В длительных плаваниях основной служебной деятельностью всего личного состава от командира корабля до рядового корабельного специалиста является несение вахты в составе боевой смены. На любом корабле каждый моряк минимум восемь часов в сутки находится на вахте. Этим обеспечивается работа боевой техники и механизмов, поддерживается заданная боеготовность оружия, осуществляется непрерывное наблюдение за обстановкой. Качественное несение вахты определяет успех любой задачи плавания, от удержания корабля на утвержденном курсе до сложнейшего маневрирования при выходе в боевую позицию для нанесения удара по противнику. Высокая бдительность на вахте, четкие и уверенные действия моряков, неукоснительное соблюдение ими эксплуатационных инструкций, руководств и наставлений, безусловное выполнение поступающих команд – непреложный закон корабельной службы.
Главные требования к любому вахтенному специалисту – постоянная бдительность, высокая внимательность и сосредоточенность. Они обеспечиваются четкой воинской организацией, уставным порядком, твердым и непрерывным руководством, целеустремленной воспитательной работой. Все это направлено на то, чтобы в период вахты продуктивность всех действий воинов была наивысшей.
Как и всякая другая работа, несение вахты во многом зависит от психических состояний воинов. Благоприятные состояния укрепляют боевой настрой, умножают сипы, повышают результативность работы. «Выполняя работу с энтузиазмом, писал Н.Д. Левитов, человек часто менее чувствует напряжение и утомление, так как находит для себя благоприятную эмоциональную поддержку». Это утверждение тем более верно по отношению к психическому состоянию, так как оно далеко не ограничивается эмоциональными процессами, а включает в себя познавательные и волевые компоненты психики, преобразованные активной сознательной деятельностью. В бою воины, находящиеся в состоянии высокого боевого возбуждения, могут действовать с подъемом и воодушевлением, которые помогают им преодолевать упорное сопротивление превосходящего по силам противника. Вместе с тем подавленные психические состояния намного снижают боевые возможности воинов.
Подчеркивая роль, психических состояний личного состава на вахте, А.М. Столяренко пишет: «для выполняемой серьезной работы, а таковой является боевое дежурство и ходовая вахта, вовсе не безразлично, в каком состоянии пребывают люди. Учеными доказано, что благоприятное состояние повышает эффективность действий приблизительно на 20%, мышечную силу – на 90%, чувствительность зрения и слуха – на 36-65%, а число ошибок и неточностей у некоторых специалистов уменьшается в 5-10 раз, повышается внимание, улучшается сообразительность, снижается утомляемость. По данным проводивших исследования на производстве, только от хорошего настроения производительность труда повышается на 4%, а от плохого же она снижается на 15%».
Рассматривая роль психических состояний в период несения вахты, необходимо, прежде всего, обращать внимание на состояние коры головного мозга, то есть на их физиологическую основу. Это обусловлено тем, что правильное понимание физиологических особенностей несения вахты позволяет применять наиболее действенные средства в работе по формированию у личного состава таких психических состояний, которые способствуют успешному выполнению функциональных обязанностей.
Однако характеристика этих особенностей затруднена тем, что условия несения вахты на различных кораблях и боевых постах, хотя и имеют много общего, все же существенно различаются. Например, вахта на надводном корабле и подводной лодке, верхней палубе или в машинном отделении, в рубке гидроакустика или на сигнальном мостике. На кораблях различных типов и классов много своеобразия в организации службы, в повседневных и боевых расписаниях и, следовательно, в условиях выполнения личным составом своих обязанностей на вахте.
Тем не менее, по своему содержанию деятельность вахтенного специалиста на любом корабле определяется такими типичными, общими для всех обстоятельствами, которые позволяют рассматривать ее в обобщенном виде. Можно выделить четыре основных положения, характерных для несения вахты на любом корабле:
– строгое расписание по времени (как правило, дважды в течение суток по 4 часа);
– постоянное выполнение одних и тех же обязанностей, в основном операторского содержания;
– высокие требования к интеллектуальной и эмоциональной сферам личности;
– личная ответственность за выполнение функциональных обязанностей.
Учет этих основных положений имеет большое значение для правильного определения тех факторов, которые могут оказать существенное воздействие на состояние коры больших полушарий головного мозга и, следовательно, на психические состояния вахтенных специалистов в различных условиях несения вахты. Но особое значение в этом отношении имеют те факторы, которые определяются самим характером деятельности моряков на вахте, являющейся по содержанию операторской. Вахтенный специалист на современном корабле, как правило, оператор. Это закреплено штатным расписанием, где операторская работа преобладает над другими видами работ. А если к ней отнести всех моряков, которые во время вахты в той или иной степени выполняют функции оператора, то они составят абсолютное большинство. Эта особенность подчеркивается во многих исследованиях, посвященных анализу деятельности военных моряков. Более того, в некоторых из них утверждается, что основной формой деятельности личного состава на современных кораблях стала операторская деятельность, точностные и временные показатели которой сейчас приобретают особо важное значение. Они определяют эффективность функционирования каждого корабельного специалиста и экипажа в целом.
Известно, что сенсомоторные (то есть по своей сущности условно-рефлекторные) действия любого оператора характеризуются относительной простотой. На корабле они часто отрабатываются до автоматизма. Но вместе с тем, оператор должен постоянно и уверенно воспринимать поступающую информацию, осмысливать ее, принимать решения и немедленно исполнять их. Так, основная тяжесть корабельной вахты падает на нервно-психическую деятельность моряка. Простота же сенсомоторного действия оператора относительна, так как она часто сопряжена с большой нервной нагрузкой и связана с такой ответственностью, которая тем больше, чем сложнее система.
Высокая ответственность – характерная черта деятельности оператора даже в обычных условиях работы на современном предприятии. Тем более на корабле, особенно офицеров и мичманов, являющихся командирами командных пунктов, отсеков, боевых постов. Им нужно не только анализировать поступающую информацию, докладывать об изменениях обстановки и принимать решения по рациональному использованию оружия и техники, но и управлять подчиненными.
В зависимости от психического состояния моряка на вахте чувство ответственности может стимулировать его деятельность, а может и сковывать ее. Так, при отработке действий вахтенных офицеров и инженеров-механиков по управлению подводной лодкой в аварийных условиях люди теряли самообладание, особенно при резком нарастании дифферента на нос на большом переднем ходу и быстром увеличении глубины погружения.
Ответственность вахтенного специалиста на корабле усиливается еще и потому, что от качественного несения вахты зависит боеготовность всего экипажа, а нередко и его жизнь. Но это объективное требование корабельной службы еще не гарантирует именно такого отношения к своим обязанностям каждого моряка. Практика длительных плаваний свидетельствует о том, что, находясь в состоянии безразличия или пассивности, моряк может плохо исполнять свои функциональные обязанности не только в.повседневной службе, но и в боевой обстановке.
При оценке роли психических состояний личного состава на вахте следует иметь также в виду, что чувство ответственности вахтенного специалиста, представляя собой, положительный мотив деятельности, может по-разному обусловливать его переживания и отношения. В зависимости от конкретной обстановки оно может проявляться в особой сосредоточенности и бдительности воина или, наоборот, в неудовлетворенности и тревоге. В частности, у специалистов, работа которых требует длительного постоянного «напряжения внимания в связи с необходимостью фиксации и оценки многих показателей на приборах, наблюдается снижение возбудимости центральных нервных аппаратов, т.е. негативная приспособляемость, лежащая в основе физической и психической слабости. Своеобразные адаптивные сдвиги могут наступать у операторов, работающих в режиме ожидания сигнала. При этом иногда, чаще к концу длительного подхода, отмечаются состояния иллюзии. Интересно отметить, что положительная мотивация в экстремальных ситуациях может быть источником временных, но отчетливых нервных сдвигов. Эмоциональная напряженность у молодых подводников часто связана с новизной обстановки, чувством большой личной ответственности за порученную работу, опасениями за благополучный исход маневра. Оценивая роль психических состояний в период несения вахты, следует исходить из известного положения И.П. Павлова о том, что одни и те же раздражители могут вызвать различные состояния коры головного мозга. Анализ И.П. Павловым состояний коры больших полушарий раскрывает пути и возможности целенаправленного воздействия на них. Рассматривая условия развития того или иного состояния, он установил, что в заметной форме оно наступает тем скорее, чем дольше условный раздражитель действует в одиночку, без безусловного, и что скорость его появления также зависит от индивидуальности. Объясняя далее процесс развития «состояния коры головного мозга, И.П. Павлов пишет: «Мне представляется, что клетка больших полушарий, если раздражение в ней сосредоточено и затем часто повторяется, рано или поздно приходит в состояние особого раздражения, невосприимчивости. Пока внешний раздражитель не сделался условным, он не является сосредоточенным, и раздражение рассеивается в коре больших полушарий. Когда же он сделался условным, определенным, концентрированным раздражителем, тогда он привязывается к одному пункту, каждый раз действует на одни и те же нервные клетки. И вот это сосредоточение раздражения в одном месте, или, как мы говорим, в лаборатории, долбление в одну клетку и ведет к тому, что эта клетка приходит в рефлекторное состояние, состояние задерживания, не возбудимости, отсюда это состояние разливается, по всем большим полушариям являясь сном».
Возникновение подобных состояний коры больших полушарий особенно характерно для монотонной деятельности операторов, в том числе корабельных, в первую очередь исключающей воздействие привычных для человека разнообразных раздражителей.
«Долбление в одну клетку», т.е. постоянное воздействие одних и тех же раздражителей при однообразной, исключающей активные физические движения деятельности, увеличивает возможность возникновения полусонных (дремотных) состояний организма многих корабельных специалистов при несении вахт. На некоторых боевых постах (гидроакустические, радиолокационные, управленческие и т.п.) в результате такого «долбления» вахтенный специалист вынужден во время всей вахты прилагать немалые внутренние «усилия, чтобы преодолеть это состояние. В последние годы накоплен значительный опыт, разработаны научные рекомендации по преодолению отрицательного влияния условий корабельной вахты на моряков. Эти проблемы беспокоят командиров кораблей и соединений, специалистов штабов и управлений. Их рассматривают на военных советах, на совещаниях, конференциях и методических сборах специалистов. Обобщенные материалы этой работы все чаще публикуются на страницах периодической печати, где основное внимание обращается на предупреждение их отрицательного влияния на деятельность личного состава в период несения вахты. В них речь идет главным образом об улучшении медицинского обеспечения длительных плаваний кораблей, а также о совершенствовании режима труда и отдыха личного состава в походе. Малая подвижность, монотонность обстановки, продолжительный срок плавания, отсутствие привычных эмоциональных воздействий – все это сказывается на самочувствии людей. В настоящее время вопросам сохранения здоровья и боеспособности личного состава в дальнем походе командиры, медицинская служба уделяют первостепенное внимание. Апробированы и внедрены комплексы профилактических мероприятий, назначение которых устранить или существенно снизить неблагоприятное воздействие на организм человека отдельных факторов, обусловленных дальними и длительными походами. Основу этих комплексов составляют наряду с оснащением кораблей необходимыми системами жизнеобеспечения научно обоснованные режимы труда и отдыха.
Отрицательное влияние обстановки на самочувствие моряков особенно заметно при несении ночных вахт. К примеру, В. Бердышев и Г.Новожилов отмечают: «почасовое наблюдение за работоспособностью в ночное время позволило установить длительный период врабатываемости, незначительную продолжительность устойчивой работоспособности, низкий уровень показателей функционального состояния организма в течение всей ночной вахты, как с 0 до 4, так и с 4 до 8 часов, что связано с пониженной дееспособностью функциональных систем организма в ночные часы, в первую очередь центральной нервной системы».
Подобное состояние коры головного мозга, хотя и характеризуется снижением внимания, увеличением количества ошибок в деятельности, субъективным ощущением сонливости, т. е. имеет все признаки утомления, все же отличается от него, и, прежде всего физиологическим механизмом. Правда, в конкретном проявлении этого механизма единой точки зрения пока еще нет, Хотя исследуется он многими психологами уже продолжительное время. Несмотря на это, можно утверждать, что в общем подходе во всех исследованиях утомление рассматривается как следствие производственной деятельности, когда в результате расходования человеческой рабочей силы происходят физиологические и психологические изменения, приводящие к падению производительности труда (Н.Д. Левитов), или как закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающего в результате деятельности (К.К. Платонов). Такое понимание утомления вытекает из самой сущности трудовой деятельности.
В состоянии утомления тормозной процесс развивается по необходимости как охранительная реакция нервной деятельности, наступающая в результате объективного напряжения организма при работе. Физиология этой реакции раскрыта И.П. Павловым. «Клетки больших полушарий, – подчеркивает он, – в высшей степени чувствительны к малейшим колебаниям внешней среды и должны быть тщательно оберегаемы от перенапряжения, чтобы не дойти до органического разрушения. Таким охранительным средством для клеток больших полушарий и является торможение. Когда вы долго продолжаете условный раздражитель, не сменяя его, безусловно, непременно развивается тормозное состояние как средство защиты от перенапряжения».
Следует, однако, подчеркнуть, что в отличие от рассматриваемого И.П. Павловым утомления тормозное состояние, наступающее в результате однообразия и монотонного действия, не представляет такой охранительной реакции. «Существенное различие между этими состояниями, – отмечал Н.Д. Левитов, – заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а монотонность может переживаться и при легкой, совсем не утомительной работе». Следовательно, пути и средства преодоления этого состояния отличны от тех, которые необходимы для ликвидации последствий утомления. Рассматривая их, И.Л. Павлов обратил внимание, прежде всего, на увеличение разнообразия раздражителей. Но этот путь оказался нерациональным, так как для достижения положительного результата требовалось огромное количество раздражителей. «Если считать, – писал он, – что скука нечто аналогичное, близкое ко сну, сон с открытыми глазами, то надо сказать, тот, кто ищет рассеять ее только путем разнообразия впечатлений, достигнет очень малого.
Таблица 1
Дата: 2019-04-23, просмотров: 291.