Повторные социологические исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Совершенно иной характер и направленность имеют повторные исследования, цель которых – изучение одного и того же объекта или его разных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизмененных условиях. Повторные конкретно-социологические исследования в зависимости от изучаемого контингента респондентов, от характера и периодичности их проведения подразделяются на несколько видов. Основные из них таковы: 1) трендовые; 2) панельные; 3) лонгитюдные исследова­ния.

Трендовые исследования проводятся в рамках единой ге­неральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. В свою очередь такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды.

Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), кото­рая остается постоянной на всем протяжении повторных ис­следований. При этом выборка на различных этапах исследо­вания не обязательно должна состоять из одних и тех же ин­дивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку рес­понденты были представителями изучаемой когорты.

Исторические трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы, например, молодежи в возрасте 16-29 лет, которая обследуется через определенные промежутки времени. В таком случае постоян­ными остаются группы, а сами когорты и время проведения исследования изменяются. Так, например, при изучении ценностных ориен­таций молодежи в возрасте 16-29 лет этом остаются неизменными возрастные границы респондентов, а сам состав возрастных когорт изменяется в связи с тем, что со временем респонденты перемещаются в другие, более старшие по воз­расту группы. Такое исследование позволяет выявить истори­чески изменяющиеся характеристики ценностных ориентаций молодежи определенного возраста и удается уловить основные тен­денции подобных изменений.

Панельные исследования в отличие от трендовых ориенти­рованы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов по одной и той же про­грамме и методике через определенные временные интервалы; т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и дина­мики социального процесса или явления во времени. Главным недостатком панельных исследований являются сложность со­хранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к другому. Кроме того, неизбежны некоторые потери в первона­чально отобранной совокупности. Поэтому объем выборки при таком исследовании на каждом из его повторных этапов следует увеличивать до 20% против статистически обоснованной. При проведении исследований этого типа целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют сохранить в максимально возможной степени стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследовательской программы.

Лонгитюдные исследования – вид повторного социологи­ческого исследования, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достиже­ния обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. В отличие от панельных исследований, где объек­том изучения могут быть любые возрастные когорты, лонги­тюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь, которая является наиболее динамично развиваю­щейся возрастной группой. В процессе лонгитюдных иссле­дований фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (индивндуальных или групповых) при более или менее выраженном сохранении (или, наоборот, при существенном изменении) внешних факторов, прежде всего, социально-экономического, социокультурного и социально-структурного порядка. Основная цель данного исследования – одновременно проанализи­ровать как субъективные детерминанты жизненного пути молодежи, так и социальные процессы, интегрирующие мо­лодое поколение во взрослую социальную жизнь общества. Стратегический его план заключается в том, чтобы следовать за избранной когортой через сменяющие друг друга этапы жизненного пути, по крайней мере до достижения 30-летнего возраста, когда большинство молодых людей вписывается во все главные сферы "взрослой" жизни. Объектом первона­чального исследования становится 17-18-летняя молодежь, закан­чивающая средние учебные заведения. Затем, через интервалы в 5 лет, проводятся еще два этапа дан­ного исследования. Организующей основой эмпири­чески полученного материала служат наиболее значимые события жизни: окончание учебного заведения, женитьба, рожде­ние ребенка, переход на новую работу, обретение нового со­циального статуса и т. п.

Лонгитюдные исследования – один из самых трудоемких и дорогих по затратам методов в прикладном социологиче­ском исследовании, в частности, из-за необходимости поддержания и сохранения контактов между социологом-исследователем и респондентами в течение многих лет.

Одним из наиболее эффективных видов повторного конкретно-социологического исследования является социологический мониторинг. Он представ­ляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах изменений на осно­ве изучения и анализа массовых представлений о них. Основ­ная цель социологического мониторинга – получение новой систематизированной социологической информации об изу­чаемых явлениях и процессах в политической, экономиче­ской, социальной, экологической, социокультурной сферах общества, причем не единовременной, а поступающей перио­дически через небольшие периоды времени.

При проведении мониторингового исследования необходимо соблюдать опре­деленные принципы сбора данных. К таковым, в частности, относятся: 1) охват наиболее значительных социальных про­цессов и явлений; 2) проведение социологических опросов на одних и тех же территориях; 3) согласованность сроков сбора социологических и статистических данных; 4) единообразие инструментария (анкет, бланков интервью, карточек наблю­дения и др.) для получения эмпирических данных; 5) дополнение в случае необходимости постоянного состава показателей временными показателями, изменяющимися в зависимо­сти от своеобразия определенного этапа исследования, что обеспечивает гибкость системы мониторинга; 6) выработка критериев корреляции социологических и статистических данных; 7) организация, пополнение и сохранение единого банка социальной информации на всем протяжении исследо­вания; 8) организация доступа потребителей к имеющейся социологической информации.

Неуклонное проведение в жизнь указанных принципов дает возможность исследователям определить основные тен­денции и закономерности поведения индивидов, их групп и общностей в зависимости от изменения экономических, соци­ально-политических, социокультурных, экологических и иных условий их жизни, а, кроме того, выяснить, какие интересы, мотивы, ценностные ориентации людей влияют на эти условия. Примером подобного мониторингового исследования может служить исследование социально-психологической реабилитации детей-сирот, живущих в приемных семьях.

Глава 4

Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.