Зав. кафедрой социологии, экономики и менеджмента, к.с.н
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Минкина Р.Ф. Методика и техника проведения конкретных социологических исследований / Учебно-методическое пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2009. – 32 с.

 

 

Учебно-методическое пособие «Методика и техника проведения конкретных социологических исследований» предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 080507 «Менеджмент организации», 151000 «Технология машиностроения».

В данное пособие включены теоретические вопросы методологии социологических исследований, практические рекомендации, а также образцы ведения документации.

Рецензенты: кафедра гуманитарного образования и социологии АГНИ

                                зав. кафедрой, д.с.н., профессор Рахимова Р.М.

Зав. кафедрой социологии, экономики и менеджмента, к.с.н.

Марченко Т.Г.

(Нижнекамский муниципальный институт)

    

Введение

В системе научного знания социологии отведено особое место: социология единственная из наук, изучающая общество в целом, позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события.

Пособие посвящено методике проведения социологических исследований, которые проводятся обычно с целью решения конкретной социальной проблемы. Этим они отличаются от фундаментального исследования, цель которого – приращение научно-теоретического знания.

Существуют два основных типа конкретно-социологических исследования. К первому из них относятся специализированные исследования по проблемам, требующим последовательных, часто долгосрочных управленческих воздействий на определенную сферу общественной жизни (например, проводимые в 90-х годах исследования ВЦИОМ по изучению социально-экономических механизмов активизации экономического поведения различных социологических групп в российском обществе). Ко второму типу конкретно-социологического исследования относятся те, которые проводятся по разовым запросам заказчиков; в качестве таковых могут выступать властные структуры, государственные организации и учреждения, предприятия, фирмы, общественные организации и т. п.

Таким образом, цель данного методического пособия - дать теоретические сведения о социологических исследованиях, о методике и технике организации эффективного социологического исследования, о сущности и функциональных возможностях существующих методов социологических исследований; о специфике методики и техники в прикладных эмпирических исследованиях.

Студенты, успешно освоившие представленный в пособии материал должны уметь:

· самостоятельно разрабатывать программу социологического исследования;

· осуществлять выбор и обоснование методов социологических исследований, в наибольшей степени соответствующих изучаемой проблеме;

· разрабатывать технологию сбора, обработки и анализа социологической информации;

· представлять научные рекомендации с той степенью конкретности, которая обеспечивает их последующее внедрение в практику;

· обосновывать социальную и экономическую эффективность социологических исследований;

· проводить полевые социологические исследования.               

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Менеджмент организации», «Технология машиностроения».

 

 

ГЛАВА 1.

Классификация проблем:

- гносеологические (недостатки познавательной литературы);

- предметные (реальные социальные противоречия);

- по носителю (стратификационные, демографические, семейные и др.);

- по масштабам (глобальные, региональные, локальные);

- по времени (краткосрочные, средне-, дальнесрочные);

- по глубине (одноплановые, комплексные, системные).

Формулировка проблемы - это результат осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Каковы причины конкретных социальных явлений, например: «Почему снизилась производительность труда в бригаде?», «Чем руководствуются выпускники школ при выборе профессии?»

Исследовательская проблема должна быть сформулирована в научных понятиях, т.е. исходя из известных систем теоретических знаний по данной проблеме и адекватно отражающих содержание вопроса. Например: «Проблема производительности труда в производственной бригаде», «Мотивы выбора будущей профессии выпускниками школ».

Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблемы путем:

- выделения объекта и предмета исследования;

- постановки целей и задач исследования;

- выдвижение гипотез, вариантов решения поставленной проблемы.

 

Построение гипотез

 

Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно, до проведения эмпирического исследования.

Гипотеза (от греческого – основание, предположение) форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, является формой предположения или допущения, в котором содержащиеся знания носят вероятностный характер, ставший предметом исследования.

Функционально гипотеза оформляется как предварительное объяснение некоторого явления или группы явлений. Логически формулируется по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определенную посылку. В этом смысле гипотеза выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы), и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы.

Примеры гипотез.

1) Объяснительная гипотеза: «Можно предположить, что потенциальным покупателем газеты является такой человек, которому в целом эта газета нравиться меньше, чем потенциальному подписчику. Следовательно, распределение на подписчиков и покупателей газет объясняется степенью интереса к газете».

 2) Описательная гипотеза: «В условиях демократизации общества резко возросло количество публикаций по исторической проблематике, которые во многом противоречат устоявшимся взглядам на те или иные исторические события, явления, факты. В связи с этим массовое историческое сознание является мозаичным, носит фрагментарный и противоречивый характер, в котором, с одной стороны, господствуют сложившиеся ранее взгляды, мнения, с другой стороны – пробивают дорогу новые оценки на общепринятые явления».

3) Гипотезы – следствия: «Успешность деятельности индивида во многом зависит не только от внешних условий, но и от личностных характеристик (некоммуникабельность, агрессивность и т. д.). Следовательно, в рамках семейных отношений можно предположить, что успешность брака зависит от личных качеств каждого супруга: во-первых, чем агрессивнее супруг или супруга, тем выше вероятность развода; во-вторых, чем ригиднее привычки супругов, тем менее устойчив их брак».    

 

Глава 2.

Определение объема выборки

Объем генеральной совокупности Объем выборочной совокупности, чел.
500 222
1 000 286
2 000 333
3 000 350
4 000 360
5 000 370
             10 000 385
            100 000 390
Более 100 000 400

 

Традиционно выделяют два основных класса ошибок: систематические и случайные. Под систе­матическими ошибками понимают такие ошибки и погрешности, природа и характер которых суже­ны, а результаты измерения могут быть уточнены путем внесения поправок. Случайными являются ошибки, которые при повторных измерениях при­нимают различные положитель­ные или отрицательные значения. О случайных ошибках речь может идти только тогда, когда помимо основных у нас имеются и дополнительно проведенные исследования. Следовательно, ошибка репрезентации - различие между ха­рактеристиками генеральной и выборочной со­вокупностями.

 

2.2. Виды и методы выборки.

 

Опрос

Опрос – наиболее часто используемый метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования. Массовый опрос является наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества.

По способу получения информации и ее интерпретации принято различать следующие виды опроса:

 1) анкетирование (когда опросный лист напечатан и непосредственно или опосредованно – через почту, прессу – вручается респонденту для заполнения);

 2) социологическое интервью (наиболее гибкая форма работы с респондентом), основанная на непосредственной (очной) или заочной (телефонное интервью) беседе социолога и респондента по заданной проблеме;

3) экспертный опрос (когда в качестве респондентов выступают эксперты).

 Метод опроса является одним из самых распространенных и эффективных способов получения универсальной информации объективного и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентирах). Главное достоинство данного метода в оперативности и репрезентативности, но этот метод не универсален.

Следует помнить, что, используя опросный метод при изучении сферы общественного сознания, мы получаем информацию о социальных явлениях только в том виде, в котором они отражены в сознании людей. Следовательно, на качество информации влияют, с одной стороны, факторы, связанные с личностью самого респондента (уровень образования, его настроение, темперамент, мировоззрение и т.п.), а с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (заинтересованность, такт, профессионализма в составлении опросного листа).

На результаты исследования негативно влияет присутствие при опросах посторонних лиц (особенно вышестоящего руководства), неудачно выбранное время и место, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры опроса.

 

 

 2.3.2. Анкетирование

Анкетирование – процедура заполнения анкеты респондентом. Качество получаемой в ходе опроса информации во многом зависит, как отмечалось выше, от правильной организации работы анкетёра (человека, проводящего анкетный опрос). Анкетёр должен осознавать личную ответственность за проведению опроса. Перед началом опроса задача анкетёра – настроить людей на заинтересованное участие: ознакомить опрашиваемых с общими задачами и процедурами заполнения анкеты, установить контакт с респондентом. Необходимо обратить внимание респондента на анонимность, проводимого исследования. Вместе с тем, от искренности ответов, аккуратности, полноты заполнения анкет зависит практический успех исследования. Ответы на вопросы анкеты должны заполняться обязательно ручкой.

После возвращение анкеты необходимо внимательно проверить правильность технического заполнения опрашиваемым ответа на каждый вопрос анкеты. Ни один вопрос анкеты не должен оставаться без ответа. Если в процессе проверки выяснилось, что на некоторые вопросы респондент не дал ответа необходимо попросить заполнить пропуски, дополнительно разъяснить суть вопроса, если респондент их не понял.

Для минимизации факторов, негативно влияющих на результаты опроса, следует составить опросный лист адекватный исследовательским задачам, сформулированным программой социологического исследования. Важна также доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам в опросных листах (анкетах).

Анкета – социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, со сформулированными целями и задачами исследованиями. Анкета состоит из введения, основной части, паспортички (демографический блок). Во введении содержится обращение к респонденту, излагаются цели исследования, указывается назначение результаты опроса, оговариваются правила заполнения и возврата анкеты, дается гарантия анонимности.

Основная часть анкеты содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о статусе респондента, например пол, возраст, образование, место жительства и др.

Количество вопросов зависит от целей исследования. При проведении оперативных социологических исследований оптимальным объемом опросника считается 10-15 вопросов. Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию на микровыборке.

Классификация вопросов

По содержанию вопросы подразделяются на вопросы о событиях и фактах; о мотивах, оценках, мнениях.

По форме: прямые и косвенные.

По функциям: основные, ловушки, контрольные.

По структуре: открытые  и закрытые.   

 Открытые вопросы предоставляют право респонденту свободно формулировать варианты ответов и применяются в том случае, если познавательная задача заключается в получении данных о структуре представлений по проблеме, ассоциациях респондента и способности формулировать свое мнение и аргументировать свой вариант ответа. Здесь возникает сложность со статистической обработкой открытых вопросов (необходима предварительная кодификация вариантов ответа).

Закрытые вопросы представляют собой ситуацию, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых необходимо сделать выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления. В данном случае исследователь может строже интерпретировать ответ, сокращая время на обработку таких вопросов и заполнение анкеты респондентами (см. Приложение 2, вопрос №1)

Полузакрытые вопросы – дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос. Для этого вместе с перечнем вариантов ответа на вопрос оставляют еще свободные строки, в которых респондент может вписывать свой вариант ответа (см. Приложение 2, вопросы № 3, 4).

 

Интервью

 

Интервью – наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий получение информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом (по определенному плану). Способ регистрации данных зависит от вида интервью. При включенных наблюдениях чаще всего используется метод неформального интервью – это свободный диалог на определенную тему, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте общения и фиксация ответов нестандартизирована.

Полуформализованное интервью: в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные – наводящие и уточняющие.

Формализованные вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек (закрытых вопросов), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.

Пример:

Тема: «Влияние формы собственности, организации и оплаты труда на самочувствие работников предприятий малого бизнеса».

 

1. В чем Вы видите преимущества форм организации и оплаты труда на предприятиях малого бизнеса? (открытый вопрос)

 

2. Много ли людей в Вашем коллективе довольны...? (закрытый вопрос)

 - почти все

- больше половины

- меньше половины

- очень немногие

 

3. В чем Вы видите недостатки этой системы? (открытый вопрос)

4. Некоторые люди говорят… А Вы как считаете? (закрытый вопрос)

- совершенно согласен с ними

- согласен в целом

- согласен, но не совсем

- не согласен с ними

- совершенно не согласен с ними

 

5. В какой мере Вы удовлетворены...? (закрытый вопрос)

- удовлетворен полностью

- скорее удовлетворен

- скорее не удовлетворен

- не удовлетворен

- затрудняюсь ответить

 

6. 6. Как Вы думаете, что следует сделать, чтобы улучшить самочувствие работников на вашем предприятии? (открытый вопрос)

2.3.4. Анализ документов

 

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

Документ в современном обществе – важнейшее средство оформления, фиксации, сохранения, передачи информации. Для отдельных людей – это свидетельство о рождении, паспорт, диплом и т.д. Для семьи – это свидетельство о браке, для организаций – устав, для партий – программа и т.д. Таким образом, круг документов, содержащих социально значимую информацию настолько широк и разнообразен, что практически любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. Приступая к исследованию, необходимо предварительно изучить официальные статистические данные – отчеты и публикации Госкомстата и соответствующих региональных и местных отделов статистики, отчеты, решения официальных органов, законодательства, указов президента, распоряжений и решений местных органов власти, публикаций в средствах массовой информации.

Анализируя документы, следует иметь в виду, что документы официального характера имеют большую надежность, чем неофициальные, а некоторые документы личного плана (автобиографии, мемуары) могут иметь тенденциозный характер. Важнейшим источником социологической информации являются документы, специально созданные для исследовательских целей: опросные листы, анкеты, бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений, данные контент-анализа, выраженные в форме отчета.

Таким образом, при исследовании различных социальных процессов и явлений и при решении различных исследовательских задач требуется подбирать именно такие документы, которые глубже, точнее и полнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствуют решаемой социологами исследовательской задаче.

 

2.3.5. Традиционный анализ данных и контент-анализ

 

Многообразие видов документов по-разному используется в социологических исследованиях, однако существуют два основных метода: первый – традиционный (классический), а второй – формализованный, но чаще его называют, контент-анализ (анализ содержания).

Традиционный анализ данных представляет собой совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Традиционный анализ документов позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе в ту форму, которая интересует исследователя. При этом необходимо  установить, кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном контексте создавался данный документ. Каково соотношение фактов, отраженных в доку­менте, с изучаемой социологами действительностью? Как отражаются на содержании документа взгляды, оценки, соци­альные и политические предпочтения автора, его статус и позиция? В поисках ответа на эти вопросы социолог, осуще­ствляющий традиционный анализ документа, получает воз­можность вникнуть в глубинный смысл изучаемого доку­мента, исчерпать его содержание и повернуть его в сторону, необходимую именно для данного конкретного исследования .

Контент-анализ. Применять контент-анализ начал еще в 19ЗО-х извест­ный социолог Г. Лассуэл в сфере политики и пропаганды, но широкое распространение этот метод получил в 1950-х гг. Этот вид анализа данных был ориентирован на извлечение социологической ин­формации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традицион­ному интуитивному анализу. Он основан на выявлении опре­деленной совокупности количественных, статистических ха­рактеристик текстов (или сообщений). При этом предполага­ется, что количественные характеристики содержания изу­чаемых массивов документов отражают некоторые сущест­венные особенности изучаемых социальных явлений и про­цессов. Например, тематика телепередач, время, отводимое для тех или иных тем телевизионными компаниями, отража­ют в той или иной степени интересы зрительской аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обществе нормы их взаимодействия.

Процедура формализованного анализа данных заключается в выде­лении в изучаемом тексте определенных, интересующих ис­следователя элементов содержания, классификации выделен­ных элементов в соответствии с концептуальной схемой ис­следования, последующем их подсчете и количественном анализе.

В социологических исследованиях используются два ви­да контент-анализа, различающиеся в зависимости от харак­тера представления содержания текста: качественный и коли­чественный. Качественный контент-анализ основан на исполь­зовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания тек­ста вне зависимости от частоты встречаемо­сти каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача ­получить количественную характеристику содержания изу­чаемого текста.

Категориальная модель предмета анализа включает в себя параметры и категории анализа, отражающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и аспекты, соответствующие целям и задачам социологического иссле­дования. При этом параметры анализа соответствуют призна­ку объекта исследования, а категория анализа - значению данного признака. Например, в процедуре контент-анализа, проводимого социологом в рамках исследовательского проек­та "Активизация экономического поведения различных групп населения города", одним из существующих параметров является тема "предпринимательство". А категориями кон­тент-анализа данной темы в различных видах документов – законах о развитии предпринимательства, статистических материалах, публикациях в прессе и т.п. - будут такие поня­тия, как "предприниматель", "средний бизнес", "малый биз­нес", "рынок капиталов", "рынок товаров" и т.п.

 

Наблюдение

Наблюдение дает первичную информацию об объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. Применение данного метода требует учета ряда особенностей. Во- первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом, так- как наблюдатель зачастую является частью изучаемой совокупности и это обстоятельство мешает объективной оценке социальных объектов. Во- вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, пристрастий, эмоций. В- третьих, социологическое наблюдение всегда является селективным, т.е избирательным, направленным на определенные объекты, которые определяются целями и задачами исследования, при этом не учитываются другие объекты. И наконец, в социологии, в отличие от других наук, трудно провести повторное наблюдение, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются циклические события, например, участие в избирательных компаниях. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное наблюдение может обеспечить наблюдателя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами.

В зависимости от целей и задач осуществляемого социологического наблюдение положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения.

1. Нестандартизированное наблюдение, при котором определен только объект наблюдения, но не определенно, какие именно элементы изучаемого объекта он будет наблюдать. Применяется, как правило, на начальной стадии соц. исследования с целью определения проблемной ситуации.

2. Стандартизированное наблюдение, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей.

3. Внешнее (не включенное) наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Наблюдатель в этом случае не вмешивается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, он просто регистрирует происходящее под углом зрения целей и задач исследования.

4. Включенное наблюдение- это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

 

Социометрия

Социометрия – метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах. Для проведения социометрических исследований с целью выявления неформальных установок, оценок, предпочтений, отношений и желаний людей, проявляемых ими в отношении других членов малых групп, используется социометрический тест. Социометрическое тестирование проводится по одному или нескольким критериям, посредством которых при анализе ответов на стандартизированные вопросы о желании, предпочтении и возможности взаимодействия с теми или иными людьми устанавливаются сопоставимые выборы людьми друг друга, выражающиеся в форме положительного выбора (положительного) и отрицательного выбора (отвержения). Это позволяет сфокусировать исследование на изучении динамических эмоциональных структур и, в конечном счете, на выявлении и диагностике социоэмоциональной напряженности, конфликтности и ее последствий. Метод может быть использован при формировании бригад рабочих, требующих работы в парах, при организации деятельности в школьных классах и учебных группах, так как количество выборов позволяет выявить неформальных лидеров и скорректировать формальные и неформальные отношения.

ГЛАВА 3.

Первичные исследования

 

Пилотажные (разведывательные) исследования представляют собой пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества подготовленного инструмента для сбора первичной социологической информации, определение валидности, т.е. надежности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п. Такое исследование проводится по упрощенной программе и посредством сжатого по объему социологического инструментария. При этом необходимо стремиться, чтобы в состав выборки (т.е. совокупность людей подлежащих изучению) были включены все значимые для целей исследования представители различных групп респондентов. Чаще всего это так называемая квотная выборка.

Примером пилотажного исследования является предварительный этап глубоких масштабных исследований или сбор сведений об объекте исследования для ориентации в предмете исследования, когда предмет социологического исследования мало изучен. Для получения оперативных социологических данных используется такая разновидность пилотажного исследования как экспресс-опрос. Экспресс- опросы нацелены на выявление отношения людей к актуальным общественно- политическим событиям, поэтому к таким опросам часто прибегают для оценки хода и результатов избирательных компаний.

Более сложным видом конкретного социологического исследования является описательное. Оно ориентировано на получение эмпирической социологической информации, дающей возможность социологу представить относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Описательные исследования проводятся по достаточно подробно разработанной программе, на базе апробированного инструментария.

 Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленных общностей людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Это может быть большой производственный коллектив, в котором работают люди разных профессий, возрастов, имеющих разный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д.

Самым углубленным типом конкретного социологического исследования является аналитическое исследование, цель которого заключается не только в описании структурных элементов характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательной разработки программы и инструментария. Зачастую при помощи разведывательного и описательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах исследуемой проблемы.

По используемым методам информации такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные социологические методы: включенное наблюдение, контент-анализ, массовый опрос, интервьюирование экспертов.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ.

Экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов. Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира». В социологии полный контроль, если он вообще возможен, достигается редко, и многие экспериментальные исследования с достаточным основанием могут быть названы неконтролируемыми наблюдениями. При таких исследованиях часто используют методы контрольной группы, направленные если не на полное устранение, то хотя бы на ослабление действия неконтролируемых факторов. Когда предметом исследования являются социальные процессы, использование контрольных групп невозможно. Результаты полевых экспериментов в целом характеризуются большей близостью к «реальному миру», однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и большей подверженности всяческим смещениям. Качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость.

Другая типология конкретно-социологических исследований строится на различии динамического и статического подходов к изучаемым объектам. Если исследователя устраивает моментальный статический срез явлений или процессов, применяется разовое (прикладное) социологическое исследование.

Монографическое исследование – такой вид конкретного социологического исследования, при котором в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных групп (студентов, безработных, наркоманов), явлений (преступности, безработицы, наркомании), или процессов (становление гражданского общества, изменения отношения к частной собственности).

При монографическом исследовании собирается наиболее полная информация, что обеспечивает глубокий анализ изучаемого объекта. При этом, данный объект рассматривается в качестве характерного для всего класса и поэтому выводы, полученные в ходе исследования, могут быть распространены на все явления или процессы подобного типа.

Таким образом, монографическое исследование ограничивается детальным анализом одного нового явления, отсутствие достаточной информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.

Точечное (разовое) конкретно-социологическое исследование дает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития. Именно такой характер носит, как правило, маркетинговое исследование, имеющее целью выяснить, какие именно виды товаров и почему предпочитают те или иные группы покупателей именно в данное время, или исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить какая из партий-претендентов на депутатские мандаты имеют наибольшие шансы в данное время.

Глава 4

Варианты ответов

В среднем

пол

возраст

№   М Ж 18-21 22-25 26-30 1 Хочу прожить в нашем городе всю жизнь 19 21 11 11 28 19 2 Закончу образование и вернусь в город 7 8 0 9 10 4 - 3 Скорее всего, останусь жить в городе 26 24 15 14 36 31 4 Пока не знаю, но планирую уехать 24 23 45 42 12 19 5 Уеду при первой возможности 24 23 20 23 20 31 Итого 100 100 100 100 100 100

 

Так выглядят цифровые значения из таблицы №1 в диаграмме. В диаграмме все наглядно и поэтому более убедительно, следовательно, в отчетах предпочтительнее использовать диаграммы, графики и т.п.

Чтобы избежать монотонности часть данных имеет смысл приводить в процентах, часть описывать словами, - например, «В результате исследования выяснилось, что почти одна третья часть опрошенных студентов негативно относится к введению бально- рейтинговой системы и только 16% опрошенных отметили свое позитивное отношение к БРС, так- как стали лучше готовиться к занятиям».

Пример 2. Важнейшей частью эффективной работы рекламной фирмы является реклама в СМИ и другие источники информации о деятельности отдела наружной рекламы. Ответы клиентов рекламной фирмы об источниках получения информации о фирме (рис. 3), показали полную неэффективность целенаправленного воздействия на клиентов (ни один клиент не назвал рекламу данной фирмы в средствах массовой информации в качестве источника знаний о ней). 

Наибольшее количество (58%) обратившихся в отдел наружной рекламы получили информацию от постоянных клиентов, что может свидетельствовать, во-первых, о недоверии клиентов официальным источникам информации; во-вторых, он указывает на хорошие отзывы постоянных клиента и положительные рекомендации своим знакомым об отделе.

Около одной трети клиентов случайно узнала о рекламной фирме. Достаточно большое количество (14%), обратившихся к услугам фирмы также может быть отнесена к лицам случайно узнавшим об отделе наружной рекламы, так- как это клиенты пришедшие заказывать полиграфическую продукцию, которым также была необходима (или заинтересовала) продукция наружной рекламы. Они заказали бы ее в другой рекламной фирме, но так как и отдел полиграфии, и наружной рекламы данной фирмы находится в одном месте, происходит экономия времени клиента, что является позитивным моментом работы всей фирмы.

В целом, исходя из ответов клиентов об источниках информации деятельности отдела наружной рекламы данного агентства, надо признать ее низкую эффективность, что может отразиться на конкурентоспособности фирмы на рынке рекламных услуг.

Рис.2 Источник информации о рекламной фирме

 

 

 


Пример 3.У современной молодежи оказалось огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось работой на садовых участках, стройотрядами, различного рода мероприятиями и сборами, кружками по интересам, т.е. досуг молодежи был организован). У большинства молодежи, согласно нашему исследованию есть стремление к активным формам досуга. На наш вопрос: «Какой отдых Вы предпочитаете? большинство (53%) ответили «Активный отдых», молодежь во все времена предпочитала активный досуг, поэтому результат оказался ожидаемым.     

Вполне понятно, что причиной не занятости молодежи является то, что в рыночных условиях сократилась доступность учреждений соцкультбыта и спортивных площадок. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств, привело к резкому их сокращению, и как результат, 37% отдали предпочтение самому доступному виду отдыха- компьютерному.

 

Рисунок № 3 распределение ответов респондентов на вопрос:

                    «Какой досуг Вы предпочитаете?»)

 

 

 

Иногда, в отчете (или в приложении к отчету) целесообразно привести высказывания респондентов, полученные в открытых вопросах.

Пример 4. Некоторые мнения жильцов на положение дел в УК ЖКХ (сохранена стилистика и риторика жильцов, высказавших свое мнение).

Методический раздел

Формулировка и обоснование проблемы исследования. В период предвыборной борьбы избирательные комиссии и отдельные партии заинтересованы в получении объективной информации о предвыборных настроениях электората, о политических предпочтениях и возможных прогнозах исхода выборов.

Подобные знания позволяют выявить недостатки предвыборных мероприятий, проводимых партиями, уровень доверия к отдельным политическим лидерам и к партиям в целом.

Цель и задачи исследования.

Целью даного исследования является выявление электорального настроения граждан города в период выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 года.

Задачи исследования:

 - выяснить уровня электоральной активности граждан в период выборов.

- рассмотреть проблему политических предпочтений граждан.

- изучить причины, политического абсентеизма (неучастие в выборах).

- выявить уровень доверия избирателей к процедуре голосования.

Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования являются граждане города, внесенные в списки избирателей депутатов Гос. Думы 2 декабря 2007 года. Предметом исследования является электоральное настроение горожан.

Основная гипотеза. В целом, за месяц до выборов, в среде горожан бытуют позитивные настроения, при отсутствии непредвиденных обстоятельств выборы пройдут успешно с высокой явкой избирателей на избирательные участки.

Вспомогательные гипотезы:

1. Больше половины избирателей определились со своими политическими предпочтениями.

2. Наибольшей популярностью среди населения города пользуется партия «Единая Россия».

3. Популярность «Единой России» обусловлена высоким уровнем доверия к ее лидеру Владимиру Владимировичу Путину.

4. Явка избирателей на выборы по Лениногорскому территориальному избирательному округу составит не менее 60%.

5. Наиболее активная часть электората- граждане пенсионного возраста.

 

Пример составления анкеты

УВАЖАЕМЫЕ ЛЕНИНОГОРЦЫ!

В связи с предстоящими выборами в Государственную Думу РФ территориальная избирательная комиссия проводит анонимный опрос общественного мнения. Просим Вас ответить на наши несложные вопросы и высказать свое мнение и свою позицию относительно предстоящих выборов. Благодарим за участие.

 

Ваш род занятий

1) Учащийся, студент

2) Служащий в Государственном учреждении

3) Предприниматель

4) Работаете в коммерческой организации

5) Рабочий гос. предприятия

6) Домохозяйка, временно не работающий

7) Пенсионер

8) Другое_________________________________________

 

9. Размер ежемесячного дохода на каждого члена Вашей семьи

1) 1000- 2000 руб.

2) 2000- 3000 руб.

3) 3000- 4000 руб.

4) 4000-5000 руб.

5) свыше 5000 руб.

10. Ваше образование

1) Высшее, неполное высшее

2) Среднее- специальное

3) Среднее

4) Начальное

 

 11. Пол:             1) Мужской    2) Женский

 

 

.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………... 3

Оформление отчета о результатах конкретного социологического

  исследования……………………………………………………………………25

Рекомендуемая литература………………………… ………………….………28

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

         самостоятельной работы студентов…………………………………..29

Приложения……………………………………………………………….……….30

 

 


1 См. Горбачева О.В., Акмалова Л.Ш., Максимова О.А. Организация и проведение конкретного социологического исследования: Учебно- методическое пособие для студентов заочного отделения/ Под ред. О.В. Горбачевой. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. Ун- та, 2007. С.37.

1 См. Горбачева О.В., Акмалова Л.Ш., Максимова О.А. Организация и проведение конкретного социологического исследования: Учебно- методическое пособие для студентов заочного отделения/ Под ред. О.В. Горбачевой. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. Ун- та, 2007. С.55.


Минкина Р.Ф. Методика и техника проведения конкретных социологических исследований / Учебно-методическое пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2009. – 32 с.

 

 

Учебно-методическое пособие «Методика и техника проведения конкретных социологических исследований» предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 080507 «Менеджмент организации», 151000 «Технология машиностроения».

В данное пособие включены теоретические вопросы методологии социологических исследований, практические рекомендации, а также образцы ведения документации.

Рецензенты: кафедра гуманитарного образования и социологии АГНИ

                                зав. кафедрой, д.с.н., профессор Рахимова Р.М.

зав. кафедрой социологии, экономики и менеджмента, к.с.н.

Марченко Т.Г.

(Нижнекамский муниципальный институт)

    

Введение

В системе научного знания социологии отведено особое место: социология единственная из наук, изучающая общество в целом, позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события.

Пособие посвящено методике проведения социологических исследований, которые проводятся обычно с целью решения конкретной социальной проблемы. Этим они отличаются от фундаментального исследования, цель которого – приращение научно-теоретического знания.

Существуют два основных типа конкретно-социологических исследования. К первому из них относятся специализированные исследования по проблемам, требующим последовательных, часто долгосрочных управленческих воздействий на определенную сферу общественной жизни (например, проводимые в 90-х годах исследования ВЦИОМ по изучению социально-экономических механизмов активизации экономического поведения различных социологических групп в российском обществе). Ко второму типу конкретно-социологического исследования относятся те, которые проводятся по разовым запросам заказчиков; в качестве таковых могут выступать властные структуры, государственные организации и учреждения, предприятия, фирмы, общественные организации и т. п.

Таким образом, цель данного методического пособия - дать теоретические сведения о социологических исследованиях, о методике и технике организации эффективного социологического исследования, о сущности и функциональных возможностях существующих методов социологических исследований; о специфике методики и техники в прикладных эмпирических исследованиях.

Студенты, успешно освоившие представленный в пособии материал должны уметь:

· самостоятельно разрабатывать программу социологического исследования;

· осуществлять выбор и обоснование методов социологических исследований, в наибольшей степени соответствующих изучаемой проблеме;

· разрабатывать технологию сбора, обработки и анализа социологической информации;

· представлять научные рекомендации с той степенью конкретности, которая обеспечивает их последующее внедрение в практику;

· обосновывать социальную и экономическую эффективность социологических исследований;

· проводить полевые социологические исследования.               

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Менеджмент организации», «Технология машиностроения».

 

 

ГЛАВА 1.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.