Основные методы сбора первичной информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. В повседневной жизни, например, мы легко используем понятия «всегда», «никогда» или «очень часто», но такого рода оценки остаются субъективными и относительными, пока они полностью зависят от того, кто оценивает и какие события подвергаются оценке.

Важным моментом на этапе подготовки исследования и в период сбора первичной информации является разработка инструментария: бланков интервью, анкет, дневников наблюдений, учетных карточек и т.д.

Чтобы сделать такого рода оценки более сравнимыми и объективными, в науке используются статистические критерии и методы статистического оценивания, позволяющие судить о вероятности реализации определенного события, о сугубо случайном или, наоборот, закономерном характере полученного результата.

По содержанию, направленности, формам и способам конкретно-социологические исследования чрезвычайно разнообразны, поэтому существует довольно много видов таких исследований, их определений и типологий. Так, например, в зависимости от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных исследования подразделяются на следующие виды: пилотажные, описательные и аналитические. По частоте проведения выделяют разовые и повторные социологические опросы населения.

 

Опрос

Опрос – наиболее часто используемый метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования. Массовый опрос является наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества.

По способу получения информации и ее интерпретации принято различать следующие виды опроса:

 1) анкетирование (когда опросный лист напечатан и непосредственно или опосредованно – через почту, прессу – вручается респонденту для заполнения);

 2) социологическое интервью (наиболее гибкая форма работы с респондентом), основанная на непосредственной (очной) или заочной (телефонное интервью) беседе социолога и респондента по заданной проблеме;

3) экспертный опрос (когда в качестве респондентов выступают эксперты).

 Метод опроса является одним из самых распространенных и эффективных способов получения универсальной информации объективного и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентирах). Главное достоинство данного метода в оперативности и репрезентативности, но этот метод не универсален.

Следует помнить, что, используя опросный метод при изучении сферы общественного сознания, мы получаем информацию о социальных явлениях только в том виде, в котором они отражены в сознании людей. Следовательно, на качество информации влияют, с одной стороны, факторы, связанные с личностью самого респондента (уровень образования, его настроение, темперамент, мировоззрение и т.п.), а с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (заинтересованность, такт, профессионализма в составлении опросного листа).

На результаты исследования негативно влияет присутствие при опросах посторонних лиц (особенно вышестоящего руководства), неудачно выбранное время и место, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры опроса.

 

 

 2.3.2. Анкетирование

Анкетирование – процедура заполнения анкеты респондентом. Качество получаемой в ходе опроса информации во многом зависит, как отмечалось выше, от правильной организации работы анкетёра (человека, проводящего анкетный опрос). Анкетёр должен осознавать личную ответственность за проведению опроса. Перед началом опроса задача анкетёра – настроить людей на заинтересованное участие: ознакомить опрашиваемых с общими задачами и процедурами заполнения анкеты, установить контакт с респондентом. Необходимо обратить внимание респондента на анонимность, проводимого исследования. Вместе с тем, от искренности ответов, аккуратности, полноты заполнения анкет зависит практический успех исследования. Ответы на вопросы анкеты должны заполняться обязательно ручкой.

После возвращение анкеты необходимо внимательно проверить правильность технического заполнения опрашиваемым ответа на каждый вопрос анкеты. Ни один вопрос анкеты не должен оставаться без ответа. Если в процессе проверки выяснилось, что на некоторые вопросы респондент не дал ответа необходимо попросить заполнить пропуски, дополнительно разъяснить суть вопроса, если респондент их не понял.

Для минимизации факторов, негативно влияющих на результаты опроса, следует составить опросный лист адекватный исследовательским задачам, сформулированным программой социологического исследования. Важна также доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам в опросных листах (анкетах).

Анкета – социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, со сформулированными целями и задачами исследованиями. Анкета состоит из введения, основной части, паспортички (демографический блок). Во введении содержится обращение к респонденту, излагаются цели исследования, указывается назначение результаты опроса, оговариваются правила заполнения и возврата анкеты, дается гарантия анонимности.

Основная часть анкеты содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о статусе респондента, например пол, возраст, образование, место жительства и др.

Количество вопросов зависит от целей исследования. При проведении оперативных социологических исследований оптимальным объемом опросника считается 10-15 вопросов. Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию на микровыборке.

Классификация вопросов

По содержанию вопросы подразделяются на вопросы о событиях и фактах; о мотивах, оценках, мнениях.

По форме: прямые и косвенные.

По функциям: основные, ловушки, контрольные.

По структуре: открытые  и закрытые.   

 Открытые вопросы предоставляют право респонденту свободно формулировать варианты ответов и применяются в том случае, если познавательная задача заключается в получении данных о структуре представлений по проблеме, ассоциациях респондента и способности формулировать свое мнение и аргументировать свой вариант ответа. Здесь возникает сложность со статистической обработкой открытых вопросов (необходима предварительная кодификация вариантов ответа).

Закрытые вопросы представляют собой ситуацию, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых необходимо сделать выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления. В данном случае исследователь может строже интерпретировать ответ, сокращая время на обработку таких вопросов и заполнение анкеты респондентами (см. Приложение 2, вопрос №1)

Полузакрытые вопросы – дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос. Для этого вместе с перечнем вариантов ответа на вопрос оставляют еще свободные строки, в которых респондент может вписывать свой вариант ответа (см. Приложение 2, вопросы № 3, 4).

 

Интервью

 

Интервью – наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий получение информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом (по определенному плану). Способ регистрации данных зависит от вида интервью. При включенных наблюдениях чаще всего используется метод неформального интервью – это свободный диалог на определенную тему, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте общения и фиксация ответов нестандартизирована.

Полуформализованное интервью: в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные – наводящие и уточняющие.

Формализованные вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек (закрытых вопросов), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.

Пример:

Тема: «Влияние формы собственности, организации и оплаты труда на самочувствие работников предприятий малого бизнеса».

 

1. В чем Вы видите преимущества форм организации и оплаты труда на предприятиях малого бизнеса? (открытый вопрос)

 

2. Много ли людей в Вашем коллективе довольны...? (закрытый вопрос)

 - почти все

- больше половины

- меньше половины

- очень немногие

 

3. В чем Вы видите недостатки этой системы? (открытый вопрос)

4. Некоторые люди говорят… А Вы как считаете? (закрытый вопрос)

- совершенно согласен с ними

- согласен в целом

- согласен, но не совсем

- не согласен с ними

- совершенно не согласен с ними

 

5. В какой мере Вы удовлетворены...? (закрытый вопрос)

- удовлетворен полностью

- скорее удовлетворен

- скорее не удовлетворен

- не удовлетворен

- затрудняюсь ответить

 

6. 6. Как Вы думаете, что следует сделать, чтобы улучшить самочувствие работников на вашем предприятии? (открытый вопрос)

2.3.4. Анализ документов

 

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

Документ в современном обществе – важнейшее средство оформления, фиксации, сохранения, передачи информации. Для отдельных людей – это свидетельство о рождении, паспорт, диплом и т.д. Для семьи – это свидетельство о браке, для организаций – устав, для партий – программа и т.д. Таким образом, круг документов, содержащих социально значимую информацию настолько широк и разнообразен, что практически любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. Приступая к исследованию, необходимо предварительно изучить официальные статистические данные – отчеты и публикации Госкомстата и соответствующих региональных и местных отделов статистики, отчеты, решения официальных органов, законодательства, указов президента, распоряжений и решений местных органов власти, публикаций в средствах массовой информации.

Анализируя документы, следует иметь в виду, что документы официального характера имеют большую надежность, чем неофициальные, а некоторые документы личного плана (автобиографии, мемуары) могут иметь тенденциозный характер. Важнейшим источником социологической информации являются документы, специально созданные для исследовательских целей: опросные листы, анкеты, бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений, данные контент-анализа, выраженные в форме отчета.

Таким образом, при исследовании различных социальных процессов и явлений и при решении различных исследовательских задач требуется подбирать именно такие документы, которые глубже, точнее и полнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствуют решаемой социологами исследовательской задаче.

 

2.3.5. Традиционный анализ данных и контент-анализ

 

Многообразие видов документов по-разному используется в социологических исследованиях, однако существуют два основных метода: первый – традиционный (классический), а второй – формализованный, но чаще его называют, контент-анализ (анализ содержания).

Традиционный анализ данных представляет собой совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Традиционный анализ документов позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе в ту форму, которая интересует исследователя. При этом необходимо  установить, кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном контексте создавался данный документ. Каково соотношение фактов, отраженных в доку­менте, с изучаемой социологами действительностью? Как отражаются на содержании документа взгляды, оценки, соци­альные и политические предпочтения автора, его статус и позиция? В поисках ответа на эти вопросы социолог, осуще­ствляющий традиционный анализ документа, получает воз­можность вникнуть в глубинный смысл изучаемого доку­мента, исчерпать его содержание и повернуть его в сторону, необходимую именно для данного конкретного исследования .

Контент-анализ. Применять контент-анализ начал еще в 19ЗО-х извест­ный социолог Г. Лассуэл в сфере политики и пропаганды, но широкое распространение этот метод получил в 1950-х гг. Этот вид анализа данных был ориентирован на извлечение социологической ин­формации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традицион­ному интуитивному анализу. Он основан на выявлении опре­деленной совокупности количественных, статистических ха­рактеристик текстов (или сообщений). При этом предполага­ется, что количественные характеристики содержания изу­чаемых массивов документов отражают некоторые сущест­венные особенности изучаемых социальных явлений и про­цессов. Например, тематика телепередач, время, отводимое для тех или иных тем телевизионными компаниями, отража­ют в той или иной степени интересы зрительской аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обществе нормы их взаимодействия.

Процедура формализованного анализа данных заключается в выде­лении в изучаемом тексте определенных, интересующих ис­следователя элементов содержания, классификации выделен­ных элементов в соответствии с концептуальной схемой ис­следования, последующем их подсчете и количественном анализе.

В социологических исследованиях используются два ви­да контент-анализа, различающиеся в зависимости от харак­тера представления содержания текста: качественный и коли­чественный. Качественный контент-анализ основан на исполь­зовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания тек­ста вне зависимости от частоты встречаемо­сти каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача ­получить количественную характеристику содержания изу­чаемого текста.

Категориальная модель предмета анализа включает в себя параметры и категории анализа, отражающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и аспекты, соответствующие целям и задачам социологического иссле­дования. При этом параметры анализа соответствуют призна­ку объекта исследования, а категория анализа - значению данного признака. Например, в процедуре контент-анализа, проводимого социологом в рамках исследовательского проек­та "Активизация экономического поведения различных групп населения города", одним из существующих параметров является тема "предпринимательство". А категориями кон­тент-анализа данной темы в различных видах документов – законах о развитии предпринимательства, статистических материалах, публикациях в прессе и т.п. - будут такие поня­тия, как "предприниматель", "средний бизнес", "малый биз­нес", "рынок капиталов", "рынок товаров" и т.п.

 

Наблюдение

Наблюдение дает первичную информацию об объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. Применение данного метода требует учета ряда особенностей. Во- первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом, так- как наблюдатель зачастую является частью изучаемой совокупности и это обстоятельство мешает объективной оценке социальных объектов. Во- вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, пристрастий, эмоций. В- третьих, социологическое наблюдение всегда является селективным, т.е избирательным, направленным на определенные объекты, которые определяются целями и задачами исследования, при этом не учитываются другие объекты. И наконец, в социологии, в отличие от других наук, трудно провести повторное наблюдение, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются циклические события, например, участие в избирательных компаниях. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное наблюдение может обеспечить наблюдателя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами.

В зависимости от целей и задач осуществляемого социологического наблюдение положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения.

1. Нестандартизированное наблюдение, при котором определен только объект наблюдения, но не определенно, какие именно элементы изучаемого объекта он будет наблюдать. Применяется, как правило, на начальной стадии соц. исследования с целью определения проблемной ситуации.

2. Стандартизированное наблюдение, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей.

3. Внешнее (не включенное) наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Наблюдатель в этом случае не вмешивается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, он просто регистрирует происходящее под углом зрения целей и задач исследования.

4. Включенное наблюдение- это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

 

Социометрия

Социометрия – метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах. Для проведения социометрических исследований с целью выявления неформальных установок, оценок, предпочтений, отношений и желаний людей, проявляемых ими в отношении других членов малых групп, используется социометрический тест. Социометрическое тестирование проводится по одному или нескольким критериям, посредством которых при анализе ответов на стандартизированные вопросы о желании, предпочтении и возможности взаимодействия с теми или иными людьми устанавливаются сопоставимые выборы людьми друг друга, выражающиеся в форме положительного выбора (положительного) и отрицательного выбора (отвержения). Это позволяет сфокусировать исследование на изучении динамических эмоциональных структур и, в конечном счете, на выявлении и диагностике социоэмоциональной напряженности, конфликтности и ее последствий. Метод может быть использован при формировании бригад рабочих, требующих работы в парах, при организации деятельности в школьных классах и учебных группах, так как количество выборов позволяет выявить неформальных лидеров и скорректировать формальные и неформальные отношения.

ГЛАВА 3.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.