Определение и интерпретация понятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие- это форма обобщения свойств, сторон, признаков социальных явлений. Определение исходных понятий обозначает границы анализа проблемы. Работа с понятиями включает два основных этапа:

а) Теоретическое уточнение основных (исходных) понятий для конкретизации проблемы, обеспечения надежности и адекватности социологической информации, включает в себя

- соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой;

- достижения однозначности в понимании содержания котегориального понятийного аппарата данного исследования;

- достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.

В процессе теоретического осмысления исходных понятий выделяется определенная точка зрения с помощью полемики по проблемам языка данной теории, придается однозначный смысл (уточнение) в рамках данного исследования (концепции, доработки, введение частного определения), иногда, вырабатывается новое определение.

б) Эмпирическая интерпретация, подготавливающая содержание понятие для фиксации и измерения. Интерпретация понятий позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор социологических данных, необходимых для количественно- качественного анализа социальных явлений.

Цель эмпирической интерпретации – последовательная конкретизация содержания понятия, дающая возможность выйти на опосредованные, недоступные непосредственному восприятию явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

Задача- обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет правильно сформулировать вопросы, определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).

Операционализация понятия- это разложение его теоретического содержания на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения. Это обеспечивает сопоставление теоретических понятий с фактами, отражением которых они являются, выбор наиболее существенных признаков для изучения, осуществление измерения изучаемых признаков. В результате происходит переход от теоретической разработки программы к эмпирическому социологическому исследованию: открывается путь для применения в исследовании методов выборки, сбора и анализа социологической информации. Процедура эта выглядит следующим образом:

- Перевод исходного понятия в показатели;

- Перевод показателей в переменные

- Перевод переменных в индикаторы

- Определение методов сбора данных

Пример операционализации понятия «экономическое сознание»

1.Показатель: отношение к труду

Переменные: развитие субъективных побудителей и практических усилий,

                   направленных на самореализацию личности в труде.

Индикаторы: мотивы, установки, удовлетворенность, инициативность,

                  качество работы, дисциплинированность, заработок.

2. Показатель: отношение к собственности

Переменные: субъективное восприятие, реальное совпадение.

Индикаторы: моё, наше, чужое.

3. Показатель: отношение к производству

Переменные: субъективное восприятие как источника благ, потребления.

                  Фактическое трудовое поведение

Индикаторы: понимание, оценки, установки, события.

4. Показатель: отношения между работниками

Переменные: состояние групповой солидарности, социально-

                   психологического микроклимата, конкуренции      

Индикаторы: общение сопереживание, симпатии, общие ценностные

                   ориентации, интересы, типы поведения.

 

Построение гипотез

 

Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно, до проведения эмпирического исследования.

Гипотеза (от греческого – основание, предположение) форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, является формой предположения или допущения, в котором содержащиеся знания носят вероятностный характер, ставший предметом исследования.

Функционально гипотеза оформляется как предварительное объяснение некоторого явления или группы явлений. Логически формулируется по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определенную посылку. В этом смысле гипотеза выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы), и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы.

Примеры гипотез.

1) Объяснительная гипотеза: «Можно предположить, что потенциальным покупателем газеты является такой человек, которому в целом эта газета нравиться меньше, чем потенциальному подписчику. Следовательно, распределение на подписчиков и покупателей газет объясняется степенью интереса к газете».

 2) Описательная гипотеза: «В условиях демократизации общества резко возросло количество публикаций по исторической проблематике, которые во многом противоречат устоявшимся взглядам на те или иные исторические события, явления, факты. В связи с этим массовое историческое сознание является мозаичным, носит фрагментарный и противоречивый характер, в котором, с одной стороны, господствуют сложившиеся ранее взгляды, мнения, с другой стороны – пробивают дорогу новые оценки на общепринятые явления».

3) Гипотезы – следствия: «Успешность деятельности индивида во многом зависит не только от внешних условий, но и от личностных характеристик (некоммуникабельность, агрессивность и т. д.). Следовательно, в рамках семейных отношений можно предположить, что успешность брака зависит от личных качеств каждого супруга: во-первых, чем агрессивнее супруг или супруга, тем выше вероятность развода; во-вторых, чем ригиднее привычки супругов, тем менее устойчив их брак».    

 

Глава 2.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.