Совершенно иной характер и направленность имеют повторные исследования, цель которых – изучение одного и того же объекта или его разных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизмененных условиях. Повторные конкретно-социологические исследования в зависимости от изучаемого контингента респондентов, от характера и периодичности их проведения подразделяются на несколько видов. Основные из них таковы: 1) трендовые; 2) панельные; 3) лонгитюдные исследования.
Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. В свою очередь такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды.
Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты.
Исторические трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы, например, молодежи в возрасте 16-29 лет, которая обследуется через определенные промежутки времени. В таком случае постоянными остаются группы, а сами когорты и время проведения исследования изменяются. Так, например, при изучении ценностных ориентаций молодежи в возрасте 16-29 лет этом остаются неизменными возрастные границы респондентов, а сам состав возрастных когорт изменяется в связи с тем, что со временем респонденты перемещаются в другие, более старшие по возрасту группы. Такое исследование позволяет выявить исторически изменяющиеся характеристики ценностных ориентаций молодежи определенного возраста и удается уловить основные тенденции подобных изменений.
Панельные исследования в отличие от трендовых ориентированы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы; т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени. Главным недостатком панельных исследований являются сложность сохранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к другому. Кроме того, неизбежны некоторые потери в первоначально отобранной совокупности. Поэтому объем выборки при таком исследовании на каждом из его повторных этапов следует увеличивать до 20% против статистически обоснованной. При проведении исследований этого типа целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют сохранить в максимально возможной степени стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследовательской программы.
Лонгитюдные исследования – вид повторного социологического исследования, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. В отличие от панельных исследований, где объектом изучения могут быть любые возрастные когорты, лонгитюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь, которая является наиболее динамично развивающейся возрастной группой. В процессе лонгитюдных исследований фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (индивндуальных или групповых) при более или менее выраженном сохранении (или, наоборот, при существенном изменении) внешних факторов, прежде всего, социально-экономического, социокультурного и социально-структурного порядка. Основная цель данного исследования – одновременно проанализировать как субъективные детерминанты жизненного пути молодежи, так и социальные процессы, интегрирующие молодое поколение во взрослую социальную жизнь общества. Стратегический его план заключается в том, чтобы следовать за избранной когортой через сменяющие друг друга этапы жизненного пути, по крайней мере до достижения 30-летнего возраста, когда большинство молодых людей вписывается во все главные сферы "взрослой" жизни. Объектом первоначального исследования становится 17-18-летняя молодежь, заканчивающая средние учебные заведения. Затем, через интервалы в 5 лет, проводятся еще два этапа данного исследования. Организующей основой эмпирически полученного материала служат наиболее значимые события жизни: окончание учебного заведения, женитьба, рождение ребенка, переход на новую работу, обретение нового социального статуса и т. п.
Лонгитюдные исследования – один из самых трудоемких и дорогих по затратам методов в прикладном социологическом исследовании, в частности, из-за необходимости поддержания и сохранения контактов между социологом-исследователем и респондентами в течение многих лет.
Одним из наиболее эффективных видов повторного конкретно-социологического исследования является социологический мониторинг. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них. Основная цель социологического мониторинга – получение новой систематизированной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах в политической, экономической, социальной, экологической, социокультурной сферах общества, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени.
При проведении мониторингового исследования необходимо соблюдать определенные принципы сбора данных. К таковым, в частности, относятся: 1) охват наиболее значительных социальных процессов и явлений; 2) проведение социологических опросов на одних и тех же территориях; 3) согласованность сроков сбора социологических и статистических данных; 4) единообразие инструментария (анкет, бланков интервью, карточек наблюдения и др.) для получения эмпирических данных; 5) дополнение в случае необходимости постоянного состава показателей временными показателями, изменяющимися в зависимости от своеобразия определенного этапа исследования, что обеспечивает гибкость системы мониторинга; 6) выработка критериев корреляции социологических и статистических данных; 7) организация, пополнение и сохранение единого банка социальной информации на всем протяжении исследования; 8) организация доступа потребителей к имеющейся социологической информации.
Неуклонное проведение в жизнь указанных принципов дает возможность исследователям определить основные тенденции и закономерности поведения индивидов, их групп и общностей в зависимости от изменения экономических, социально-политических, социокультурных, экологических и иных условий их жизни, а, кроме того, выяснить, какие интересы, мотивы, ценностные ориентации людей влияют на эти условия. Примером подобного мониторингового исследования может служить исследование социально-психологической реабилитации детей-сирот, живущих в приемных семьях.
Глава 4
Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.