АРТ-МЕТОДЫ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И БИЗНЕСЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хочется сразу отметить, что любовь к искусству и арт-терапия- это не одно и то же.

Арт-терапия –не директивный метод, это экологичный метод терапии, однако, может быть бесполезным для определенного круга личностей. Акцептуанты, например, эпилиптоидный тип личности, любят порядок, четкость, ясность, рассудительность. Если он понимает и доверяет психотерапевту, то очень часто соблюдает субординацию, составляет отчеты, делает домашние задания. Только на таком этапе, когда ему объяснено, что ему это поможет, т.е. не будет находится в конфликте со его чувствами (ведь это человек – мысль), можно предлагать и арт-терапию.

Для мыслительного типа, логиков правильнее начинать общение не с арт-терапии. Также существует художественный тип личности (определение по Павлову), для которого арт-терапия в чистом виде не подходит как метод лечения. Истероидный тип личности тоже не подходит под арт-терапию, но допускается лечение в комплексе. Арт-терапия может быть в комплексе с любыми другими методами психотерапии.

АРТ – терапия бывает активная и пассивная.

Активная – это когда вы предлагаете человеку выразить себя, т.е. идет самовыражение через рисунок, танец, музыкальное произведение, рассказ. Такой подход затрагивает глубинные мотивы человека.

Все, что человек делает не по шаблону, является продуктом творческой деятельности конкретного человека (не другого). Это и есть проявление бессознательного в человеке.

Пассивная форма – это, когда воздействие на человека происходит извне. Человек сидит в кресле, терапевт, проведя предварительный диагностический опрос, воздействует на человека посредством либо музыки, либо книги и т.п. Иными словами, действия производит терапевт.

    К примеру, психотерапевт читает историю, которая очень подходит к истории клиента. Возникает созвучность, идентификация – «Я такой же, как этот герой». Становятся очевидны варианты выхода из имеющейся ситуации. Предлагается по-новому пережить свой собственный опыт. Это оказывает целительное воздействие посредством Арт-терапии.

В таком случае можно подключать и инструмент из техник НЛП: если это может человек, похожий на меня, значит могу и я.

Все методы пересекаются. Мне решения этой проблемы подвластны. Человек сам создает свои проблемы, сам же и способен решить их. Просто в сознании человека пробел, он закрыт от внутренних ресурсов пока. Терапевт помогает открыть путь к внутренним ресурсам. Задачей психолога является во всех случаях грамотно сопровождать клиента. В беседе с клиентом присутствует тема сократовского диалога.

Мышление метафорично и образно даже у логиков, и не у логиков тоже, просто в большей или в меньшей степени.

А вот, например, сказка-терапия – это метафора, имеет терапевтический эффект, попадает в нужный момент. Один из этапов для интеграции личности.

Варианты (виды) Арт-Терапии (активные и пассивные):

· Рисуночная

· Имаготерапия или имаго-образ – это терапия образами. Предлагается представить образ, личность трансформируется в соответствии с его желаниями. Сначала мы воображаем желаемое, а потом запускаем в реальность. Табу: психотерапевту нельзя предлагать свои образы. Клиент придумывает их сам. Терапевт предлагает мостик между придуманным образом и воплощением в реальность. Отталкиваемся от своей жизни, вспоминаем, что это техника из НЛП - рефреминг. Применяем метафоры, меняем и дополняем образ.

Идеомоторный феномен (феномен – явление, идео- идея, моторный – движение) означает следующее: закрыть глаза, представить в правой руке тяжесть, в левой ничего. И тогда правая рука, хоть на 1 мм, но опуститься.

Идеосенсорный феномен – в таком случае представляем, что режем лимон, во рту происходит активное слюноотделение.

Это и есть трансовые техники, эриксоновский гипноз, НЛП, то есть сначала представить, а потом запустить реальность. Представление человека будет запускать реальные действия. Без реальных действий представление– это полумеры, «маниловщина».

· Игровая терапия. Данная техника полезна не только для детей, в каждом взрослом человеке живет внутренний ребенок, все корни из детства. В основе психоанализа тот же ассоциативный метод: драматерапия, психодрама, ролевые игры.

· Маска- терапия основывается на том, что в каждом из нас есть архетип – маски. В процессе терапии проявляем разные типы своей личности.

· Драматерапия позволяет осознать свои психологические роли, посредством которых мы взаимодействуем с окружающим миром.

· Фототерапия

· Песочная терапия.

В арт-терапии нет интерпретации. Это принципиально важное отличие от психоанализа. Задача не дать диагноз состояния, а помочь ему выйти из этого состояния. Отталкиваться следует от того, как видит себя клиент, он может представлять себя хоть точкой на рисунке, тогда слова психотерапевта: «Давай придумаем историю про точку».

Песочница – это метафора нашей жизни, бортики – это рамка в жизни, песок – это символ вечности, метафора детства. С одной стороны, песок – это вечность, с другой стороны – его легко разрушить (все преходяще). Включается уровень коллективного бессознательного. 

· Данстерапия. Наши эмоции отражаются в движении. Прекрасный метод для раскрепощения.

· Музкотерапия – это самый короткий путь к сознанию человека, его душе. Слова не всегда бывают уместны.

· Библиотерапия - это терапия чтением. Психотерапевт предлагает клиенту читать ту литературу, которая созвучна данному человеку.

Лидером по видам Арт-терапии является рисуночная терапия.

Ниже на практическом примере приведем перечень вопросов психотерапевта к клиенту.

Делаем рисунок «Практический психолог».

Вопросы преподавателя к рисунку ученика:

- если бы это был не ваш рисунок, то какие чувства сейчас вы испытываете, глядя на рисунок?

- для вас это приятно?

- что вы видите на этом рисунке?

- если бы на это рисунке были не вы, то где вы?

- что делает этот персонаж?

- как он слушает?

- второй персонаж какие чувства испытывает?

- что можно сделать, чтобы второй персонаж узнал что-то новое о себе?

- чем отличается один персонаж от другого?

- почему мы считаем, что это и есть практический психолог?

- что еще делает практического психолога вдумчивым человеком, если судить по рисунку?

- а что можно было бы дополнить в рисунок, чтобы сразу было понятно, что персонаж уже обладает этим знаниями, опытом?

- если все это дополнить, представьте завершенную картинку, насколько комфортно гостю? Что-то изменилось у гостя?

- на ваш взгляд, после наших обсуждений что-то новое появилось в представлении у вас, что такое практический психолог?

- что именно?

- чтобы уравновесить ситуацию?

- как я воспринимаю себя в……?

Арт-терапия – это регрессивная техника, мы все родом из детства.

· Составление коллажа. Человек вырезает картинки из журналов и т.п. и наклеивает их на чистый лист. Это есть метафора изменения, т.е. «Я беру и из частей составляю нечто целое». Коллаж можно дорисовать и доклеить, создать целостную картину своего бытия.

· Работа с пластилином. Здесь используются конверты с эмоциями. При работе с пластилином нет деления на плохое и хорошее, т.е. чувства и т.п., это чувства, на которые мы имеем право.

Пластилин – это то, что может трансформироваться, подключается ресурс изменений:

- как из полюса тревоги перейти в полюс благоговения?

- как вы видите?

- переделывать тревогу (пластилин) в благоговение через промежуточную фигурку

- что делаем со второй фигуркой?

У человека есть возможность оставить фигурку в исходном положении. Имеется образ, через него учимся и ищем ответ на вопрос как взять тревогу под контроль?

· Проективные карты

· Фототерапия. В данном случае это может быть не только фото людей, но и фото пейзажей.

Практический пример.

При наличии личных фото, а личные фото - это переживания из детства-, берем фото из детства, в качестве клиента студентка по имени Светлана. У нее в руках 3 фотографии: одна детская фотография и две фотографии, где Светлана постарше.

Вопросы к Светлане.

- к какой фото хочется обратиться из 3-х?

- если бы вы были маленькой девочкой, то какие чувства вы испытываете?

- что еще испытываете по отношению к ней?

- а девочка какие чувства испытывает, когда мама прикасается к ней (пофантазируйте)?

- что можно/нужно сделать, чтобы у девочки появилось доверие? (принять)

- а как?

- а она (мама) просто играла, не воспитывала еще?

- а что меняется, когда приживает мама?

- т.е. можно делать просто чаще?

- а как это называется, каким словом?

- девочка росла и выросла (второе фото). Девочка та же или другая? (старше)

- и что происходит сейчас?

- что сейчас может взрослая Света сделать по отношению к той маленькой девочке?

- просто представь, что изменилось?

- вы обращаетесь к этой маленькой девочке, можете дать ей тепло, а повзрослевшей девочке, ей что? Чувство легкости?

- тепло с чем ассоциируется? (мамины руки, запах или что-то еще)

- это ощущение, что я не одинока?

- в те моменты, когда будет появляться ситуация, можно представить эту комнату с людьми?

- легкость- это выдох или вдох?

- где это можно сделать? Когда?

- что хочется сказать этой маленькой девочке после всего? Пожелать?

- давай так и скажем. Услышала девочка? Что хочется сказать более маленькой? Только называй по имени, когда обращаешься к ней.

- Верит девочка этим словам? Малышей не обмануть.

Обращаться к фото и желать следует только по имени. Как известно, от 0 и до 1 года у ребенка формируется базальное доверие к миру.

- Сейчас вы - Света, сегодня, заканчиваем.

Психотерапевт пытается помочь внутреннему родителю повлиять на внутреннего ребенка. У клиента происходит внутри диалог с самим собой, обращается к себе маленькому на фото.

Нейролингвистическое программирование – это линия жизни. Во время сеанса психотерапевт медленно возвращает клиента в прошлое. Дойдя до нужной точки, следует отойти на дистанцию и посмотреть со стороны.

Полезно договориться с самим собой.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 310.