Обоснование выборки исследования
В методической части программы центральное место занимает определение исследуемой совокупности. Проблема формирования выборки (отбора объектов из генеральной совокупности) является важнейшей методологической проблемой для всех видов социологического исследования за исключением полного обследования генеральной совокупности, в этом случае исследование будет сплошным. Сплошного исследования могут быть использованы, если объект исследования небольшой (от 100 до 500 человек).
Процедура проведения массового опроса сталкивается с целым рядом вопросов: кого опрашивать, сколько человек опросить, как определить необходимость и достаточность единиц опроса. Если объект исследования составляет большую социальную группу (более 500 человек) целесообразно применить выборочное исследование. Выборочное исследование базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности, которую принято называть выборочной совокупностью или выборкой.
Главные качества выборки – обоснованность и репрезентативность.
Обоснованность выборочной совокупности предполагает установление адекватности задач исследования выборочной процедуре. Она включает обоснование типа выборки, определение единиц отбора и признаков, которые необходимо учесть.
Репрезентативность выборки означает представительство того минимума состава обследуемых по выделенным критериям, который должен приближаться к соответствующим параметрам генеральной совокупности, без которого исследование теряет всякий смысл. Основная идея выборки заключается в том, чтобы по части судить об общем.
1 этап: Ответить на вопрос о том, какого рода людей вы должны опросить, то есть определить генеральную совокупность.
Генеральная совокупность (ГС) - это целевая группа, из которой будет произведена выборка для исследования.
Гетерогенная ГС: чем больше различия внутри генеральной совокупности, тем больше величина возможной ошибки выборки.
Гомогенная генеральная совокупность, наоборот, снижает эти ошибки.
2 этап: Ответить на вопрос о том, сколько людей нужно опросить, то есть определить объем (размер) выборки.
3 этап: Ответить на вопрос о том, как выбрать конкретных людей для опроса. То есть непосредственное формирование выборочной совокупности. Единица выборки – это первичный элемент совокупности, который является носителем признаков, подлежащих регистрации.
Доля выборки – это относительная численность единиц выборки, обладающих данным признаком, ко всему числу единиц выборки.
Таким образом, одной из главных задач процедуры определения выборки является определение её объема. Объем выборочной совокупности это общее количество единиц исследования, включенное в выборочную совокупность. Объем выборки зависит (основной массив):
1. От меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам.
2. От степени добротности группировок анализа, планируемых по задачам исследования.
3. От целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.
Один из способов определения объема репрезентативной выборочной совокупности в зависимости от генеральной совокупности с допущением 5% ошибки был предложен В.И.Паниотто1 (таблица).
Определение объема выборки
Объем генеральной совокупности | Объем выборочной совокупности, чел. |
500 | 222 |
1 000 | 286 |
2 000 | 333 |
3 000 | 350 |
4 000 | 360 |
5 000 | 370 |
10 000 | 385 |
100 000 | 390 |
Более 100 000 | 400 |
Традиционно выделяют два основных класса ошибок: систематические и случайные. Под систематическими ошибками понимают такие ошибки и погрешности, природа и характер которых сужены, а результаты измерения могут быть уточнены путем внесения поправок. Случайными являются ошибки, которые при повторных измерениях принимают различные положительные или отрицательные значения. О случайных ошибках речь может идти только тогда, когда помимо основных у нас имеются и дополнительно проведенные исследования. Следовательно, ошибка репрезентации - различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупностями.
2.2. Виды и методы выборки.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.