http://spcdom.ru/education/kouch-po-pitaniyu-36ch/
http://app-n.ru/education-programm/povyshenie-kvalifikatcii-psikhologov-i-neyrokouchey/povyshenie-kvalifikatcii-neyrokouching-razvitiya-lichnosti-i-kar
Рекомендованная литература:
1. Иванова С. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике.
2. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности.
3. О`Нил М.Б. Коучинг руководителей: системный подход в привлечении руководителей к решению проблем.
4. Пасекунов А. Искусство быть начальником. — М., Развитие таланта,
5. Психология управления персоналом. Учебное пособие под ред. А.В.Батаршева, А.О.Лукьянова.
СЛОВАРЬ
Агрессия ‒ мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Агрессивность – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, животным, к окружающему миру.
Агрессивное поведение ‒ поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Аддиктивное (зависимое) поведение ‒ поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности с целью изменения психического состояния.
Аддикция ‒ зависимость.
Алкоголизм ‒ хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками.
Анозогнозия ‒ отрицание болезни или ее тяжести.
Аномия — отсутствие четкой связи между образом и словом.
Антисоциальное поведение ‒ поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
Асоциальное поведение ‒ поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.
Аутодеструктивное поведение ‒ поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.
Агнозия — нарушение восприятия при сохранении ощущений (или на фоне сохранения ощущений).
Антиципация — способность предвосхищать события.
Амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).
Апперцепция — влияние опыта человека на восприятие им актуальной действительности.
Апраксия — расстройство произвольного действия, возникающее при сохранности элементарных двигательных функций.
Асоматогнозис — полное или частичное невосприятие собственного тела.
Аудиальный — относящийся к органам слуха.
Аутизм — крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида в мир собственных переживаний.
Афазия — частичная или полная потеря речевых способностей.
Афферентация — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция).
Афферентный (от лат. afferens — приносящий) — несущий к органу или в него; передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру.
Вариабельность — изменчивость реальных объектов и процессов.
Вербальный (словесный) — обозначение форм знакового и речевого материала, процессы оперирования с этим материалом.
Визуальный — относящийся к органам зрения.
Геносоциодрама – психодраматическая техника работы с семейными проблемами. В основе техники – генеалогическое древо, которое рисует либо один протагонист, либо все члены семьи, принимающие участие в психотерапии. Суть техники в проигрывании наиболее значимых родственников из истории семьи. Техника эффективна при работе с семейными мифами и их переформулировании.
Гешталът — целостная единица сознания, полная структура.
Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Гипертонус — неконтролируемое чрезмерное напряжение мыщц.
Гипотонус — неконтролируемая мышечная вялость.
Глиальные клетки (нейроглия) — клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов.
Гнозис — от греческого слова «знание, познание, узнавание». Адекватное, осознанное восприятие информации.
Границы между подсистемами — это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные функции в определенном аспекте семейной жизни. Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функционирования. Внешние границы в норме способствуют формированию идентичности семьи. Внешние границы — это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Внутренние границы — структурированию психологического пространства семьи, что в конечном итоге дает сильный импульс к развитию. Внутренние границы семьи задаются посредством разницы в поведении среди членов различных подсистем. Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые.
Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил.
Декстрастресс — стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.
Дендрит — ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона.
Депривация (социальная) — недостаточная востребованность социальной среды.
Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Дивергентное мышление — мышление, нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы.
Дизартрия (от греч. arthroo — издаю членораздельные звуки) — расстройство речи (артикуляции) при поражении продолговатого мозга (бульбарный паралич), коры головного мозга и др.
Динамика семьи — это изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла.
Дисграфия (аграфия) — частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дискалькулия (акалькулия) — нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дислексия (алексия) — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Дисфункциональная (негармоничная) семья — та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявления горизонтальных и вертикальных стрессоров. Горизонтальные (нормативные) стрессоры — это критические точки прохождения семьей стадий жизненного цикла. Вертикальные стрессоры подразумевают формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других. В некоторых случаях их действие способствует дифференциации функционирования семьи, а в иных представляет собой патологизирующее семейное наследование. Проявление горизонтальных и вертикальных стрессоров в дисфункциональных семьях, как правило, усугубляет их нарушения. Выраженная дисфункция формирует семейную роль «носитель симптома», которую принимает на себя член семьи, имеющий наименьший социальный статус вследствие разнообразных физических или психологических причин. В роли «носителя симптома» этот человек выступает важным звеном в сложном механизме патологической адаптации как индивида с нервно-психическим расстройством, так и семьи в целом.
Доминантное полушарие — полушарие, активность которого преобладает в психической деятельности индивида.
Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейный цикл – последовательность предсказуемых событий, или периодов, начинающихся с оставления родительской семьи.
Закон гомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Система поддерживает равновесие за счет того, что фиксирует каждое свое отклонение от него и совершает действия, которые способствуют возвращению в обычное состояние. Механизм, фиксации и возвращения называется механизмом обратной связи. Он действует в самых разных областях жизни семьи. Например, как только происходит что-то новое, необычное (ребенок вдруг хуже стал учиться, супруга не возвращается с работы вовремя), мы сразу сосредоточиваем на этом внимание и задаем вопрос: «Что случилось, что надо сделать, чтобы все вернулось к прежнему?» Нарушение механизмов обратной связи приводит к нестабильности семьи. На уровне индивидуального сознания закон гомеостаза звучит примерно так: «система в целом должна остаться без перемен».
Закон развития - каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Как говорилось нами выше, он представляет собой некую последовательную смену событий и стадий, которые проходит большинство семей. Непосредственными причинами, дающими возможность подобного движения, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы этапы («кризисы развития»), такие как брак, рождение ребенка и пр., а также изменения физического возраста людей и соответствующие им стадии психического развития. Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными решать новые ситуации прежними способами, и поэтому они стоят перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции, то есть переходить в новое качество.
Зеркальное отражение — нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения.
Импрессивная речь — внутренняя речь, понимание устной и письменной речи.
Индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной организации) — индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии.
Индивидуальный холон. Понятие об индивидуальном холоне предполагает представление о «собственном «Я» в социальном контексте. Оно включает в себя личностные и исторические детерминанты собственного «Я», а также текущее влияние социального контекста. Специфические взаимодействия с другими людьми создают и усиливают те аспекты личности, которые соответствуют контексту. В свою очередь, индивид оказывает влияние на других людей, которые так или иначе взаимодействуют с ним, поскольку его реакции вызывают и усиливают их реакции. Происходит постоянный круговорот взаимных влияний и реакций, поддерживающий определенный стереотип. В то же время и индивид, и контекст способны проявлять гибкость и изменяться.
Инертность — «застревание» одной из выбранных тактик мыслительной деятельности независимо от условий, что проявляется в стереотипе действий и цикличности ошибок одного и того же типа.
Инсайт — внезапное понимание, мысленное схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимое из прошлого опыта человека.
Интроверсия (интровертированность) — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир.
Истощаемость — «затухание» тактических приемов тактической деятельности, отсутствие завершенности и контролируемого результата.
Квазипространство — упорядоченность в системах знаков и символов, выработанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям (словарный запас, нотная запись, пространство мыслительных процессов и т.д.).
Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Кинестетический — тактильные (телесные) ощущения, внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия.
Комиссуры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями.
Комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинговые позиции супругов. Например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае комплементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формирования ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения.
Конфабуляция — вымыслы, принимающие форму воспоминаний, или галлюцинации памяти, заполнение пауз додумыванием.
Конвергентное мышление — нацеленное на одно, единственно правильное решение проблемы.
Конвергенция — схождение глаз на цели.
Контаминация (от лат. contaminatio — соприкосновение, смешение) — взаимодействие близких по значению или по звучанию языковых единиц (чаше всего слов или словосочетаний), приводящее к возникновению, не всегда закономерному, новых единиц или к развитию у одной из исходных единиц нового значения; напр., контаминация словосочетаний «играть роль», «иметь значение» приводит к неправильному выражению «играть значение».
Кортикализация — развитие коры больших полушарий.
Креативность — творческие возможности и способности, которые могут проявиться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.
Лабильность мыслительной деятельности — импульсивное изменение тактики мыслительной деятельности, что проявляется в спорадических ошибках.
Латерализация — процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии.
Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное различие «вклада» правого и левого полушарий мозга в каждую психическую функцию.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Миелинизация — процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — небольшая неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
Модальность — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
Морфогенез — морфологическое созревание мозга.
Моторная асимметрия — асимметрия рук, ног, лица, тела.
Невроз — выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы.
Невротизация — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой.
Нейроны — клетки, образующие нервную систему; формируются в пренатальный (дородовой) период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека.
Нейропедагогика — наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей ученика и учителя.
Нейропсихологический фактор – это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома, принципом, присущим работе той или иной мозговой структуры – корковой или подкорковой.
Нейротрансмиттер (от лат. transmitto — передаю) — биологическиевещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов.
Некомплементарный брак — тождественность сиблинговых позиций супругов, ведущая к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли.
Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зачатия до конца жизни.
Парафазия (речевая асимволия) — замена слов на слова, близкие по звучанию или по смыслу.
Паритетные отношения — союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопомощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер стремится к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером.
Паттерн — структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.
Персеверация — навязчивое, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний, застревание на звуке или слоге.
Перцептивная (от лат. perceptio — представление, восприятие) — то же, что восприятие.
Писчий спазм — невроз, проявляющийся в нарушении почерка, обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.
Половые дихотомии — половые различия.
Праксис — способность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия.
Пренатальный — период развития человека до рождения.
Промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, социально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества.
Перинатальный — период развития человека во время рождения.
Постнатальный — период развития человека после рождения.
Просодия — интонация устной речи.
Псевдореминисценции — искаженные воспоминания, иллюзии памяти.
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Резонерство — разглагольствования по несущественному поводу; обычно банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения.
Релаксация — состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения.
Реминисценция — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с материалом, первоначально заученным.
Ригидность — невозможность изменять собственные цели-программы в соответствии с изменяющимися условиями.
Родительский холон. Родительский холон связан с функциями ухода за детьми и их воспитания. Состав родительского холона может варьировать в широких пределах. Он может включать в себя деда или тетку. Или один из родителей может туда практически не входить. Он может включать в себя ребенка с родительскими функциями — ребенка—родителя, которому делегировано право оберегать и наказывать своих сиблингов.
Ролевая структура семьи- характеризуется распределением ролей, т. е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (кооперация или разделение функций и т. п.). К характеристикам ролевой структуры семьи также относятся степень идентификации человека с ролью; ролевая компетентность – способность эффективно реализовать данную семейную роль; конфликтность роли, которая подразумевает противоречивость различных поведенческих паттернов, необходимых для эффективного исполнения роли и др.
Сенсорная асимметрия — асимметрия зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сенсорная система — нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и др. сенсорные системы.
Семейные мифы - определенные защитные механизмы для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Синонимы его — понятия «верование», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые ожидания», «согласованная защита», «образ семьи» или «образ «мы», «наивная семейная психология» и др. Адекватный образ «мы» определяет стиль жизни семьи, в частности супружеских отношений, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ «мы» — это согласованные селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающие для каждого члена семьи и для семьи в целом внешний образ в глазах публики — «семейный миф». Цель такого мифа — закамуфлировать семейные конфликты и неудовлетворенные потребности и согласовать идеализированные представления членов семьи друг о друге. Под «семейным мифом» многие исследователи также понимают определенное неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи, функция которого состоит в том, чтобы скрывать от осознания отвергаемые образы (представления) о семье в целом и о каждом ее члене.
Семейные правила. Семью можно рассматривать как систему, функционирующую по определенным правилам. Ее члены ведут себя в соответствии с организационной моделью повторяющихся действий. Некоторые семейные правила устанавливаются открыто, например: «Дети не должны разговаривать, когда говорят взрослые», «Стучи перед тем, как открыть дверь», «Нельзя есть продукты из холодильника без разрешения мамы», «Никогда не повышай голоса», «Нельзя бить девочек» и т. д. Другие правила скрытые, они обычно выводятся из повторяющихся ситуаций, которые происходят в семье. Скрытые правила очень сильны, так как они устанавливаются негласно и создают ощущение загадочности: «Не говори ни о чем сексуальном, это расстроит маму», «Девочки должны приучаться к обязанностям по домашнему хозяйству, в то время как мальчики должны выполнять мужскую работу».
Семейные стабилизаторы — это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. В разные периоды жизни семьи работают разные стабилизаторы. Общие дела: хозяйство, распределение функций, общий бюджет, общие дети, страх одиночества — это обычные стабилизаторы, которые естественно присутствуют в каждой семье. Внешняя макросистема — также неплохой стабилизатор, особенно в тех обществах, где общепризнана ценность брака, где одинокие женщины или одинокие мужчины воспринимаются как неудачники. Стабилизаторы выступают как важные факторы интеграции семьи. К стабилизаторам также можно отнести общее место проживания, общие материальные и духовные ценности, традиции и ритуалы, совместные занятия и развлечения, эмоциональные отношения между членами семьи и даже болезни и проблемы. Стабилизаторы бывают функциональными и дисфункциональными. В первом случае они способствуют удовлетворению потребностей семьи, во втором — препятствуют реализации ее функций.
Системный подход. Семья рассматривается как целостная система, в качестве основных ее характеристик выделяется структура семьи, распределение ролей, главенства и власти, границы семьи, правила коммуникации и повторяющиеся ее паттерны как причины семейных трудностей, которые прежде всего усматриваются в дисфунциональности семьи и разрешаются в реорганизации семейной системы.
Структура семьи — это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.
Супружеский холон. Началом существования семьи принято считать тот момент, когда объединяются двое взрослых, мужчина и женщина. Соглашение о создании семьи не теряет силы и в тех случаях, когда оно не оформлено юридически. Каждый из супругов должен отказаться от части своих идей и склонностей, теряя индивидуальность, но приобретая чувство принадлежности к семье. В ходе этого процесса формируется новая система. Одна из жизненно важных задач супружеской подсистемы — выработка границ, которые ограждают каждого из супругов, оставляя ему территорию, необходимую для удовлетворения собственных психологических потребностей без вмешательства родственников, детей и других членов семьи. Адекватность таких границ — один из важнейших аспектов жизнеспособности семейной структуры.
Сигнальная система первая — система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.
Сигнальная система вторая — система способов регуляциипсихической активности, связанная с речью.
Симпатическая нервная система — часть вегетативной нервной системы, включающая нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга; участвует в регуляции ряда функций организма: по ее волокнам проводятся импульсы, вызывающие повышение обмена веществ, учащение сердцебиений, сужение сосудов, расширение зрачков и др.
Симптом — внешний признак какого-либо явления.
Симультантные функции — одновременные функции.
Синапс (от греч. synopsis — соединение) — область контакта нейронов друг с другом и с клетками исполнительных органов. Между клетками имеется так называемая синаптическая щель, через которую возбуждение передается посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и др. способом (смешанный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4—20 тыс. синапсов, некоторые нейроны — только по одному.
Синдром — определенное сочетание признаков (симптомов), объединенных единым механизмом возникновения.
Синектика — процесс, в котором метафоры используются для того, чтобы сделать неизвестное хорошо знакомым, а общеизвестное — незнакомым.
Синкинезии — дополнительные движения, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
Сукцессивные функции — последовательные функции.
Тонкая моторика — способность выполнять точные движения малой амплитуды.
Трансгенерационный подход. Направлен на интеграцию идей психоанализа и теории систем. Единицей анализа выступает целостная семья, в которой отношения между супругами строятся в соответствии с семейными традициями родительской семьи и усвоенными в детстве моделями взаимодействия. Выбор партнера и построение отношений между супругами и родителей с детьми основывается там на механизме проекции чувств и ожиданий, сформировавшихся в прежних объектных отношениях с родителями, и попытке «подогнать» актуальные отношения в семье к интернализованным ранее моделям семейного поведения (Д. Фрамо). Принцип историзма в рамках трансгенерационного подхода является ключевым. Так, в качестве семейной системы рассматривается межпоколенная семья (М. Боуэн), а трудности семейного функционирования связываются с низким уровнем дифференциации и автономизации личности от семьи по рождению. Прошлые взаимоотношения оказывают влияние на текущую семейную динамику. Процессы дифференциации личности, триангуляции как формирования треугольника отношений и семейного проективного процесса, согласно теории Боуэна, определяют возникновение проблем семьи и открывают пути для их разрешения. Интерпретация и анализ переноса как ключевые техники трансгенерационного подхода свидетельствуют о том, что фокусирование на причинах трудностей семейной жизнедеятельности является важным его принципом.
Филогенез — эволюционное развитие человека.
Функциогенез — созревание психических функций.
Функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания. Родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.
Функционально-ролевая согласованность - динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость.
Функциональная асимметрия полушарий — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.
Функциональная система - объединение различных анализаторных систем для обеспечения какой-либо функции. Это морфофизиологическая основа ВПФ, совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов, которая обеспечивает их осуществление. А.Р.Лурия, характеризуя ВПФ как функциональные системы, отмечал, что особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, они многокомпонентны, т.е. включают целый набор афферентных и эфферентных звеньев. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.
Хаотическая семейная система - «имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе».
Холистическое обучение — целостный системный подход в обучении, отвергающий отвлеченное начало.
Холон сиблингов. Сиблинги образуют первую группу равных, в которую вступает ребенок. В этом контексте дети оказывают друг другу поддержку, получают удовольствие, нападают, избирают «козлов отпущения» и вообще учатся друг у друга. Они вырабатывают собственные стереотипы взаимодействий — ведения переговоров, сотрудничества и соперничества.
Экспрессивная речь — внешняя устная и письменная речь.
Экстраверсия (экстравертированность) — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив.
Элиминация — исчезновение.
Эмбриогенез — внутриутробное развитие плода.
Эмоциональная лабильность — импульсивное изменение тактики эмоционального реагирования.
Эмоциональный развод — разрушение иллюзий супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем.
Эфферентация — поток нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы к исполнительным органам (движение и речь).
Эфферентный (от лат. efferens — выносящий) — выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам: например, эфферентные, или центробежные, нервные волокна.
Эхолалия — повторение услышанных звуков.
Эхопраксии — подражательные движения.
Юридический развод — оформление разрыва отношений на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием в семейных отношениях партнеров все большего круга людей. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, отчуждение, могут возникать споры, суицидальные попытки, угрозы, стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 276.