Цель: Научится проводить разборку, сборку и регулировку мостов колёсных тракторов.
Время выполнения - 2 часа.
Дидактическое и методическое обеспечение: методические указания, главная передача тракторов МТЗ-82, трактор МТЗ-82 в разрезе, плакаты по теме.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: инструкция № 12.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Внеаудиторная подготовка учащегося к работе.
1.1.При подготовке к занятию необходимо изучить следующие вопросы:
1. Назначение, общее устройство ведущих мостов колесных тракторов.
2. Классификация ведущих мостов.
3. Типы и устройство главных передач тракторов.
4. Назначение, классификация дифференциалов тракторов.
5. Устройство и принцип действия дифференциала колесных тракторов.
1.2. Подготовить лист отчёта.
Литература
- Богатырёв А.В. Тракторы и автомобили / А.В. Богатырёв, В.Р. Лехтер под ред. А. В. Богатырёва. – М.: Колос, 2005. - с. 211-222
Вопросы для самопроверки
1. Назначение и общая классификация ведущих мостов.
2. Характеристика и общее устройство главной передачи колесного трактора.
3. Назначение и принцип действия дифференциала трактора.
4. Классификация дифференциалов. Для чего они блокируются?
Порядок выполнения работы
4.1. Изучить устройство и работу главной передачи трактора МТЗ-82.
4.2. Изучить устройство и работу дифференциала трактора МТЗ-82.
4.3. Изучить регулировки зазоров в зацеплении главной передачи.
Теоретические сведения.
Механизм трансмиссии трактора, преобразующий крутящий момент и расположенный перед конечными передачами, называется главной передачей. Главная передача трактора изменяет направление силового потока с продольного на поперечное, снижает частоту вращения элементов трансмиссии и повышает крутящий момент, обеспечивает возможность разделения силового потока для подвода к правому и левому ведущим колесам или звездочкам.
Дифференциалом называется механизм трансмиссии, распределяющий подводный к нему крутящий момент между выходными валами и позволяющий им вращаться им с неодинаковыми скоростями.
По конструкции различают дифференциалы; шестеренчатые, кулачковые, червячные и с механизмом свободного хода. По месту установки дифференциала различают: межколесные, межосевые, межбортовые.
Межколесный дифференциал устанавливается между правым и левым ведущими колесами одной оси трактора.
Межосевой дифференциал расположен между ведущими мостами автомобиля (трактора).
Межбортовой дифференциал устанавливается между ведущими колесами с правой и левой стороны автомобиля.
Максимальный крутящий момент, который может быть передан дифференциалом на выходные валы, определяется на ведущем колесе, имеющим большее буксование, то есть худшее сцепление с дорогой или с грунтом. Это способность дифференциала является его существенным недостатком.
Механизм блокировки. Различают блокируемые и самоблокирующиеся дифференциалы.
Блокируемый дифференциал имеет приспособление, позволяющее жестко соединять выходные валы. Привод к механизму блокировки дифференциала может быть механическим, гидравлическим или пневматическим. Исполнительным элементом механизма блокировки дифференциала служит фрикционная муфта с гидравлическим сжатием дисков, размещенная на корпусе трансмиссии, в кожухе левого тормоза (МТЗ-80, МТЗ-82).
У самоблокирующихся дифференциалов неравенство моментов на выходных валах обеспечивается автоматически. Самоблокирующиеся дифференциалы делятся на дифференциалы повышенного трения и с механизмом свободного хода. По конструктивному признаку они делятся на кулачковые, червячные, шестеренчатые со специальным устройством для повышения трения и т.д.
Самоблокирующийся дифференциал трактора К-701 относится к типу дифференциалов с кулачковым механизмом свободного хода. Ведущим элементом дифференциала служит муфта с кулачками, размещенными с двух сторон.
Закреплена муфта между ступицей и частью корпуса дифференциала. В зацеплением с муфтой находятся две ведомые полумуфты, имеющие два ряда торцовых кулачков - наружный и внутренний. Трапецеидальные кулачки полумуфт соприкасаются с кулачками такого же профиля на внутреннем кольце. Ведомые полумуфты поджимаются к ведущей муфте.
Дифференциал работает следующим образом:
Когда трактор движется по прямой, кулачки муфты находятся в зацеплении с кулачками полумуфты, и полумуфты через ступицы передают крутящий момент ведущим валам конечных передач. Дифференциал находится в блокируемом состоянии.
При повороте трактора забегающее колесо стремится вращаться быстрее, в следствии чего под действием трапецеидальных кулачков внутреннего ряда полумуфты этого колеса, сжав пружину, отводится в сторону и выходит из зацепления с кулачками муфты. Одновременно выходит из зацепления с кольцом ведущей муфты кольцо, сидящее на ведомой полумуфте. После поворота на половину шага, соответствующее кольцо, ведомой полумуфты останавливается и удерживается шпонкой в таком положении, пока ведомая полумуфта будет обгонять ведущую муфту. Благодаря этому устраняется щелканье зубьев и исключается возможность передачи крутящего момента на забегающие колеса. При выходе трактора из поворота достаточно незначительного перемещения полумуфты в обратную сторону, чтобы кольцо сошло с трапецеидальных зубьев кольца муфты и полумуфты и под действием пружины вошла в зацепление с ведущей муфтой, блокируя дифференциал.
Содержание отчета
6.1. Тема и цель работы.
6.2. Привести кинематические схемы рассматриваемых передач с указанием основных позиций.
6.3. Описать порядок регулировки зазоров в зацеплении главной передачи одной из рассматриваемых марок тракторов. Указать технические условия и регулировочные величины.
7. Контрольные вопросы
1. Каково назначение главных передач трактора?
2. Какие типы главных передач трактора вы знаете?
3. Какую роль выполняет механизм блокировки дифференциала?
4. Как отрегулировать зазор в зацеплении главной передачи трактора МТЗ-82?
5. Назовите марки тракторов, где установлены одинарные и двойные главные передачи, а также гипоидные, цилиндрические.
8. После выполнения работы учащийся должен:
знать:
- типы и конструкции главных передач тракторов;
- типы и конструкции дифференциалов колесных тракторов;
- основные регулировки главных передач.
уметь:
- проводить разборку, сборку и регулировку мостов колёсных тракторов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 17
Изучение устройства и выполнение основных регулировок планетарного механизма поворота
Цель: Научится характеризовать устройства и выполнение основных регулировок планетарного механизма поворота.
Время выполнения - 2 часа.
Дидактическое и методическое обеспечение: методические указания, узлы и детали планетарного механизма поворота, модель планетарного механизма поворота, плакаты по теме.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: инструкция № 12.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Внеаудиторная подготовка учащегося к работе.
1.1. При подготовке к занятию необходимо изучить следующие вопросы:
1. Назначение, классификация механизмов поворота гусеничного трактора.
2. Устройство механизмов поворота гусеничного трактора.
3. Схема поворота с планетарными механизмами.
4. Основные регулировки планетарного механизма поворота.
1.2. Подготовить лист отчёта.
Литература
- Богатырёв А.В. Тракторы и автомобили / А.В. Богатырёв, В.Р. Лехтер под ред. А. В. Богатырёва. – М.: Колос, 2005. - с. 223-227.
Вопросы для самопроверки
1. Классификация механизмов поворота гусеничного трактора.
2. Устройство и работа планетарного механизма поворота трактора
ДТ-75.
3. Устройство и работа ленточных тормозов механизма поворота.
4. Работа механизма управления тормозами.
5. Основные регулировки планетарного механизма поворота.
Порядок выполнения работы
4.1 Изучить устройство и работу планетарного механизма поворота трактора ДТ-75.
4.2 Изучить устройство и работу ленточных тормозов механизма поворота.
4.3 Изучить работу механизма управления тормозами.
4.4 Изучить основные регулировки планетарного механизма поворота.
Теоретические сведения.
Планетарный механизм поворота, расположен в корпусе заднего моста в среднем отсеке, где находится масляная ванна, а боковые отсеки с размещенными тормозами - сухие. К фланцу барабана коронных шестерен присоединена ведомая шестерня промежуточной передачи, а сам барабан вращается на шарикоподшипниках, внутренние кольца которых размещены на стаканах. Зацепление шестерен промежуточной передачи регулируют прокладками, заменяя их и устанавливая между ведомой шестерней к фланцем барабана коронных шестерен.
На внутренней поверхности барабана имеются два зубчатых венца коронных шестерен, по зубьям которых перекатываются сателлиты (по каждому венцу коронной шестерни - три сателлита, установленные на водиле). По углам фланцев водила расположены три пары цилиндрических отверстий, в которых запрессованы оси сателлитов, которые одновременно входят в зацепление с солнечной шестерней. По сторонам сателлитов установлены стальные шайбы, ограничивающие их смещение и износ внутренних торцов водила. На конце ступицы водила на резиновом кольце напрессовано чугунное кольцо торцевого уплотнения центрального отсека.
Для управления планетарным механизмом поворота служат ленточные тормоза плавающего типа. Шкивы тормозов солнечных шестерен закреплены болтами к фланцам ступиц солнечных шестерен. Шкивы остановочных тормозов находятся на шлицевых ступицах ведущих шестерен конечных передач. Тормозные шкивы огибаются тормозными лентами, на внутренней поверхности которых приклеены фрикционные накладки. На противоположном конце ленты приклепаны петли из полосовой стали, в прорези которых входят по две серьги и соединяются пальцами. Серьги через пальцы соединяются с рычагами тормозов соответственно солнечной шестерни и остановочного тормоза и опираются шарнирно на вырезы кронштейнов. Тормозные ленты оттягиваются от шкивов с помощью пружины, а в нижней части опираются на винты. Концы тормозных лент соединены с пальцами, а верхней ветви связаны с регулировочными винтами, пропущенными через отверстия в средней части переднего пальца.
Длину пружины тормозов планетарного механизма регулируют с помощью штока с проточкой. Зазоры между накладками тормозных лент и шкива регулируют с помощью регулировочных гаек, через четыре люка в задней стенке корпуса. Зазор между шкивами и накладками тормозных лент, затянутыми лентами и упорными винтами должен быть 1,5 ... 1,8 мм. Изменением длины соединительных тяг устанавливают свободный ход рычага управления в пределах 60...80 мм, а полный ход - 500 ... 600 мм.
Содержание отчета
6.1. Тема и цель работы.
6.2. Составить кинематическую схему планетарного механизма поворота с указанием основных позиций.
6.3. Кратко описать работу механизма поворота.
6.4. Привести основные регулировки и регулировочные данные по механизму поворота.
7. Контрольные вопросы
1. Объясните работу планетарного механизма при прямолинейном движении и при повороте.
2. Каким образом регулируется натяжение тормозных лент и зазор между лентой и шкивом у планетарного и остаточного тормозов?
3. Почему по мере износа планетарных тормозов уменьшается свободный ход рычагов управления? Для чего и каким образом его восстанавливают до величины 60 ... 80 мм?
4. Каким образом регулируются остановочные тормоза?
5. Объясните назначение и порядок пользования рычагами управления механизма заднего моста;
6. Каковы преимущества и недостатки задних мостов с планетарными механизмами поворота перед мостами с бортовыми фрикционами?
7. Какие правила следует выполнять во-избежании поломок механизма заднего моста?
8. После выполнения работы учащийся должен:
знать:
- устройство и работу планетарного механизма поворота;
- устройство и работу тормозных устройств и механизмов управления.
уметь:
- характеризовать устройство и выполнять основные регулировки планетарного механизма поворота.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 18
Дата: 2019-03-05, просмотров: 953.