Основные методы анализа полученных результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Завершающая стадия конкретного социологического исследования предполагает обработку и интерпретацию данных, полученных в ходе исследования. Обработка данных предполагает процедуру проверки и кодирования (унификация и формализация) заполненного инструментария. Кодировке подлежат, в первую очередь, открытые вопросы и пропущенные значения. Далее необходимо перевести собранные данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследователя, т.е создать переменные. И на основании статистического анализа, позволяющего выявить зависимости и закономерности, сделать соответствующие выводы и обобщения.

Одним из главных этапов обработки первичной социологической информации является обобщение. Наиболее часто используемой формой обобщения является группировка, которая представляет собой объединение единиц объекта по существенным признакам в однородные совокупности. Группировка данных позволяет исследователю сравнивать, анализировать социальные явления и факты.

Основные виды группировки:

- табулирование, т. е построение статистических таблиц;

- шкалирование , т.е группировка на основе разработанной заранее шкалы;

- ранжирование, группировка по возрастающему или убывающему признаку;

- группировка на основе суммирования однородных признаков;

- перекрестная группировка- (кросстабуляция)- распределение объектов по классам, образованным пересечением классов по каждому отдельно взятому критерию, например поло- возрастно- образовательная структура населения;

- структурная группировка. когда классификация производится по основным признакам, присущим для всей выборочной совокупности;

- типологическая группировка выделяется по субъективному признаку, например, отношению респондентов Единому Государственному Экзамену;

- аналитическая, при которой выделяются взаимосвязи между двумя или более признаками (связь между возрастом человека и частотой пользования интернетом).

При анализе социологической информации в конкретных социологических исследованиях используются статистические и математические методы, с помощью которых выводят средние арифметические показатели, проценты, индексы, строятся таблицы, графики.

Следующим этапом анализа данных является их интерпретация. Здесь числовые величины, полученные в ходе исследования (проценты, среднеарифметическая и т.д.) превращаются в социологические данные, получившие оценку путем их соотнесения с целями и задачами исследования, т.е происходит превращение социологических данных в показатели.  

В процессе логического анализа среднеарифметических величин в социологические показатели происходит проверка гипотез исследования. Именно интерпретация данных позволяет подтвердить или опровергнуть ранее выдвигаемые гипотезы.   

 

4.2. Оформление отчета о результатах

конкретного социологического исследования

 

Итоговым документом, проведенного конкретного социологического исследования является отчет о проведенном исследовании. Отчет –это результат анализа и интерпретации социологических данных, который содержит информацию выводы и рекомендации, следовательно это документ как практического, так и теоретического значения.

При написании отчета рекомендуется придерживаться следующей структуры: 1

1) краткое обоснование актуальности исследовательской проблемы

и характеристика исследования (выборка, репрезентативность данных,

методы сбора информации);

2) характеристика объекта исследования по социально-

демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.);

3) ответы на сформулированные в исследовании гипотезы

4) общие выводы, а также рекомендации.

Главным компонентом отчета является представление цифрового материала, но само по себе цифровая информация не несет содержания, она приобретает смысл в контексте интерпретаций и рассуждений исследователя. Все количественные данные рекомендуется представить в приложениях, а в основном тексте делать сводные таблицы, представлять в гистограммах, диаграммах и т.п. Это позволяет сосредоточиться на существенных моментах, упуская второстепенные, также это способствует наиболее полному восприятию информации в доступной и разнообразной форме.

Таблицы более компактны, чем описания и с их помощью удобно делать сравнения. Если анализируется распределение ответов на вопрос, есть смысл привести формулировку вопроса, в таблице указать число опрошенных, варианты ответов и распределение ответов в процентах. Ниже (Таблица №1) приведен примерный анализа таблицы в отчете.

Пример 1. Молодежь во все времена была самой мобильной частью общества. В современном обществе перспектива развития малого города также напрямую связана с закреплением в родных городах молодого поколения. Оценить настроения молодежи  по поводу дальнейшего проживания в родном городе позволяет таблица 1. Из таблицы видно, что миграция молодежи из нашего городов приобретает массовый характер. Около половины респондентов планируют уехать из города либо в ближайшее время, либо в перспективе. Молодых людей твердо решивших связать свою дальнейшую судьбу с родным городом оказалось около четверти. Окончательно не определились с дальнейшим выбором 26% респондентов, очевидно, выбор будет сделан исходя из возможных жизненных перспектив (наличия престижной работы, перспективы создания семьи и т.д.). Мужчины всех возрастных когорт оказались большими патриотами города, чем женщины, 65% которых мечтают скорее уехать.

Таблица 1

«Связываете ли Вы свою дальнейшую судьбу с нашим городом?» (в %%)

Варианты ответов

В среднем

пол

возраст

№   М Ж 18-21 22-25 26-30 1 Хочу прожить в нашем городе всю жизнь 19 21 11 11 28 19 2 Закончу образование и вернусь в город 7 8 0 9 10 4 - 3 Скорее всего, останусь жить в городе 26 24 15 14 36 31 4 Пока не знаю, но планирую уехать 24 23 45 42 12 19 5 Уеду при первой возможности 24 23 20 23 20 31 Итого 100 100 100 100 100 100

 

Так выглядят цифровые значения из таблицы №1 в диаграмме. В диаграмме все наглядно и поэтому более убедительно, следовательно, в отчетах предпочтительнее использовать диаграммы, графики и т.п.

Чтобы избежать монотонности часть данных имеет смысл приводить в процентах, часть описывать словами, - например, «В результате исследования выяснилось, что почти одна третья часть опрошенных студентов негативно относится к введению бально- рейтинговой системы и только 16% опрошенных отметили свое позитивное отношение к БРС, так- как стали лучше готовиться к занятиям».

Пример 2. Важнейшей частью эффективной работы рекламной фирмы является реклама в СМИ и другие источники информации о деятельности отдела наружной рекламы. Ответы клиентов рекламной фирмы об источниках получения информации о фирме (рис. 3), показали полную неэффективность целенаправленного воздействия на клиентов (ни один клиент не назвал рекламу данной фирмы в средствах массовой информации в качестве источника знаний о ней). 

Наибольшее количество (58%) обратившихся в отдел наружной рекламы получили информацию от постоянных клиентов, что может свидетельствовать, во-первых, о недоверии клиентов официальным источникам информации; во-вторых, он указывает на хорошие отзывы постоянных клиента и положительные рекомендации своим знакомым об отделе.

Около одной трети клиентов случайно узнала о рекламной фирме. Достаточно большое количество (14%), обратившихся к услугам фирмы также может быть отнесена к лицам случайно узнавшим об отделе наружной рекламы, так- как это клиенты пришедшие заказывать полиграфическую продукцию, которым также была необходима (или заинтересовала) продукция наружной рекламы. Они заказали бы ее в другой рекламной фирме, но так как и отдел полиграфии, и наружной рекламы данной фирмы находится в одном месте, происходит экономия времени клиента, что является позитивным моментом работы всей фирмы.

В целом, исходя из ответов клиентов об источниках информации деятельности отдела наружной рекламы данного агентства, надо признать ее низкую эффективность, что может отразиться на конкурентоспособности фирмы на рынке рекламных услуг.

Рис.2 Источник информации о рекламной фирме

 

 

 


Пример 3.У современной молодежи оказалось огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось работой на садовых участках, стройотрядами, различного рода мероприятиями и сборами, кружками по интересам, т.е. досуг молодежи был организован). У большинства молодежи, согласно нашему исследованию есть стремление к активным формам досуга. На наш вопрос: «Какой отдых Вы предпочитаете? большинство (53%) ответили «Активный отдых», молодежь во все времена предпочитала активный досуг, поэтому результат оказался ожидаемым.     

Вполне понятно, что причиной не занятости молодежи является то, что в рыночных условиях сократилась доступность учреждений соцкультбыта и спортивных площадок. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств, привело к резкому их сокращению, и как результат, 37% отдали предпочтение самому доступному виду отдыха- компьютерному.

 

Рисунок № 3 распределение ответов респондентов на вопрос:

                    «Какой досуг Вы предпочитаете?»)

 

 

 

Иногда, в отчете (или в приложении к отчету) целесообразно привести высказывания респондентов, полученные в открытых вопросах.

Пример 4. Некоторые мнения жильцов на положение дел в УК ЖКХ (сохранена стилистика и риторика жильцов, высказавших свое мнение).


Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.