.

Осуществляя сенсорную деятельность на фоне физической активности (движения, дыхание), в ходе эксперимента удалось изменить внутренние условия функционирования избранных анализаторов и создать предпосылки наиболее адекватной идентификации отдельных сенсорных признаков и их комплексирования в сложные динамические системы. В результате комплексного исследования типичных затруднений в ходе боевой деятельности выявлена приоритетность в развитии ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, кинестические, обонятельные, проприоцептивные и др.

Подготовительные упражнения строились приблизительно по одной и той же схеме для всех анализаторов. Это гигиеническое ополаскивание холодной водой, специфический массаж, глубокое мышечное расслабление с концентрацией внимания на движениях или позе с последующим переносом фокуса внимания на конкретный объект. Так достигается максимальная сосредоточенность на нужном признаке и не допускается соскальзывание в неконтролируемое изменённое состояние сознания.

После этого начиналось освоение определённой методики специфической для каждого ощущения. Общим в упражнениях оставался лишь набор инвариантных движений и ориентация на профессионально значимые признаки, развитие зрительного ощущения осуществлено по нескольким направлениям:

– расширение поля зрения, развитие периферического зрения;

– развитие способности видеть в условиях слабой освещённости;

– развитие способности к тонкой дифференциации оттенков зелёного, коричневого и черного цветов;

– развитие способности к зрительному восприятию движения, выпадающего из общего контекста природных изменений. Для развития ночного зрения осуществляется концентрация внимания на каком-либо мелком светящемся объекте на темном фоне. Используется свеча, располагаемая на уровне глаз в 7-9 метрах от воина или отдельная звезда на темном (без луны) небе. В процессе выполнения упражнения у воина могут ощущаться: покалывание в глазах, изменение цветовой гаммы наблюдаемого объекта, резь и слезоотделение. По мере дальнейшей концентрации создается впечатление увеличения источника света до тех пор пока он не заполняет собой всё зрительное поле и растворяется в нём. Общее время упражнения первоначально не должно превышать 5мин. Повторяя освоенное упражнение, воин запоминает образ, соответствующий началу растворения светового объекта в поле зрения, который в дальнейшем актуализируется при необходимости наблюдения в условиях плохой видимости. Закрепляется навык путём организации периода занятий по сопутствующим дисциплинам преимущественно в ночное время (1-1,5 недели), и дальнейшим чередованием по 1-2 дня действий в темное и светлое время суток.

Периферическое зрение развивается методом последовательной концентрации и распределения внимания на объекты, находящиеся в передней полусфере или методом затруднения возможности непосредственного направления взгляда на объект. Практически это осуществлялось тремя способами: рассматриванием кончика пальца вытянутой руки при одновременном наблюдении за всеми окружающими предметами; одновременным наблюдением за действием партнёров находящихся на расстоянии 2-3 метра, образуя угол от 120 до 180 градусов; использованием только периферического зрения при осуществлении разнообразных предметных действий. Выполнение динамических комплексов в процессе расширения поля зрения даёт возможность быстро справиться с возможным головокружением, чётче осознавать схему своего тела и его положение в пространстве.

Повышение чувствительности к различным цветовым оттенкам производится с использованием наглядных пособий демонстрирующих возможные нюансы обозначенного спектра, методом сравнения, противопоставления и варьирования (Селецкая Л.И. «Упражнение и перенос упражнения (при тренировке различения яркостей)» сб. «Психология труда», ч.1 Инф бюллетень № 3(18), М., 1969г.) сначала очень контрастных оттенков, а затем все менее контрастных, созерцание природы в различных погодных условиях и в разное время суток. При этом важно донести до воина информацию о том, на чем он должен сосредоточить свое внимание, какие отличия должен увидеть. Субъективные отчеты, наблюдение и. объективный контроль говорят о том, что первоначально воин даже не видит, а просто старается себе представить, что видит то, о чем ему говорят. Но в дальнейшем, подобные усилия приносят плоды и пороги различения значительно сокращаются.

Восприятие движения фигуры на фоне той же цветовой гаммы развиваюсь в ходе тренировок по освоению различных способов маскировки и скрытного перемещения на местности. Участники тренинга включались в игровую деятельность, суть которой заключалась в попытках обнаружить замаскированного и медленно передвигающегося противника. Для противоположной стороны задача состояла в отработке инвариантных способов перемещения в плавном и медленном варианте исполнения по участку местности открытому для наблюдения, но не отличающегося от маскирующегося воина, по визуальным признакам.

Использовалась психологическая закономерность, выявленная Якобсоном, (Нечаев Н.Н., лек. Воспр.с.5), что если в течение 2-3 секунд изображение стабилизируется на сетчатке глаза, то оно пропадает, образуя серый фон, при условии отсутствия специальной установки на наблюдение именно за этим предметом. Чтобы движение не было заметно, оно должно осуществляться плавно, то есть с постоянной скоростью, и очень медленно при выполнении остальных требований по маскировке (использование подсветки и теневых участков местности, мертвых зон для наблюдения, несоответствие маскировочного костюма формам человеческого тела и т.д.).

На завершающем этапе работы со зрительным ощущением осваивается методика детального всматривания в мелкие удалённые и близкие предметы при одновременном исполнении двигательного комплекса, с целью получения навыков удержания их в поле зрения, и мгновенного составления зрительного образа окружающего пространства при неординарном способе перемещения. Все освоенные способы и средства обязательно включаются в состав комплексных занятий, то есть вписываются в общую систему профессиональной деятельности и определяют там своё место.

Значение слуховых ощущений, как было показано при анализе боевой деятельности воинов-десантников, в ряде случаев не уступает профессиональной значимости визуального восприятия. Это обусловило необходимость уделить им самое пристальное внимание.

Деятельность противника по обслуживанию и реализации функционального предназначения объекта приводит к появлению характерных звуков демаскирующих объект или передвижение войск противника. Классификация и характеристика этих шумов подробно описана в специальной литературе. Наша задача состояла лишь в том, чтобы, применяя адекватные психологические средства, развить у воинов способность дифференцировать их из общего шумового фона. С этой целью был использован принцип усвоения сенсорных эталонов, получивший теоретическое и экспериментальное обоснование в работах Запорожца А.В., Поддъякова Н.Н., Рузской А.Г. В процессе эксперимента получены данные, доказывающие применимость этого принципа для развития слуховых ощущений.

Первоначально воин включался в деятельность, вызывающую те же самые звуковые эффекты, которые являются значимыми признаками целевых объектов (обслуживание силовых установок, разворачивание станций связи, заправка и обслуживание боевой техники, патрулирование объектов и т.д.). В связи с организационными трудностями эту ступень программы воины прошли не до конца. В дальнейшем осуществлялось наблюдение за деятельностью на объекте и запоминание характерных звуков.

На следующем этапе, воином, при отсутствии визуального контакта с объектом, воспринимались характерные звуки, и он старался составить для себя образную картину происходящего на объекте. Важной задачей, решаемой после формирования сенсорных звуковых эталонов, являлось развитие способности определять направление и дистанцию источника звука.

Упражнение представляло собой комплекс движений, исполняемый по окружности, центром которой является источник звука. По мере усвоения упражнения, радиус окружности постепенно увеличивается, а местоположение звукового источника не указывается.

В завершении работы над слуховым восприятием воинами-десантниками осваивалась методика вслушивания и последовательной концентрации внимания на отдельных элементах общего шумового потока. Упражнение выполняется в состоянии максимальной концентрации внимания на одном из воспринимающихся звуков при глубоком мышечном расслаблении сначала в статическом положении, а затем в динамике движения. Поочередно внимание концентрируется последовательно на каждом из присутствующих звуков, при правильной концентрации появляется субъективное ощущение увеличения силы и повышения тона звука.

Затем производится распределение внимания на нескольких (5-7) звуках из общей звуковой гаммы. Контроль осуществляется методом последующего опроса о замеченных переменах, сознательно вводимых руководителем в ходе занятия. Постепенно упражнение усложняется: фоновые шумы начинают превышать уровень значимых звуков, включается сопутствующие действия.

Освоенные средства и способы слухового восприятия включаются в комплекс неординарных движений для одномоментного составления образа ситуации и в общий контекст профессиональной деятельности, дополняя зрительное восприятие.

Обоняние ориентируется на дифференциацию значимых признаков методом усвоения эталонов. Это естественные запахи, встречающиеся в природе: запахи растений, водоемов, некоторых минералов и т.д. Запахи, сопутствующие целевым объектам: ГСМ, пластмасс, металла, ВВ, резины, асфальта, бетона, сигарет, одеколона, пищи, отходов, гари и т.д.

Запахи усваиваются по указанным группам, последовательно переходя от трудных в усвоении запахов к простым, от слабых к сильным. Прежде чем приступить в тренировке обоняния на реальной местности воинами осваивались редко встречающиеся в повседневной жизни запахи (растений, открытых и закрытых водоемов, ВВ и т.д.).

Это происходило в специально отведённых местах, защищенных от ветра и посторонних запахов. Воин сосредотачивал свое внимание на ощущении конкретного запаха, который постепенно терял свою насыщенность, становился слабее. На границе потери ощущения воин осуществлял произвольные движения, позволяющие ему лучше улавливать запах, и вызывал образ предмета, являющегося его носителем. В дальнейшем количество источников запаха увеличивалось от 2-х до 4-х, и они располагались вокруг воина напротив друг друга на одинаковом расстоянии. Осуществляя выполнение динамического комплекса, воин поочерёдно приближался то к одному, то другому источнику запаха или выходил в положение их одинакового воздействия, что позволяло ему последовательно осуществлять концентрацию распределение внимания на осваиваемых запахах, сохраняя их дифференциацию (не допуская смешивания их в своем восприятии).

Параллельно с этим происходит и динамическое преобразование воображаемых объектов во внутреннем плане воина, что закрепляет новые ассоциации, позволяя быстро идентифицировать их в дальнейшем. Постепенно выполнение упражнений переносится на местность, где появляется возможность включать приобретаемые навыки в профессиональную деятельность.

Особое внимание обращается на выявление вводимых руководителем несоответствий в обычный набор запахов (например, запах спиртного на фоне комплекса запахов соответствующих болотистой местности).

Промежуточным итогом в развитии перцептивной сферы воина-десантника является освоение методики составления зрительного образа окружающего пространства по ощущениям различной модальности. Для этого воин принижет статическую позу и сосредотачивает свое внимание на зрительном восприятии окружающих его предметов. Детально всматриваясь в каждый из них, он составляет целостный портрет окружающей обстановки. Затем воин закрывает глаза и, удерживая созданный зрительный образ, начинает вслушаться в звуки, издаваемые каждым предметом в отдельности, сводя посменно их в единую картину и наделяя визуально воспринятые предметы новыми свойствами, упущенными при зрительном восприятии. Аналогично производится составление обонятельного образа и дальнейшая детализация интегрального образа окружающего. Последовательное сосредоточение на ощущениях различной модальности постепенно трансформируется в целостное, одновременное.

На этом этапе воинам предлагается практиковать методику визуального, слухового, обонятельного зондирования окружающего пространства при просыпании с задачей обнаружения тех или иных особенностей, изменений в поле восприятия.

Особое значение для обеспечения успешной деятельности воинов-десантников имеет развитие у них кинетических ощущений. Осуществление этой задачи уже было начато в процессе проработки комплексов инвариантных движений, освоения методики саморегуляции психического состояния, построения начального «Я-образа».

К началу освоения блока восприятия у воина-десантника уже имеется представление об образе соответствующем напряжению-расслаблению ведущих групп мышц, схеме и возможностях своего тела. В дальнейшем требуется и далее уточнять и закреплять сложившиеся индивидуальные образы этих ощущений. На основе достигнутого происходит более детальное знакомство с возможностями унифицированных базовых движений, соотносятся их возможности по параметрам точности, амплитуды, скорости, энергоемкости и т.д. Повторяя движения в условиях воспрещения зрительного контроля, с проверкой по названым параметрам, воин развивает способность правильной ориентации своих действий (дистанции и направления) относительно своего первоначального местоположения. Однако это является лишь предпосылкой реализации главной задачи – получения адекватного перцептивного образа изучаемого объекта или местности находящегося вне зоны возможных перемещений воина.

Как показывают исследования ряда психологов, перцептивный образ окружающего формируется благодаря строго определенному соотношению пространственно-временных параметров движения органов чувств. Для зрительного восприятия это движения глаза, а если объект велик, то головы и тела, слуховое и обонятельное восприятие обеспечивается теми же движениями, осязание осуществляется возвратно-поступательными движениями рук или других частей тела. Осознание нового неизвестного ранее образа Обязательно проходит через три основные фазы.

1. быстрые перцептивные движения большой амплитуды, с постоянным возвращением к исходной точке отсчета. На этой фазе происходит грубое ознакомление с объектом, определяются его границы, основные соотношения между элементами его структуры, его положение относительно реципиента и других объектов.

2. медленные перцептивные движения с малой амплитудой, происходящие вокруг «узловых» элементов объекта. На этой фазе происходит детализация образа объекта, сравнение его с ранее воспринимавшимися и закладывание новых сенсорных эталонов в память.

3. быстрые перцептивные движения, с большой амплитудой осуществляющие узнавание объекта по структурным эталонным единицам...

Построение адекватной картины окружающего на каждой из этих стадий возможно лишь при условии правильной оценки пространственно-временных характеристик этих движений, то есть их ритма. Следовательно, развитие чувства ритма движений в ходе осуществления перцептивной деятельности на местности и позволяет правильно оценивать окружающие пространство.

Достигается это выполнением комплексов движений под метроном и в составе группы, что не позволяет воинам выполнять движения с различной скоростью. Это позволяет сделать окружающее воина перцептивное пространство более или менее однородным, чем упростить его метрическую оценку. Воин-десантник, двигаясь с определенной постоянной скоростью или осуществляя сканирование объекта возвратно-поступательными движениями. Постепенно осваивает это, необычное на первый взгляд, средство перцептивной деятельности, при этом точность восприятия им абсолютных и относительных пространственных величин изучаемого объекта существенно повышается.

Проприоцептивные ощущения также несут воину информацию о функциональном состоянии организма, характеризующем его работоспособность. Субъективно это воспринимается как усталость, проявляющаяся индивидуально в различных формах (вялость, апатия, заторможенность, тяжесть в теле, закрепощенность, головная боль и т.д.). Для воина-десантника очень важно четко отслеживать актуальный уровень утомления, корректируя величину своего личностного фактора (для повышения уровня активизации смысловой сферы) в трехмерном пространстве ТС, с тем, чтобы адекватно программировать свою перспективную деятельность.

Ощущение утомления и его уровня очень индивидуально и зачастую неопытный воин не способен правильно оценивать свои возможности после получения физической или психической нагрузки. Особенно мешают в этом случае попытки усвоить чужие эталоны. В связи с этим работа по формированию индивидуального образа утомления строилась методом сравнения, ощущения, напряжения-расслабления основных групп мышц после получения ими определенной нагрузки.

Психическая нагрузка тоже отражается в мышечном напряжении, в определенных зонах отличающихся по локализации у различных военнослужащих (в основном это шейно-воротниковая зона, плечевой пояс, поясничная область). После выполнения упражнений, требующих различных энергетических затрат, воин сосредотачивает внимание на осознании различия в этих ощущениях и запоминает их. Далее воин самостоятельно выполняет специальные контрольные упражнения, по результатам которых можно судить о мере утомления.

Запоминая данные соотношения на разных уровнях нагрузки, воин дополняет знания о «Я-образе», что повышает его возможности по оценке вероятности успешности того или иного реализуемого им действия в боевой обстановке.

Третий блок методик посвящен развитию мышления. Профессиональная деятельность воинов-десантников носит практический характер и всегда конкретна. Для обеспечения ее успешности требуется обработка большого количества информации и принятия самостоятельного решения в короткий промежуток времени. Развитое мышление является основной составляющей интегрального психического качества, позволяющего преодолевать типичные затруднения в боевой деятельности, обозначенного нами как многовариантность программирования действий.

Опираясь на исследования мышления, проведенные рядом отечественных и зарубежных психологов можно утверждать, что оно должно носить комплексный характер и опираться на образное представление информации. Мышление оперирует данными, получаемыми воином посредством восприятия, хранящимися в памяти, – и продуцируемыми воображением. В процессе освоения предыдущих блоков программы мы добивались профессионализации восприятия, начали формирование необходимого для боевой деятельности банка Данных, хранящегося в памяти. Выполняя специальные упражнения по формированию специфических двигательных навыков, перцептивной деятельности, воин-десантник погружается в разнообразную профессионально значимую информацию. Обрабатывая эту информацию, включая ее во все более широкий контекст, деятельности по боевой подготовке, воин успешнее осваивает предлагаемые ему новые психологические средства.

Такой подход требует интенсивной контрольной деятельности сознания каждого воина. А значит, параллельно развиваются профессиональные качества внимания, обеспечивающие контрольную функцию, направляя всю жизнедеятельность воина-десантника в определенное русло, порождая и закрепляя профессиональные личностные смыслы.

Осваивая предыдущее упражнения ИПФТ, воин постоянно ориентировался на образное представление используемой информации, движений, внутренних ощущений. Это явилось начальной фазой развития мышления в образах, так как любая человеческая деятельность включает элемент мышления. Ильенков Э.В. приводит принадлежащее Гегелю изречение «Все совершаемое человеком есть мышление, ибо является разумной деятельностью, содержащей идею». В процессе тренинга на ранних этапах, образы все больше и больше входили в процесс обработки получаемой информации и тем самым подготавливали возможность перехода к данному блоку программы.

Программа тренинга этого блока предполагает дальнейшее совершенствование способности воинов по наглядно-образному представлению больших объемов информации и использованию ее в целях многовариантного Программирования действий в TC. В целом процесс прохождения блоков методик в аспекте развития образного мышления можно отразить так:

1. на первом этапе формируются инвариантные формы профессиональных движений и соответствующие чувственные образы, обеспечивающие необходимый уровень двигательного компонента качества ловкости и работоспособности воина.

2. затем, в процессе развития профессионального восприятия, осуществляется формирование образов внешней обстановки на фоне практических действий по выполнению учебной задачи в конкретных (различных по сложности) условиях обстановки. При этом основная нагрузка ложится на наглядно-действенное мышление воина-десантника, как начальную форму освоения нового, не встречавшегося ранее вида деятельности.

3. следующей задачей, решаемой в процессе тренинга, является развитие наглядно-образного профессионально-ориентированного мышления.

Основой этого вида мышления является способность воина формировать, сохранять и трансформировать наглядные образы информации, получаемые посредством: перцептивных действий в ходе боя; воспроизведения нужной информации из прошлого опыта; сведений поступающих от командования, независимо от вербальной или наглядной формы их представления.

«Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление практически неразличимо с воображением[48]«. Следовательно, развитие воображения можно считать исходной точкой освоения всего третьего блока методик, и по сути дела явится его основой.

Итак, первый элемент наглядно-образного мышления – образы, сформированные воином в процессе его предыдущей подготовки и постоянно пополняющиеся в процессе профессиональной деятельности; второй, способность на их основе создавать новые, ранее не воспринимавшиеся, но присутствующие в реальной боевой обстановке, посредством анализа и синтеза свойственного процессу воображения (агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация); третий, осуществление трансформаций образов и манипуляций ими в соответствии с профессиональными нормами и правилами, выведенными из обобщения вероятностей наступления благоприятного или неблагоприятного исхода в процессе боевой деятельности.

Третий элемент по существу представляет собой словесно-логический вид мышления, предполагающий наличие в сфере значений сознания воина понятий, суждений, умозаключений, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Он призван ограничить количество вариантов вероятных программ действий воина в ТС эмпирически сложившимися нормами боевой деятельности.

Конкретные упражнения по развитию воображения предполагают концентрацию внимания на изменениях образа определенной последовательности действий. В данном случае особенность заключается в том, что необходимо соединить образ внешней и внутренней картины движения и действия (его целевой установке) в целом. По сути дела, речь идет о соединении «Я-о6раза», складывающегося из внутренних ощущений, с образом условий деятельности, получаемом посредством специфически организованной перцептивной деятельности, и с образом вероятностного результата практических действий, являющимся продуктом мышления. Так формируется целостный образ конкретной деятельности, то есть образ ситуации в единстве трех ее основных компонентов.

Задачей данного блока и явится формирование третьего «субъективного» компонента образа ситуации, обеспечивая тем самым все условия для адекватного отражения ситуации и планирования действий в ней. Возможность этого предопределена упражнениями по формированию ярких образов внутренней и отдельно внешней (предметной) картины действий и навыками концентрации и распределения внимания.

При освоении этого упражнения воин стремится свести комплекс внутренних и внешних ощущений в целостный образ действия по достижению конкретной цели. Воображение позволяет дополнить недостающие элементы образа или усилить недостаточно устойчивые и яркие, но значимые для выполнения определенной задачи. Постепенно появляется осознание единства субъекта и объекта действия. Это говорит о том, что воин приобрел способность адекватно соотносить пространственно-временные характеристики своих движений и предмета деятельности. Появляется способность предвидеть перспективную динамику развития ситуаций различной сложности и все активнее влиять на их ход и результат. С целью постепенного развития этого качества используются различные упражнения возрастающей сложности. Например, прыжок через ров с качающегося бревна, избегание столкновения с раскачивающимися на пути перемещения предметами, запрыгивание на препятствие с грунта различной плотности, ускоренное перемещение по трассе, оборудованной активными ловушками и препятствиями, отработка элементов рукопашного боя сначала с пассивным противником, а затем и с активным (прилипание к противнику, опережение противника, уподобление противнику).

Важно чтобы задания как можно реже повторялись в деталях и выполнялись воином не просто механически, а на основе удержания яркого образа единства с предметом действия в процессе достижения своей цели.

Постепенно, по мере усвоения этого психологического средства, упражнения усложняются от простого учета свойств предмета и соответствующей коррекции своих действий, до управления ситуацией на основе опережающего отражения изменений предмета действия.

Построение и манипулирование образами памяти составляет следующий комплекс упражнений. Он представляет собой актуализацию определенной последовательности наглядных образов предметов и действий с ними, из выполняемых в предыдущем комплексе упражнений. Первоначально воин-десантник усваивает основные закономерности и вырабатывает индивидуальный алгоритм воспроизведения и управления образами памяти.

Для этого берется красочное изображение фигуры, содержащей основные Талоны цвета и формы, и формируется ее наглядный образ, затем производится последовательная детализация элементов данного образа и накопи трансформация элементов и образа в целом по указанию руководителя. В дальнейшем подобным образом прорабатывается тот или иной эпизод боевой подготовки.

Многовариантное программирование деятельности начинается с образного воспроизведения в памяти сюжета определенной ситуации и произвольное его развитие по 3-5 вариантам с целостным отражением» в нем задач, условий и действий субъекта. Однако, имея навыки образного мышления, и успешно справляясь с приведенными выше упражнениями, воин, приступая к практической деятельности на местности, допускает просчеты и срывы, возможность которых четко сознает теоретически. Наличие реальной ситуации, ответственности, а ее выполнение задачи наряду с другими эмоциогенными влияниями, отрицательно сказывается на возможностях практического использования развитых качеств биодинамической и чувственной тканей. Связующим звеном тренинга и практической деятельности выступает Введение психотехники переживания своих действий в общей картине конкретного эпизода и поддержание заданного эмоционального фона, на основе получения навыка вхождения в оптимальное боевое состояние. Вхождение в БС осуществляется с использованием методики аутопогружения и воспроизведения по памяти основных наглядных образов, характеризующих состояние биодинамической и чувственной ткани в моменты наибольшего подъема.

Для определения этого состояния существенно наличие у воина опыта переживания перечисленных в первой главе специфических факторов ТС. Воздействие каждого из факторов на конкретного воина неоднозначно, а, следовательно, определение уровня оптимальной стеничности ФТС и их зависимость от индивидуальных особенностей воинов представляет собой чрезвычайно объемную задачу, могущую выступить предметом отдельного исследования.

В нашем исследовании мы шли по пути выявления наиболее эмоциогенного фактора и определения зоны стеничности порождаемых им эмоций. Оказалось, что в большинстве случаев это опасность и внезапность, а эмоции, страх и гнев. Субъективные отчеты воинов-десантников проходивших тренинг свидетельствуют о том, что без наличия такого эмоционального фона, образное представление ситуации не создает эффекта причастности к ней, интерес пропадает, а образ тускнеет и распадается. Насильственная же работа с образом не представляется возможной.

Первоначально выполнение упражнения может сопровождаться рассказом о возникающих образах и их ассоциациях, это позволяет четче их оформить и предотвратить возможное соскальзывание процесса наглядно-образного мышления на несоответствующие профессиональной специфике темы. В дальнейшем это не обязательно. За правило берется детальное обсуждение воображаемых сюжетов в группе, с целью получения обратной связи, сравнения и выбора наиболее удачных вариантов. Кроме того, руководителем обращается внимание на соотношение детализации и точности описаний различных объектов (участие-неучастие каких-либо сенсорных модальностей или эталонов) или действий в отчетах конкретных воинов.

Эти данные являются материалом для корректировки программы ипфт. В процессе исследования имели место случаи возвращения к некоторым упражнениям предыдущих блоков, так как только на данном этапе проявились недостатки в их освоении.

Заключительным этапом прохождения этого блока методик является организация профессионально ориентированных игр «местность-класс-местность- класс». Определенный участок местности оборудовался в соответствии со сценарием, составленном на основании одной из типичных ситуаций (местные предметы, целевой объект, элементы охраны и обороны в соответствии с тактикой противника). Воины-десантники, играющие за «свои войска» получают возможность изучить местность и объект, не выходя из зоны безопасного, скрытного наблюдения, за ограниченное количество времени.

Затем действие переносится в учебный класс, где осуществляется представление программ действий, направленных на выполнение различных, определяемых только сейчас задач. Одна из выдвинутых программ детально фиксируется, и воину предлагается реально осуществить свой план на местности. Особое внимание обращается на: упущенные детали в ходе предварительной 'перцептивной деятельности; ошибки в образном «достраивании» картины недоступной для наблюдения; ошибки в антиципации возможных действий противника; отклонения от зафиксированного варианта плана без существенных оснований; ошибочное или неправильное использование инвариантных действий при реализации удачного плана.

После этого осуществляется обсуждение (разбор) и более глубокая |проработка представленного плана и его реализации.

Четвертый этап тренинга направлен на комплексное использование развитых дифференциальных и интегральных качеств в процессе боевой подготовки и профессиональной деятельности воинов-десантников. Происходит дальнейшая индивидуальная детализация психофизического образа ОБО на основе пополнения опыта профессиональной деятельности, совершенствования приобретенных в процессе тренинга психологических и физических качеств. Поощряется импровизация и разумный риск при выполнении тех или иных комплексных заданий, если они объективно соответствуют уровню подготовки воина.

Базовым качеством, опирающимся на все другие, становится многовариантное вероятностное программирование деятельности в конкретной ситуации. Конкретные упражнения уже требуют от воина способности предвидеть возможные решения его товарищей по группе; противника, представляющего определенное государство (на основании изучения уставов и практики боевого применения). На данном этапе воин приобретает привычку воспринимать и оценивать все происходящие вокруг события с профессиональной точки зрения, что позволяет говорить о профессионализации не только бытийного, но и рефлексивного слоя сознания. Особое внимание уделяется сокращению временных рамок вхождения в ОБС, длительности его стабильного удержания без риска перенапряжения и перерасхода энергетических ресурсов воина-десантника. Продолжительность и направленность этого блока методик в большей степени зависит от конкретного предназначения того или иного подразделениями и осуществляется методом моделирования тех или иных ФТС при выполнении комплексных учебных задач.


Психологическая подготовка боевых действий войск *

 


Караяни А.Г.

 

 

В соответствии с предлагаемым в данной работе пониманием объекта психологического обеспечения (система «военнослужащий-среда») целесообразно вести речь не о психологической подготовке личного состава к боевым действиям, а о психологической подготовке боевых действий войск в локальных военных конфликтах.

При таком подходе под технологией психологической подготовки войск к боевым действиям понимается совокупность разворачиваемых по определенному алгоритму способов и средств психологического воздействия на военнослужащих, социальную и эргономическую среду в интересах формирования целевого психологического ресурса, позволяющего эффективно решать поставленные им боевые задачи.

Целью такой подготовки является перевод ЦПР[49] военнослужащих из некого исходного состояния в состояние, необходимое для активных и успешных действий в конкретных боевых, социально-политических, эргономических условиях. Ее задачи направляются на решение тех психологических проблем, которые вытекают из психологической специфики локального военного конфликта[50].

Анализ таких проблем, предпринятый во второй главе монографии, позволяет сформулировать основные задачи подготовки боевых действий войск. Их решение осуществляется на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях и предполагает воздействие как на военнослужащих, так и на окружающую их социальную и эргономическую среду..

На стратегическом уровне формирование благоприятной социальной и эргономической среды для ведения боевых действий войск предполагает решение следующих задач.

1. Организация работы специально созданного совета практических военных психологов в целях предварительной экспертизы психологических условий предстоящих боевых действий, прогнозирования наиболее вероятных схем их развития, изучения реального состояния целевого психологического ресурса потенциальных участников боевых действий обеих сторон, выработки научно обоснованных рекомендаций органам государственного и военного управления по психологическим вопросам боевого применения войск, разработки адекватных психотехнологий подготовки личного состава к боевым действиям в конкретных психологических обстоятельствах локального военного конфликта[51].

2. Осуществление информационно-психологических акций, направленных на сплочение общества вокруг национальных интересов, представленных в политических целях военного конфликта, повышение социального статуса воинов, участвующих в боевых действиях, снижение (подрыв) психологических возможностей противника по ведению вооруженного противоборства и осуществлению психологических операций против наших войск и населения страны, формирование лояльного отношения населения региона предполагаемых военных событий.

3. Развертывание системы психологической помощи военнослужащим и психологической реадаптации участников боевых действий с учетом прогнозируемых объемов психотравматизации личного состава.

Психологическая подготовка военнослужащих к боевым действиям, как известно, должна иметь место задолго до их начала и составлять элемент повседневной боевой жизни и учебы войск. Нам представляется вполне обоснованным имеющее место выделение в целостном технологическом процессе психологической подготовки ее видов: общей, специальной и целевой. При этом целесообразно относить общую и специальную подготовку к стратегическому, а целевую – к тактическому уровню психологического обеспечения боевых действий войск.

Общая психологическая подготовка имеет целью формирование мировоззрения, образа жизни и мышления военнослужащего как бойца, его фундаментальных представлений о локальных военных конфликтах и современном бое, систему психологических установок, мотивов и личностных смыслов относительно возможного участия в них, волевых качеств и навыков регуляции собственных эмоционально-волевых состояний и др. Важнейшее значение здесь имеет развитие у личного состава такого “Я-образа”, который основывался бы на уверенности в собственных возможностях, побуждал к профессиональному совершенствованию, служил основой высокого морального духа.

Естественно, основа для этого создается, прежде всего, самим укладом жизни государства, реальным положением и социальным статусом военнослужащих, отношением общества к идее защиты национальных интересов. Исторический опыт учит, что если эта идея приоритетна, то социальный статус воинов в обществе высок, их самооценка близка к реальной, и, следовательно, моральный дух, волевой настрой в полной мере соответствуют требованиям современного боя. И наоборот, недооценка значимости оборонных интересов государства, формирует в конечном счете сомневающихся, нерешительных, пассивных, психологически не готовых к активным боевым действиям солдат и офицеров. Последнее нередко отмечается в локальных военных конфликтах.

Формированию и развитию профессиональной когнитивной картины мира, профессиональной идентичности военнослужащих способствуют правильно организованная система воспитательной работы с личным составом, наличие в воинских подразделениях и частях боевых традиций, воинских ритуалов, внутригрупповых ценностей и др.

Важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование у военнослужащих боеустойчивой (адаптированной к психотравмирующим факторам современного боя) психики. Это достигается посредством применения таких технологических способов подготовки, как психологическое просвещение, психоакцентированное обучение, участие войск в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, овладение личным составом приемами управления своими психическими функциями, оказания экстренной психологической поддержки сослуживцам, и др.

Психологическое просвещение представляет собой систематическое и организованное распространение среди военнослужащих психологической информации с целью формирования у них понимания закономерностей функционирования человеческой психики и поведения людей в экстремальных условиях боевой обстановки, знания путей и способов управления возможностями собственной психики и оказания психологической помощи сослуживцам. Другими словами, его целью является формирование когнитивной составляющей ЦПР.

Практика показывает, что, зачастую, простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными событиями. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей по принципу «предупрежден – защищен».

На этот факт еще в начале нашего века указывал известный военный психолог Г.Е. Шумков. Он считал, что превентивное ознакомление воинов с реальными событиями в бою - в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний - есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно и рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха.

Вряд ли можно считать оправданным и гуманным тот факт, что при вводе наших войск для участия в боевых действиях в Афганистане и Чечне, многие военнослужащие не только представляли себе возможный характер развития событий, но, по существу, были дезинформированы относительно целей и форм предстоящей деятельности.

Так, например, вводимые в Афганистан военнослужащие 5 гв. мсд до последнего дня убеждались в том, советские войска призваны оказать военную помощь правительству Амина в защите государства от внешней агрессии. Лекторы политуправления ТуркВО провозглашали лозунги: «поможем афганской революции и Амину». Когда же поступила информация об обстоятельствах гибели афганского лидера, у многих наших офицеров отмечалось недоумение и разочарование.

Другой пример, широкую гласность получили факты, когда порой целым воинским подразделениям и частям, направляемым в Чечню, предварительно сообщалось, что они перемещаются во внутренние округа

В этой связи А.И. Китов отмечает, что острая необходимость действовать и отсутствие нужной информации «делают человека неразборчивым в оценке источников информации», … «длительный дефицит информации вызывает информационный голод, при котором люди, образно говоря, заглатывают чудовищные небылицы»[52].

Боевая практика показывает, что психологическое просвещение – это не та деятельность, которая может осуществляться, а может и нет. Оно – непременное условие и важнейший элемент психологической подготовки личного состава.

Определенный опыт такой работы приобретен командирами и воспитательными органами нашей армии в ходе боевых действий в Чечне. В войска были направлены разработанные учеными Военного университета рекомендации о методах экспресс-оценки психических состояний военнослужащих и оказания им экстренной психологической помощи, приемах психической саморегуляции, путях социально-психологической реадаптации участников боевых событий и другие.

Психологическая информация может доводиться в устной (лекции, доклады, беседы, выступления участников и очевидцев событий), в печатной (памятки, листовки, боевые листки, военная печать) формах, путем просмотра и обсуждения кинофильмов и других формах.

Эффективность психологического просвещения повышается в том случае, если распространяемая информация конкретизирована в связи со спецификой предстоящей деятельности, отвечает уровню подготовки военнослужащих и их настроениям, не запугивает людей, а дает ключ к пониманию происходящего. Естественно, ознакомление военнослужащих с такого рода информацией само по себе не гарантирует надежную защиту их психики от травмирующего воздействия опасности, внезапности и других факторов боя. Однако, это позволяет предупредить превращение самого восприятия внутренних ощущений и переживаний, как уникальных, в дополнительный источник психотравматизации.

Изучение боевой практики наших войск и зарубежных армий показывает, что действенной формой психологического просвещения воинов является «показ поля боя». Перефразируя слова известного американского специалиста по боевой подготовке Р. Ригга можно сказать, что лучшим памятником россиянам, погибшим за свободу и государственные интересы своей Родины явилось бы учебное поле, приближенное к боевой действительности.

Учебные поля с выкошенной травой, расчищенными тропинками, с свежевыкрашенными мишенями неадекватных размеров, полосатыми столбиками у дороги и т.п. формируют искаженное представление у воинов о настоящем поле сражения. По мнению специалистов боевой подготовки эти поля должны быть самыми жуткими и неприятными местами. Необходимо, чтобы созданная на них обстановка вызывала не просто отвращение, тошнотворный рефлекс, но и, по возможности, - ужас. Например, в Сибирском военном округе для этого используются не только имитационные средства, но и магнитофонные записи криков и стонов раненых, муляжи с кровью и внутренностями (последние доставляют из подсобных хозяйств воинских частей). Первое время в ходе занятий на таких полях психически неустойчивые солдаты теряли сознание. Но, окунувшись в «грязь полигонной войны», они более уверенно и эффективно действовали в Чечне.

Таким образом, систематическое психологическое просвещение военнослужащих является эффективным способом их психологической подготовки к бою.

Психоакцентированное обучение как технологический способ психологи- ческой подготовки предполагает моделирование в процессе занятий по различным предметам боевой подготовки, в ходе учений и тренировок таких факторов, которые по своим психологическим характеристикам аналогичны психологическим факторам современного боя.

Иными словами, в основе этого способа лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственных реальной боевой обстановке и многократная тренировка личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях. Его целью является формирование адекватного перцептивного и операционального элементов образа боя.

К основным отрицательным психологическим факторам боевых действий принято относить опасность, напряженность, дефицит информации и времени (внезапность, новизна обстановки, информационная перегрузка, увеличение темпа деятельности и т.п.), высокая ответственность, утрата боевых товарищей, необходимость уничтожения противника и другие.

Практика показывает, что перечисленные факторы должны моделироваться в процессе боевой учебы в комплексе, создавая многомерную, полимодальную (воздействующую на все органы чувств), реалистическую картину современного боя. Такое моделирование не должно являться самоцелью. Главное состоит в том, чтобы приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, формировать у них комплекс таких волевых качеств, как решительность, стойкость, самообладание, мужество.

Изучение литературы и практики организации психологической подготовки войск позволяет выделить основные способы имитации угнетающих психику факторов.

К способам моделирования фактора опасности в процессе боевой подготовки к участию в локальном военном конфликте относятся:

- создание реалистичной, многомерной, полимодальной картины современного боя или отдельных его фрагментов во время занятий и учений;

- метание боевых гранат, в том числе, в атаке, на ходу; проведение стрельб штатным снарядом и занятий по огневой подготовке в ночных условиях;

- обкатка танками и передвижение на танках по десантному; десантирование и спешивание с боевых машин и транспортных средств на ходу;

- установка и разминирование минно-взрывных заграждений с боевыми взрывателями;

- преодоление сложных препятствий с непосредственной опасностью для жизни, при строгом соблюдении мер безопасности;

- занятия видами спорта, формирующими агрессивность, решительность, смелость.

Создание психической и физической напряженности достигается:

- проведением занятий и тренировок в выполнении функциональных обязанностей в сложных природно-географических и погодно-климатических условиях региона предстоящих действий (низких и высоких температур воздуха, пониженного содержания в нем кислорода, интенсивных осадков, пурги и т.д.), в усложненной эргономической обстановке (интенсивный шум, вибрация конструкций, слабая освещенность, мелькание света, резкие, неприятные запахи, длительное действие без отдыха в средствах защиты);

- имитацией активных и нестандартных действий противника (диверсии, засады, налеты, массированное использование снайперов и др.), противодействия местного населения;

- управлением информацией, необходимой для принятия решений и ведения;

- объявлением больших “потерь” в личном составе, отказов в технике и оружии; выполнением поставленных задач сокращенными силами;

- длительными задержками подразделений на месте, ожиданием, неожиданными командами на передвижение и др.

В указанных и других литературных источниках дается описание средств моделирования угнетающих психику факторов современного боя. К ним относятся:

а) комплексные системы имитации обстановки боя: компьютерные тренажеры управления боевыми действиями подразделений; лазерные имитаторы стрельбы; компьютерные тренажеры для боевых специалистов с использованием эффектов виртуальной реальности и т.п.;

б) средства имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрывчатые вещества, имитационные мины, фугасы, гранаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые выстрелы и патроны, источники сильного света, средства звуковещания с фонотеками звуковой картины боя, имитационные минные поля и т.п.);

в) средства имитации результатов применения оружия и боеприпасов (разрушенные объекты, участки дорог и мосты, макеты поврежденной техники, муляжи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженых, паникеров и других);

г) средства, применяемые в реальном бою (проволочные заграждения и малозаметные препятствия, противотанковые рвы и ловушки, баррикады, колейные мосты и т.д.).

Итак, в процессе боевой учебы военнослужащий должен познать и, по возможности, ощутить весь спектр воздействий, характерных для боевой обстановки, на его организм и психику (зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных), научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Моделирование основных психологических факторов современного боя в процессе боевой учебы[53] позволяет в определенной степени психологически закалить военнослужащих, увеличить их психологический ресурс, необходимый для преодоления психотравмирующих обстоятельств экстремальной обстановки.

Изучение показывает, что в связи с передачей всей системы психологической подготовки органам боевой подготовки войск, все ее многообразие, к сожалению, сведено сегодня именно к этому способу – проведению занятий по боевой подготовке с обозначением угнетающих психику факторов.

Важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование у личного состава воинских подразделений и частей навыков управления собственными психическими состояниями. При этом, речь не идет об овладении ими сложными комплексными психотехниками. Задача состоит в том, чтобы обучить их простейшим приемам психофизической саморегуляции, основанным на использовании различных типов дыхания, изменения тонуса скелетной мускулатуры, воздействия на биологические активные точки тела, самоубеждения, самовнушения, рефлекторного закрепления эмоциональных состояний, психотропных свойств лечебных трав и продуктов питания и др.

Специальная психологическая подготовка направляется на формирование и развитие у военнослужащих психических функций, необходимых для эффективного выполнения ими специфических задач, определяемых особенностями их боевой специальности. Так, например, воин-разведчик должен обладать развитыми наблюдательностью, памятью, находчивостью, способностью обнаруживать замаскированные объекты противника, быстро осуществлять темновую адаптацию глаз и др. Оператору ПВО особо важно иметь такие качества, как большой объем внимания, способность к его сосредоточению и распределению, развитое образное мышление и др. Оператору ПТРК и гранатометчику необходимо быстро вычислять в уме абсолютные и относительные скорости движения объектов противника, обладать развитой координацией движений и т.д. Главной задачей специальной психологической подготовки как раз и является развитие таких качеств. Конечно, в первую очередь речь здесь идет о воинах ведущих боевых специальностей, чья деятельность во многом определяет успех боевых действий подразделений и частей.

Для этого применяются психотехнические упражнения и игры, психотренинги, комплексные психотехники.

На оперативном уровне психологическая подготовка войск имеет выраженную социально-психологическую и эргономическую направленность и предполагает решения следующих задач.

1. Осуществление постепенного, планомерного включения в боевые действия вновь прибывающих частей, подразделений и отдельных военнослужащих, с учетом их боевой подготовки к решению задач в условиях конкретного военного конфликта и боевого слаживания.

Выше отмечалось, что не достигшие уровня боевой сработанности и сплоченности экипажи танков и боевых машин по существу представляют собой на поле боя тренировочные мишени для противника. Учитывая этот факт американское военное командование в зоне Персидского залива было вынуждено продлить срок боевого сколачивания войск. Было заявлено, что требуемый уровень боеготовности частей национальной гвардии для участи в боевых действиях может быть достигнут только через 90-120 суток. Пример другого подхода дают нам события в Чечне. Туда из частей Московского, Ленинградского, Приволжского, Уральского военных округов в район боевых действий прибывали сборные команды военнослужащих. Порой воинские подразделения комплектовались личным составам из 5-10 воинских частей. Отдельные члены экипажей попросту не имели времени не только на сколачивание, но и на знакомство. Вести речь о психологической готовности войск к боевым действиям в данном случае было бы неправомерно. Следовательно, без этапа сплочения и боевого слаживания экипажи и расчеты к боевым действиям привлекаться не могут.

2. При подготовке войск к боевым действиям необходимо учитывать и психоэргономические ее аспекты. Известно, например, что даже частичная перестройка естественных временных биологических ритмов функционирования человеческого организма требует 12-14 дней. В этот период адаптации заметно снижаются психологические возможности людей. Так, внимание может ухудшаться на 23%, память и сообразительность – на 15%. Это значит, что личный состав, переброшенный в район боевых действий из пунктов дислокации, находящихся на расстоянии в несколько часовых поясов, дезадаптирван. Его психофизиологические показатели снижены на 15-23%. Поэтому важнейшей задачей психологической подготовки является быстрая психологическая и психофизиологическая адаптация прибывающих в зону боевых действий военнослужащих.

На тактическом уровне осуществляется целевая психологическая подготовка личного состава к боевым действиям. Являясь неотъемлемым элементом психологического обеспечения, она предполагает актуализацию и мобилизацию психологического ресурса военнослужащих, создание стенических социально-психологических условий необходимых для решения конкретных боевых задач.

Изучение боевого опыта частей Сухопутных войск в Афганистане и Чечне показывает, что для достижения этой цели используются различные группы методов (см. табл. 1).

Таблица 1.

Группы методов целевой психологической подготовки военнослужащих

Название группы методов Методы целевой психологической подготовки
    Когнитивные Психологическое просвещение; Макетирование поля предстоящего боя; Моделирование (имитация) действий противника в реальных пространственно-временных параметрах с последующим групповым обсуждением их сильных и слабых сторон; Моделирование боевых событий с использованием тренажеров и компьютерных систем
  Перцептивные Психотехники адаптации органов чувств к условиям предстоящих действий (например, темновая адаптация, снижение порогов слуховой чувствительности) и др.
  Аффективные Психотехники группового эмоционального заражения и мотивации (мобилизующие митинги; собрания-обещания; призывы; обращения; встречи с жертвами насилия противника и др.); Самоубеждение и самовнушение; Методика словесно-образного эмоционально-волевого управления состояниями; Аутотренинг; Активная и пассивная мышечная релаксация; Экспресс-методики психической саморегуляции (136); Сенсибилизация и десенсибилизация
  Операциональные Идеомоторная тренировка; Тренажерные методики; Тактико-специальные занятия с имитаций действий конкретного противника и психологических факторов боя
    Комплексные Гетеротренинг; Ситуативно-образная психорегулирующая тренировка; Социальное моделирование (моделирование инцидентов с местным населением); Гипноз; Трансовые методики; Применение фармакологических препаратов (психостимуляторов, актопротекторов, ноотропов, транквилизаторов и др.); Психологические операции, поддерживающие боевые действия; Расстановка личного состава с учетом: а) психологической совместимости, б) боевого опыта, в) динамики переживания страха; Расстановка боевого актива[54]

Из таблицы видно, что целевая психологическая подготовка рассматривается как сложная, многоплановая и многоуровневая деятельность командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинских работ- ников и самих военнослужащих, направленная на всестороннюю подготовку психики последних к активным, эффективным боевым действиям, предупреждение их психотравматизации.

Еще в начале 20-го века Г.Е. Шумков подчеркивал, что если мы действительно стремимся к успеху в войне и желаем победы русскому оружию в будущем, необходимо исследовать все имеющиеся возможности для повышения боеспособности воинов. В связи с этим он посвятил немало времени изучению влияния алкоголя на поведение солдат на поле боя (356). И хотя, в данном случае, результат был получен отрицательный, мы имеем пример подхода ученого и военного специалиста к проблеме психологической подготовки войск.

Именно такой подход, основанный на поиске, апробации и применении самых различных способов расширения психологических возможностей воинов, участвующих в боевых действиях, представляется оправданным и перспективным.

Центральной задачей целевой психологической подготовки является максимальная детализация динамического когнитивного образа предстоящих боевых действий. Опыт боевых действий наших войск в Афганистане и Чечне показывает, что личный состав эффективно действует там, где командиры терпеливо и настойчиво разъясняют людям что, как, когда, в какой последовательности, во взаимодействии с кем и где сделать. Учитывая, что перед боем сознание военнослужащих существенно сужено и «загружено» мыслями о себе, необходимо делать это четко, требовать от подчиненных многократного словесного повторения боевой задачи[55]. Не случайно, некоторые командиры подразделений широко используют для этого импровизированные макеты предстоящего поля боя (городских кварталов, участков местности), проводят рекогносцировки на местности с воинами ведущих боевых специальностей. Положительный эффект здесь может дать предложенный С.И. Дудиным метод ситуативно-образной психорегулирующей тренировки.

При организации психологической подготовки должны быть обязательно учтены психологические особенности локального военного конфликта. Это в первую очередь относится к работе по формированию эмоционально-мотивационного компонента ЦПР. Имея в виду возможные затруднения с использованием общественных ценностей и эмоционально окрашенных общегосударственных идей в качестве широких социальных мотивов боевой активности военнослужащих, необходимо энергичнее использовать мотивы воинского долга, профессионализма, коллективизма (внутригрупповые ценности, традиции, нормы, самооценки, санкции, отношения и др.), боевого азарта, состязания с противником, личной мести и др.

Хотя между мотивацией и настроением человека существуют множественные связи и взаимопереходы, формирование стенического психологическое настроя военнослужащих необходимо выделять в отдельную задачу их психологической подготовки. Эмоциональный настрой это не только источник психической энергии и психологический механизм втягивания людей в сложную деятельность, это, в первую очередь, условие качества и действий. Доказано, что благоприятное состояние повышает эффективность действий приблизительно на 20%, мышечную силу – до 90%, чувствительность зрения и слуха – на 35-65%, позволяет в 5-10 раз умень- шить число ошибок у воинов некоторых боевых специальностей.

Специфика локального военного конфликта должна быть принята во внимание командирами, штабами, органами воспитательной работы и при работе с социально-психологическим компонентом ЦПР военнослужащих. Недооценка этой составляющей психологического ресурса чревата роковыми последствиями.

Например, на первом этапе боевых действий в Чечне были случаи, когда выдвигающиеся для выполнения боевых задач подразделения и части федеральных войск останавливались, надолго задерживались, а порой и разоружались гражданским населением. В других случаях гражданские лица использовались в качестве живого щита для боевиков. В-третьих, они выполняли функции разведки и управления огнем и т.д. Военнослужащие просто не знали, что им делать в таких ситуациях. Между тем, во всех армиях мира, принимающих участие в миротворческих и других специальных операциях этот аспект их деятельности отрабатывается в первую очередь. Опыт психологической подготовки к действиям личного состава в обстановке агрессивного отношения местного населения накоплен в войсках МВД РФ, в ОМОН и др.

Таким образом, психологическая подготовка военнослужащих к боевым к боевым действиям в локальных военных конфликтах представляет собой технологию приведения всех составляющих их целевого психологического ресурса в такое качественное состояние, которое позволяет им эффективно действовать на поле боя, сохранять боеспособность и психическое здоровье под воздействием психотравмирующих факторов боевой обстановки в условиях конкретного локального военного конфликта.


Совершенствование системы психологического обеспечения безопасности службы на подводных лодках ВМФ России *


А.Н. Костров

Дата: 2019-04-23, просмотров: 295.