Тема 6. Возникновение и развитие психики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении и развитии психики. Раздражимость и чувствительность. Понятие биотических и абиотических раздражителей. Объективный критерий психического. Условие возникновения психического отражения. Сенсорная и перцептивная психика в работах А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри. Активность и субъективность психики. Отражающий характер психики. Мозг и окружающий мир как составляющие психики. Основные функции психики. Обеспечение адаптации к условиям внешней среды – интегративная функция психики. Формы психического отражения. Физическое, биологическое и психическое отражение.

Психика и поведение животных, уровни поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Ориентировочно - исследовательская деятельность животных как основа интеллектуального поведения. Соотношение инстинктивного, приобретенного и интеллектуального поведения. Развитие психики и эволюция нервной системы [20].

Качественное своеобразие психики человека, ее отличие от психики животных. Возникновение и развитие сознания. Сознание как высший уровень психического отражения. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций. Составные части концепции: человек и природа, человек и его собственная психика, генетические аспекты. Интериоризация. Произвольность, социальность и опосредованность ВПФ как отличие от низших психических функций. Усвоение общественно-исторического опыта как путь развития человека.

 

 

Раздел 2. Психические процессы.

Тема 7. Ощущение

Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Рефлекторная природа ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Анализаторы как органы ощущений, их общее строение и функции. Классификация ощущений. Виды ощущений. Систематическая классификация ощущений А.Р. Лурии. Интероцептивные, экстероцептивные, проприоцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Генетическая классификация ощущений: протопатические и эпикритические ощущения. Психофизика ощущений. Закон Вебера-Фехнера. Специфика зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений.

Основные свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность). Чувствительность и ее измерение. Пороги чувствительности (нижний, верхний, разностный). Общие закономерности ощущений (адаптация, сенсибилизация, синестезия и др.). Компенсаторные возможности ощущений. Совершенствование ощущений в процессе упражнения. Методы и методики изучения ощущений.

 

 

Тема 8. Восприятие

Общее представление о восприятии. Феноменология восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Рефлекторная основа восприятия по И.П. Павлову. Восприятие как деятельность. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Восприятие как сложный перцептивный процесс.

Основные свойства перцептивных образов. Константность и предметность восприятия. Целостность и структурность восприятия. Осмысленность и активность. Явление апперцепции. Понятие об иллюзии восприятия. Теории восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.

Виды восприятия. Классификация по модальности. Классификация по форме существования материи. Восприятия пространства, движения и времени. Нарушения восприятия (иллюзии и галлюцинации). Специфика развития восприятия. Методики диагностики перцептивных способностей, процедуры получения и обработки данных.

Индивидуальные различия в восприятии. Синтетический и аналитический типы восприятия. Описательный и объяснительный типы восприятия. Объективные и субъективные типы восприятия. Наблюдательность.

Соотношение объекта и фона в восприятии. Легкость выделения предмета из фона.

Пространственные свойства предметов: величина, форма, положение в пространстве.

Факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета. Константность и контрастность предметов. Механизмы бинокулярного зрения. Понятие о конвергенции и дивергенции глаз. Механизмы восприятия времени. Понятие о временных отрезках. Необратимость времени. Локализация времени. Длительность и последовательность событий. Субъективный и объективно-условные аспекты времени.

 

Тема 9. Внимание

Общее представление о внимании. Место внимания в структуре познавательной деятельности. Внимание как психический феномен. Направленность и сосредоточенность внимания. Внимание и сознание. Теории внимания. Классификация теорий внимания по Н.Н. Ланге. Внимание как результат двигательного приспособления. Внимание как результат ограниченности сознания. Внимание как результат эмоции, апперцепции. Теория внимания Т. Рибо. Концепция установки Д.Н. Узнадзе. Виды и свойства внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Социальные факторы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Основные свойства внимания. Устойчивость внимания и его основные условия. Концентрация и распределение внимания. Переключаемость и объем внимания. Отвлекаемость, ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Физиологические механизмы внимания. Понятие доминанты и её роль во внимании (концепция А.А. Ухтомского). Роль ретикулярной формации в активизации внимания. Исследования внимания в когнитивной психологии. Экспериментальные исследования внимания. Внимание как внутренний контроль (П.Я. Гальперин) [7].

Внимание и деятельность. Развитие внимания. Условия сохранения и поддержания внимания. Специфика использования корректурной пробы таблиц Бурдона, Крепелина, Шульте, методики Мюнстерберга и других методов диагностики свойств внимания.

 

 



Тема 10. Память

Общее представление о памяти. Роль памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Основные процессы памяти и их особенности. Виды памяти. Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления материала. Двигательная память. Образная память. Эмоциональная и словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, оперативная и долговременная память.

Основные процессы памяти. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Метод повторения. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Основные формы забывания. Способы замедления процессов забывания. Явление реминисценции. Исследование явления ретроактивного торможения. Понятие о ретроградной амнезии.

       Индивидуальные особенности памяти. Различия в продуктивности заучивания. Исследования феноменальной памяти, проведенные А.Р. Лурией. Типы памяти. Зрительная память. Слуховая память. Смешанные типы памяти. Зависимость типа памяти от особенностей воспитания. Аномалии памяти. Амнезия. Прогрессирующая амнезия.

Теории памяти. Исследования памяти в когнитивной психологии. Проблемы механизмов памяти (ассоциативная, нейрофизиологическая, биохимическая концепции памяти). Понятие об ассоциациях. Труды Аристотеля. Ассоциативная психология Д.Юма, У. Джемса, Г. Спенсера. Экспериментальные исследования закономерностей проявления ассоциаций Г. Эббингауза: значимость событий для ассоциаций, «эффект края», закон забывания. Проблема памяти в гештальтпсихологии. Квазипотребность. Память и деятельность. Память и научение. Память как высшая психическая функция. Развитие и тренировка памяти. Принципы организации памяти. Методы диагностики: «Пиктограмма», «Методика 10 слов» (изучение типа памяти, определение объема памяти и др.). Закономерности памяти: реминисценция, эффект Зейгарник.

 

 

Тема 11. Мышление

Предмет и методы исследования в психологии мышления. Основные подходы к изучению мышления. Специфика и роль мышления. Механизмы мышления. Теории мышления. Изучение мышления как познавательного процесса. Виды мышления. Основные этапы мышления. Исследования мышления с позиций деятельностного подхода. Воображение и творческое мышление. Творческая личность. Мышление и интеллект, структура интеллекта, фило-, социо- и онтогенез мышления. Развитие понятийного мышления.

Основные характеристики мышления. Проблемность мышления. Связь мышления с речью. Опосредованность и обобщенность мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Понятийное, образное, наглядно образное мышление, наглядно-действенное мышление. Дискурсивное и интуитивное мышление. Репродуктивное и продуктивное мышление.

Основные формы мышления. Понятие. Общие и единичные понятия. Суждение. Истинные и ложные суждения. Умозаключение как высшая форма мышления.

Основные виды умственных операций: анализ, синтез, сравнение. Конкретизация как процесс представления единичного. Абстракция как процесс отвлечения. Понятие дедукции.

Язык, сознание и мышление. Индивидуально личностная характеристика мышления (самостоятельность, гибкость мышления, быстрота мышления). Методики диагностики мышления. Исследования вербального и невербального интеллекта (Д. Векслер, Р. Амтхауэр, Д.Равен). Методики диагностики умственных способностей (АСТУР, КОТ). Диагностика креативности. Понятие об интеллекте. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Стадия сенсомоторного интеллекта. Стадия операционального мышления. Стадия конкретных операций с предметами. Стадия формальных операций. Проблема мышления в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и др. Экспериментальная концепция Дж. Гилфорда [4].

Условия творческого мышления. Критическое и творческое мышление.

 

 

Тема 12. Воображение

Общая характеристика, сущность и роль воображения. Воображение и мышление. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Механизмы воображения. Связь воображения с регуляцией органических процессов. Теоретические подходы к проблеме воображения. Роль воображения. Воображение как основа творчества. Функции воображения. Регуляция эмоционального состояния и поведения. Планирование и программирование внутреннего плана действий. Физиологический механизм воображения. Сущность воображения. Факторы, влияющие на воображение. Богатство опыта, особенности нервной деятельности, их влияние на механизм воображения. Виды воображения: пассивное и активное, непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Мечта как процесс воображения.

Приемы воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация и др. Индивидуальные особенности воображения. Различия между людьми по степени развития воображения и по типу представлений, они оперируют чаще всего. Основные типы воображения. Зрительные, слуховые типы воображения. Г. Уоллес, стадии процесса творчества. Зарождение идеи, созревание и озарение. Роль воображения в художественном и научном творчестве. Этапы творчества. Методы изучения воображения. Развитие воображения [20].

Тема 13. Речь

Речь и речевая деятельность, ее роль в развитии человека. Речь и язык. Язык как система условных символов. Речь как процесс словесного общения, лексический, грамматический и фонетический состав языка. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная речь, звуковая речь, письменная. Физиологические основы речи. Центральные и периферические системы речи. Центры Вернике и Брока. Функции речи. Механизмы порождения и понимания речи. Виды речи и их психологическая характеристика. Речь внутренняя и внешняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая. Основные свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, воздейственность. Теории речи. Развитие речи в онтогенезе. Соотношение врожденных и сформированных структур речи, Теория научения. Теория специфических задатков Н. Хомского. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Теория Л.С. Выготского. Психосемантика. Вербальное и невербальное общение. Методы изучения речи [5].

 

Тема 14. Эмоции и чувства

Назначение и виды эмоциональных процессов. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Эмоции как переживание отношений, возникающие в данный момент. Чувства как обобщение многих эмоций. Основные характеристики эмоций. Субъективность и амбивалентность эмоций. Динамичность и неопределенность эмоций. Астенические и стенические проявления эмоций. Связь эмоций с познавательными и органическими процессами. Основные направления развития представлений об эмоциях. Экспериментальные исследования эмоций (Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, Л. Фестингера, П.Л. Симонова).

Функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, оценочная и др.). Классификация и виды эмоций (эмоциональный тон, настроение, аффект, страсть).

Фрустрация как механизм формирования эмоций. Настроение как общее эмоциональное состояние человека. Факторы, влияющие на настроение. Стресс как состояние напряжения. Основные характеристики аффекта. Причины и профилактика депрессии. Основные формы эмоций по К. Изард. Интерес, радость, страдание, гнев и др. эмоции. [13]. Свойства эмоций: окраска эмоций, знак эмоций, интенсивность и длительность эмоций. Основные особенности эмоций: эмоциональная направленность личности по В.В. Додонову, тест Люшера и др.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.