Повысить квалификацию по данному направлению можно:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

http://spcdom.ru/education/kouch-po-pitaniyu-36ch/

http://app-n.ru/education-programm/povyshenie-kvalifikatcii-psikhologov-i-neyrokouchey/povyshenie-kvalifikatcii-neyrokouching-razvitiya-lichnosti-i-kar

Рекомендованная литература:

1. Иванова С. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике.

2. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности.

3. О`Нил М.Б. Коучинг руководителей: системный подход в привлечении руководителей к решению проблем.

4. Пасекунов А. Искусство быть начальником. — М., Развитие таланта,

5. Психология управления персоналом. Учебное пособие под ред. А.В.Батаршева, А.О.Лукьянова.

СЛОВАРЬ

Агрессия ‒ мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивность – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, животным, к окружающему миру.

Агрессивное поведение ‒ поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

 Аддиктивное (зависимое) поведение ‒ поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности с целью изменения психического состояния.

Аддикция ‒ зависимость.

Алкоголизм ‒ хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками.

Анозогнозия ‒ отрицание болезни или ее тяжести.

Аномия — отсутствие четкой связи между образом и сло­вом.

 Антисоциальное поведение ‒ поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

 Асоциальное поведение ‒ поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.

 Аутодеструктивное поведение ‒ поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.

Агнозия — нарушение восприятия при сохранении ощу­щений (или на фоне сохранения ощущений).

 

Антиципация — способность предвосхищать события.

Амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Апперцепция — влияние опыта человека на восприятие им актуальной действительности.

Апраксия расстройство произвольного действия, возникающее при сохранности элементарных двигательных функций.

Асоматогнозис — полное или частичное невосприятие собственного тела.

Аудиальныйотносящийся к органам слуха.

Аутизмкрайняя форма психического отчуждения, вы­ражающаяся в уходе индивида в мир собственных пережи­ваний.

Афазия — частичная или полная потеря речевых способ­ностей.

Афферентация постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних ор­ганов (интерорецепция).

Афферентный (от лат. afferens — приносящий) — несу­щий к органу или в него; передающий импульсы от рабо­чих органов (желез, мышц) к нервному центру.

Вариабельность — изменчивость реальных объектов и про­цессов.

Вербальный (словесный) — обозначение форм знаково­го и речевого материала, процессы оперирования с этим материалом.

Визуальный — относящийся к органам зрения.

Геносоциодрама психодраматическая техника работы с семейными проблемами. В основе техники – генеалогическое древо, которое рисует либо один протагонист, либо все члены семьи, принимающие участие в психотерапии. Суть техники в проигрывании наиболее значимых родственников из истории семьи. Техника эффективна при работе с семейными мифами и их переформулировании.

Гешталът целостная единица сознания, полная струк­тура.

Гиперактивностьчрезмерная активность, слабый кон­троль побуждений.

Гипертонус — неконтролируемое чрезмерное напря­жение мыщц.

Гипотонус — неконтролируемая мышечная вялость.

Глиальные клетки (нейроглия) — клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность пере­дачи нервных импульсов.

Гнозис — от греческого слова «знание, познание, узна­вание». Адекватное, осознанное восприятие информации.

Границы между подсисте­мами — это правила, которые определяют, кто и каким обра­зом выполняет семейные функции в определенном аспекте се­мейной жизни. Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функционирования. Внешние грани­цы в норме способствуют формированию идентичности семьи. Внешние границы — это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Внутренние границы — структурированию психологического пространства семьи, что в конечном итоге дает сильный им­пульс к развитию. Внутренние границы семьи задаются по­средством разницы в поведении среди членов различных под­систем. Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые.

Девиантное поведениеповедение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил.

Декстрастресс — стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.

Дендрит ветвящийся отросток нейрона, воспринимаю­щий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит не­рвные импульсы к телу нейрона.

Депривация (социальная) — недостаточная востребован­ность социальной среды.

Дефицит вниманиянеспособность удерживать внима­ние на чем-либо, что необходимо усвоить в течение опре­деленного отрезка времени.

Дивергентное мышлениемышление, нацеленное на вы­работку возможно большего числа вариантов решения про­блемы.

Дизартрия (от греч. arthroo — издаю членораздельные звуки) — расстройство речи (артикуляции) при пораже­нии продолговатого мозга (бульбарный паралич), коры го­ловного мозга и др.

Динамика семьи — это изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла.

Дисграфия (аграфия) — частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Дискалькулия (акалькулия) — нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недораз­вития или дисфункции коры головного мозга.

Дислексия (алексия) — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Дисфункциональная (негармоничная) семья — та, в которой выполнение функ­ций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для про­явления горизонтальных и вертикальных стрессоров. Горизонтальные (норматив­ные) стрессоры — это критические точки прохождения семьей стадий жизненного цикла. Вертикальные стрессоры подразумевают формирование, фиксацию и пе­редачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других. В некоторых случаях их действие спо­собствует дифференциации функционирования семьи, а в иных представляет со­бой патологизирующее семейное наследование. Проявление горизонтальных и вертикальных стрессоров в дисфункциональных семьях, как правило, усугубляет их нарушения. Выраженная дисфункция формирует семейную роль «носитель симптома», которую принимает на себя член семьи, имеющий наименьший соци­альный статус вследствие разнообразных физических или психологических при­чин. В роли «носителя симптома» этот человек выступает важным звеном в слож­ном механизме патологической адаптации как индивида с нервно-психическим расстройством, так и семьи в целом.

Доминантное полушарие — полушарие, активность которого преобладает в психической деятельности индивида.

Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейный цикл – последовательность предсказуемых событий, или периодов, начинаю­щихся с оставления родительской семьи.

Закон гомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стре­мится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Система поддерживает равновесие за счет того, что фиксирует каждое свое отклонение от него и соверша­ет действия, которые способствуют возвращению в обычное состояние. Механизм, фиксации и возвращения называется механизмом обратной связи. Он действует в самых разных областях жизни семьи. Например, как только происходит что-то новое, необычное (ребенок вдруг хуже стал учиться, супруга не возвращается с работы вовремя), мы сразу сосредоточиваем на этом внимание и задаем вопрос: «Что случилось, что надо сделать, чтобы все вернулось к прежнему?» Нарушение механизмов обратной связи приводит к нестабильности семьи. На уровне индивидуального сознания закон гомеостаза звучит примерно так: «система в целом должна остаться без перемен».

Закон развития - каждая семейная система должна пройти свой жиз­ненный цикл. Как говорилось нами выше, он представляет собой некую последо­вательную смену событий и стадий, которые проходит большинство семей. Не­посредственными причинами, дающими возможность подобного движения, явля­ются некоторые обязательные для возникновения этой системы этапы («кризисы развития»), такие как брак, рождение ребенка и пр., а также изменения физиче­ского возраста людей и соответствующие им стадии психического развития. Имен­но на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными решать новые ситуации прежними способами, и поэтому они стоят перед необ­ходимостью усложнять свои приспособительные реакции, то есть переходить в новое качество.

Зеркальное отражениенарушение зрительно-простран­ственного восприятия, право-левой ориентировки, зритель­но-моторной координации и бинокулярного зрения.

Импрессивная речь — внутренняя речь, понимание уст­ной и письменной речи.

Индивидуальный латеральный профиль (профиль латераль­ной организации) — индивидуальное сочетание функцио­нальной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии.

Индивидуальный холон. Понятие об индивидуальном холоне предполагает представление о «собственном «Я» в социальном контексте. Оно включает в себя личностные и исторические детерминанты собственного «Я», а также текущее влияние социального контекста. Специфические взаимодействия с другими людьми создают и усиливают те аспекты личности, которые соответст­вуют контексту. В свою очередь, индивид оказывает влияние на других людей, которые так или иначе взаимодействуют с ним, поскольку его реакции вызывают и усиливают их реак­ции. Происходит постоянный круговорот взаимных влияний и реакций, поддерживающий определенный стереотип. В то же время и индивид, и контекст способны проявлять гибкость и изменяться.

Инертность «застревание» одной из выбранных так­тик мыслительной деятельности независимо от условий, что проявляется в стереотипе действий и цикличности оши­бок одного и того же типа.

Инсайтвнезапное понимание, мысленное схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в це­лом, не выводимое из прошлого опыта человека.

Интроверсия (интровертированность) — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ори­ентированного на свой внутренний субъективный мир.

Истощаемость — «затухание» тактических приемов тактической деятельности, отсутствие завершенности и контролируемого результата.

Квазипространство — упорядоченность в системах знаков и символов, выработанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям (словарный запас, нотная запись, пространство мыслительных процессов и т.д.).

Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинестетический — тактильные (телесные) ощущения, внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия.

Комиссуры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями.

Комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинговые позиции супругов. Например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае комплементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формиро­вания ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения.

Конфабуляциявымыслы, принимающие форму воспоминаний, или галлюцинации памяти, заполнение пауз додумыванием.

Конвергентное мышлениенацеленное на одно, един­ственно правильное решение проблемы.

Конвергенция — схождение глаз на цели.

Контаминация (от лат. contaminatio — соприкосновение, смешение) — взаимодействие близких по значению или по звучанию языковых единиц (чаше всего слов или словосо­четаний), приводящее к возникновению, не всегда зако­номерному, новых единиц или к развитию у одной из исходных единиц нового значения; напр., контаминация словосочетаний «играть роль», «иметь значение» приво­дит к неправильному выражению «играть значение».

Кортикализация — развитие коры больших полушарий.

Креативность — творческие возможности и способнос­ти, которые могут проявиться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.

Лабильность мыслительной деятельности — импульсив­ное изменение тактики мыслительной деятельности, что проявляется в спорадических ошибках.

Латерализация — процесс, посредством которого опре­деленные функции локализуются в левом или правом по­лушарии.

Межполушарная асимметрия мозганеравноценность, качественное различие «вклада» правого и левого полуша­рий мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в он­тогенезе.

Миелинизация — процесс образования миелиновой обо­лочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки по­вышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — небольшая неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способнос­тей.

Модальность — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Морфогенез — морфологическое созревание мозга.

Моторная асимметрия — асимметрия рук, ног, лица, тела.

Невроз — выраженное нарушение функционального со­стояния нервно-психической сферы.

Невротизация — состояние, характеризующееся эмо­циональной неустойчивостью, тревогой, низкой само­оценкой.

Нейроны — клетки, образующие нервную систему; фор­мируются в пренатальный (дородовой) период, но про­должают расти и образовывать отростки в течение всей жиз­ни человека.

Нейропедагогика — наука о дифференцированном под­ходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей ученика и учителя.

Нейропсихологический фактор – это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома, принципом, присущим работе той или иной мозговой структуры – корковой или подкорковой.

Нейротрансмиттер (от лат. transmitto — передаю) — био­логическиевещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов.

Некомплементарный брак — тождественность сиблинговых позиций супругов, ведущая к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли.

Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зача­тия до конца жизни.

Парафазия (речевая асимволия) — замена слов на сло­ва, близкие по звучанию или по смыслу.

Паритетные отношения — союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопо­мощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер стремит­ся к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером.

Паттерн — структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.

Персеверация навязчивое, цикличное повторение од­них и тех же движений, мыслей, переживаний, застрева­ние на звуке или слоге.

Перцептивная (от лат. perceptio — представление, воспри­ятие) — то же, что восприятие.

Писчий спазм — невроз, проявляющийся в нарушении почерка, обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.

Половые дихотомии — половые различия.

Праксисспособность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия.

Пренатальный — период развития человека до рожде­ния.

Промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, соци­ально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого ранне­го этапа развития человеческого общества.

Перинатальный — период развития человека во время рождения.

Постнатальныйпериод развития человека после рож­дения.

Просодияинтонация устной речи.

Псевдореминисценции — искаженные воспоминания, ил­люзии памяти.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Резонерство — разглагольствования по несущественно­му поводу; обычно банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения.

Релаксация — состояние расслабленности, возникаю­щее у человека после снятия напряжения.

Реминисценция более полное и точное воспроизведе­ние сохраненного в памяти материала по сравнению с ма­териалом, первоначально заученным.

 

Ригидность — невозможность изменять собственные цели-программы в соответствии с изменяющимися условиями.

Родительский холон. Родительский холон связан с функ­циями ухода за детьми и их воспитания. Состав родительского холона может варьировать в широ­ких пределах. Он может включать в себя деда или тетку. Или один из родителей может туда практически не входить. Он мо­жет включать в себя ребенка с родительскими функциями — ребенка—родителя, которому делегировано право оберегать и наказывать своих сиблингов.

Ролевая структура семьи- характе­ризуется распределением ролей, т. е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (коопера­ция или разделение функций и т. п.). К характеристикам ролевой структуры семьи также относятся степень идентификации человека с ролью; ролевая компетентность – способность эффективно реализовать данную семейную роль; конфликтность роли, которая подразумевает противоречивость различных поведенческих паттернов, необходимых для эффективного исполнения роли и др.

Сенсорная асимметрия — асимметрия зрения, слуха, ося­зания, обоняния, вкуса.

Сенсорная система — нервный аппарат восприятия, ана­лиза и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зри­тельную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестети­ческую и др. сенсорные системы.

Семейные мифы - определенные защитные механизмы для поддержания единства в дисфункциональ­ных семьях. Синонимы его — понятия «верование», «убежде­ния», «семейное кредо», «ролевые ожидания», «согласованная защита», «образ семьи» или «образ «мы», «наивная семейная психология» и др. Адекватный образ «мы» определяет стиль жизни семьи, в частности супружеских отношений, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ «мы» — это согласованные селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающие  для каждого члена семьи и для семьи в целом внешний образ в глазах публики — «семейный миф». Цель такого мифа — закамуфлировать семейные конфликты и неудовлетворенные потребности и согласовать идеализированные представления членов семьи друг о друге. Под «семейным мифом» многие исследователи также понимают определенное неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи, функция которого состоит в том, чтобы скрывать от осознания отвергаемые образы (представления) о семье в целом и о каждом ее члене.

Семейные правила. Семью можно рассматривать как систе­му, функционирующую по определенным правилам. Ее члены ведут себя в соответствии с организационной моделью повто­ряющихся действий. Некоторые семейные правила устанавли­ваются открыто, например: «Дети не должны разговаривать, когда говорят взрослые», «Стучи перед тем, как открыть дверь», «Нельзя есть продукты из холодильника без разреше­ния мамы», «Никогда не повышай голоса», «Нельзя бить дево­чек» и т. д. Другие правила скрытые, они обычно выводятся из повторяющихся ситуаций, которые происходят в семье. Скры­тые правила очень сильны, так как они устанавливаются не­гласно и создают ощущение загадочности: «Не говори ни о чем сексуальном, это расстроит маму», «Девочки должны при­учаться к обязанностям по домашнему хозяйству, в то время как мальчики должны выполнять мужскую работу».

Семейные стабилизаторы — это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вме­сте. В разные периоды жизни семьи работа­ют разные стабилизаторы. Общие дела: хозяйство, распределение функций, общий бюджет, общие дети, страх одиночества — это обычные стабилизаторы, которые естественно присутству­ют в каждой семье. Внешняя макросистема — также неплохой стабилизатор, особенно в тех обществах, где общепризнана ценность брака, где одинокие женщины или одинокие мужчи­ны воспринимаются как неудачники. Стабилизаторы выступают как важные факторы интегра­ции семьи. К стабилизаторам также можно отнести общее ме­сто проживания, общие материальные и духовные ценности, традиции и ритуалы, совместные занятия и развлечения, эмо­циональные отношения между членами семьи и даже болезни и проблемы. Стабилизаторы бывают функциональными и дис­функциональными. В первом случае они способствуют удовле­творению потребностей семьи, во втором — препятствуют реа­лизации ее функций.

Системный подход. Семья рассматривается как целостная система, в ка­честве основных ее характеристик выделяется структура семьи, распреде­ление ролей, главенства и власти, границы семьи, правила коммуникации и повторяющиеся ее паттерны как причины семейных трудностей, которые прежде всего усматриваются в дисфунциональности семьи и разрешаются в реорганизации семейной системы.

Структура семьи — это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотно­шений.

Супружеский холон. Началом существования семьи принято считать тот момент, когда объединяются двое взрослых, муж­чина и женщина. Соглашение о создании семьи не теряет си­лы и в тех случаях, когда оно не оформлено юридически. Каждый из супругов должен отказаться от части своих идей и склонностей, теряя индивидуальность, но приобретая чувство принадлежности к семье. В ходе этого процесса формируется новая система. Одна из жизненно важных задач супружеской подсистемы — выработка границ, которые ограждают каждого из супругов, оставляя ему территорию, необходимую для удов­летворения собственных психологических потребностей без вмешательства родственников, детей и других членов семьи. Адекватность таких границ — один из важнейших аспектов жизнеспособности семейной структуры.

Сигнальная система первая — система условно-рефлек­торных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

 

Сигнальная система вторая — система способов регуля­циипсихической активности, связанная с речью.

Симпатическая нервная система — часть вегетативной нервной системы, включающая нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга; участвует в регуляции ряда функций организма: по ее волокнам про­водятся импульсы, вызывающие повышение обмена ве­ществ, учащение сердцебиений, сужение сосудов, расши­рение зрачков и др.

Симптомвнешний признак какого-либо явления.

Симультантные функции — одновременные функции.

Синапс (от греч. synopsis — соединение) — область кон­такта нейронов друг с другом и с клетками исполнитель­ных органов. Между клетками имеется так называемая синаптическая щель, через которую возбуждение переда­ется посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и др. способом (смешан­ный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4—20 тыс. синапсов, некоторые нейроны — только по од­ному.

Синдром — определенное сочетание признаков (симпто­мов), объединенных единым механизмом возникновения.

Синектика процесс, в котором метафоры использу­ются для того, чтобы сделать неизвестное хорошо знако­мым, а общеизвестное — незнакомым.

Синкинезиидополнительные движения, которые ис­полняются либо преднамеренно, либо автоматически (на­пример, движения рук при ходьбе).

Сукцессивные функции — последовательные функции.

Тонкая моторика — способность выполнять точные дви­жения малой амплитуды.

Трансгенерационный подход. Направлен на интеграцию идей психоана­лиза и теории систем. Единицей анализа выступает целостная семья, в ко­торой отношения между супругами строятся в соответствии с семейными традициями родительской семьи и усвоенными в детстве моделями взаи­модействия. Выбор партнера и построение отношений между супругами и родителей с детьми основывается там на механизме проекции чувств и ожиданий, сформировавшихся в прежних объектных отношениях с роди­телями, и попытке «подогнать» актуальные отношения в семье к интернализованным ранее моделям семейного поведения (Д. Фрамо). Принцип ис­торизма в рамках трансгенерационного подхода является ключевым. Так, в качестве семейной системы рассматривается межпоколенная семья (М. Боуэн), а трудности семейного функционирования связываются с низким уровнем дифференциации и автономизации личности от семьи по рожде­нию. Прошлые взаимоотношения оказывают влияние на текущую семей­ную динамику. Процессы дифференциации личности, триангуляции как формирования треугольника отношений и семейного проективного про­цесса, согласно теории Боуэна, определяют возникновение проблем семьи и открывают пути для их разрешения. Интерпретация и анализ переноса как ключевые техники трансгенерационного подхода свидетельствуют о том, что фокусирование на причинах трудностей семейной жизнедеятель­ности является важным его принципом.

Филогенез эволюционное развитие человека.

Функциогенезсозревание психических функций.

Функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания. Родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

Функционально-ролевая согласованность - динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопони­мание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включа­ющихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе ста­бильность и устойчивость.

Функциональная асимметрия полушарийнеравноцен­ность, качественное различие того «вклада», который де­лают правое и левое полушария мозга в каждую психичес­кую функцию.

Функциональная система - объединение различных анализаторных систем для обеспечения какой-либо функции. Это морфофизиологическая основа ВПФ, совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов, которая обеспечивает их осуществление. А.Р.Лурия, характеризуя ВПФ как функциональные системы, отмечал, что особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, они многокомпонентны, т.е. включают целый набор афферентных и эфферентных звеньев. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

Хаотическая семейная система - «имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смеща­ются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе».

Холистическое обучениецелостный системный подход в обучении, отвергающий отвлеченное начало.

Холон сиблингов. Сиблинги образуют первую группу рав­ных, в которую вступает ребенок. В этом контексте дети ока­зывают друг другу поддержку, получают удовольствие, нападают, избирают «козлов отпущения» и вообще учатся друг у друга. Они вырабатывают собственные стереотипы взаимодействий — ведения переговоров, сотрудничества и соперничества.

Экспрессивная речь — внешняя устная и письменная речь.

Экстраверсия (экстравертированность) — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориен­тированного на внешний мир, коллектив.

Элиминация — исчезновение.

Эмбриогенез — внутриутробное развитие плода.

Эмоциональная лабильностьимпульсивное изменение тактики эмоционального реагирования.

Эмоциональный развод — разрушение иллюзий супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем.

Эфферентация — поток нервных импульсов, поступаю­щих из центральной нервной системы к исполнительным органам (движение и речь).

Эфферентный (от лат. efferens — выносящий) — вынося­щий, выводящий, передающий импульсы от нервных цен­тров к рабочим органам: например, эфферентные, или цен­тробежные, нервные волокна.

Эхолалия повторение услышанных звуков.

Эхопраксии — подражательные движения.

Юридический развод — оформление разрыва отношений на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопро­изводством, но и с участием в семейных отношениях партне­ров все большего круга людей. На эмоциональном уровне суп­руги или один из них могут испытывать депрессию, отчужде­ние, могут возникать споры, суицидальные попытки, угрозы, стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 276.