Общий обзор основных видов конкретных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социологических исследований

По содержанию, направленности, формам и способам конкретные социологические исследования весьма разнообразны, поэтому существует довольно много видов таких исследований и определенная типология. В зависимости от масштабов и сложности решаемых исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных конкретные социологические исследования подразделяются на пилотажные, описательные и аналитические.

 

Первичные исследования

 

Пилотажные (разведывательные) исследования представляют собой пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества подготовленного инструмента для сбора первичной социологической информации, определение валидности, т.е. надежности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п. Такое исследование проводится по упрощенной программе и посредством сжатого по объему социологического инструментария. При этом необходимо стремиться, чтобы в состав выборки (т.е. совокупность людей подлежащих изучению) были включены все значимые для целей исследования представители различных групп респондентов. Чаще всего это так называемая квотная выборка.

Примером пилотажного исследования является предварительный этап глубоких масштабных исследований или сбор сведений об объекте исследования для ориентации в предмете исследования, когда предмет социологического исследования мало изучен. Для получения оперативных социологических данных используется такая разновидность пилотажного исследования как экспресс-опрос. Экспресс- опросы нацелены на выявление отношения людей к актуальным общественно- политическим событиям, поэтому к таким опросам часто прибегают для оценки хода и результатов избирательных компаний.

Более сложным видом конкретного социологического исследования является описательное. Оно ориентировано на получение эмпирической социологической информации, дающей возможность социологу представить относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Описательные исследования проводятся по достаточно подробно разработанной программе, на базе апробированного инструментария.

 Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленных общностей людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Это может быть большой производственный коллектив, в котором работают люди разных профессий, возрастов, имеющих разный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д.

Самым углубленным типом конкретного социологического исследования является аналитическое исследование, цель которого заключается не только в описании структурных элементов характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательной разработки программы и инструментария. Зачастую при помощи разведывательного и описательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах исследуемой проблемы.

По используемым методам информации такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные социологические методы: включенное наблюдение, контент-анализ, массовый опрос, интервьюирование экспертов.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ.

Экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов. Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира». В социологии полный контроль, если он вообще возможен, достигается редко, и многие экспериментальные исследования с достаточным основанием могут быть названы неконтролируемыми наблюдениями. При таких исследованиях часто используют методы контрольной группы, направленные если не на полное устранение, то хотя бы на ослабление действия неконтролируемых факторов. Когда предметом исследования являются социальные процессы, использование контрольных групп невозможно. Результаты полевых экспериментов в целом характеризуются большей близостью к «реальному миру», однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и большей подверженности всяческим смещениям. Качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость.

Другая типология конкретно-социологических исследований строится на различии динамического и статического подходов к изучаемым объектам. Если исследователя устраивает моментальный статический срез явлений или процессов, применяется разовое (прикладное) социологическое исследование.

Монографическое исследование – такой вид конкретного социологического исследования, при котором в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных групп (студентов, безработных, наркоманов), явлений (преступности, безработицы, наркомании), или процессов (становление гражданского общества, изменения отношения к частной собственности).

При монографическом исследовании собирается наиболее полная информация, что обеспечивает глубокий анализ изучаемого объекта. При этом, данный объект рассматривается в качестве характерного для всего класса и поэтому выводы, полученные в ходе исследования, могут быть распространены на все явления или процессы подобного типа.

Таким образом, монографическое исследование ограничивается детальным анализом одного нового явления, отсутствие достаточной информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.

Точечное (разовое) конкретно-социологическое исследование дает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития. Именно такой характер носит, как правило, маркетинговое исследование, имеющее целью выяснить, какие именно виды товаров и почему предпочитают те или иные группы покупателей именно в данное время, или исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить какая из партий-претендентов на депутатские мандаты имеют наибольшие шансы в данное время.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 194.