ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДВИЖЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные фонды учитываются и планируются в натуральных и стоимостных показателях.

 Натуральная форма учета основных фондов необходима для определения их технического состояния, произ­водственной мощности предприятия, степени использования обо­рудования и других целей.

Денежная (или стоимостная) оценка основных фондов необхо­дима для определения их общего объема, динамики, структуры, величины стоимости, переносимой на стоимость готовой продук­ции/услуг, а также для расчетов экономической эффективности капи­тальных вложений. Денежная форма учета основных фондов ведет­ся по следующим направлениям:

1. Первоначальная стоимость основных фондов включает стоимость приобретения оборудования (постройки, здания), транспортные расходы по доставке и стоимость монтажа. По первоначальной сто­имости фонды принимаются на учет, определяется их амортизация и другие показатели.

2. Восстановительная стоимость — это затраты на воспроизвод­ство основных фондов. Она устанавливает­ся, как правило, во время переоценки основных фондов.

3. Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фон­дов и суммой их износа.

4. Ликвидационная стоимость — стоимость реализации изношен­ных или выведенных из эксплуатации отдельных объектов основ­ных фондов.

Переоценка основных фондов — это определение реальной сто­имости основных фондов (основных средств) организаций и создания предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране. Переоценка позволяет получить объективные данные об основных фондах, их общем объеме, отраслевой структуре, территориальном разделении и техническом состоянии.

Переоценка имущества, переданного в лизинг, осуществляется юридическим лицом, на балансе которого учитывается это имуще­ство. Стоимость земельных участков и объектов природопользова­ния переоценке не подлежит.

Для определения полной восстановительной стоимости основ­ных фондов используются два метода: индексный и метод прямой оценки.

Индексный метод предусматривает индексацию балансо­вой стоимости отдельных объектов с применением индексов изме­нения стоимости основных средств, дифференцированных по ти­пам зданий и сооружений, видам механизмов и оборудования, транс­портных средств и других основных средств, по регионам, перио­дам изготовления, приобретения. За базу принимается полная ба­лансовая стоимость отдельных объектов основных средств, которая определяется по результатам их инвентаризации по состоянию на 1 января соответствующего года.

Метод прямой оценки восстановительной стоимости основных фондов является более точным и позволяет устранить все погреш­ности, накопившиеся в результате ранее применявшихся переоце­нок с помощью среднегрупповых индексов. Восстановительная сто­имость основных средств при данном методе определяется путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документаль­но подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, сложив­шимся на 1 января соответствующего года.

При переоценке оборудования, предназначенного к установке, и незавершенных объектов строительства методом прямого пересчета дополни­тельно учитывается их физическое и моральное устаревание.

Функционирование основных фондов ограничено сроком их службы, который определяет сроки выбытия и воспроизводства каждого вида основных фондов. Воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений и оценивается показателями движения (коэффициент обновления, коэффициент выбытия, коэффициент прироста за определенный период) и состояния (коэффициент износа, коэффициент годности).

1. Показатели движения:

- Коэффициент обновления основных фондов (Коб) равен:

Коб = ОФп/ОФк,

где ОФп – стоимость вновь поступивших основных фондов; ОФк – стотимость основных фондов на конец отчетного периода.

Коэффициент обновления показывает удельный вес новых основных фондов, поступивших в течении года в общем их количестве. В сопоставлении с коэффициентом выбытия он характеризует темпы увеличения основных фондов.

- Коэффициент выбытия основных фондов Квыб рассчитывается по формуле:

Квыб = ОФв/ОФн,

где ОФв – стоимость выбывших основных фондов; ОФк – стотимость основных фондов на начало отчетного периода.

Коэффициент выбытия показываеьт, какая доля основных фондов, имевшихся к началу отчетного периода, выбыла за отчетный период из-за износа и ветхости.

- Коэффициент прироста основных фондов Кп рассчитывается по формуле:

Кп = Коб – Квыб.

Коэффициент прироста основных фондов определяет рост основных фондов за данный период в результате обновления. Данный показатель определяет темпы роста и развития гостиничного хозяйства.

2. Показатели состояния:

- Коэффициент износа основных фондов (Ки) равен:

Ки = И/ОФ,

где И – сумма износа, соотсетственно на начало и конец периода; ОФ – стотимость основных фондов, соотсетственно на начало и конец периода.

Коэффициент износа показывает степень изношенности основных фондов предприятия.

- Коэффициент годности основных фондов (КГ) равен:

КГ = 1-Ки

Коэффициент годности основных фондов показывает долю их остаточной стоимости в первоначальной.

Основными причинами выбыти яосновных фондов являются: полный физический износ, продажа, сдача в аренду, передача в качестве учредительного взноса в уставный капитал коммерческой организации, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации вследствие морального износа, перепрофилирование гостиничного хозяйства.

На основе среднегодовой стоимости основных фондов рассчитываются показатели эффективности использования основных фондов гостиничного и ресторанного предприятия: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность.

Наиболее важным показателем в гостиничном хозяйстве является фондоотдача (ФО)- показатель выпуска продукции на 1 руб. стоимости основных фондов - определяется как отношение годового объема выпуска продукции/услуг (в денежном или натуральном выражении) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоотдача отражает объем услуг на рубль основных фондов.

В стоимостном выражении фондоотдача рассчитывается по формуле:

ФО=Р/ОФ,

где Р –объем реализованных услуг (выручка от реализации услуг); ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов (основной деятельности гостиницы).

В натуральном выражении фондоотдача выражается следующим образом:

ФО=М/ОФ,

 где М – количество место-дней.

 Рост фондоотдачи свидетельствует об интенсивном развитии предприятия за счет введения усовершенствованного оборудования и новых форм организации труда, рациональном использовании основных фондов.

Фондоемкость определяется как величина, обратная фондоотдаче. Фондоемкость характеризует стоимость основных фондов, которые приходятся на рубль объема реализованных услуг. Фондоемкость рассчитывается по формуле:

ФЕ=ОФ/Р.

Показатели фондоотдачи и фондоемкости дополняются таким показателем, как фондовооруженность, характеризующим стоимость основных фондов в расчете на одного работника -

ФВ=ОФ/N,

где N – среднесписочная численность работников, чел.

Важным условием повышения эффективности использования основных фондов является превышение темпов роста фондоотдачи над темпами роста фондовооруженности.

Коэффициент эффективности использования основных фондов (КЭоф) характеризует величину прибыли на рубль основных фондов. Коэффициент эффективности использования основных фондов рассчитывается по формуле:

КЭОФ =П/ОФ,

где П- прибыль.

Этот показатель, выраженный в процентах, называется рентабельностью основных фондов ( R ОФ ) и рассчитывается по формуле:

RОФ=П/ОФ*100%

Фондоотдача основных фондов является главным показателем. Рост фондоемкости и фондовооруженности не всегда отражает положительные сдвиги использовании основных фондов, так как они могут быть следствием накопления неустановленного оборудования и расширения пассивной части основных фондов.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ – самостоятельное изучение

К нематериальным активам относятся объекты интеллектуального, имущественного, правового и рекламного значения, использование которых ограничено установленными на них правами владения. К ним относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программное и информационное обеспечение, права и привилегии, торговые марки, фирменные знаки, репутация (имидж) фирмы и т. п.

По характеру применения нематериальные активы схожи с основными фондами: они используются длительное время, приносят прибыль и с течением времени теряют свою стоимость, перенося ее на стоимость готовой продукции (услуг).

Особенностью нематериальных активов является сложность определения их реальной стоимости и потребительной стоимости, сроков службы и влияния на получаемую предприятием прибыль. Стоимость нематериальных активов включают в уставный капитал.

В стоимость нематериальных активов включаются цена их приобретения, расходы на оформление документов, освоение и ввод в эксплуатацию. Срок службы нематериальных активов, как правило, назначается условно, но не более 10 лет.

Различают следующие формы управления движением нематериальных активов-

- лицензирование;

- франчайзинг;

- инжиниринг;

- эккаунтинг.

Лицензирование — это выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций, то есть передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платеж Основными субъектами такого рода отношений выступают лицензиар (обладатель каких-либо определенных прав)и лицензиат (тот, которому такие права передаются на постоянной или временной основе). Лицензиар заключает соглашение с лицензиатом, по которому последнему могут передаваться права на использование технологий производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета, ноу-хау и т. д. в обмен на гонорар или лицензионный платеж.

Лицензиар — это собственник, владелец изобретения, патента, технологического или технического новшества, выдающий (продающий) другому лицу (лицензиату) лицензию, предоставляющую право использования этих нововведений в установленных договором пределах.

Лицензиат — это лицо, приобретающее у собственника патентов, технических или технологических новшеств, изобретений за соответствующую плату право пользоваться этими нововведениями в пределах, зафиксированых в лицензионном договоре.

Суть франчайзинга состоит в том, что крупная и респектабельная фирма (франчайзер) предоставляет малому предприятию, начинающему свой путь в бизнесе (франчайзи), право (франшизу) в течение определенного времени в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием уже отработанной и оправдавшей себя технологии, «ноу-хау», известной и популярной торговой марки, возможностей обучения персонала. Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведения рекламной кампании, берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья и материалов, оказывает помощь в организации управления бизнесом, а в отдельных случаях— непосредственную финансовую (в форме кредитов) или косвенную (в виде поручительств и гарантий) помощь. Все вопросы взаимоотношений франчайзера с франчайзи оговариваются в договоре.

Специфика предмета договора франчайзинга обусловливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться ими. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы и последующее оказание консультационных услуг.

Небольшое предприятие, используя помощь франчайзера, может в сравнительно короткие сроки начать свое дело, причем постоянная поддержка со стороны головного предприятия помогает успешно преодолеть трудности (особенно на начальном этапе функционирования). Помощь и поддержка со стороны франчайзера предоставляется за плату (роялти), которая может быть достаточно высокой.

Различают несколько типов и видов франчайзинга и франчайзинговых структур. Основными типами франчайзинга являются товарный, производственный, деловой, дочерний и конверсионный франчайзинг.

Товарный франчайзинг представляет собой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой

При производственном франчайзинге крупные компании в ряде случаев выдают лицензии другим компаниям или предприятиям на использование своего товарного знака или торговой марки при изготовлении продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса и (или) «ноу-хау».

Деловой франчайзинг имеет много общих черт с товарным франчайзингом и является наиболее популярным. В данном случае франчайзер продает лицензию на товарный знаки способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами, а также использование соответствующего «ноу-хау» к

Дочерний франчайзинг предполагает организацию независимого бизнеса под «патронажем» франчайзера.

Конверсионный франчайзинг характеризуется тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга.

Основными видами франчайзинга являются индивидуальный и региональный (территориальный).

При индивидуальном франчайзинге, являющемся наиболее распространенным его видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид бизнеса.

При региональном франчайзинге создаются двух- и трехуровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе (территории)и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера). 

Региональный франчайзинг подразделяется на следующие подвиды:

- франчайзинг с владением многими предприятиями развивается из индивидуального франчайзинга. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе;

- при субфранчайзинге головное предприятие имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений;

- развивающийся франчайзинг отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения.

Инжиниринг — это технико-экономические, правовые и прочие консультационные услуги по созданию предприятий, обоснованию внедрения новых видов оборудования и направлений хозяйственно-организационной деятельности. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования бизнес-плана, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции (услуг).

Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как повременная оплата специалистов, оплата фактических услуги фиксированного вознаграждения, процент от стоимости строительства или внедренческих мероприятий, оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуатации.

Эккаунтинг — это сфера предпринимательской деятельности, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом и оформлением различных видов информации (общей и финансовой). Общая информация— это местонахождение фирм, их телефоны (факсы, телексы, адреса в компьютерных сетях), биографические данные руководителей, структура компаний, их история, сведения о филиалах, дочерних предприятиях, списки банков, ведущих дела с данными, отзывы о компании, публикации о ней в прессе и т. п.

Финансовая информация — это данные балансов предприятий, показатели устойчивости их финансового положения, размеры получаемых (предоставляемых) кредитов, информация по исполнению платежей, данные об участии предприятий в судебных разбирательствах и арбитраже.

В туристской отрасли особое значение имеет туристско-потребительская информация — названия турфирм и их партнеров, их телефоны, факсы, адреса, виды разрабатываемых и продаваемых туров, цены, объемы продаж, условия проживания, отзывы клиентов, публикации в печати, рейтинги компаний и т. д.

Информация предоставляется эккаунтинговыми фирмами в виде бизнес-справок и отчетов за определенное вознаграждение.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.