Существенная задача анализа оплаты труда работников заключается в том, чтобы оценить эффективность использования фонда заработной платы, т.е. определить, в какой мере материальное стимулирование труда способствует росту выручки, товарооборота, прибыли, увеличивает заинтересованность работников в достижении высоких конечных результатов.
Эффективность использования фонда заработной платы характеризуется системой показателей:
- показатель чистой прибыли на одного работника;
- соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы;
- интегральные показатели эффективности использования фонда заработной платы;
- балансовая прибыль на 1 руб. фонда заработной платы;
- фонд заработной платы на одного работника.
Для предприятий питания дополнительно рассчитываются:
- валовый доход на 1 руб. фонда заработной платы – показатель стимулирования валового дохода СВД;
- уровень фонда заработной платы в процентах к товарообороту.
Показатель стимулирования выручки СВ – это выручка (объем реализованных услуг) на 1 руб. фонда зарплаты, рассчитывается для гостиничных хозяйств по формуле:
СВ=В/ФЗП.
Показатель стимулирования товарооборота СТ – это товарооборот на 1 руб. ФЗП, рассчитывается:
СТ=Т/ФЗП.
Показатели прибыли (балансовой или чистой) на 1 руб. ФЗП:
СВД=П/ФЗП.
Фонд заработной платы на одного работника, или показатель стимулирования материальной заинтересованности СМЗ, вычисляется по формуле:
СМЗ=ФЗП/ЧСП,
где ЧСП – среднесписочная численность, человек.
Тема 6. Ценообразование в туристской индустрии.
Ценообразование чрезвычайно сложный процесс, поскольку цена — это один из элементов рынка, денежное выражение стоимости товаров и услуг. Именно от цены зависит достижение комплексного результата, а правильно выбранная ценовая стратегия оказывает долговременное и решающее значение.
Говоря о ценообразовании, важно помнить о трех основных и принципиальных особенностях, которыми определены любые цены на любые продукты и услуги в любой ситуации. Во-первых, цена продукции и услуги должна быть выше себестоимости. Во-вторых, цена обусловливается возможностями рынка: если платежеспособный спрос отсутствует, продукт, каким бы он хорошим ни был, реализовываться не будет, так как цена - это не только та сумма, которую намерен заработать продавец, но еще и та, которую может заплатить потребитель. В-третьих, цена должна обеспечить предельную прибыль: в зависимости от стратегии производителя и специфики рынка цена может быть и высокой, и низкой, и выше, и ниже цены, которую предлагают конкуренты, но в любом случае она должна обеспечивать наибольшую прибыль для данных обстоятельств.
Известно несколько классификаций факторов, воздействующих на ценовую политику: общеэкономические, конкретные экономические, специфические и специальные. В каждую из этих групп входит ряд подфакторов, которые в той или иной мере воздействуют на ценовую политику предприятия.
Общеэкономические факторы действуют независимо от вида товаров и услуг и конкретных обстоятельств их производства и сбыта. К ним относятся: состояние совокупного спроса и предложения, экономический цикл, уровень инфляции в стране.
Отношения спроса и предложения — один из основных экономических факторов, правильное рассмотрение которого определяет успех деятельности всего предприятия.
Влияние экономических циклов на образование конечной цены продукта или туристские услуги также специфично. Так, в фазе депрессии цены обычно не растут. И, напротив, в фазе подъема в связи с превышением спроса над предложением цены увеличиваются. Что касается международной торговли, то цены на туруслуги изменяются не так быстро, тем более на стадии кризиса и подъема. Следует отметить, что в зависимости от типа продукции и товарных групп динамика изменения цен различается.
Конкретные экономические факторы — это издержки предприятия на производство, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на данный продукт или уел угу с учетом взаимозаменяемости, потребительских свойств — качества, сохранности, внешнего вида, ценности, престижности.
Фактор ценности. Товары и услуги производятся для того, чтобы удовлетворять потребности потребителей. Для координирования цены и полезности продукта (например, недорогой абонемент в спортзал) можно придать товару большую ценность, обратив внимание потребителя при помощи рекламы на ценность продукта, и скорректировать цену так, чтобы она соответствовала реальной ценности продукции.
Фактор затрат. Затраты и прибыль составляют минимальную цену продукта или услуги. Самый простой способ образования цены: к известным издержкам и затратам прибавить приемлемую норму прибыли. Тем не менее, даже если цена только компенсирует затраты, нет гарантии, что продукт будет реализован. По этой причине некоторые фирмы становятся банкротами. Рынок может оценить их товары ниже, чем обходятся производство и продажа.
Фактор конкуренции существенно влияет на ценообразование. Гостиничные предприятия могут инициировать всплеск конкуренции, поставив высокую цену на товар или услугу, или ликвидировать ее, назначив минимальную цену.
Конкурентная среда бывает четырех видов — контролируемая рынком («ценовая война»), контролируемая организацией (гостиничное предприятие), контролируемая группой организаций и контролируемая государством.
Среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высоким уровнем конкуренции, схожестью товаров и услуг, и ценовая конкуренция играет особенную роль. Среда, в которой цена контролируется организацией, характеризуется ограниченной конкуренцией, уникальными признаками продукции и услуг. Дифференциация может обнаруживаться в товарных марках, параметрах продукции, обслуживании, ассортименте. Предпочтение той или другой цены зависит от стратегии гостиничного предприятия и целевого рынка. Среда, в которой цепа контролируется группой организаций, характеризуется существованием некоторых крупных товаропроизводителей, назначающих объем предложения и цены на рынке. Среда, в которой цена контролируется государством (коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и др.), характеризуется тем, что соответствующие государственные органы получают сведения от организаций или отраслей, от заинтересованных лиц (например, потребительских групп) и устанавливают приблизительный уровень цен.
Фактор распределения: чем ближе товар к покупателю, тем дороже для фирмы его распределение. Если продукция будет поступать непосредственно к покупателю, то поставщик не участвует в сделке и соответственно не получает денег (их получает производитель). Например (в масштабах гостиницы), если туристы сами идут ужинать в ресторан, находящийся поблизости от гостиницы (часто ресторан расположен в здании гостиницы), то деньги за продукцию поступают непосредственно в кассу ресторана (производителю). Если же туристы заказывают ужин из ресторана в номер, то в сделке (купля-продажа еды) появляется посредник - официант, человек из обслуживающего персонала гостиницы. Преимуществом такого способа распределения является абсолютный контроль над торговлей и маркетингом.
Распределение продукции - один из основных факторов в маркетинге. При приобретении продукт не всегда удовлетворяет запросам потребителей в полной мере. По этой причине производители в зависимости от цен более или менее охотно идут на компромиссы с клиентами в вопросах качества, веса, цвета, технических данных и проч. Чтобы приобрести больший контроль над иеной, производители могут применять структуру монопольного товародвижения. Обычно в этом случае гостиничные предприятия минимизируют реализацию через розничную торговую сеть, назначают свои цены на продукт, предлагая продукцию на условиях консигнации, обеспечивая достаточную часть прибыли для участников каналов и разрабатывая прославленные в стране торговые марки.
Но контроль над ценами может оказаться в руках оптовых или розничных продавцов, таким образом они могут показывать производителю свою значимую роль как потребителя, координируя объем перепродаж с частью прибыли.
Для обеспечения скоординированного взаимодействия и согласия участников каналов товародвижения с решениями в установлении цен производитель обязан учитывать следующие признаки:
- долю прибыли участников каналов для покрытия их затрат и получения прибыли;
- ценовые гарантии дли участников каналов, обеспечиваются самые низкие цены на данную продукцию;
- особые договоры, например производитель предлагает скидки на ограниченный срок (пребывание в гостинице на льготных условиях) и (или) бесплатные продукты для стимулирования приобретений оптовой и розничной торговлей;
- повышение уровня цен и его влияние на участников каналов (это повышение смещается на конечного покупателя, или участники каналов частично возмещают его за свой счет, чтобы не отпугнуть высокими ценами клиентов).
Фактор общественного мнения. Как правило, у людей существует определенное мнение (сложившиеся стереотипы) о цене товара вне зависимости отего назначения (потребительский или промышленный). Покупая товар, они руководствуются конкретными границами цен (или ценовым радиусом), определяющими, по какой цене они намерены приобрести продукцию. Товар (услуга) может превосходить имеющиеся аналоги по каким-то свойствам (например, отлично обученный персонал), и если такие плюсы воспринимаются потребителями позитивно, то цену можно повышать. Если же преимущества данной продукции (услуги) не так очевидны, необходимо прибегнуть к дополнительной рекламной акции.
Фактор рекламы. Всем известно, что при нынешнем распространении информации значение рекламы (открытой и косвенной) в продвижении товара или услуги огромно. Поэтому разработке рекламных мероприятий должно уделяться особенное внимание. Направленность изменения цены зависит от результата (удачи) рекламы. Обычно чем успешнее, оригинальнее и неповторимее реклама, тем более высокую цену может позволить себе назначить производитель.
Специфические факторы. Функционируют только в отношении отдельных типов товаров и услуг:
- сезонность;
- эксплуатационные затраты;
- комплектность (клиенту должен быть предложен полный набор благ и услуг во время его пребывания в гостинице).
Фактор стимулирования сбыта — в цену товара входит наценка, которая окупает акции по стимулированию рынка. При выпуске продукта на рынок рекламе необходимо перешагнуть порог восприятия, прежде чем потребители узнают о продукции. Все средства, затраченные на стимулирование сбыта, в будущем переносятся па стоимость проданного продукта, услуги.
Фактор обслуживания. Обслуживание участвует в предпродажной, продажной и послепродажной стадиях сделки. Затраты на обслуживание должны включаться в цену (например, при бронировании и использовании гостиничного номера обслуживание горничных бесплатно).
Специальные факторы связаны с влиянием особенных механизмов и экономических инструментов, таких, как государственное регулирование, валютный курс, внеэкономические, политические; военные.
Самым значительным среди специальных факторов является государственное регулирование ценообразования. Главным образом государство воздействует на процесс ценообразования административными методами: замораживанием рыночных свободных цен, фиксированием монопольных цен, определением максимального уровня цен, запрещением на демпинг, установлением таможенных пошлин.
Каждый из названных факторов оказывает неравносильное влияние на процесс образования цены. На практике наиболее значительными факторами ценообразования являются: государственное регулирование ценообразования, потребители, издержки гостиничного предприятия, конкуренция и участники каналов товародвижения.
Выбор метода ценообразования
Методы расчета цен весьма разнообразны.
Затратные способы ценообразования обеспечивают расчет продажной цены на продукты и услуги с помощью прибавления к издержкам или себестоимости какой-то определенной величины. Данную совокупность методов можно подразделять на: метод «издержки плюс», метод минимальных затрат, метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней, метод целевого ценообразования и др.
Метод «издержки плюс» — один из самых старых и популярных — предполагает расчет цены продажи посредством приплюсования постоянной дополнительной величины (прибыли) к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья. Этот способ ценообразования применяется к товарам широкого диапазона отраслей. Основная трудность, возникающая при его использовании, связана с определением добавочной суммы, так как отсутствует точная технология ее расчета, а сумма, добавленная к себестоимости продукта или услуги, устраивающая продавца, может быть не принята потребителем. Такой метод ценообразования используют и в ресторанном хозяйстве, например, при установлении цен на блюда, приготовленные из полуфабрикатов.
Издержки принимают равными расходам, охватывающим постоянные и переменные затраты; или рассчитывают для конкретной единицы продукции и тогда устанавливают средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат; или устанавливают предельные затраты и оценивают границы изменений издержек на единицу продукции по отношению к увеличению объема производства и продаж.
Метод минимальных затрат, являясь более простым методом, предполагает назначение цены на минимальном уровне, но достаточном для возмещения затрат на производство и реализацию товаров. Этот метод не требует подсчета общих издержек, включающих постоянные и переменные расходы на производство и сбыт. Предельные издержки, как правило, определяются на уровне, при котором можно окупить сумму минимальных расходов.
Продажа продукции по цене, вычисленной таким методом, приемлема в фазе насыщения, когда нет увеличения продаж, и предприятие ставит своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне.
Данная политика ценообразования целесообразна также при проведении кампании по введению новейшего продукта на рынок, когда можно ждать существенного роста объемов продаж конкретного товара в результате предложения его по низким ценам. Успех достигается в том случае, если продажи по низким ценам способны привести к кардинальному расширению сбыта, что даже при низкой цене даст хорошую прибыль за счет масштабов сбыта.
Метод надбавки к цене подразумевает расчет цены продажи путем умножения цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на показатель добавочной стоимости по формуле
Себестоимость единицы продукции = цена продажи х (1 + повышающий коэффициент).
Метод целевого ценообразования также называют методом установления целевой цены или определения цены в соответствии с целевой прибылью. На его базе рассчитывается себестоимость единицы товара с учетом объема продаж, который обеспечивает получение запланированной прибыли. Если себестоимость изменяется из-за снижения или повышения загрузки производственных мощностей и объемов сбыта, применяют показатели уровня загрузки производственных мощностей с учетом воздействия конъюнктуры и других причин, после чего устанавливают иену продажи единицы продукции, которая при данных обстоятельствах обеспечит целевую прибыль. Однако в этом методе учитываются только интересы продавца и не принимается во внимание отношение потребителя к цене. Поэтому данный метод нуждается в соответствующей коррекции, чтобы учесть, будут ли потенциальные потребители покупать данный продукт по расчетной цене или нет.
Установление цены должно ориентироваться на спрос и учитывать состояние конкуренции на рынке. При этом она должна компенсировать себестоимость и целевую прибыль. Но если цена назначена без учета трансформаций и требований спроса, отражающего покупательную способность рынка, то данный фактор часто становится причиной срыва проектов финансовой деятельности предприятия. Если дифференциация продуктов и услуг принимается потребителями, то возможны контроль и регулирование цены продажи, установление ее на уровне, обеспечивающем предельно возможные прибыли для предприятия.
Метод определения цены продажи на базе анализа минимальных убытков и прибылей уместно применять в ситуации, если предприятие ориентировано на достижение предельной прибыли. При этом предприятие должно правильно высчитать постоянные и переменные затраты, верно спланировать спрос. В реальности это очень сложно. Поэтому метод установления цены на базе анализа пределов обеспечивает только некий минимальный ориентир се расчетного уровня.
Метод нахождения цены продажи на базе анализа максимального пика убытков и прибылей позволяет установить объем производства и продаж, отвечающий тому этапу, когда совокупная сумма прибылей и совокупная сумма затрат одинаковы. Этот метод используется, если целью компании является обнаружение цены, обеспечивающей наибольшую прибыль.
При применении данного метода предприятие ориентируется на продажи одного и того же продукта по разным ценам с тем, чтобы на практике контролировать действительный объем продаж.
Установление цены должно учитывать конкуренцию на рынке. Когда предприятие захватывает монопольную позицию на рынке, оно добивается максимальной прибыли. Но в условиях зрелого рынка много предприятий оживленно внедряются в данный сегмент рынка. Поэтому цену на реализуемые продукты и услуги назначают на основе анализа и сопоставления возможностей продукции данного предприятия и предприятий-конкурентов на определенном рынке, а также сравнения сформировавшихся на рынке цен. Таким образом, метод определения цены продуктов и услуг аналогичной направленности состоит в уточнении цены с учетом влияния конкурентной ситуации и конкурентного положения данного предприятия на рынке.
Метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены характеризуется тем, что каждый продавец, реализующий данную продукцию на рынке, устанавливает цены, отталкиваясь от ценообразования и уровня сформировавшихся цен, не нарушая обычаев рынка. Этот метод используется при установлении цены на трудно дифференцируемые товары, например цемент, сахар и т.д. Определяемая таким методом цена назначается в особой ценовой зоне каждым предприятием независимо.
Метод формирования цены путем следования за ценами предприятия -лидера на рынке состоит в том, что предприятие конкретизирует свои цены исходя из уровня цен предприятия-лидера, располагающего максимальной рыночной долей. Предприятие, занимающее лидирующее положение на рынке, пользуется у потребителей самым высоким уровнем доверия, имеет обширные возможности устанавливать на рынке наиболее выгодные для себя цены, может свободно назначать цены с учетом конкуренции. Предприятия, следующие в определении ценовой политики за лидером, неконкурентоспособны и по уровню престижности, и по степени признания потребителями их торговой марки, поэтому они придерживаются уровня цен на свои товары, установленного предприятием-лидером. Цены, которые может устанавливать любое предприятие, ограничены соответствующими пределами и не бывают выше цен предприятия-лидера.
Метод ценообразования на базе цен, принятых на данном рынке (привычных цен), основан на использовании цен, которые сохраняются постоянными на определенные продукты или услуги продолжительный период на данном рыночном пространстве. При этом независимо от размера рыночной ниши, занимаемой конкретным предприятием, даже небольшой рост цены на какой-то продукт приводит к резкому снижению объема его продаж и, напротив, при незначительном снижении цены вероятно резкое увеличение объема продаж. Например, чтобы отказаться от привычной цены на такой продукт, как сок в металлических банках, предназначенный для торговых автоматов, усовершенствовали качество продукции, ее конструктивные особенности, стиль, дизайн, привлекательность упаковки и т.п. Без этих факторов невозможно реализовать повышение привычной цены.
Метод определения престижных цен используется при ценообразовании на такую продукцию, как драгоценности, норковые шубы, черная икра, некоторые марки автомобилей и т.п. В последнее время наблюдается расширение видов престижной продукции, обладающих уровнем качества «люкс». Если товары такого рода будут реализовываться по низким ценам, они станут легкодоступными и лишатся своей основной привлекательности для престижных потребителей. В то же время реален значительный рост продаж, если продавать престижную продукцию по высоким ценам, но немного ниже уровня, сформировавшегося на всем рынке. Это будет мощным стимулом для потребителей, покупающих продукцию ради демонстрационного эффекта, и послужит базой для еще большего сбыта. Таким образом, по группе престижных товаров результативно с момента выхода товаров на рынок применять политику высоких цен и поддерживать престиж цен сверхвысокого уровня. При использовании метода престижного ценообразования цены на продаваемые товары можно назначать на более высоком уровне, чем у конкурирующих предприятий, если это позволяет престиж товарной марки и имидж предприятия.
Состязательный метод установления цен применяется, как правило, на центральных оптовых рынках, товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д. Различают две его разновидности:
- повышательный метод ведения аукциона, когда сначала представляется самая низкая цена, затем цена начинает повышаться, а продукцию приобретает тот, кто предлагает самую высокую цену;
- понижательный метод ведения аукциона, когда сначала называется наиболее высокая цена и, если покупателя по такой цене не оказывается, то происходит снижение цены. Право на заключение сделки купли-продажи на определенную продукцию получает покупатель, который первым принимает цену продавца и, значит, договаривается на наиболее высокую цену, чем другие участники аукциона.
Методы ценообразования, рассмотренные выше, являются основополагающими. Однако в современных условиях необходимо обеспечивать более действенную связь ценовой политики с потребностями и запросами покупателей, их платежеспособностью, факторами оценки ценностей, стилем жизни, а также иными компонентами маркетинга - товарной, дистрибуторской и стимулирующей политикой,
Маркетинговая концепция образования продажной цены означает, что при установлении цены производители ориентируются на требования потребителей, на их возможность купить тот или иной продукт или услугу. Иначе говоря, в установлении цены следует основываться не на себестоимости товара, а на требованиях рынка и запросах потребителей, назначая пределы отпускной цены с учетом рыночной конкуренции, динамики и уровня потребительского спроса и т.д. Маркетинговая технология ценообразования требует более эластичного подхода к установлению пределов цен на приобретаемое сырье, материалы и т.д.
Методы определения цены на новые товары и прогнозирования ценовой политики на всех этапах жизненного цикла продукта на внутреннем и мировом рынках. Установление цены на рыночные новинки — сложная задача, поскольку торговая марка такой продукции, ее потребительские качества и технические особенности еще незнакомы потребителям. В связи с этим организация спроса покупателей на товары-новинки требует значительных расходов.
Еще на этапе разработки и планирования новой продукции предприятие производит крупные капитальные вложения, при этом направленные на перспективу капиталовложения будут тем значительнее, чем больше функциональных отличий будет у формируемого товара. Задача маркетологов - добиться в короткое время окупаемости продукта и возврата средств, вложенных в него до выхода на рынок и на этапе введения. Популярны два вида товарной политики - «снятие сливок» и «прорыв на рынок».
Метод «снятия сливок» предполагает назначение высоких цен на новые товары и рассчитан на состоятельные слои населения. На этапе внедрения нового продукта на рынке нет конкурентов с аналогичной продукцией или их очень мало. Предприятие, вводящее товар-новинку на рынок, имеет монопольное положение, разрешающее проводить политику высоких цен. Когда продажи данной продукции перестанут увеличиваться, предприятию целесообразно несколько снизить цену, что привлечет дополнительные группы потребителей (менее состоятельные слои населения).
Методика «прорыва на рынок» предполагает противоположное: предприятие начинает продавать новый товар по низкой цене, чтобы продукция стремительнее достигла этапа роста и в относительно короткий период для нее сформировался массовый рынок, что дает возможность быстро вернуть ранее вложенные средства. Этот метод базируется на развитии массовых товаропроводящих каналов сбыта. Неудача в реализации такой политики может привести к трудностям в покрытии инвестиций, вложенных в проектирование продукта и продвижение его на рынок, и к финансовым затруднениям предприятия. При этом в будущем поднять цену на данную продукцию окажется крайне сложным; ее можно будет только снижать, чтобы удержать товар на рынке.
Как правило, предприятия при определении цены продажи применяют не один, а несколько методов ценообразования.
Установление окончательной цены производится выбранным методом ценообразования с учетом множества факторов, таких, как психологическое влияние, воздействие различных составляющих маркетинга, следование основным задачам ценовой политики, реакция потребителей на назначенную цену.
Психологическое влияние обусловливается тем, что для большинства покупателей цена является основным показателем качества товара.
Некоторым предприятиям удается повышать сбыт своих продуктов путем повышения цены, и рынок принимает эти продукты как престижные. Назначение цены с учетом престижности продукта оказывается особенно результативным, например, при продаже парфюмерии или дорогих автомобилей.
Часто продавцы оказывают влияние на психологию потребителя, сравнивая высокую цену на свой товар с еще более высокими ценами продукции какой-либо более известной и популярной фирмы (цены такого товара-аналога иногда именуют справочными). Большинство продавцов считает, что психологически лучше воспринимается немного заниженная, некруглая или дробная цена. Например, часто на ценнике можно увидеть не 1000, а 999. Потребитель воспринимает такую цену как более близкую к 900, чем к 1000. Тем не менее, если продавец стремится, чтобы его дорогостоящая продукция высокого качества стала престижной, ему лучше не назначать подобных некруглых цен. В то же время большинство продавцов соблюдает еще один закон: цена непременно должна выражаться нечетным числом.
Предполагаемую цену разумно перепроверить на соответствие принципам ценовой политики; оценить, какую реакцию рынка и рыночного спроса вызовет назначенная цена; как воспримет эту цену торговля на всех уровнях; какой будет последняя розничная цена с учетом торговой надбавки, как отреагируют на такую цену предприятия-конкуренты; не вступает ли эта цена в противоречие с законодательством. Если ответы на эти вопросы удовлетворяют администрацию предприятия, то продукция предлагается рынку, а в ценовой политике возникает период ценовых трансформаций, дифференциаций, скидок и других приспособлений к стабильному изменению текущих обстоятельств рыночной конъюнктуры.
Стратегии ценообразования
В борьбе с новыми конкурентами крупные, занимающие заметное положение на рынке предприятия, как правило, прибегают к одному и тому же комплексу ценовых стратегий: или снижают затраты, или уменьшают период внедрения нового товара на рынок, или разнообразят предложение продукции, но упускают из виду оптимальное стратегическое оружие — новые ценовые стратегии.
Результативная ценовая стратегия фирмы должна представлять собой что-то большее, чем просто ответную реакцию на изменение рыночной ситуации. Каждое ценовое решение должно отражать: базисную ценовую стратегию; сегментацию рынка и его гибкость; уровень затрат; возможности конкурентов, чтобы предвидеть их ответные действия и учесть при создании ценовых стратегий; компетентность руководства предприятия.
Фундаментальной ценовая стратегия. Ценовая политика определяет решения по проблемам захвата новых рынков или удержания имеющихся. При этом важно знать, что ценовые стратегии, действенные для новых участников рынка, не выступают таковыми для «старожилов» рынка, поскольку для них неодинаковы задачи, ресурсные возможности, восприятие цен покупателями, интенсивность конкуренции, структура затрат, система цен, правовые нормы, связи с потребителями.
Конечно, любое предприятие независимо от времени функционирования на том или другом рынке обладает особенной структурой и уровнем цен, но можно привести типичные комплекты ценовых стратегий:
- наиболее результативны для «новичков» рынка: стратегия цены проникновения на рынок, предоставление скидок участникам каналов продаж, типичное ценообразование, определение цены на уровне цен конкурентов, установление завышенных цен на инновационные товары, стратегия интеграции, стратегия выбора комбинаций между ценой и качеством продукта;
- наиболее результативны для «старожилов» рынка: открытая ценовая конкуренция, избегание ценовой прозрачности, стратегия увязывания цен, ценовая дифференциация, удержание потребителей договорами, предложение пакета продукции, структура двойного ценообразования, ступенчатое снижение цен по предлагаемому перечню продуктов, включение бесплатных услуг для уравновешивания с принципами конкурента, применяющего систему скидок.
Рыночные «новички» подразделяются на три типа: 1) новые, только что образованные предприятия; 2) национальные предприятия, диверсифицирующиеся из подобных отраслей; 3) зарубежные предприятия, в первый раз прибывшие на новый для них национальный рынок,
Новые предприятия чаще, чем «старожилы», сталкиваются с задачей модификации потребительских привычек. Уровень цены неразрывно связан с воспринимаемой покупателем ценностью продукта или услуги, поэтому обычно «новичок» предложит потенциальному потребителю более низкую цену. В зависимости от качества продукта или услуги цена, предложенная «новичком», может быть как выше, так и ниже, чем цена аналогичного товара конкурента, обладающего сформировавшимися связями с рынком. На рынках с высокой конкуренцией «новички» занижают цены на свои товары, назначая их ниже цен, предлагаемых «старожилами» рынка, для захвата части рынка. Не случайно самой известной ценовой стратегией среди новых предприятий выступает стратегия низких цен.
Заявлением «Мы предлагаем вам более низкие цены» «новички» достаточно быстро добиваются расположения покупателей. Стратегия назначения цены ниже, чем цена у «старожилов», будет успешной, если покупатели могут сопоставить товары или услуги разных продавцов. Результативность стратегии низких цен значительно ниже при более сложной ценовой системе, которая, как правило, заставляет покупателей задуматься над преимуществом цены, предложенной «новичком».
«Старожил» рынка поддерживает консерватизм и инерцию покупателей. Во избежание риска, возможного при замене поставщиков или стремительном росте их количества, покупатели предпочитают иметь дело со «старожилами» рынка, занимающими стабильное положение на рынке.
Если «старожил» не является монополистом, то он делает все возможное, чтобы помешать потребителям сопоставить свои иены с ценами конкурентов. Например, японская корпорация «Зону» изменяет идентификационные номера моделей при поставках разным розничным продавцам для того, чтобы покупатели не поняли, что они сравнивают цены на одни и те же модели. Аналогичная ситуация на рынке бытовой химии, где потребители очень восприимчивы к цене. Предприятия, применяющие такую ценовую стратегию, убеждены в полезности уменьшения ценовой прозрачности.
Лидеры рынка прибегают также к двойному ценообразованию. Американский экономист Уолтер Ои в своем классическом анализе рассмотрел структуру ценообразования в Диснейленде. Плата за вход в этом развлекательном центре достаточно велика, и с посетителей берут также незначительную плату за пользование каким-либо аттракционом. Принятие такой ценовой политики обеспечило большую прибыльность Диснейленду, чем при торговле билетами только на аттракционы.
Мировая практика доказывает, что установка двойных тарифов позволяет предприятиям получить больший доход, чем при назначении единой цены на свой товар или услугу. Но для применения двойного ценообразования предприятие должно быть лидером рынка.
В последнее время увеличивается количество компаний, удачно применяющих двойное ценообразование. Например, телефонные компании вводят как закрепленную месячную абонентскую плату за свои услуги, так и поминутную оплату разговоров. Туристские компании устанавливают цены на прокат серфинговых досок. Если турист пользуется своим спортивным инвентарем, то платит гораздо меньше: только за «использование» пляжа, моря. Клиенты фирм по прокату автомобилей оплачивают не только приобретение нужной им услуги (стоимость проката автомобиля в сутки), но и километраж, пройденный автомобилем. Многие крупные торговые дома вводят систему членских взносов от своих постоянных клиентов, разрешающих им покупать продукцию с определенной скидкой.
Мировая практика показывает, что чем меньше воздействие предприятия на рынок, тем в меньшей мере она может помешать потребителю сопоставлять цены, а значит, должна применять простую систему ценообразования. На рынке с мощной конкуренцией, как правило, немного фирм могут применять фиксированную тарифную плату за услуги. К тому же предприятие, являясь лидером на одном рынке, например региональном, не обязательно будет занимать лидирующие позиции на другом рынке: одновременное лидерство на всех товарных и региональных рынках бывает чрезвычайно редко.
Различия в захватываемых частях рынка, а соответственно и в степени воздействия на него являются преградой для создания результативной глобальной ценовой стратегии фирмы. Поэтому ценовая политика должна быть эластичной и адаптивной, т.е. способной модифицироваться в соответствии с реальным положением предприятия на том или ином рынке.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.