Роль психических состояний личного состава
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

в длительных плаваниях *

Г.А. Броневицкий * *

Влияние психических состояний моряков на выполнение экипажем корабля боевых задач в длительно плавании

Психические состояния проявляются в конкретном поведении человека, результат его работы, во взаимоотношении с другими людьми, в установках, взглядах, мнениях. В зависимости от условий деятельности их влияние может быть различным. В одном случае оно будет характеризоваться стремлением к успеху, творчеством, духом соревнования, в другом – равнодушием к делу, формальным исполнением своих обязанностей, безразличием. Психическое состояние высокой активности, подъема, бодрости и оптимизма помогает преодолевать трудности, способствует мобилизации творческих сил, развитию инициативы. Отмечая эту закономерность, А.С. Макаренко «Творческий труд возможен лишь тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта». Но если деятельность человека стала основной формой проявления его личности, то ее результаты во многом будут зависеть от устойчивых психических состояний, а не от временного порыва или эмоционального срыва, хотя, конечно же, и эти ситуационные явления нельзя не учитывать.

Влияние психических состояний зависит также от складывающейся обстановки. Одно дело, когда человек находится в обычных жизненных условиях, другое – когда длительное время действует в экстремальной обстановке. Однако эту зависимость понимать прямолинейно по принципу «стимул – реакция». Она проявляется опосредованно многочисленными индивидуальными и социально-психологическими рами. Вместе с тем при прочих равных условиях в сложной и опасной для жизни обстановке значение психических состояний и их влияние на конкретные действия и поступки людей значительно возрастает. Причем если у воина сформированы устойчивые положительные психические состояния, то, в конечном счете, они стимулировать волевые усилия для преодоления возникающих трудностей. Наоборот, отрицательные состояния (тревога, неуверенность, апатия и т.п.) оказывают негативное воздействие на волевые усилия человека. «В экстремальных условиях волевые усилия, необходимые для активных действий в бою, могут ослабевать. Среди причин, снижающих волевую устойчивость оператора, можно назвать: во-первых, недостаточное боевое возбуждение; во-вторых, чрезмерный избыточный раздражитель, отличающийся от обычного не столько силой, сколько своей новизной; в третьих, ослабление произвольного (сознательного, преднамеренного) внимания воина к обстановке, складывающейся в бою».

Для выяснения роли психических состояний в длительных плаваниях необходимо также иметь в виду, что при усложнении обстановки на корабле имеется меньше возможностей, чем на берегу, для их целенаправленного изменения у отдельных моряков. Здесь невозможно уйти от постоянного однообразия медленно текущего времени, изо дня в день, из месяца в месяц повторяющихся событий и действий. В лучшем случае это будет все тот же давно надоевший вид бескрайних океанских просторов, в худшем – тесный, до предела заполненный боевой техникой отсек подводной лодки. На корабле все уже так знакомо, что ничего нового, отвлекающего нет и быть не может. А поход продолжается. Он длится уже много месяцев, но впереди лежат еще тысячи миль. Их, эти мили, нужно не только пройти, но и выполнить при этом сложные учебно-боевые задачи. Успешное их решение требует от моряков высокого напряжения, большой затраты физических и нравственных сил, глубоких профессиональных знаний, опыта, стойкости, мужества. Естественно, что в этих условиях значение психических состояний возрастает.

Длительные плавания предпринимаются для выполнения важных государственных задач. Они требуют от личного состава постоянной и высокой боевой готовности, которая по своему содержанию является определенным психическим состоянием воинов. Наиболее полно и всесторонне эти состояния рассмотрены в ряде работ военных психологов. В них дается глубокий анализ мер по формированию состояний готовности в различные периоды учебной и боевой деятельности. В некоторых из них на основе экспериментальных данных предлагаются обоснованные рекомендации по созданию благоприятных условий для поддержания у личного состава психических состояний высокой бдительности и боеготовности. В этой работе большое значение имеет правильный учет того, в каком состоянии находится психика воина в каждый данный момент, «...какими динамическими явлениями она примечательна – о чем думает воин, к чему стремится, что переживает, что собрался делать и т. д. Каждый убеждался на собственном опыте, что от состояния, в котором находишься, во многом зависит, что и как сделаешь в следующее мгновение. Понятно, что психологические процессы и состояния, которые есть у воина сейчас, образуют вторую подструктуру его внутренней боевой готовности – непосредственной готовности действовать в данный момент (состояние готовности). Она очень динамична, переменчива. У одного и того же человека нужные процессы и состояния возникли – он готов, исчезли – не готов. Застать человека в тот момент, когда он не готов, значит застать его врасплох.

Напрашивается вывод, что, обеспечивая внутреннюю боевую готовность личного состава, надо заботиться о формировании и укреплении устойчивых компонентов ее и поддержании состояний боевой готовности».

В этом утверждении хорошо показаны место и роль психических состояний готовности в решении боевых задач, что характерно для личного состава корабля, находящегося в Длительном плавании. Вместе с тем следует подчеркнуть, что динамичность, изменчивость готовности как раз зависят от того, является она лишь результатом определенного стремления (влечения, желания) или целостного и устойчивого психического состояния. Готовность к бою как психическое состояние может в течение длительного времени (в период всего похода) подчинять себе всю психическую деятельность воина, и соответствующим образом влиять на его конкретные действия и поступки.

Формирование психического состояния готовности к бою во многом зависит от мер по снижению утомляемости личного состава и повышению продуктивности, работоспособности и дееспособности моряков в походе. При этом следует иметь в виду, что сама готовность к бою должна рассматриваться как психическое состояние особого рода. Оно отличается, прежде всего, тем, что в большинстве случаев его перехода в конкретные действия в мирное время хотя и осуществляется так же, как в бою, но без фактического применения оружия. Тем не менее, по условиям и содержанию решаемых задач действия личного состава идентичны действиям в боевой обстановке.

При оценке роли психических состояний моряков необходимо также учитывать их длительность. В наиболее устойчивом виде они сохраняют свою направленность в течение всего похода. В этих условиях под воздействием активной воспитательной работы и всей корабельной организации службы психические состояния могут закрепляться и развиваться в иные качества характера и устойчивые черты личности человека. У опытных моряков, особенно у офицеров и мичманов, психические состояния готовности и готовность с черта личности находятся в единстве, взаимно обуславливая, и дополняя друг друга. В условиях «психологическая подготовленность воина выражается и в развитии у него психологических качеств, которые отвечают требованиям воинской специальности и усиливают способность выполнять боевые задачи, действовать успешно в напряжении и опасных ситуациях. К ним относятся: чувствительность зрения и слуха, наблюдательность, внимание, память, представление, воображение и мышление. Важны для боевой готовности быстрота реакции на непредвиденные, внезапные события, способность к быстрому переходу от ожидания к действиям с предельной нагрузкой, способность не теряться при неудачах, умение переносить длительные умственные, волевые и эмоциональные нагрузки».

При определении роли психических состояний готовности к бою в длительных плаваниях необходимо также учитывать, что они могут иметь различную степень развитости от слабых, едва заметных и не совсем ясных тенденций до устойчивого, ярко выраженного стремления, на длительное время подчиняющего себе всю психическую деятельность человека. Недостаточное развитие психического состояния готовности не всегда может обеспечить надежный переход от ожидания к уверенным действиям. Именно в этом заключается основное различие между состояниями и устойчивой системой важных профессиональных качеств личности. В то же время и готовность как черта личности проявляется не автоматически в любых условиях и в любой обстановке, а в зависимости от них. Важнейшей предпосылкой ее осуществления в конкретных действиях и поступках является степень развития, психического состояния готовности к той или иной деятельности. Если оно развито недостаточно, то готовность как черта личности может, так и остаться лишь готовностью, но не проявится на практике. К примеру, у большинства моряков, для которых корабельная служба является их призванием, готовность к длительным плаваниям является типичной чертой их личности. Однако она еще не гарантирует, что перед каждым походом именно эта черта займёт доминирующее положение и окажет решающее влияние на поведение и деятельность человека. Здесь нет, и не может быть жесткой и прямой зависимости. Возникновение и развитие психического состояния готовности обусловлено рядом причин, среди которых личностные черты и свойства играют свою, но не всегда решающую роль. Оно формируется, развивается и поддерживается на достаточно высоком уровне в результате специально организуемой воспитательной работы и всей системой боевой подготовки.

Психическое состояние готовности к длительному плаванию имеет сложную структуру, главными элементами которой являются: мировоззрение воинов, их патриотическая сознательность, идейная зрелость, моральная и психологическая устойчивость, осознание мотивов деятельности, свойства и качества личности. Рассматривая эту структуру, необходимо подчеркнуть первостепенное значение духовных факторов, и, следовательно, морально-психологического воздействия при ее формировании.

Важнейшими составными частями психического состояния готовности являются внутренний настрой человека на предстоящую деятельность, понимание своего места в решении задач подразделением и всем экипажем, осознание своей ответственности перед коллективом. «Сложная структура внутренней боевой готовности личного состава – не плод досужих вымыслов. Она отражает те большие требования, которые объективно, предъявляются к нему. Непонимание структуры, невнимание офицеров к тем или иным ее слагаемым или неумение повлиять на них нужным образом пагубно отражаются на внутренней боевой готовности воинов. Они могут стать причиной их очевидной неготовности, неполной готовности, а также иллюзорной готовности (псевдоготовности) – состояния, при котором человек считается в полной готовности и сам хочет поскорее приступить к действиям, но после начала их становится ясно, что он был недостаточно готов». В действительности же все это является различными степенями развития состояния готовности от неясных, едва уловимых тенденций до такого состояния, которое пронизывает всю жизнь моряков, определяет их повседневную деятельность, боевую подготовку на протяжении всего похода. Формирование такого состояния и поддержание его на высоком уровне – важнейшая задача командиров.

Рассмотрим действенность этого состояния на конкретном примере. Ракетный крейсер «Адмирал Фокин» находился в длительном плавании. Естественно было предположить, что за это время у экипажа должно было бы проявиться состояние усталости, скуки, тоски по берегу. И действительно, около 60% опрошенных моряков в личной беседе ссылались на некоторую усталость, высказывали пожелания чем-нибудь отвлечься, не скрывали стремления скорее вернуться в базу. Однако главным все же было одно, характерное для большинства моряков состояние высокого боевого возбуждения в связи с приближающей практической ракетной стрельбой. Точной даты этого ответственного боевого упражнения никто не знал, корабль должен был выполнить его, когда поступит приказ. Это типичное для всех воинов состояние готовности к выполнению поставленной задачи проявлялось в конкретных делах: отличном несении ходовых вахт, поддержании техники и оружия в заданной боеготовности, ответственном отношении личного состава к своим функциональным обязанностям по всем корабельным расписаниям. Под его влиянием воины испытывали постоянную потребность в активной деятельности.

Во время беседы личному составу задавался вопрос: что вас больше всего волнует, чем заняты ваши мысли? Приведем лишь несколько характерных ответов. Мичман В. Миронов: «Больше всего меня сейчас занимает предстоящая ракетная стрельба». Мичман Л. Сидоренко: «Все мы живем в ожидании ракетной атаки». Главный корабельный старшина К. Писаренко: «Мы готовимся к выполнению важнейшей учебной задачи и поэтому все наши мысли только об этом». Примерно такими же были ответы всех опрошенных моряков.

Через некоторое время корабль выполнил зачетную ракетную стрельбу на «отлично», хотя при этом пришлось решить не только трудные тактические задачи, но и преодолеть сложные препятствия, созданные неблагоприятными условиями океанского плавания. Нет сомнения в том, что этому успеху способствовало состояние готовности экипажа к ракетной атаке в любых условиях и при любой тактической обстановке.

Этот и многие другие примеры говорят о том, что решение учебно-боевых задач во многом зависит от состояния готовности к активным и решительным действиям в любое время плавания. В конце похода, когда дает о себе знать накопившаяся физическая и моральная усталость и когда так называемая кривая психологической напряженности моряков, как правило, довольно круто поднимается вверх. Более того, сам факт необходимости выполнения одной из важных задач похода на завершающем периоде плавания действует мобилизующие и способствует формированию у моряков соответствующих, психических состояний. Следует, однако, иметь в виду, что этот процесс не осуществляется автоматически. Его эффективность во многом зависит от целенаправленности в работе командиров по разъяснению личному составу всей важности успешного решения этой задачи, по поддержанию у него состояния готовности к таким действиям, которых потребует сложившаяся ситуация.

Научные исследования и обобщение опыта длительных плаваний кораблей показывают, что во всех случаях, когда учебно-боевые задачи выполнились с отличными и хорошими оценками, психические состояния большинства личного состава характеризовались в основном высокой активностью, ответственностью за выполнение каждым воином своих обязанностей по боевым и повседневным расписаниям, бодростью, оптимизмом, уверенностью в своих силах. Подобная положительная направленность психических состояний была характерной при подготовке и выполнении боевых упражнений вне зависимости от плавания. Хотя само их проявление определенным образом отличалось, отражая особенности того или иного периода плавания. К примеру, бодрость и оптимизм большинства моряков в начале похода отличались от бодрости и оптимизма при возвращении в базу степенью физической усталости, наличием в экипаже некоторой психологической напряженности, усилением значения эмоциональных факторов.

Анализ, психических состояний личного состава в случаях срыва или неудовлетворительного выполнения учебно-боевых задач показал, что в своем большинстве они характеризовались отрицательным содержанием: низкой активностью, равнодушием, безразличием.

 Таким образом, роль психических состояний личного состава в выполнении учебно-боевых задач заключается в том, что они оказывают положительное или отрицательное влияние на действия моряков, на их отношение к своим обязанностям. Эта зависимость раз усиливается в сложных условиях, когда экипаж действует в обстановке реальной опасности, тем более в бою.

Психические состояния моряков в обеспечении безаварийного плавания

Обеспечение безаварийного плавания – главная задача экипажа любого корабля или гражданского судна. На корабле, особенно на подводной лодке, всякая аварийная ситуация, даже порой простая и на первый взгляд незначительная поломка какого-либо второстепенного механизма, чревата большими материальными и людскими потерями, катастрофами, гибелью корабля. В целях предотвращения аварийных ситуаций на кораблях и судах во всех странах принимаются меры организационного, эксплуатационного и конструктивного порядка.

Обеспечение безаварийного плавания является первостепенной задачей всех командиров штабов и управлений флота. Надежность плавания во многом зависит от своевременных мер по предупреждению аварийной ситуации. Определенное место среди них принадлежит учету влияния на деятельность личного состава психологического фактора вообще, психических состояний в частности.

Роль психических состояний в обеспечении безаварийного плавания определяется, прежде всего, тем, что именно от них зачастую зависят результаты деятельности корабельных специалистов.

Свидетельством этого является анализ причин аварий на кораблях ВМС США, приведенный в книге И.М. Короткина «Аварии и катастрофы кораблей». По утверждению автора, 49,7% из них относятся к неправильным действиям и упущениям личного состава и 4% – к неправильным методам руководства. Следовательно, 53,7% аварий происходят, по вине личного состава кораблей, определенная часть которых имеет в основе тот или иной психологический фактор. Анализ конкретных аварий дает основание утверждать, что большинство случаев неправильных действий и упущений, о которых пишет И.М. Короткин, были порождены отрицательными психическими состояниями корабельных специалистов. В частности, он выделяет аварии по причинам низкой дисциплины всех категорий личного состава, халатного и безответственного отношения к исполнению своих служебных обязанностей, небрежности в несении службы, отсутствия надлежащей бдительности, предусмотрительности и предосторожности. Но ведь все перечисленные причины в свою очередь могут быть порождены соответствующими психическими состояниями, в том числе, к примеру, безразличием, равнодушием, рассеянностью и т.п.

Интересные на этот счет статистические данные приводятся в книге Е. Пономарева «Человек и безопасность судовождения». Согласно этим данным, полученным в результате опроса «...Руководящих работников служб безопасности мореплавания, капитанов портов, капитанов судов, по большому числу аварий ошибки из-за чувства самоуверенности составляют 17,5%, из-за легкомысленной недооценки опасности – 39,5%, а по причине недопонимания степени опасности – 43%».

Глубокое изучение этих причин позволяет сделать вывод о том, что все перечисленные чувства возникали, и развивались на определенном фоне психических состояний корабельных специалистов. Рассеянность, безразличие, равнодушие, порождают безответственность при исполнении служебных обязанностей, ведут к нарушению эксплуатационных инструкций, снижают результаты конкретных действий по управлению работой технических средств и механизмов и тем самым способствуют возникновению аварийных ситуаций, могут явиться, причиной различных упущений в деятельности корабельных специалистов.

Эти выводы подтверждаются многими исследованиями. Обобщая их, авторы ряда работ приходят к выводу, что основной причиной аварий на флоте является человеческий фактор, на долю которого приходится более 85 процентов всех аварийных случаев, а на долю непосредственно психических состояний – %.

Этот вывод подтверждается данными об авариях и катастрофах на подводных лодках всех стран, имеющих их в составе своих флотов. Наиболее подробно они проанализированы в книге Н.Г. Мормуля «Катастрофы под водой». По его данным «за период 1946-1965 гг. в ВМС США произошло 62 аварии подводных лодок, причем 7 подводных лодок (в том числе ПЛА «Трешер») погибли ...». А с 1966 г. по 1986 г. на АПЛ США произошло 49 аварий. «В печати также сообщалось, что с момента своего плавания американские атомные подводные лодки явились причиной 13-ти случаев радиоактивного заражения прибрежных вод США, Великобритании и других районов. Только за период 1975-1998гг. на атомных подводных лодках США отмечено возникновение 61 пожара».

Флотская общественность обеспокоена также авариями и катастрофами на подводных лодках России, причины которых, по мнению Н.Г. Мормуля обусловлены:

– на стадии разработки и создания кораблей – технологическим отставанием СССР в таких областях, как информатика, обеспечения скрытности плавания и средств обнаружения;

 – на стадии строительства – несоблюдением технологической дисциплины, срывом сроков поставок отдельных узлов и систем, низким качеством работ;

– на стадии испытаний и приемки – приемкой кораблей в состав флота с «заведомо неисправными системами»;

– на стадии эксплуатации – запущенной системой базирования, нарушением эксплуатационных инструкций, несвоевременными осмотрами и профилактическим обслуживанием техники, а также халатностью.

Нет сомнения, что все эти причины весьма существенны. И все же, дело не только, да пожалуй, и не столько, как это утверждается, в них. Ведь не случайно Н.Г. Мормуля пишет: «Какие бы совершеннейшие достижения научной мысли не использовали военные кораблестроители, противоречие между сложностью техники и ее надежностью сохраняется, и по сей день. А поэтому задача – как предотвратить аварии и катастрофы субмарин остается приоритетной и для поколений последующих. Главное, чтобы, решая ее, мы честно говорили обо всех своих неудачах и просчетах». 

Да, безусловно, говорить, писать, анализировать надо. Однако одними разговорами и даже полной статистикой аварий и катастроф устранить их причины невозможно. Нужен глубокий, научный анализ и каждый раз, перед каждым выходом в море свой собственный анализ. Потому, что техника сегодня уже не такая, какой она была вчера. Потому, что обслуживает эту технику, сегодня хотя и тот же специалист, который был вчера, но по своему внутреннему, духовному содержанию, по своему состоянию сегодня он может быть совершенно другим.

Н.Г. Мормуль утверждает, что одной из причин аварий является служебная халатность корабельных специалистов от рядового до командира корабля. А в чем причина этой халатности? В немалой степени она кроется в глубоких «тайниках» человеческой психики, разобраться в которых хотя и чрезвычайно трудно, но вполне возможно. Именно для этого нужна кропотливая, настойчивая морально психологическая подготовка личного состава к борьбе за живучесть корабля.

По данным проведенного исследования такая подготовка на 90 % ограничивается формальным проведением занятий в системе боевой подготовки и отработки курсовых задач. Поэтому ее результативность низкая. Проблема психологического обеспечения безаварийного плавания решается только тогда, когда психологическая подготовка планируется и проводится целенаправленно, коротко говоря, когда «авария прогнозируется и предупреждается».

В качестве примера приведем случай погружения подводной лодки на опасную глубину по вине вахтенного специалиста старшины второй статьи Б-ва. При разборе этого аварийного, происшествия было установлено, что старшина второй статьи Б-в еще до выхода корабля в длительное плавание резко изменил свое отношение к исполнению служебных обязанностей. В его поведении появились признаки безразличия к задачам, стоявшим перед экипажем. За плохое содержание заведования его дважды наказывал командир подразделения. После выхода корабля в длительное плавание состояние безразличия к службе у него усилилось. Он перестал общаться с сослуживцами и в свободное время постоянно стремился к уединению. За плохое несение вахты ему неоднократно объявляли дисциплинарные взыскания. Однако ни на критику товарищей, ни на наказания он не реагировал.

Перед заступлением на вахту старшина второй статьи Б-в не выполнил соответствующую команду центрального поста и продолжал лежать, пока его не подняли по приказанию. Поэтому в строю во время инструктажа он находился в полусонном состоянии. Заступив на вахту, он, находясь в том же состоянии, поудобнее устроился на своем месте в трюме центрального поста. Приняв и, как положено, повторив команду «откачать из уравнительной ...», он, вместо того чтобы исполнить ее, открыл клапан на прием в цистерну. Вслед за этим вновь поступила команда «откачать из уравнительной ...», но, как и в первый раз, она была лишь машинально повторена. Фактически же продолжалось заполнение цистерны, что привело к резкому нарастанию глубины погружения. Создавшаяся аварийная ситуация потребовала принятия срочных мер.

Установлено также, что отрицательные психические состояния моряков являющиеся причиной возникновения аварийных ситуаций, характеризуют их поведение и деятельность не только в период исполнения ими своих служебных обязанностей. Они проявляются и в другое время: на занятиях по боевой и специальной подготовке, при действиях по корабельным расписаниям и в быту, а также определяют собой всю совокупность отношений и взаимоотношений человека и проявляются во всех сферах его жизни и деятельности.

В то же время психические состояния корабельных специалистов могут не только явиться причиной аварии, но и предотвратить ее. Все зависит от их содержания и направленности. Свидетельством этого являются многие конкретные события и факты корабельной службы, один из которых и приводится в качестве подтверждающего примера.

На ракетный крейсер «Грозный» незадолго до выхода в длительное плавание прибыло молодое пополнение. С высоким энтузиазмом моряки приступили к боевой учебе и сдаче зачетов на самостоятельное управление своим заведованием. Одним из первых все зачеты сдал матрос А.Козловский. И вот корабль в океане. Молодой моряк тщательно выполняет свои обязанности, на вахте действует точно по инструкции. При очередной проверке уровня масла в цистерне им был обнаружен совсем незначительный перерасход. В чем дело? Этот вопрос заставляет матроса действовать, искать, причину перерасхода масла. Доложив в ПЭЖ, моряк внимательно осматривает все магистрали, переходные муфты, соединения. Через некоторое время луч переноски рассеялся в густом масляном тумане – обнаружен свищ в трубопроводе смазки редуктора.

Оценив обстановку, матрос решительно втиснулся между раскаленным газоходом и корпусом машины и приступил к устранению неисправности. Но теперь он уже действовал не один. Кто-то подал ему необходимый в таких случаях инструмент, другой получше осветил место свища, третий помог подвести хомут для заделки неисправности. А если бы у Александра Козловского было другое состояние? К примеру, рассеянность или апатия? Тогда он мог бы не обратить внимания на незначительный перерасход масла, и могла бы возникнуть аварийная ситуация.

В ходе исследования нами проанализирован ряд случаев предотвращения различных аварийных ситуаций, возможных навигационных происшествий. Поведение и действия моряков при этом свидетельствуют о том, что они находились в состоянии высокой бдительности, активности и боевой готовности. При возникновении аварийных ситуаций подобные состояния позволяют вести успешную борьбу за живучесть корабля и технических средств. Вместе с тем, следует учитывать, что аварийная обстановка неизбежно оказывает сильное воздействие даже на тех воинов, которые в данный момент находятся в состоянии полной мобилизации и внутренней готовности к любым неожиданностям. С особой силой это воздействие проявляется в самом начале аварии, когда обстановка требует немедленного перехода к решительным действиям по ее ликвидации. Анализ поведения и деятельности моряков во время аварий показывает, что у многих из них уже в предаварийной ситуации признаки повышения напряженности, беспокойства, тревоги или, наоборот, собранности, сосредоточенности, бдительности. Дело тут не в предчувствии интуиции, а в тех изменениях, которые предшествуют созданию аварийной ситуации (усложнение условий плавания, необходимость форсированных режимов в работе техники механизмов, имевшиеся в прошлом, но не устраненные до конца недостатки).

Воздействие этих изменений также не является однозначным. У одних оно проявляется:

· в нарушении привычного восприятия окружающей обстановки;

· в отвлечении внимания на второстепенные, не имеющие прямого отношения к борьбе за живучесть корабля события и явления;

· замедление процесса мышления;

· отсутствие четкости в конфетных действиях.

У других, наоборот:

· в ясности восприятия

· сосредоточенности внимания на самых главных событиях и явлениях;

· четкости и быстроте мышления;

· решительности в действиях и поступках.

Приведем только два примера, подтверждающих эти выводы. Подводная лодка перед выходом в длительное плавание сдавала ответственную задачу в полигоне боевой подготовки. При погружении на заданную глубину, в одном из отсеков на магистрали забортной воды по недосмотру личного состава вырвало манометр. В этот момент раздался сильный звук, сравнимый с разрывом артиллерийского снаряда, и в отсек под большим давлением стала поступать вода. Командир отсека сразу же доложил о случившемся в центральный пост и приказал заделать пробоину. Выполняя приказ, личный состав пытался прекратить поступление воды в отсек отработанным на тренировках способом, используя для этого соответствующие штатные приспособления. Однако осуществить это намерение было невозможно. Сильный напор поступающей воды не позволил даже приблизиться к месту повреждения. Неудача подчиненных заставила команду отсека вновь проанализировать обстановку, в результате чего он пришел к выводу, что пробоина может быть только на магистрали, а не в самом прочном корпусе, как ему показалось в первоначальный момент. Он отдал приказ перекрыть соответствующий клапан, и поступление воды в отсек прекратилось.

Как видим, во время рассматриваемых действий аварийная обстановка оказала отрицательное влияние на весь личный состав. Потребовался определенный срок, что бы командир отсека, находившийся в момент аварии в состоянии высокой мобилизованности к борьбе за живучесть корабля, смог освоиться в создавшейся ситуации, правильно оценить ее, принять единственно верное решение и отдать приказание на его осуществление.

Другой пример свидетельствует о том, что у некоторых моряков в момент аварии может происходить усиление внутренней мобилизованности, а возникающее при этом психическое напряжение не только не снижает психической деятельности, но и стимулирует ее. На подводной лодке, выполнявшей задачи, на заданной глубине, в результате короткого замыкания возник пожар. Выполняя отработанные на тренировках приемы, личный состав включился в изолирующие аппараты, и приступил к ликвидации пожара. Но к этому времени его причина уже была устранена, так как матрос Буланцев, прежде чем включиться в аппарат, обесточил силовые линии, выиграв тем самым важные секунды для успешной борьбы за живучесть корабля.

Мы, к сожалению, не смогли узнать в каком состоянии был матрос Буланцев, когда, вместо того, чтобы сразу же включиться в аппарат, как того требовала инструкция и только, после этого, приступить к тушению пожара, он сразу же обесточил силовые линии, только после этого включился в аппарат. Мы никогда не узнаем, почему он поступил именно так. Чем он руководствовался, о чем думал, что переживал. Мы этого не узнаем, потому что, выполнив свой долг, матрос Буланцев погиб на боевом посту. Мы можем только предположить, что это его решение было обоснованным. Потому, что он был первоклассным специалистом. Он не только знал требования инструкции, но и умел действовать в соответствии с этими требованиями. Именно поэтому мы можем предполагать, что матрос Буланцев действовал обдуманно, решительно, смело, уверенно. Поэтому его действия сродни подвигу Александра Матросова, Ивана Голубца, Николая Жукова, Сергея Перминина и многих других героев не только Великой Отечественной войны, но и сегодняшних ратных подвигов.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в момент аварии может происходить как спад, так и усиление психической деятельности. Однако если анализировать все полученные в ходе исследования, данные на этот счет, то необходимо сделать вывод что повышение психической напряженности во время аварии, так же как и в любой стрессовой ситуации, в большинстве случаев оказывает все же не положительное, а отрицательное влияние на действия личного состава. Этот вывод соответствует результатам изучения психологического стресса как сильного эмоционального переживания, оказывающего в основном сковывающее воздействие на человека. В книге «Психологический анализ боевой деятельности советских воинов» эта закономерность обоснована следующим образом: «В отличие от напряжения сил, которое может, если не является запредельным, повысить возможности человека во время действий в сложной ситуации, напряженность отрицательно сказывается на функционировании психических процессов и деятельности в целом. Отрицательное влияние напряженности выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений. Она затрудняет контролирующие и регулирующие функции сознания, мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, четко и оперативно применять и видоизменять приемы и способы действий, сохранять устремленность к цели».

В связи с тем что аварийная ситуация обязательно сопровождается повышением психической напряженности человека, ее можно рассматривать в качестве такого явления, по которому нетрудно определить степень психологической подготовки экипажа корабля к борьбе за живучесть. В этом случае психическая напряженность выступает как интегральный показатель деятельности военных моряков на аварийном корабле, а ее изучение и есть опосредованного изучения динамики психологической подготовленности. Следовательно, успешная борьба с отрицательным воздействием психической напряженности на поведение и деятельность личного состава возможна лишь путем предварительной психологической подготовки. Об этом пишут ученые, командиры, инженеры, офицеры технических служб. Потому что известно, что «как бы хорошо ни были разработаны планы пожаротушения, каким бы оперативным ни являлось руководство им, исход борьбы с пожаром во многом определяется единоборством человеках с огнем и дымом. Каждый, кто хоть сколько-нибудь знаком с тушением реальных корабельных пожаров, согласится, что действовать в столь сложных условиях точно и быстро способны только люди, которые прошли специальную подготовку, воспитали в себе решительность, умение владеть собой, преодолевать страх».

Следует отметить, что психологическая подготовленность как основное условие уменьшения отрицательного воздействия психической напряженности в аварийной ситуации требует специальной и целенаправленной работы по ее формированию. Она не может возникнуть сама по себе в процессе повседневных тренировок и учений по борьбе за живучесть. Более того, учения и тренировки, проводящиеся без учета требований психологической подготовки, могут создать предпосылки усиления психологической напряженности и еще более отрицательного влияния в случае фактической аварии. Это чаще всего происходит в том случае, если все внимание при их проведении обращается лишь на имитацию трудностей, но упускаются из поля зрения возможности их успешного преодоления. Избежать стрессового состояния, ослабить его влияние на деятельность моряков в аварийной ситуации только регулярными, целенаправленными тренировками на тренажерах, привитием быстрой и точной оценки сложившейся обстановки, правильными и решительными действиями по ликвидации ее последствий. Психологическая закалка во время тренировок имеет огромное значение, и ее надо совмещать с отработкой практических навыков (внезапно вводить различные световые, звуковые и другие эмоциональные возбудители).

Степень отрицательного воздействия на человека психической напряженности в опасной для жизни обстановке зависит от многих факторов:

– от индивидуальных личностных качеств;

– мировоззрения;

– профессиональной компетентности;

– жизненного опыта;

– непосредственного социального окружения.

Среди них важнейшая роль принадлежит психическим состояниям человека. Состояние высокой готовности к активным действиям в случае аварии у личного состава, корабля формируется в процессе морально-психологической подготовки к борьбе за живучесть. Оно способствует практической реализации поставленной цели, эффективному использованию знаний и опыта, проявлению лучших личностных качеств, сохранению самоконтроля и рациональной перестройке деятельности для преодоления вновь возникающих препятствий и трудностей. При этом улучшается функционирование психических процессов и повышается скорость реакций даже у тех воинов, которые в обычных условиях службы не выделялись особой расторопностью. Влияние психических состояний на обеспечение безаварийного плавания зависит от уровня их развития, устойчивости и направленности. Отрицательные, а также недостаточно устойчивые психические состояния моряков снижают эффективность психической деятельности, порождают равнодушие, безразличие, халатность. В сложной обстановке длительного плавания все это может явиться причиной аварии. В то же время устойчивые положительные, психические состояния (высокой бдительности, готовности к борьбе за живучесть, сосредоточенности и ответственности) имеют, огромное значение в предотвращении аварийных ситуаций. В случае возникновения аварии такие психические состояния помогают преодолевать отрицательные эмоции страха, создают благоприятный психологический фон для концентрации психической деятельности, направленной на осуществление наиболее эффективных и действенных способов и мер по ликвидации ее последствий. Они расширяют возможности для наиболее полного восприятия поступающей информации, направляют внимание на самые существенные события и явления, обостряют мышление и память, убыстряют аналитико-синтетический процесс по оценке обстановки, выработке решения и его осуществлению.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 256.