Структурный и функциональный анализ Эго-состояний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структурный – как формируется,

Функциональный – функции.

1. Родительское Эго-состояние. Функции: 1. Забота 3Р+ (тепло, ласку, защиту); 2. Контроль КР+ (критика, оценка, контроль, как себя, так и других)

2. Взрослый. Функции: анализ информации.

3. Ребенок. Функции: 1. Свободный (ответственность).

Я не могу 1,2,3

Я должна 1,2,3

Я не должна 1,2,3

Я люблю 1,2,3

Я не люблю 1,2,3

Я боюсь 1,2,3

Я не боюсь 1,2,3

Для проработки фраз с «НЕ» - создать позитивные утверждения, не концентрироваться на негативе – в наше бессознательное не воспринимает частицу «НЕ».

 

(За игру, фантазию, влюбленность).

Адаптивный ребенок +_. + - это послушный, умеет приспосабливаться; _ - это бунт.

Закономерность: 1. Чем больше я умею проявлять заботы, тем больше у меня гибкости, креативности, свободы. 2. Чем больше развит контроль, тем больше развито послушание.

Синий – это ощущения другого человека, Красный – ощущение себя.

1. Что нужно, чтобы переходить из одного состояния в другое?

2. Для взаимоотношений рассмотреть свой профиль + профиль другого человека.

Структурный анализ:

Ребенок

Ребенок начинает накапливать ощущения и закладывать родительские послания с момента зачатия.

3
2
1

1. Телесное Я/соматический ребенок (тепло, еда, защита). Если эти потребности удовлетворены, то мир безопасен. Иначе – мир опасен.

2. Маленький профессор. Эмоционально-интуитивная стадия (1,5 года).

Первичные навыки. Начинают формироваться игры, т.е. каким надо быть, социализируется.

3. «Мистический» ребенок (до 1,5 – 7 лет). - Проходит сортировка эмоций; - первичная оценка окружающего мира; - первые ценности появляются здесь;

- идеализация родителей.

На этом этапе может сформироваться три мифа:

1. Очарование своим ребенком (ты лучше вех). Это формирует из ребенка, что он самый, самый. Формируется переворот (обратный эффект), он думает, что он никудышный, некрасивый (потому что общество не стало им восхищаться, как его родители). Потому что в детстве мышление крайностями(!).

2. Миф об умелости «я все могу». Столкнувшись с реальным миром и получив удар извне, он думает наоборот, что он ничего не умеет.

3. Миф о времени. Темы смерти. Если внушать бессмертие, не будет торопиться достигнуть чего-либо, кем-то становиться.

Регрессы :

1. Регресс до уровня соматического. Если говорит только о телесном. Резкое уменьшение словарного запаса.

2. Регресс до эмоциональности интуитивной. – безбашенное поведение, - креативное, - проявление эмоций негативного плана.

3. Регресс до мистического плана – чрезмерное обожание.

Взрослое состояние ни на что не делится.

 

6-7-12-14 лет.

Родитель

Усваиваются навыки приблизительно в 11-12 лет, половое созревание.

3
2
1

Родительские команды передаются на уровне чувств, не вербально, с эмоциями + и -.

1. Команда: не живи (сгинь, исчезни). Причины: нежеланная беременность (меня не хотели), попытки аборта, ребенок чувствует, что отягощает жизнь родителям. Ощущения: много работать, «хорошо, живи, но много работай, помогай мне». Проявление: выбирает опасные для жизни профессии.

2. Команда: не будь самим собой (невербальный смысл). Причины: не тот пол относительно ожиданий родителей; - синдром предков (когда называют в честь кого-то из родственников, человек может наследовать события жизни от предков, которые воспроизводятся по линии жизни, по линии рода).        А. Шутценбергер «Синдром предков».

3. -, ТЫ + (депрессивная, цепляется за другого) – проигрышная. Все будет ок, если ты будешь рядом, если есть ради кого.

4. Я -, ТЫ -. (суицидальная) Раннее родительское влияние. Команды родительские.

Родитель Ребенок Родитель
Р Р Р
В В В
Д Д Д

12.3. Анализ бессознательных процессов.

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд.

Есть утверждение, что каждому времени характерны свои неврозы. То, что люди подавляют в себе, это и уходит в невроз.

Психолог работает только по запросу и только добровольно и с адекватными людьми (без патологий).

 

Психодинамический подход-пдн (отвечает на вопрос -почему?) Феноменологический/ гуманистический/ клиентоориентированный Подход (отвечает на вопрос - как?) Когнитивно-поведенческий подход (отвечает на вопрос - что делать?)
     

 

· Психодинамический подход – в психологическом консультировании это динамика сознательных и бессознательных процессов. Психолог старается помочь клиенту осознать то, что скрыто от него, как-то сны, эмоциональные реакции, оговорки, грезы, фантазии, автоматические действия – все это сфера бессознательного. Например, таблица умножения. В некоторых случаях бессознательное зачастую помогает нам справиться с трудностями.

Главная задача психолога в этом подходе заключается в том, что клиент хочет понять, разобраться, что происходит, и получить ответ на вопрос «почему?».

Ид – это оно (Фрейд: «Где есть Ид, должно быть ЭГО»).

ЭГО – это Я

Супер Эго – это сверхЯ

Эго – это животные инстинкты, то, что человек не может контролировать.

Супер Эго – это сверхконтроль, воспитание наших родителей, морально-этические принципы, то, что должно быть.

Внутриличностные конфликты вызваны конфликтом между Эго и СуперЭГО, отсюда появляются неврозы.

Иначе это три понятия звучат: либидо, эрос, топатос.

Альфред Адлер выдвинул движущий мотив. По Адлеру, человеком движет стремление к власти и самоутверждению, отнюдь не инстинкт самосохранения и продолжения рода.

Помощь психолога состоит в том, чтобы помочь осознать не осознаваемое.

В правильности выбора метода сомневаться стоит. Не существует инструментов для однозначного доказательства. Один из методов – метод свободных ассоциаций.

С точки зрения классического психоанализа, нам мешает гиперконтроль. С помощью свободных ассоциаций мы можем выплеснуть напряжение.

По Юнгу это зовется:” метод словесных ассоциаций”.

Есть ключевые моменты, на которые человек реагирует.                                        С помощью словесных ассоциаций можно вывести человека на то, что его волнует.

Метод символдрамы. (автор - Х. Лейнер, немец)

Архитипические мотивы, которые помогают интерпретировать ассоциации. Рисунки, проектные зарисовки, перспективные тесты являются способом выражения бессознательного.

Из практики, предложить клиенту нарисовать дерево.

Дерево - это связь земли и неба.

Ствол – это символ витальности, жизнеустойчивости.

Ветви – это символ плодородия, щедрости, готовности делиться, жизнелюбия, продуктивности и гибкости.

Корни – это символ силы, ресурсоспособности, символ связи с семьей, традициями (отсюда выражения «смотреть в корень, в суть», явлется эмоциональной подпиткой от семьи).

Правильно задать клиенту вопрос, когда он закончил свой рисунок дерева: «Что вы испытываете, глядя на это растение? Что хотите сделать для него?»

Наклон рисунка налево – это уклон в бессознательное, направо – в осознанное.

Не нужно навязывать клиенту не его ощущения, например, «Почему у вас не так, как положено?».

ПДН – это глубинная психология.

При проективном методе используются рисуночные тесты как диагностика. Что бы мы не изображали, мы изображаем себя.

Проекция – это процесс, посредством которого человек приписывает собственные мысли и чувства другим людям или окружению. Все, что во мне, это то, как мы видим этот мир.

Механизм вытеснения или репрессия – мотивированное забывание. Человек забывает и вытесняет из сознания мысли и переживания, которые причиняют боль, неприятное.

Механизм замещения – переадресация наших импульсивных эмоций (раздражение, гнев) от более угрожающего к менее угрожающему объекту.

Рационализация – помогает справиться с фрустрацией (неспособность справиться с тревогой, сохраняя оценку на должном уровне).

Мы обычно находим ложные аргументы к тому, с чем не можем справиться (самооправдание).

Механизм отрицания – способность не видеть очевидное, когда человек отказывается видеть то, что произошло. Это первая реакция на стресс.

Метод регрессия – это возврат к детским моделям поведения. Человек эмоционально возвращается туда, в частности, в детство, где ему было хорошо. Человек принимает позу эмбриона, например, в случае тяжелого эмоционального расстройства. Грань защиты и тормоза – это важный аспект.

Методика идентификации – эдипальная стадия развития у мальчиков и стадия развития комплекса Электры у девочек (возраст 3-5 лет). Пример, мальчик идентифицирует себя с отцом. И чтобы заслужить внимание такой чудесной женщины, как мама, нужно устранить отца.

Желание подражать той личности, которую обожаешь.

Формирование самоидентичности – это вторая волна – в подростковом возрасте.

Человеку нужны поддержка, любовь, тепло, в этот период особенно.

Нюанс: человек идентифицирует себя с более сильной фигурой (допустим, стамбульский синдром – заложники), чтобы выжить.

Метод сублимация – это наиболее здоровая форма защитного механизма, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов и перевод своих вытесненных эмоций в социально приемлемые формы (например, агрессия – это спорт, военный, полиция; любовь, страсть – это стихи и т.п.

Первичные ранние защиты – архаические или «примитивные»: проективная идентификация, всемогущественный контроль, отрицание, обесценивание, расщепление Эго. Эти защиты действуют на границе между сознанием и реальностью, происходит отщепление чего-то внутреннего во что-то внешнее.

Вторичные защитные механизмы – вытеснение, изоляция, рационализация, идентификация, сублимация – действуют внутри человеческого сознания на границе сознательного и бессознательного.

Первичные защитные механизмы:

Примитивная изоляция - когда младенец перевозбужден или расстроен, он засыпает.

Отрицание - если я не признаю этого, значит, это не случилось. Реакция на смерть близкого человека: “Нет!”

Всемогущий контроль - для новорожденного мир и собственное “Я” составляют единое целое, источник всех событий воспринимается как внутренний. Потребность интерпретировать происходящее как обусловленное собственной неограниченной властью.

Идеализация (обесценивание) - примитивные фантазии о всемогуществе заботящегося лица. Постоянная смена партнера, так как предыдущий оказывается реальным человеком.

Проекция - маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей. Другим приписываются те качества, которые игнорируются у себя.

Интроекция - значимый близкий, к которому ребенок глубоко привязан интроецируется и его репрезентация внутри нас становится частью нашей идентичности. Если человек, образ которого мы интернализовали, умер, разлучен с нами или отвержен, мы чувствуем, что мы сами как-то уменьшились, какая-то часть нашего собственного “Я” умерла.

Проективная идентификация - бессознательная попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека.

Расщепление Эго - младенец еще не может отдавать себе отчет в том, что заботящиеся о нем люди обладают и хорошими, и плохими качествами, и с ними связаны как хорошие, так и плохие переживания.

Диссоциация - ребенок, с которым произошло непереносимое может научиться диссоциации как привычной реакции на стресс (множественная личность).

Вторичные защитные механизмы:

Вытеснение - процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями.

Регрессия - осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Ребенок соскальзывает к прежним привычкам (присущими более ранним стадиям развития), когда он устал или голоден.

Изоляция - уход от напряжение в другое психологическое состояние – фантазирование реальность не искажается, человек изолируется от нее.

Интеллектуализация - бессознательная попытка абстрагироваться от своих чувств, рассуждение об эмоциях, как о теоретических понятиях (разговор о чувствах).

Рационализация - попытка создать гармонию между желаемым и реальным положением вещей. Попытка объяснить поведение, необъяснимое с помощью объективного анализа ситуации, попытка оправдаться. Оправдание мыслей, чувств, поведения, которые на самом деле неприемлемы.

Аннулирование - бессознательная попытка уравновесить некое чувство (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которое «магическим образом» уничтожает это чувство (религиозные ритуалы).

Смещение - перенаправление драйва, эмоции, озабоченности чем-либо, или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты.

Реактивное образование - самый ранний возраст, когда у ребенка можно наблюдать этот процесс – 3-4 года. Если в семье появляется новорожденный и происходит оттеснение старшего ребенка, ему нужно иметь достаточную силу Эго, чтобы сдержать чувства ревности и гнева и обратить их в сознательное чувство любви к новорожденному. Преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие содержит в себе много общих трансакций. Стокгольмский синдром.

Идентификация - попытка стать похожим на другого человека, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких, и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека.

Отреагирование вовне - появилось в психоаналитической литературе при описании действий пациентов вне офиса, когда их поведение реализовывало чувства, направленные на аналитика, но которые пациент боялся испытывать или допустить в сознание, особенно в присутствии аналитика. То, что заставляет отреагировать вовне, не является ни плохим ни хорошим, но такова бессознательная и пугающая природа импульсов, толкающая человека к действию компульсивным, автоматическим образом, который отличает поведение при отреагировании вовне.

Сублимация - инстинктивные желания обретают силу влияния, благодаря обстоятельствам детства индивида; некоторые драйвы или конфликты приобретают особое значение и могут быть направлены на полезную созидательную деятельность. Здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам: во-первых, она благоприятствует конструктивному поведению, полезному для группы, во-вторых, она разряжает импульс вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое (например, как при реактивном формировании) или на противодействие ему противоположно направленной силой (отрицание, репрессия). Такая разрядка энергии считается положительной по своей сути: она позволяет человеческому организму поддерживать необходимый гомеостаз.

Гуманистический подход по своей сути не согласен с вышеизложенным. Творчество само по себе живет в человеке, а не является сублимацией.

Критерий зрелости человека – это экономическая, психологическая независимость, человек несет ответственность за свои поступки.

Вопросы к созданной проекции (например, дерево):

· Как это связано с твоей жизнью?

· Что это тебе напоминает? Сначала интерпретация от клиента.

· Чтобы ты хотел изменить на этом рисунке? Означает устремленность в будущее

· Как ты можешь заботиться о дереве? Читай:что ты хотел бы изменить бы изменить в своей жизни?.

· А какие изменения произойдут после проявления заботы об этом растении? Дать возможность клиенту дорисовать.

· Какие чувства ты испытываешь, глядя на свой рисунок?

· Как ты заполняешь пустоту?

Нужно видеть теневую сторону человека, чтобы обрести целостность.

Практический пример. В символдраме: «на опушке леса происходит встреча с неким существом. Существо – это Тень человека». Взаимодействие с тенью, вопросы к клиенту: как бы ты его накормил? Стоит приблизиться, пообщаться.

Состав супервизии:

· Первичное интервью: как представиться? Составить психологический профиль клиента.

· Определение запроса.

· Перевод запроса на психологически грамотный язык.

· Гипнозы.

· Стратегия дальнейшей работы.

Супервизор – это наставник, коуч. Супервизия бывает индивидуальная (ИС) и групповая(ГС).

ИС – от супервизора – это анализ, обратная связь, контрпереносы.

Подключаются либо личные переживания, либо технология процесса наставника.

ГС – обычно участвуют коллеги по тому же направлению психотерапии.

Можно провести супервизию своего клиента, его рисунков и т.п., после этого решать, как быть с этим клиентом. Все действия такого рода происходят только с разрешения клиента, в том числе использование материалов.

ГС – это супервизия, где мы видим реальную супервизию с клиентом эта услуга бесплатна.

Применяемые техники - это рефреминг, сократовский диалог, отношение.

На первой встрече следует задавать вопросы, уточняющие ситуацию в целом, расширенно. Например, «Что вы ожидаете от меня как от психолога?»

Верным является направление, которое позволяет упредить. Нужно подспудно задавать клиенту варианты психотерапии, как бы пробуя, на что он больше откликается. Клиент неосознанно выбирает удобный для него метод. Включается эмоциональный интеллект.

Рекомендуемая литература:

1. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

2. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите: «Здравствуйте». – М, 1984.

3. Берн Э. «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных», изд-во Поппури, 2006.

4. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Ред и послесловие Петровской Л.– М., 1993.

5 Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. – Томск, 1992.

6 Макаров В.В., Макарова Г.А. «Транзатктный анализ, восточная версия», М., Академический проект, Альма Матер, 2006.

7 Макаров В., Макарова Г., Игры в которые играют …. В России. Психологические игры новой России. – М.: Академический проект, 2004.

8 Малкина-Пых И. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. М.: Изд-во Эксмо. 2004

9 Стюарт Ян, Джойс Вэнн «Современный транзатктный анализ», СПб, Социально-психологический центр, 1996.

10 Шутценбергер А. «Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы», М., Изд-во Института Психотерапии, 2001.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.