Определение модальных значений психической нагрузки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На военнослужащих

В рассматриваемом нами на странице 15 примере модальные значения психических нагрузок определялись следующим образом.

Для военнослужащих первого периода подготовки предполагалось применить приемы 1. 10 и 6. 18. Фактор «опасность» первый прием моделирует на один балл, а второй на три, но его планировали применить дважды и поэтому вместо одной тройки в таблицу мы записали ее дважды (см. табл. 6). Так как в данном случае чаще встречалась оценка «3», то и оценка по модальному значению фактора «опасность» для военнослужащих первого периода подготовки также определена в три балла. Оценка вторичных психологических факторов боя по модальному значению определялась так же. Приемы 1. 10 и 6. 18 моделируют факторы «внезапность» на «2» и «5» баллов соответственно, «неопределенность» – на «3» и «4», «новизну» – на «1» и «3», «увеличение темпа действий» – на «3» и «3», «дефицит времени» – на «4» и «3», но оценки приема 6. 18 занесены в табл. 3 дважды, т. к. он будет применяться дважды. Получилось, что по вторичным психологическим факторам боя оценка «1» встречается 1 раз, «2» – дважды, «3» раза, «4» – трижды, «5» -дважды. Таким образом, оценка вторичных психологических факторов по модальному значению составляет 3 балла. Аналогично рассчитывались оценки психической нагрузки по модальному значению для военнослужащих второго и третьего периодов подготовки. В случае если две оценки встречаются одинаковое количество раз и наиболее часто, то модальное значение выбирается по большей оценке.

Приведем пример проведения таких занятий. В одном из мотострелковых подразделений проводились стрельбы, в ходе которых личный состав выполнял 1 УУС. Военнослужащие имели навык в выполнении данного упражнения и имели неплохие результаты.

В ходе стрельб моделировались два психологических факторов боя (внезапность и увеличение таких действий). Моделирование производилось путем введения в занятие приемов психологической подготовки (внезапное воспроизведение сильных шумовых эффектов боя и отказ оружия путем снаряжения вместе с боевыми учебными патронами). Полученные данные сравнивались с результатами, полученными в ходе предыдущих стрельб проводившихся в спокойных условиях. То, насколько ухудшились результаты, можно судить по гистограмме приводимую ниже (см. рис. ).

Кроме этого, в ходе проведения данных занятий фиксируются поведенческие реакции военнослужащих на затрудненные условия деятельности.

результаты стрельб по 1 УУС (63 человек) в спокойных условиях;

результаты стрельб по 1УУС (те же 63 человека) в условиях моделирования психологических факторов боя.

 

 

 

оценки за результаты стрельб в спокойных условиях

(по курсу стрельб)

2 3 4 5

оценки за результаты стрельб в усложненных условиях

2 НГ НГ НГ НГ
3 НГ НГ НГ НГ
4 Г ПГ ПГ ПГ
5 ПГ ПГ ПГ ПГ

Рис. 5.

НГ – не готов; НПГ – не полностью готов; готов; ПГ – полностью готов.

 

Что же касается выводов о психологической готовности подразделений, то пока определенных нормативов здесь нет. Их еще предстоит разработать. Пока можно апеллировать только с количественными суммарными показателями каждого военнослужащего. Можно предположить, что если в подразделении более 50% военнослужащих не выполняют норматив в усложненных условиях, то оно ограниченно готово к реальной боевой деятельности, а если свыше 70%, то не готово полностью.

Проведя контрольные занятия, командир подразделения, заместитель командира по работе с личным составом анализируют полученные результаты и после этого решают следующие вопросы:

1. Распределяют всех военнослужащих по четырем группам:

1. Полностью готовы;

2. Готовы;

3. Не полностью готовы;

4. Не готовы.

Это необходимо для организации индивидуальной работы и планирования психологических нагрузок.

2. Определяют начальный уровень психологической готовности подразделения.

Кроме этого могут проводимые мероприятия, связанные с комплектованием экипажей (расчетов), отделений с учетом уровня индивидуальной готовности военнослужащих.

Вполне понятно, что проведение всех описанных выше мероприятий требует усилий со стороны командиров и материальных затрат. Но, несмотря на это данная работа все же должна проводиться, если мы хотим действительно грамотно проводить психологическую подготовку и иметь по настоящему боеспособные подразделения.

Вторым этапом в организации психологической подготовки является этап определения ее задач.

Исходными данными для определения конкретных задач должны служить:

а) результаты контрольных занятий (т. е. исходный уровень психологической готовности);

б) уровень общей подготовки военнослужащих (период службы, освоенные действия, сформулированные навыки и т.п., т.е. то, что умеют делать военнослужащие, чему они уже обучены по своей специальности);

в) планы боевой подготовки (по различным предметам).

В каждом случае задачи формулируются предельно конкретно применительно к подразделению. Исходя из того, что психологическая подготовка планируется на период обучения, то и задачи психологической подготовки ставятся также на период обучения. Задачи психологической подготовки – это цель, которую желает достигнуть командир подразделения исходя из исходного уровня психологической готовности личного состава и особенностей организации всего процесса боевой подготовки в целом.

Общей задачей психологической подготовки может быть задача достижения нового, более высокого уровня готовности личного состава. О достижении такого уровня можно судить по тому, как изменить в процентном отношении приводимые выше группы военнослужащих по уровню готовности к ведению боевых действий.

Например, общая задача психологической подготовки может формироваться следующим образом:

За период обучения достигнуть уровня психологической готовности личного состава к бою характеризующего следующим соотношением групп:

– Полностью готовы – 25%;

– Готовы – 3– 40%;

– Не полностью готовы – 30%;

– Не готовы – 25%.

Частные задачи психологической подготовки могут формулироваться исходя из того, какие навыки в деятельности воинов-специалистов наиболее важные для достижения победы в бою, т. е. исходя из тех навыков, которые в большей мере должны сохраняться в условиях непрерывного воздействия психологических факторов боя, должны быть наиболее устойчивыми.

Иногда легче формулировать, отталкиваясь от того, чего личный состав не умеет делать, какой навык в меньшей степени устойчив, например, к фактору дефицита времени или увеличении темпа действий. Даже если за период обучения удается хорошо поставить один навык, который будет устойчив ко всем или почти ко всем психологическим факторам боя, уже психологическая подготовка организовывалась не зря.

Примерами таких задач могут быть следующие:

– выработать у мотострелков твердые навыки ведения прицельного огня из стрелкового оружия в условиях непрерывного воздействия сильных шумовых раздражителей;

– развить у командиров отделений умение быстро анализировать обстановку и принимать решение в условиях дефицита времени;

– развить у личного состава волевые качества позволяющие преодолевать боязнь и страх;

– сформировать у наводчиков-операторов танка умение эффективно вести огонь по внезапно появляющимся целям.

Примеры можно продолжить. Важно, чтобы командир самостоятельно формировал задачи при подготовке различных специалистов по различным предметам боевой подготовки.

Всего задач должно быть не много. 3-4 задачи на период обучения для каждой специальности.

Иногда задачи психологической подготовки целесообразно формировать исходя из формирования устойчивости к различным психологическим факторам боя (опасность, внезапность, неопределенность и т.д. )

Теперь немного о сложности задач. Они должны быть трудными, но достижимыми учитывать, прежде всего, исходный уровень готовности личного состава. В противном случае, если задачи окажутся слишком сложными для военнослужащих, вряд ли процесс формирования психологической готовности к бою будет проходить успешно.

Сформулированные задачи оформляются в рабочей тетради командира. Возможный вариант оформления задач приводимые в таблице.

Рекомендуется, в общем плане, для воинов I периода обучения формулировать задачи касающиеся создания четких представлений о реальных условиях боевой деятельности, при каких обстоятельствах может потребоваться то или иное действие, навык. Так, например, снаряжение магазина патронами целесообразно проводить лежа, в окопе, т.е. так, как это возможно будет в реальном бою, при этом норматив должен выполняться в сжатые сроки. Главной целью, которую следует достигнуть и на это направлены задачи психологической подготовки с воинами первого года службы, является развитие у военнослужащих четкого понимания смысла проводимых занятий, зачем требуется выполнять то или иное действие именно так и в таких условиях.

Для военнослужащих II-го периода службы следует ставить более сложные задачи, касающиеся развития устойчивости уже сформированных навыков (например: ведения огня по неподвижным целям днем) в условиях воздействия различных психологических факторов боя. При этом фактор «опасности» следует вводить пока осторожно, не в полную «силу» если так можно сказать. Главное достигнуть устойчивости навыков к воздействию психологических факторов боя пока исключая опасность.

Что же касается военнослужащих III и IY периодов службы, то здесь главный упор делается на формирование устойчивости навыков боевой деятельности, прежде всего к фактору опасности. Это, конечно, не исключает, и напротив предполагает то, что фактор опасности на занятиях должен сочетаться с другими психологическими факторами боя.

Таким образом, задачи психологической подготовки формулируются конкретно исходя из уровня подготовки военнослужащих по различным предметам боевой подготовки, и их умения преодолевать воздействие различных психологических факторов боя, сохранять устойчивость навыков боевой деятельности.

Следующим этапом организации психологической подготовки является этап подбора и распределения приемов психологической подготовки по занятиям.

Прием психологической подготовки это конкретный способ создания условий, в которых моделируются психологические факторы боя в ходе занятий по различным предметам боевой подготовки. (Примеры приемов психологической подготовки содержаться в приложении 1). Естественно, что каждый прием в различной степени моделирует интенсивность психологических факторов боя. Поэтому при подборе и распределении приемов необходимо учитывать следующие принципы:

1. Психологические нагрузки должны нарастить постепенно от занятия к решению, особенно по фактору «опасности».

2. Приемы психологической подготовки применяются только к тем действиям военнослужащих, которые уже освоены или, т.е. только там, где у военнослужащих есть достаточно твердые навыки деятельности. Новые, незнакомые действия должны осваиваться личным составом сначала в простых, комфортных условиях, а уж затем, после того, как выработан достаточно твердый навык, он должен совершенствоваться в условиях моделирования психологических факторов боя.

Для того, чтобы соблюсти обозначенные выше принципы каждый прием психологической подготовки должен быть оценен с точки зрения наличия и интенсивности различных психологических факторов боя в данном приеме.

Как правило, такая оценка может даваться экспертами. В качестве экспертов привлекаются опытные офицеры – командиры подразделений. Прием может оцениваться каждым экспертом в 10-ти бальной шкале с точки зрения наличия в нем и интенсивности психологических факторов боя. Как правило, работу по экспертной оценке приемов организует и проводит психолог части. Подробнее о данной процедуре говориться в приложении 2.

Приемы подбираются для занятий в соответствии с программами обучения по предметам боевой подготовки из «банка приемов психологической подготовки».

Исходными критериями подбора являются задачи психологической подготовки и степень интенсивности психологических факторов боя по каждому из них. Кроме этого должны учитываться и объективные условия возможности качественного применения приема исходя из материальных затрат и уровня развития учебно-материальной базы. В каждое занятие могут включаться как один, так и несколько приемов.

Например, если одной из задач психологической подготовки является задача выработать у личного состава умение действовать в условиях острого дефицита времени, то и приемы должны подбираться таким образом, чтобы от занятия к занятию нарастала психологическая нагрузка по данному фактору.

Сначала, как правило, подбираются приемы, в которых моделирование психологических факторов боя производится с помощью словесно-знаковых существ, так как эта группа приемов в основном, дает общую ориентировку, представление о том, в каких реальных условиях будет осуществляться боевая деятельность или конкретное действие, операция. Затем подбираются приемы других групп, которые уже непосредственно включаются в учебно-боевую деятельность военнослужащих. Для удобства организации психологической подготовки распределение приемов психологической подготовки по занятиям может оформляться в виде таблицы (см. таблицу). Такая таблица может оформляться для каждого предмета боевой подготовки или только для основных предметов. Кроме этого она позволяет командиру более тщательно осуществлять контроль.

Нарастание психических нагрузок должно осуществляться как от занятия к занятию по каждой теме, так процесс всего цикла бучения от темы к теме. Наибольшему «давлению» с точки зрения воздействия психологических факторов должны подвергаться уже сложившиеся навыки. В тоже время осваиваемые действия (операции) подвергаются минимальному воздействию.

Соблюдение этого правила является центральным при планировании конкретных занятий, а этот процесс, в свою очередь, выступает следующим шагом в организации психологической подготовки.

В процессе занятий по тому или иному предмету боевой подготовки военнослужащие выполняют какие-то действия, которые им предстоит совершать в реальной боевой обстановке. Всю совокупность этих действий (операций) можно условно разделить на два больших класса:

а) уже освоенные действия, которые совершаются в ходе занятий (то, что военнослужащие уже умеют делать).

б) осваиваемые действия (то, что военнослужащие еще делать не умеют).

Поскольку учебно-боевая деятельность – это процесс динамический, то и осваиваемые действия, с появлением у военнослужащих навыка их выполнения, постоянно переходят в разряд освоенных. Это положение важно для того, чтобы правильно включить прием психологической подготовки в занятие. Рассмотрим подробнее этот момент. Организация самого занятия с использованием приемов психологической подготовки предусматривает:

– какой конкретно навык или отрабатываемое действие будет поставлен «под давление» моделируемых психологических факторов боя;

– определение того, когда, на каком этапе занятия будет применяться тот или ной прием психологической подготовки.

Чтобы соблюсти указанные условия командир подразделения, проводящий занятия, должен хорошо представлять себе весь его ход, последовательность действий личного состава. Эти вопросы обычно описываются в план-конспектах. Поэтому целесообразно в них же отражать и приемы психологической подготовки с учетом того, какие действия уже освоены военнослужащими и, следовательно, для них предусматриваются приемы в которых психологические факторы боя более интенсивные, а какие только осваиваются и для них предусматриваются приемы с менее интенсивным воздействием указанных факторов.

Кроме этого в план-конспектах целесообразно отражать и способы создания мотивационной установки на проводимые занятия. Определение этих способов для конкретного занятия является следующим этапом в планировании и организации психологической подготовки. Ввиду того, что об этом говорилось несколько выше, мы не станем подробно рассматривать этот процесс.

Заключительным этапом планирования психологической подготовки выступает этап определения дополнительных мероприятий.

Этот этап, несмотря на то, что является заключительным, далеко не последний по своей важности т. к. иногда именно от того, насколько качественно определены и проведены дополнительные мероприятия, зависит эффективность психологической подготовки в целом.

Обычно к дополнительным мероприятиям относят:

1. Расчет материальных средств (в т.ч. средств имитации или подручных средств планируемых к применению), получение их на складах или изготовление.

2. Определение непосредственных исполнителей приемов психологической подготовки и их детальное инструктирование. В качестве непосредственных исполнителей могут привлекаться как командиры взводов, командиры отделений, так и наиболее подготовленные солдаты.

В том случае, если планируемые к применению имитационные средства (взрыв пакеты, холостые патроны и т.п.) военнослужащие – исполнители приемов детально инструктируются о том, когда какой конкретно момент занятия), как в какой последовательности, в каком месте применяются имитационные средства.

Кроме этого необходимо детально проинструктировать их о мерах безопасности при применении имитационных средств.

Для более качественной организации занятия и эффективного внедрения приемов психологической подготовки иногда бывает полезно составить схему проводимого занятия с обозначением на ней особенностей местности, маршрутов выдвижения, учебных мест и мест применения имитационных средств, направлений действий групп имитации противника, создаваемых препятствий и т.д. Одним словом, это процесс творческий, требующий от руководителей занятия проявления разумной инициативы.

3. Очень важным мероприятием является инструктирование всего личного состава о мерах безопасности. Важно, чтобы военнослужащие реально представляли себе условия выполнения тех или иных нормативов (упражнений), тренировок и возможных негативных последствий неправильных действий, пренебрежение мерами безопасности. Обычно доводятся общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать на всех занятиях и особые, которые связаны с особенностями именно данного занятия. Иногда целесообразно произвести практический показ на макетах (муляжах, чучелах) последствия несоблюдения мер безопасности. Всякое инструктирование по мерам безопасности должно осуществляться командиром с использованием примеров показывающих последствия пренебрежения мерами безопасности.

В отдельных случаях военнослужащим доводят меры безопасности под роспись. В заключении инструктажа целесообразно методом экспресс опроса проводить то, насколько подчиненные правильно поняли и усвоили доведенные до них требования по технике безопасности. Не лишним будет, если командир подразделения отдельно проинструктирует сержантский состав о требованиях к ним, как к командирам обязанным следить за соблюдением мер безопасности со стороны подчиненных.

Конечно, кроме обозначенных выше, командиры могут проводить и другие дополнительные мероприятия, направленные на качественную организацию психологической подготовки.

Таким образом, мы закончили рассмотрение вопросов связанных с организацией и проведением занятий включающих приемы психологической подготовки. Указанные выше положения не являются исчерпывающими в таком сложном вопросе, как психологическая подготовка военнослужащих. Они, скорее, дают общее понимание этого процесса и порядка его организации. Поэтому, командиру организатору боевой и психологической подготовки следует относиться к ним как к ориентиру в его деятельности, не исключающему различных вариаций и оправданных изменений.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 245.